Как мальчики организовали духовой оркестр
По воспоминаниям своего отца краевед Н.Б. Пентина подготовила в январе 1967 г. очерк о духовом оркестре мальчиков в Уржуме, который так и не был опубликован. Приводим эти мемуары в сокращении.
«Организатором и руководителем-дирижёром этого оркестра был Виктор Медведев, который учился в реальном училище в Елабуге. Летом 1903 г. он организовал из мальчиков балалаечный оркестр (6 человек). Летом 1904 г. (тогда ему было 17 лет) он сделал мне новое предложение: «Давай играть на духовых инструментах».
Инструментов было достаточно для небольшого оркестра. Начали сыгриваться в садике Медведевых. Ивану Березину Виктор поручил играть на 1-м корнете, С. Авдееву – на 2-м, мне достался тромбон, Виктор играл на теноре. В течение лета 1904 г. в оркестр прибыло ещё 5 человек. И мы выступали в городском саду, в аудитории после спектаклей, на танцах, на вечерах в клубе. (Аудиторией в Уржуме называлось здание, принадлежащее Уржумскому благотворительному обществу, в котором происходили спектакли, концерты, маскарады и т.д.) За наши выступления нам платили примерно 5 рублей. Деньги нам были нужны на выкуп духовых инструментов, приобретение новых и нот. Виктор получал деньги и расходовал их сам в пользу оркестра. Никогда не возникал вопрос о контроле, он был всей душой предан оркестру. Осенью оркестр умолкал, музыканты уезжали на учение.
Осенью 1904 г. я получил от Виктора письмо: нужно было ввести в оркестр флейту, и он просил меня выучиться играть на флейте. Павел Жак должен был выучиться играть на кларнете. На зимние каникулы некоторые участники оркестра приезжали в Уржум. Оркестр возобновился в составе 6 или 7 человек. Мы опять играли на вечерах в аудитории и в клубе. Оркестр уже завоевал популярность: мы были приглашены играть в сельцо Ашлань на свадьбе В.С. Депрейса. Для переезда в Ашлань нам была подана лошадь, запряжённая в розвальни.
Все мы были учащиеся мальчики 15-18 лет, все любили поездки в лодках, рыбную ловлю. В то время в г. Вятка был хороший лодочный мастер. Заказали «музыкантский» ялик на 12 человек с четырьмя парами гребных вёсел. Ялик стоил 40 рублей – по тем временам это были большие деньги. Он был выслан на пароходе в начале лета 1905 г. На нём мы совершали довольно частые поездки по реке Уржумке с оркестром и без оркестра. Нам было лестно показать большую скорость ялика: он обгонял не только все лодки, но и единственный на Уржумке торговый катер.
Мы играли пьесы, которые обычно играет духовой оркестр на гуляньях, танцах и т.д.: вальсы, марши, бальные танцы – польки, мазурки, падеспань, падекатр, кадриль. Вспоминаю названия некоторых вальсов: «Дунайские волны» (Штрауса), «Лесная сказка», «Сон жизни», «Тёплый ветер», военные марши.
Летом 1905 г. наш оркестр находился на вершине «кривой» своей жизни. И вот появились осложнения: Иван Березин ушёл из оркестра. Он был бедным человеком и искал в оркестре заработка. Ему действительно уделялась некоторая сумма (остальные не нуждались в заработке), но платить ему прожиточный минимум оркестр не мог.
В 1906 году неожиданно оркестр ещё раз поднялся во мнении общества на большую высоту: 30 июня оркестр выехал в Малмыж, чтобы дать там концерт. Прошедшей зимой я научился играть на мандолине. Возникла мысль включить в программу концерта дуэт на двух мандолинах с аккомпанементом рояля.
Конечно, концерт был слабым. Малмыжане отнеслись к нам очень приветливо, аплодировали нам, но, вероятно, ценили больше всего нашу смелость и энтузиазм, доставившие скучающим горожанам развлечение. Сбор дал нам за вычетом расходов приблизительно рублей тридцать, чем мы были очень довольны.
На следующий день мы выехали на пароходе в Турек. Там мы потребовали по телеграфу три пары лошадей, чтобы доставить нас в Уржум. Это стоило нам приблизительно 5-6 рублей. При поездке на концерт мы не имели денег и до Турека (17 км) шли пешком, а наши инструменты были привезены на телеге. Возвращением в Уржум на трёх парах лошадей мы показывали успех концерта в Малмыже.
По-прежнему мы играли на вечерах, катались на ялике, но молодого задора, энтузиазма уже не было. 1907 год не дал нового подъёма. Появилось какое-то недовольство. Что вызвало его – трудно сказать. Может быть, это была просто усталость после порыва. Стали говорить о ликвидации оркестра. Со временем предполагалось его возобновить. Ликвидация оказалась очень простым делом: ялик продали, заплатили остатки долгов. Каждый получил в собственность тот инструмент, на котором играл. Но восстановить оркестр не удалось: В. Медведев умер в 1908 году от чахотки.
Наш оркестр показал, что коллектив даже юных мальчишек может сделать доброе дело, лишь бы нашёлся энергичный, талантливый руководитель.
В двадцатых годах в Уржуме была создана оперная группа из местных певцов. Организатором её был энтузиаст А.В. Новиков. Были поставлены оперы «Борис Годунов», «Фауст», «Демон». Не был ли для А.В. Новикова пример оркестра мальчиков дополнительным импульсом в трудном деле организации оперы в г. Уржуме?»
Источник: «КИРОВСКАЯ ИСКРА» № 3, 21 января 2023 г. |