Уржумская Земля
прошлое и настоящее
Меню сайта
Категории раздела
Агропром, сельское хозяйство [117]
Археология [19]
Великая Отечественная война [138]
Военачальники, генералы [38]
Военная служба [17]
Военные истории [16]
Возвращение имён [27]
Генеалогия [6]
Георгиевские кавалеры [2]
Герои Советского Союза [31]
Герои Социалистического Труда [2]
Годы жизни Кировской искры [33]
Годы революции и гражданской войны [60]
Горячие точки [22]
Госслужба [46]
День в истории [0]
Депутаты Государственной Думы [5]
Дети войны [47]
Иностранцы в Уржуме [21]
Интересные люди, увлечения [70]
Исторические, заповедные и памятные места [0]
Исторические справки [46]
История, легенды народов, вера [23]
Комсомольская жизнь [6]
Краеведение и краеведы [41]
Культура и искусство [314]
Лесное хозяйство [25]
Медицина [78]
Монастыри, церкви, часовни [52]
Музеи [47]
Некрополь, некрополистика [5]
Образование [205]
Правопорядок, спецслужбы [96]
Православная страница [127]
Политика [10]
Политические лидеры [233]
Почётные граждане Уржума [43]
Почётные граждане Уржумского района [16]
Почта, марки, открытки [18]
Приют, Детские дома [4]
Промыслы, ремёсла [40]
Промышленность, производство, передовики [89]
Революционеры [20]
Реки, озёра, пруды и родники [23]
Сельские поселения [226]
Список лиц, погребенных при церкви [32]
Спорт, туризм [68]
Судьбы [219]
Топонимика, ономастика [9]
Торговля, ярмарки [12]
Транспорт, дороги [13]
Уржум в прошлом [47]
Уржум в настоящем [24]
Уржум - улицы и дома [11]
Уржумские корни [5]
Уржумский уезд [45]
Учёные, инженеры, конструктора [101]
Флора и фауна, природа [11]
Разное [0]
[0]
[0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Я всё время в поиске
«Я всё время в поиске»

В конце июля в наш район приезжал московский ис­кусствовед Анатолий Алексеевич Панченко. Анатолий Алексеевич - автор альбома-каталога «Иконы и кресты Кузнецкого края». Сейчас он ездит по Кировской обла­сти, собирая материалы для новой книги; заехал он и в наш город. Несмотря на занятость, искусствовед со­гласился дать «Кировской искре» небольшое интервью.


А.А. Панченко родился 19 февраля 1956 года в городе Ста­линске (сейчас – Новокузнецк). Закончил Новокузнецкий госу­дарственный педагогический институт по специальности «Биология-география». В сту­денческие годы занимался нау­кой в области охотоведения. По­сле института работал промыс­ловиком в охотничьем хозяйстве. За время работы собрал бога­тый материал по фауне Кузбас­са, написал несколько научных и популярных статей, книгу по охотоведению. Затем работал в городском культурном центре, возглавлял Новокузнецкий ху­дожественный музей. Получил второе высшее образование по специальности «Искусствове­дение». В настоящее время жи­вет в Москве.
- Коллекционированием я увлекся лет 40 назад, когда еще работал промысловиком, - рас­сказывает Анатолий Алексее­вич. - Прочитал в газете статью о том, что открыта филателисти­ческая выставка на тему «Охота и охрана природы». Я пришел, посмотрел, меня это тронуло, и я начал собирать почтовые мар­ки. До сих пор у меня хранятся несколько альбомов марок по фауне европейской, Советского Союза, России. Постепенно по­знакомился с коллекционерами, в том числе с теми, кто собира­ет иконы. Понемногу начал со­бирать медную литую пласти­ку. Так специалисты называют мелкое литье из меди - кресты, иконы, складни. За эти годы со­брал большой материал, кото­рый лег в основу книги «Ико­ны и кресты Кузнецкого края». Книга была издана в 2010 году. Хочу сказать, что российские и даже зарубежные специалисты встретили ее очень хорошо. Гу­бернатор Кемеровской области Аман Гумирович Тулеев отме­тил это событие, вручив мне зо­лотой знак «Почетный работник культуры Кузбасса».
- Какова цель вашей ны­нешней экспедиции?
- Я общаюсь с очень крупны­ми коллекционерами, которые собирают литье. В их коллекци­ях по несколько сотен предме­тов. Но все эти коллекции - лишь малая толика того, что бытовало раньше. В пластике было множе­ство сюжетов, много разновид­ностей. Это такой благодатный пласт, который можно собирать всю жизнь и не соберешь. Пото­му что это массовое литье, ко­торое лили везде. Были центры, где это делали на высоком про­фессиональном уровне, в част­ности, в Поморье и в Москве, но и в провинции тоже отлива­ли иконы.
Вот, у вас литьем занимался Лука Арефьевич Гребнев, имел в Старой Тушке свою мастер­скую. Эта тема мало изучена, и я решил заняться ею более глу­боко. В прошлом году я приез­жал в Киров, поработал в худо­жественном и краеведческом му­зеях. Изучил статьи вятских ки­ровских краеведов. Побывал я и в Малмыже. В этом году посе­тил Нолинск, Пиляндыш, Боль­шой Рой, Шурму, Русский Ту­рек, Куженерку и Сосновку (Че­калки). В Старой Тушке познако­мился с экспозицией музея Л.А. Гребнева, заведующая которого Ленура Нурулловна Сафина по­могла мне в сборе материала о литейной мастерской Гребнева. Большую помощь мне оказали музейные работники районов и главы администраций сельских поселений. Пользуюсь случа­ем, выражаю им глубокую благодарность.
Текстовая часть книги боль­шей частью уже готова. Оста­лось только написать о том, где я здесь был, что делал и вста­вить иллюстративный матери­ал. Книга будет готова, думаю, в сентябре-октябре. Свой труд я назвал «Мастерская Л.А. Греб­нева. Медная литая пластика в Вятской губернии». В ней будет показана пластика во всем мно­гообразии, которое встречается по сей день в Уржумском, Мал­мыжском и Нолинском районах Кировской области. Но акцент будет на гребневском литье.

 
- Почему именно Гребнев, и как вы о нем узнали, ведь он просто один из многих провин­циальных мастеров?
- Прежде всего — неясность. В Кирове иногда продают ико­ны, утверж­дая, что это работы Греб­нева. А на самом деле они не имеют к Гребневу никакого отноше­ния, обычные фальшивки. Да и в Москве иногда коллекционе­ры продают «новоделы», выда­вая их за гребневские работы. То есть никто не знает, а какой он Гребнев, что он делал и как. Необходимо внести ясность. А как узнал? Прочитал статью ис­кусствоведа Н.П. Мартыновой в сборнике, посвященном медной пластике. В.К. Семибратов тоже выпустил замечательную книгу о Гребневе.
- После того, как выйдет книга, собираетесь ли рабо­тать над другими книгами?
- Да, мною уже сейчас гото­вится большой двухтомник под названием «Материалы по бы­тованию медного литья в Рос­сии XVI – начале XX веков», ко­торый будет существенным ис­точником информации по мед­нолитой пластике. Первая часть - текстовая. Там будет в том числе глава по торговле икона­ми. Люди об этом знают очень мало, а у нас на Нижегородской ярмарке ежегодно продавались сотни пудов меднолитых изде­лий, много везли в Сибирь. На­писана глава, посвященная ма­стерским. Вот, например, село Красное в Костромской губер­нии, центр ювелирного промыс­ла. В прошлом году мы привез­ли оттуда фотографию мастера, который оставил еще и эписто­лярное наследие, как отливать кресты и т.д., отсняли его рабо­ты. Еще в книге будет материал, посвященный поморской погре­бальной традиции. Будет глава о коллекционерах столичных и провинциальных городов, кото­рые внесли вклад в науку по дан­ной теме. Во втором томе — до­кументы, письма и так далее. Со­бирая материал для этой книги, мы с супругой много ездили по Московской области. Общались с коллекционерами, познакоми­лись со всеми музейными собра­ниями Московской области. На­пример, в Переславле-Залесском мы отсняли параман, это своего рода пряжка, на которой крепил­ся монашеский плат. По легенде он принадлежал сестре Петра Первого. Мы вообще много ез­дим, половину России объехали.
- Наверное, это трудно – быть постоянно в пути?
- Нет, я же все время в по­иске. Это работа в архивах и библиотеках. Мне интересно что-то сделать. У меня все пред­ки по жизни были активны. Мой прадед приехал из Харьковской губернии в степной Алтай в XIX веке с пятью сыновьями и ко­томкой за плечами. И на этой земле они создали крепкое хо­зяйство. Все труженики. Моей маме 94 года, более 50 лет тру­дового стажа. Моя бабушка Лу­керья в 90 с лишним лет еще со­бирала ягоды-грибы, помогала своим детям. Мне через год бу­дет семьдесят лет, но сидеть на скамеечке, как это делают неко­торые пенсионеры – не для меня. Жена Татьяна сейчас в отпуске, ездит со мной по стране. Нам бы у речки посидеть. Вот даже ко­телки есть в машине, газовая го­релка, удочки, спиннинг. Но мы уже второй год их возим в ба­гажнике, но ни разу удочки не закинули, хотя и были на краси­вой реке Вятке. Некогда, рабо­та - это главное!
С. КОРОСТЕЛЁВ
На фото: А.А. Панченко;
икона литья Л. Гребнева

Л.А. ГРЕБНЕВ родился в д. Дергачи в семье крестьян-старообрядцев, входивших в беспоповский толк федосеевского согласия, отличавшегося от других неприятием брачно­го обряда. Ещё с 1870-х гг. ведут свое проис­хождение на уржумской земле старообрядче­ские тайные типографии.

 
Л.А. Гребнев в 1899 г. начал в Дергачах из­дание книг, которые якобы «напечатаны в ти­пографии Почаевской». Первый оттиск сошел со станка 20 декабря 1899 г. Оригиналами для Л.А. Гребнева служили рукописные и старопе­чатные (дониконовские) книги богатой библи­отеки, собранной в его доме. Среди более 200 книг у него были Острожская Библия и Псал­тырь с Часословцем. Помимо типографско­го ремесла, Л.А. Гребнев первым из земляков пробует силы в фотографии.

Источник: «КИРОВСКАЯ ИСКРА» № 34. 24 августа 2024 г.
Категория: Культура и искусство | Добавил: Георгич (23.08.2024)
Просмотров: 54 | Теги: иконы, культура, Уржум, Гребнев | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта