«Я всё время в поиске»
В конце июля в наш район приезжал московский искусствовед Анатолий Алексеевич Панченко. Анатолий Алексеевич - автор альбома-каталога «Иконы и кресты Кузнецкого края». Сейчас он ездит по Кировской области, собирая материалы для новой книги; заехал он и в наш город. Несмотря на занятость, искусствовед согласился дать «Кировской искре» небольшое интервью.
А.А. Панченко родился 19 февраля 1956 года в городе Сталинске (сейчас – Новокузнецк). Закончил Новокузнецкий государственный педагогический институт по специальности «Биология-география». В студенческие годы занимался наукой в области охотоведения. После института работал промысловиком в охотничьем хозяйстве. За время работы собрал богатый материал по фауне Кузбасса, написал несколько научных и популярных статей, книгу по охотоведению. Затем работал в городском культурном центре, возглавлял Новокузнецкий художественный музей. Получил второе высшее образование по специальности «Искусствоведение». В настоящее время живет в Москве.
- Коллекционированием я увлекся лет 40 назад, когда еще работал промысловиком, - рассказывает Анатолий Алексеевич. - Прочитал в газете статью о том, что открыта филателистическая выставка на тему «Охота и охрана природы». Я пришел, посмотрел, меня это тронуло, и я начал собирать почтовые марки. До сих пор у меня хранятся несколько альбомов марок по фауне европейской, Советского Союза, России. Постепенно познакомился с коллекционерами, в том числе с теми, кто собирает иконы. Понемногу начал собирать медную литую пластику. Так специалисты называют мелкое литье из меди - кресты, иконы, складни. За эти годы собрал большой материал, который лег в основу книги «Иконы и кресты Кузнецкого края». Книга была издана в 2010 году. Хочу сказать, что российские и даже зарубежные специалисты встретили ее очень хорошо. Губернатор Кемеровской области Аман Гумирович Тулеев отметил это событие, вручив мне золотой знак «Почетный работник культуры Кузбасса».
- Какова цель вашей нынешней экспедиции?
- Я общаюсь с очень крупными коллекционерами, которые собирают литье. В их коллекциях по несколько сотен предметов. Но все эти коллекции - лишь малая толика того, что бытовало раньше. В пластике было множество сюжетов, много разновидностей. Это такой благодатный пласт, который можно собирать всю жизнь и не соберешь. Потому что это массовое литье, которое лили везде. Были центры, где это делали на высоком профессиональном уровне, в частности, в Поморье и в Москве, но и в провинции тоже отливали иконы.
Вот, у вас литьем занимался Лука Арефьевич Гребнев, имел в Старой Тушке свою мастерскую. Эта тема мало изучена, и я решил заняться ею более глубоко. В прошлом году я приезжал в Киров, поработал в художественном и краеведческом музеях. Изучил статьи вятских кировских краеведов. Побывал я и в Малмыже. В этом году посетил Нолинск, Пиляндыш, Большой Рой, Шурму, Русский Турек, Куженерку и Сосновку (Чекалки). В Старой Тушке познакомился с экспозицией музея Л.А. Гребнева, заведующая которого Ленура Нурулловна Сафина помогла мне в сборе материала о литейной мастерской Гребнева. Большую помощь мне оказали музейные работники районов и главы администраций сельских поселений. Пользуюсь случаем, выражаю им глубокую благодарность.
Текстовая часть книги большей частью уже готова. Осталось только написать о том, где я здесь был, что делал и вставить иллюстративный материал. Книга будет готова, думаю, в сентябре-октябре. Свой труд я назвал «Мастерская Л.А. Гребнева. Медная литая пластика в Вятской губернии». В ней будет показана пластика во всем многообразии, которое встречается по сей день в Уржумском, Малмыжском и Нолинском районах Кировской области. Но акцент будет на гребневском литье.
- Почему именно Гребнев, и как вы о нем узнали, ведь он просто один из многих провинциальных мастеров?
- Прежде всего — неясность. В Кирове иногда продают иконы, утверждая, что это работы Гребнева. А на самом деле они не имеют к Гребневу никакого отношения, обычные фальшивки. Да и в Москве иногда коллекционеры продают «новоделы», выдавая их за гребневские работы. То есть никто не знает, а какой он Гребнев, что он делал и как. Необходимо внести ясность. А как узнал? Прочитал статью искусствоведа Н.П. Мартыновой в сборнике, посвященном медной пластике. В.К. Семибратов тоже выпустил замечательную книгу о Гребневе.
- После того, как выйдет книга, собираетесь ли работать над другими книгами?
- Да, мною уже сейчас готовится большой двухтомник под названием «Материалы по бытованию медного литья в России XVI – начале XX веков», который будет существенным источником информации по меднолитой пластике. Первая часть - текстовая. Там будет в том числе глава по торговле иконами. Люди об этом знают очень мало, а у нас на Нижегородской ярмарке ежегодно продавались сотни пудов меднолитых изделий, много везли в Сибирь. Написана глава, посвященная мастерским. Вот, например, село Красное в Костромской губернии, центр ювелирного промысла. В прошлом году мы привезли оттуда фотографию мастера, который оставил еще и эпистолярное наследие, как отливать кресты и т.д., отсняли его работы. Еще в книге будет материал, посвященный поморской погребальной традиции. Будет глава о коллекционерах столичных и провинциальных городов, которые внесли вклад в науку по данной теме. Во втором томе — документы, письма и так далее. Собирая материал для этой книги, мы с супругой много ездили по Московской области. Общались с коллекционерами, познакомились со всеми музейными собраниями Московской области. Например, в Переславле-Залесском мы отсняли параман, это своего рода пряжка, на которой крепился монашеский плат. По легенде он принадлежал сестре Петра Первого. Мы вообще много ездим, половину России объехали.
- Наверное, это трудно – быть постоянно в пути?
- Нет, я же все время в поиске. Это работа в архивах и библиотеках. Мне интересно что-то сделать. У меня все предки по жизни были активны. Мой прадед приехал из Харьковской губернии в степной Алтай в XIX веке с пятью сыновьями и котомкой за плечами. И на этой земле они создали крепкое хозяйство. Все труженики. Моей маме 94 года, более 50 лет трудового стажа. Моя бабушка Лукерья в 90 с лишним лет еще собирала ягоды-грибы, помогала своим детям. Мне через год будет семьдесят лет, но сидеть на скамеечке, как это делают некоторые пенсионеры – не для меня. Жена Татьяна сейчас в отпуске, ездит со мной по стране. Нам бы у речки посидеть. Вот даже котелки есть в машине, газовая горелка, удочки, спиннинг. Но мы уже второй год их возим в багажнике, но ни разу удочки не закинули, хотя и были на красивой реке Вятке. Некогда, работа - это главное!
С. КОРОСТЕЛЁВ
На фото: А.А. Панченко;
икона литья Л. Гребнева
Л.А. ГРЕБНЕВ родился в д. Дергачи в семье крестьян-старообрядцев, входивших в беспоповский толк федосеевского согласия, отличавшегося от других неприятием брачного обряда. Ещё с 1870-х гг. ведут свое происхождение на уржумской земле старообрядческие тайные типографии.
Л.А. Гребнев в 1899 г. начал в Дергачах издание книг, которые якобы «напечатаны в типографии Почаевской». Первый оттиск сошел со станка 20 декабря 1899 г. Оригиналами для Л.А. Гребнева служили рукописные и старопечатные (дониконовские) книги богатой библиотеки, собранной в его доме. Среди более 200 книг у него были Острожская Библия и Псалтырь с Часословцем. Помимо типографского ремесла, Л.А. Гребнев первым из земляков пробует силы в фотографии.
Источник: «КИРОВСКАЯ ИСКРА» № 34. 24 августа 2024 г. |