Уржумская Земля
прошлое и настоящее
Меню сайта
Категории раздела
Агропром, сельское хозяйство [117]
Археология [19]
Великая Отечественная война [135]
Военачальники, генералы [38]
Военная служба [16]
Военные истории [16]
Возвращение имён [27]
Генеалогия [6]
Георгиевские кавалеры [1]
Герои Советского Союза [31]
Герои Социалистического Труда [2]
Годы жизни Кировской искры [32]
Годы революции и гражданской войны [60]
Горячие точки [22]
Госслужба [43]
День в истории [0]
Депутаты Государственной Думы [5]
Дети войны [44]
Иностранцы в Уржуме [20]
Интересные люди, увлечения [70]
Исторические, заповедные и памятные места [0]
Исторические справки [46]
История, легенды народов, вера [22]
Комсомольская жизнь [6]
Краеведение и краеведы [40]
Культура и искусство [308]
Лесное хозяйство [25]
Медицина [77]
Монастыри, церкви, часовни [46]
Музеи [41]
Некрополь, некрополистика [5]
Образование [196]
Правопорядок, спецслужбы [90]
Православная страница [127]
Политика [10]
Политические лидеры [232]
Почётные граждане Уржума [38]
Почётные граждане Уржумского района [13]
Почта, марки, открытки [18]
Приют, Детские дома [4]
Промыслы, ремёсла [40]
Промышленность, производство, передовики [87]
Революционеры [20]
Реки, озёра, пруды и родники [23]
Сельские поселения [225]
Список лиц, погребенных при церкви [32]
Спорт, туризм [65]
Судьбы [215]
Топонимика, ономастика [9]
Торговля, ярмарки [10]
Транспорт, дороги [13]
Уржум в прошлом [42]
Уржум в настоящем [23]
Уржум - улицы и дома [11]
Уржумские корни [5]
Уржумский уезд [45]
Учёные, инженеры, конструктора [101]
Флора и фауна, природа [11]
Разное [0]
[0]
[0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Как офицер стал живописцем
Как офицер стал живописцем
 

В.А. Попов.

У каждого художника своя манера письма, которая вырабатывается с годами, причём, узнаваемая почти во всех работах, не зависимо от того натюрморт это или пейзаж. У самодеятельного уржумского художника В.А. Попова тоже сформировался свой стиль.

Увлекаться рисунком Владимир Попов начал ещё в школе. Вместе с одноклассниками он ходил на занятия в изостудию, которую организовал в районном Доме культуры Иван Ефимович Веприков. Она дала многим молодым дарованиям путёвку в жизнь, в большое самостоятельное творчество. Вместе с друзьями ученик в течение трёх лет постигал основы композиции и цвета, отрабатывал навыки владения карандашом и кистью, выходил на этюды и рисовал в студии. О результатах той кропотливой работы наставника судите сами, оба однокашника-студийца - Н.Н. Карташов и В.А. Попов, впоследствии стали художниками. Правда, Владимир Агафонович шёл к этому более долгим и окольным путём.

Военная служба и живопись. Что их объединяет? Офицер-топограф, отдавший служению Родине 26 лет, и художник-любитель с более чем десятилетним стажем. Всё это один человек. Он нашёл в себе выдержку, упорство, стремление в течение многих лет идти к заветной цели. И он её добился.

К сожалению, творческое увлечение в 1966 году юноше пришлось прервать на несколько лет. Владимир Попов поступил в Ленинградское военное топографическое училище. А разве в казарме возможно заниматься чем-то посторонним? Военная наука на некоторое время взяла верх. Но курсант в увольнительные не раз ходил в художественные музеи. Он не просто созерцал работы великих русских и зарубежных мастеров, но и пытался понять технику и манеру письма маслом, подмечал образы, запоминал композицию. В нём постоянно боролись два «я». Одно со строгими воинскими уставами, дисциплиной и точными науками. А второе желало заниматься рисунком и живописью, находить в окружающем мире достойные запечатления сюжеты и переносить их на холст или картон. На этом этапе первое «я» победило. Зато на втором они почти уровняли свои шансы.

Через три года обучения лейтенант Попов получил диплом об окончании учебного заведения и специальность «Техник-геодезист». В армии не спрашивают: хочешь ты или нет. Существуют слово «надо», на что офицер должен отвечать строго по Уставу: «Есть». Поэтому последующие пять лет он провёл на Дальнем Востоке нашей необъятной страны. Амурская и Еврейская автономная области, Хабаровский и Приморский край, Камчатка - вот география мест его служебной деятельности.

В свободное от службы время Попов начал понемногу возобновлять занятия живописью. В основном писал этюды. Вспоминал старые уроки, до чего-то доходил сам. Вдохновителем его самодеятельного творчества стал профессиональный художник Александр Иванович Веприков, с которым ходили вместе на занятия в изостудию. Он как бы взял шефство над начинающим художником. Сначала выслал ему этюдник, а затем начал регулярно по почте снабжать красками, кистями, картонами и холстами, писал обстоятельные письма с советами и рекомендациями.

У Владимира Попова стало неплохо получаться писать маслом. В основном это были пейзажи. А природа в тех краях была просто замечательной, сама просилась на холст. До сих пор он вспоминает свои выходы на этюды с восторгом. К сожалению, на память о тех годах осталось немного работ, часть раздарил, другие потерялись с постоянными переездами военного.

Но через некоторое время краски и кисти пришлось на несколько лет спрятать в этюдник. В.А. Попов поступил в Московскую военно-инженерную академию. А после таких длительных перерывов браться за любимое увлечение гораздо труднее, ведь что-то забывалось, да и руку нужно было «набивать» вновь.

Вот прошли долгие четыре года учёбы, и, получив специальность астронома-геодезиста, В.А. Попов отправляется на новое место несения службы. Им стал космодром «Плесецк». Там подполковником он и закончил свой послужной список. Уволившись на пенсию, работал в Кирове. А в 1997 году решил уединиться с семьёй в тихом местечке и уехал в родной Уржумский район, в ещё тогда более менее жилую Немду.

Поселившись в забытом Богом посёлке, он отдыхал от суетной городской жизни. Изумительная природа как бы исподволь подталкивала его к творчеству. Она зажгла в художнике-самоучке мечту, воодушевила и вдохновила. В нём снова проснулось желание писать картины с натуры. Это были немдинские леса и луга, река Вятка с её притоками, тихие утренние зори и незабываемые вечера.

Творчество в любом деле - это своего рода прозрение, умение видеть в обычном необычное. Вот она наша вятская простая природа. Нет здесь высоких гор и бурных речек, бьющей в берег морской волны и бескрайних степей. Но всё равно и здесь можно найти ту красоту, которая сама попросится на холст. Мастеру нужно только проявить всё своё умение, чтобы реалистично перенести на полотно утреннюю туманную дымку над лесным озером или разноцветье ранней осени, заметённую луговину с торчащими из снега пожухлыми сухими травинками или неспешно пробуждающуюся от зимнего сна опушку елового леса.

И снова рядом с самодеятельным художником был его давний друг и наставник А.И. Веприков. Он приезжал на свою немдинскую дачу на этюды. Жил иногда и летом, и осенью. Занятия, начатые с В.А. Поповым ещё в Кирове, продолжал уже на натуре. Творческая деятельность отставного офицера становилась более постоянной и успешной.

Вместе с Веприковым выезжал на пленэр и имеющий большую известность московский художник, академик живописи Олег Ардимасов.

- Две недели я с ним просидел под одной палаткой, - говорит В.А. Попов. - Тогда он хорошо меня понатаскал. Немало я узнал нового. А главное, он всегда был рядом и подсказывал, давал советы. Учил видеть в наброске или эскизе уже готовую работу, своё будущее творение. Не скупился и на похвалы, если видел, что у меня что-то удаётся.

Вот так по крохам и нарабатывал мастерство Владимир Агафонович. Только в 2000 году, когда стал участвовать в районных выставках, он посчитал себя состоявшимся самодеятельным художником.

Без зрителей нет смысла в работе живописца, его произведения искусства должны видеть и ценить сограждане. Без сомнения, на выставке автор испытывает гордость за представленные свои лучшие работы. Тут доброта мастера как бы переходит к любителям искусства, которые пришли посмотреть на его картины. И для художника, и для посетителей выставки - это настоящий праздник. Свидетельством тому становится книга отзывов. Вот строки одного из них:
«У Владимира Агафоновича очень интересные работы. Смотришь на них и понимаешь, как нужно любить свой город. Картины очень самобытные и отличаются от других, представленных на выставке. Это огромный плюс. Я бы так написать не смогла. Да, пожалуй, никто не смог бы вот так, нигде не учась специально столь сложному делу. А Вы можете! И это здорово, и заслуживает уважения!» Это написала несколько лет назад Мария Рязанова. Сейчас она выпускница Вятского художественного училища.

Свои работы художник пишет не для продажи, а для души, для того, чтобы и уржумцы порадовались за красоту мест, какие он живописует на картинах, которых, к сожалению, рождается не так много. Но Владимир Агафонович не гонится за их количеством или славой. Создаёт в основном пейзажи. Они небольшого формата. Пока выступает с ними как бы на вторых ролях, дополняя и разнообразя своими работами экспозицию более маститых мастеров кисти. Но, думаю, что мы всё-таки доживём до большой персональной выставки художника Попова.

С 2005 года у него почти на четыре года снова творческий перерыв. Купив на окраине Уржума домишко, он долгое время, как говорится, доводил его до ума. Занялся капитальным ремонтом, переделкой самого дома, построил гараж, баню, небольшую художественную мастерскую, теплицу.

Попов подтянут, чувствуется офицерская выправка, а ведь уже больше 20 лет на пенсии. Седина припорошила волосы, но глаза по-прежнему зорки и веселы. Несмотря на годы, настроение остаётся боевым и приподнятым. Сейчас, когда по хозяйству всё основное сделано, он ещё сможет создать много хороших картин, порадовать своих земляков новыми пейзажами. Отслужив четверть века в армии, он почему-то не пишет картин на военные темы. Более дорога и мила ему наша уржумская сторонка. Сейчас в творчестве он отдаёт предпочтение городскому пейзажу. Из времён года больше нравится писать зиму и весну. Наверное, художника привлекает присущая им голубизна неба, неяркость красок, размытость очертаний дальних планов.

Уржумцы и гости города, наверное, помнят прошлогоднюю весеннюю выставку живописи в музейно-выставочном центре. Тогда Владимир Агафонович всех «заморозил» своими зимними холстами. Их было более двадцати. Зато, какой это был контраст к остальным картинам!

Спокойное, тихое и морозное утро. Голубое небо. Над городом лиловая дымка и бело-серые дымы, подсвеченные розовыми лучами встающего солнца. Берёзы застыли в серебряной канители кружев. Это наш Уржум. Запечатлён он с юго-запада к центру. По воле художника город лишён столбов и проводов линий электропередач, да и нет на картине урбанизации последних десятилетий, только небольшие дома, из труб которых вьются дымки, и сараи с баньками, а вдалеке - Троицкий собор и бывшая Казанская церковь. Лишь одна труба газовой котельной выбрасывает в небо столб серо-розового пара. «Дымы России» - так назвал автор своё произведение.

 

В.А. Попов. Дымы России.

На большинстве живописных работ, где Владимир Агафонович изображает город, именно Троицкий собор является центром картины. Он - главное здание в городе, и самая важная деталь в его произведениях. В различные времена года, которые изображает Попов, наша достопримечательность то частично скрыта зданиями или деревьями, то отражается в водной глади Уржумки, то во всей своей красе возносится куполами в сине-голубое небо.
 

В.А. Попов. В зеркале вод.

Особенно выигрышно храм смотрится именно зимой или летом, когда отчетливо выделяется красными кирпичными стенами на фоне заметённых снегом крыш других более низких зданий города или зелени почти всё скрывающих деревьев. На холстах художника город выглядит каким-то по-домашнему уютным, небольшим и неброским.
 

В.А. Попов. Уржум.

Попов приверженец реалистической действительности в искусстве, старается ничего не придумывать и не добавлять в картине, пишет то, что видит. Но он не просто пунктуально переносит на холст строения и растительность, он старается передать то состояние природы и времени года, которое чувствует в настоящий момент, которым хочет поделиться и со зрителем.

Учиться, как считает В.А. Попов, никогда не поздно, и в пятьдесят, и в шестьдесят лет. Тем более учиться у своего земляка, у замечательного художника Александра Ивановича Веприкова. Приезжая в Уржум из Кирова, он даёт ему иногда по три-четыре раза в году мастер-классы на этюдах. Не скупится и на советы по доработке уже почти готовых картин. Лишь после того как искушённые зрители и свои собратья-художники оценят твоё творчество положительно, назовут его более совершенным, только тогда можно сказать, что ты стал настоящим художником.

В декабре прошедшего года В.А. Попов отметил свой 65-летний юбилей. Отметил участием в очередной выставке, которая называлась «Зима» и проходила в Уржумском музейно-выставочном центре. Были среди других и новые картины самодеятельного художника, ведь именно в это период у него больше свободного времени для творчества. А кто ещё не успел познакомиться с живописными работами уржумских мастеров, добро пожаловать на улицу Кирова города Уржума, в дом N° 70. Место для записей в книге отзывов ещё осталось...

Владимир Шеин
u. Уржум
Источник: Уржумский епархиальный вестник, № 4 апрель 2014 года
Категория: Культура и искусство | Добавил: Георгич (28.11.2017)
Просмотров: 491 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта