Ярополов Владимир Филиппович
(1876–1937)
В.Ф. Ярополов
Писатель и публицист В. Ф. Ярополов родился 17 января 18761 года в городе Вятке в семье небогатых обывателей. Отец был николаевским солдатом из крестьян. Мать – из купеческого сословия. В возрасте двух месяцев вместе с семьёй он переехал в Уржум, где прошли его детские, отроческие и юношеские годы. Родители рано умерли, и он жил у тётки. Пользуясь некоторой бесконтрольностью, много времени мальчишкой проводил в лесу и на реке, в лугах и полях, которым он стал как сын родной. Эти детские впечатления отложились в памяти подростка на всю жизнь.
В своих воспоминаниях Владимир Филиппович пишет, что воспитывался не только родными ему людьми, но и природой нашего Уржумского края. Живописные виды рек, озёр и девственного леса, запечатлелись в его душе как сказочно-красивые, геройски-сильные и таинственные картины. Именно их он часто вспоминал и много позже воспевал в произведениях, посвященных своей Отчизне.
В стихотворении «Тоска по родине» автор пишет именно об уржумской земле, ставшей ему родной.
Люблю тебя я, край суровый,
Люблю тебя я, край родной,
Твои поля, твой бор сосновый,
Глухую рамень2 в летний зной.
Люблю лугов простор широкий,
Туман реки, огонь костра,
Бурлаков крик с плотов далёкий
И небо бледное утра.
В детстве В. Ф. Ярополов много читал, причём без особого выбора, всё, что попадалось под руку. Из иностранных авторов перечёл от Майн Рида и до Виктора Гюго. Из русских классиков – всех от Фонвизина до Льва Толстого. Одновременно следил за развитием мысли и сюжета в произведении, за выработкой слога, эпитетов и сравнений. Обращал внимание на построение текста, предвидя, что это может понадобиться ему в дальнейшем.
Народное творчество он полюбил ещё с юных лет, когда с большим интересом прислушивался к народным песням, сказкам, легендам, «преданьям старины глубокой», рассказанными окружающими его людьми. Их он запоминал, чтобы через много лет опубликовать в своих статьях. Как няня у А. С. Пушкина, у В. Ф. Ярополова тоже был свой рассказчик из народа. «Простой деревенский сторож Тимофей, с которым я познакомился на восьмом году, дал мне значительно больше, чем я почерпнул из ста прочитанных мною книг, – вспоминал Владимир Филиппович. – Сказитель сказок и былин, Тимофей, оказавший громадное влияние на моё литературное развитие, был доброй души человек и обладал несомненным талантом красноречия, являясь живым проводником народного творчества».
У будущего писателя зарождалось сильное желание записать и сохранить эти драгоценные перлы как памятники народного творчества. Но у юноши ничего не получалось. Опыт сочинительства пришёл позднее, только с возрастом. Обладая хорошей памятью и чуткостью к восприятию, даже спустя много лет, он смог воспроизвести то многое, что услышал в детстве.
Первые литературные произведения В. Ф. Ярополова были опубликованы в 1905 году в журнале «Детский друг». Это были вятские сказания и черемисские (марийские) сказки. Начинал свою творческую деятельность Владимир Филиппович под псевдонимом Николай Ельников. Затем он печатается в газетах и журналах «Игрушечка», «Детский мир», «Красные зори», «Вокруг света», «Русский архив», «Друг детей», «Маяк», «Копейка», «Мирок», «Юная Россия», «Исторический вестник», «Народная мысль», «Дело и потеха», «Газета для детей и юношества», в литературном сборнике «К свету» и некоторых других периодических изданиях, выходивших из печати в первой трети прошлого века.
Рассказы «Страничка из жизни моего приятеля Мишки Топтыгина» с иллюстрациями художника Петрова (издательство Горбунова-Посадова, 1910) и «Маленький рыболов» (издательство Ступина) вошли в отдельно выпущенные книжечки для детей и юношества.
Он написал немало сказаний, былин, многие из которых посвящены вятской земле и были опубликованы. Среди них «Укшуйники», «О праведном и неправедном царях», «В царстве Севера», «Лестница», «Вековые хлебные клади».
В издательстве Академии художеств СССР в 1963 году вышла книга Ивана Павлова «Жизнь русского гравёра». В ней, в частности, рассказывается о встрече автора с нашим земляком:
«В Торжке мне пришлось быть зимой. Там жил мой приятель – краевед Ярополов…
Ярополов вообще давно пописывал. Зная, что я работаю у Сытина, он предложил послушать его «Северные сказки» – глубоко поэтический и интересный материал, собранный им в Вятке. Сказания имели политическую окраску, но мне удалось их протащить в сытинский журнал «Друг детей». Это были сказания о ряде северных городов, поданные в своеобразном литературном жанре. Один номер журнала из-за ярополовских сказаний был изъят цензурой».
За эту публикацию 1905 года В. Ф. Ярополов впал в немилость и на три года был сослан в Вологодскую губернию, а после «отбытия наказания» ещё некоторое время находился под надзором полиции.
В Уржуме Владимир Ярополов, окончив приходское училище, получил начальное образование, но много читал, занимался самоподготовкой, поэтому позже экстерном сдал экзамены на звание учителя начальной школы. Впоследствии в Москве приобрёл специальность техника-строителя. Обучаясь в Строгановском училище живописи, ваяния и зодчества (Москва), окончил курс у художника В. М. Башкирова и получил профессию учителя рисования.
В 1904 году Ярополов женился и переехал в Москву на постоянное место жительства. Параллельно с занятиями в среднем техническом строительном училище он совмещал работу на строительстве школы. В те же годы наш земляк увлекается фотографией, которая стала не только его пристрастием, но и давала дополнительный заработок, так как не каждый житель дореволюционной России мог позволить себе иметь в личном пользовании достаточно дорогостоящий фотоаппарат и принадлежности для печати фотоснимков.
В начале первой мировой войны Ярополов как неблагонадёжный был выслан из Москвы и стал работать в Торжке земским статистом.
После революции 1917 года Владимир Филиппович был назначен инструктором по охране памятников искусства и старины по Новоторжскому уезду (Тверская губерния, центр уезда – город Торжок). С целью сохранения дворянской материальной культуры и родовых архивов В. Ф. Ярополов обследовал дворянские усадьбы уезда и отправлял в Тверь и в Торжок имущество и документы, которые считал особо ценными, проводил археологические исследования и составил карту курганов Новоторжского уезда. К ней прилагались чертежи, тексты легенд, различные предметы, собранные Ярополовым.
В начале 1920-х годов на основе коллекций, вывезенных из дворянских усадеб, в Торжке было создано 2 музея: художественный и музей местного края, которые по ценности собраний, по оснащённости и уровню специалистов были лучшими в губернии. Владимир Филиппович совмещал должности инспектора и научного сотрудника в музее местного края. Этому способствовало ещё одно образование неутомимого труженика – курсы по музееведению, которые он успешно окончил.
В 1924 году музеи по требованию губернского комитета были объединены в один, из 5 штатных сотрудников оставили одного. Наш земляк, оказавшись без работы, уехал в Кашин, где нашёл место заведующего местным историко-археологическим музеем.
В 1928 году В. Ф. Ярополов переехал в Подольск. Там как краевед он продолжал работать над книгой по истории Торжка, материалы для которой собирал несколько лет. В его архиве было много фотографий и открыток с видами этого города. В 1924–1925 годах, используя их, наш земляк создал 25 графических работ с видами Торжка, которые долгое время так и не были напечатаны где-либо. Впервые они экспонировались на I Московской областной выставке картин самодеятельных художников. Сейчас они хранятся в Государственном историческом музее (Москва). Но их копии можно увидеть в книге историка и краеведа И. А. Бочкарёвой «Торжок в путевых заметках и мемуарах»3.
Ирина Александровна в частности пишет:
«… Ярополов редко рисовал памятники архитектуры, которые обыкновенно попадали в объектив фотоаппарата, хотя и для них художник непременно находил свой ракурс, порой из глубины двора, когда хорошо знакомый ансамбль воспринимался совершенно своеобразно. В центре его внимания оказывалось то, что скрывалось за фасадами построек: старые дворы, склады, солодовни, круподёрни, кузницы. Всё это интересовало его как художника-этнографа, понимавшего невосполнимость уходящей материальной культуры русской провинции, которая складывалась во времени, наслаивалась, несла в себе вековые традиции и теперь была на грани исчезновения. Время неумолимо – многое из запечатлённого художником не сохранилось, но эти «прекрасные пережитки прошлого» дошли до нас в рисунках Владимира Ярополова».
Остаётся только по-хорошему позавидовать тому, что сделал наш земляк для города, в котором прожил всего несколько лет, и радоваться, что в Уржуме делают это художники, ежегодно приезжающие на Васнецовские пленэры. Гостям нашего города нравится изображать на картонах и холстах не только старинные купеческие особняки центральных улиц, но и небольшие дворы с хлевушками и баньками, сараями и навесами, чего не встретишь сейчас в больших городах.
Скончался В. Ф. Ярополов в 1937 году.
_____
1 Другие издания указывают датой рождения В. Ф. Ярополова 1870 год.
2 Рамень – темнохвойный равнинный большей частью густой лес из ели и пихты, в котором всегда прохладно и влажно.
3 Торжок в путевых заметках и мемуарах / Всерос. ист.-этнограф. музей (г. Торжок); Сост. И. А. Бочкарева. – Торжок, Тверь: Твер. обл. тип., 2002.
Источник: Шеин В.Ю. Уржумская земля, как ты прекрасна! [Текст] – 4-е изд., испр., доп. и дораб. – Киров, ООО ВЕСИ, 2020. – 808 с.: ил.; 21 л. ил. на цв. вкл. |