Гужавин Михаил Маркелович
Гужавин, Михаил Маркелович, 1927 г. Ленинград.
У своей картины "В дебрях Урала" снимок красной Панорамы
Родился он 20 октября (1 ноября) 1888 года в деревне Гужавино Шурминской волости Уржумского уезда в семье крестьянина, скончался 25 ноября 1931 года в Ленинграде. Даты рождения и смерти М. М. Гужавина в разных изданиях и справочниках приводятся различные, вплоть до того, что художник скончался в 1929 году, хотя некоторые его работы датированы 1930 годом. В каталоге произведений Государственного Русского музея (том первый) указаны годы жизни 17(29).02.1888–12.01.1931. В данной статье даты жизни взяты из «Энциклопедии земли Вятской», т. 6. Киров. 1996 г.
Его отец, Маркел Семёнович Гужавин (1861–после 1930), - священник, служил в храмах сёл Шурма, Русский Турек, Лопьял, Козьмодемьянское Уржумского уезда Вятской губернии и в Свято-Троицком соборе города Уржума, рукоположен в сан священника в 1913 году, начинал служить в церкви села Шурма.
Михаил обучался в иконописной мастерской, в Петербургской рисовальной школе Общества поощрения художников, в Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры при Императорской академии художеств (1911 - 1917) в классе у академика, профессора пейзажной живописи Н. Н. Дубовского. Молодой уржумский художник старался не упускать ничего из уроков наставника, много занимался самостоятельно и добился того, о чём мечтал с детства: стал профессиональным художником, мастером.
За пейзаж «Тихая ночь» в 1917 году М. М. Гужавин получил звание художника и право на заграничное пенсионерство, что являлось необходимым для продолжения образования и совершенствования знаний и умений, полученных в Академии. Пенсионер (также пансионер) – в XVIII – начале XX вв. ученик, окончивший курс в Императорской академии художеств в России и получающий содержание (пенсион) на время дополнительного совершенствования мастерства (как правило, за границей). В пенсионеры попадали лучшие из лучших выпускников из числа окончивших курс в Академии с Большой золотой медалью. Но он не предается творчеству где-нибудь во Франции или Италии, а остается в России.
В начале 1920-х годов Михаил Гужавин жил на Полтавщине. Есть сведения, что белогвардейцы приговорили его к расстрелу, но он счастливо избежал печальной участи.
И, несмотря на все трудности Гражданской войны, продолжал заниматься творчеством. В г. Полтаве организовал мастерскую, в которой с 1922 по 1924 год трудился сам и обучал местных художников, организовывал выставки их работ.
Гужавин Михаил Маркелович (1888-1931)
“Полтава”, 1922 год.
24,1х35 см, Бум., гр. кар.
Михаил Маркелович и сам участник многих выставок. Он экспонировал свои работы на Весенних выставках в залах Императорской академии художеств (с 1911 года, с перерывами), на выставках Товарищества передвижников, Общины художников (1917, 1925), Общества художников имени А. И. Куинджи (1918, 1926 - 1930).
Писал он в основном природу и городские, сельские виды, продолжая в своем творчестве традиции лирического пейзажа. Современники отзывались о нём как о серьёзном, вдумчивом пейзажисте реалистического направления. Особенно остро художник чувствовал северную зиму. Взять, к примеру, картину “Тихая лунная ночь”. На тёмном небосводе сверкают звёзды. Под ними далеко-далеко, на самой линии горизонта, изображено спящее село. Домишки засыпаны по самые крыши снегом, и лишь церковь, как ночной воин-караульщик, возвышается над ними, оберегает их покой. В село через мрачный еловый лес ведёт дорога. Тихо вокруг, морозно. Спят и люди, и природа.
Писал наш земляк лирические камерные (небольшого размера) пейзажи, жанровые картины, в том числе “На задворках”, “Тихий вечер” (1911), “Ярмарка в Вятской губернии”, “На Севере” (1912), “Весна в Петербурге” (1914), “После наводнения” (1915), “Весна”, “Ночь” (1917), “Сумерки” (1918), “На реке” (1922), “Крым” (1925, серия), “Васильки в цветущем льне” (1929), “За околицей деревни” (1930). Несколько небольших работ М. М. Гужавина есть и в коллекции живописи Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге. Это такие произведения художника, как “Вечер. Ранний снег”, “Зима”, “Полдень” и “Ранняя весна”. Все они написаны в первом десятилетии прошедшего века. Причём три картины переданы в музей семьёй учителя Гужавина - Н. Н. Дубовского.
Некоторые работы нашего земляка находятся в собраниях картин в региональных музеях (Краснодарский художественный музей, Днепропетровский государственный художественный музей), в частных коллекциях. Несколько десятков работ Михаила Маркеловича представлены на страницах электронных аукционов в Интернете.
За свою творческую деятельность Михаил Маркелович был отмечен премией братьев И.И. и С.И. Ендогуровых “За картину достойнейшему из пейзажистов”, которая вручалась художникам, окончившим курс Высшего художественного училища живописи, скульптуры и архитектуры при академии, за лучшие произведения пейзажной живописи.
Учреждена она была в 1899 году и считалась одной из самых престижных и материально значимых в то время. Также наш земляк был награждён и премией художника-пейзажиста, благотворителя А. И. Куинджи.
Советский живописец А. А. Рылов, как и М. М. Гужавин, живший и работавший в Петербурге - Петрограде - Ленинграде, вспоминал о своём земляке-вятчанине так: “Писал хорошие этюды с прекрасной формой и свежими красками. Картины любил с эффектным освещением. В его живописи чувствовалась резкость, свойственная его большой и нервной натуре”.
Мы, земляки художника Гужавина, рады каждому новому факту его малоизвестной биографии. Вот один из них. В журнале “МВ-Культура” (№ 8, август, 1999) была опубликована статья В. Дылдина о коллекции произведений искусства семьи Каменских в Суксунском заводе Пермской губернии.
Владимир Александрович пишет, что история России XVIII - начала ХХ в. знает немало примеров частного коллекционирования. Например, благотворителей Строгановых, Третьяковых, Морозовых. К ним можно причислить и уральских промышленников Каменских. Иван Григорьевич и его жена Лидия Николаевна собрали выдающуюся по составу художественную коллекцию. Наиболее ценная её часть находилась в Суксунском заводе. В ней были представлены картины известных художников Англии, Франции, Фландрии, Голландии, Италии и России XVI - начала ХХ века, “...всего 1000 вещей. Фарфор, бронза, майолика”. Среди наших соотечественников значится и “Гужавин Мих. Марк. 16 этюдов и 4 рисунка, театральные декорации”.
После революции 1917 года коллекция бесследно исчезла. Все попытки найти ее оказались напрасными.
Оказывается, М. М. Гужавин, который при советской власти работал в Русском музее, был причастен не только к пополнению её, но и к поискам этих произведений искусства, поскольку много знал о них.
Одна из работ уроженца Уржумского уезда, известного российского живописца и графика Михаила Маркеловича Гужавина (1888 - 1931), картины которого есть в Русском музее в Санкт-Петербурге, так и называется - “Пейзаж с рекой и церковью”.
Пейзаж с рекой и церковью
1923 г., картон на фанере, масло. 35,7 х 27
В 1928 году директор Пермского музея Н. Н. Серебренников получил интересное письмо. Художник М. М. Гужавин сообщал ему о своем былом знакомстве с Каменскими и о тех картинах, которые видел у них дома, перечислял авторов и их работы. Выписки из письма завершаются словами: “Из сообщения художника Мих. Марк. Гужавина, учившегося на средства Каменских и проживавшего летом в их Суксунском имении”.
Получается, Каменские не только приобретали произведения искусства, но и занимались благотворительностью, помогали молодым талантливым художникам из бедных семей. Скорее всего, Гужавин, по возрасту годившийся Каменским в сыновья, познакомился с меценатами на почве любви к искусству, что позволяло ему в дальнейшем поддерживать с ними дружеские отношения.
Данных о том, что Михаил Маркелович приезжал на уржумскую землю, не сохранилось. Но среди работ, выставленных на одном из интернет-аукционов, числится небольшой пейзаж “Вид на реку Вятку сквозь заросли иван-чая”. Датирован он 1930 годом.
Слева внизу подпись и дата: «М. Гужавин. 1930 г.».
На оборотной стороне в верхней части выставочный номер и надпись:
«№9. – М. Гужавин-/ 1930 г./ Вид на реку Вятку сквозь/ заросли Иван Чая.».
1930 г. Фанера, масло 35,7 х 47,2 см
На переднем плане автор изобразил пурпурно-розовые метёлки иван-чая, за ними, под горой, на берегу реки, церквушку или часовню. Но мы видим только её купола. Храм не похож ни на один из уржумских. Далее - плёс реки с жёлтыми песчаными берегами, кусты ивняка, за которыми темнеет лес. Картина природы знакома тем, кто хоть раз выезжал на главную реку нашей области.
Возможно, незадолго до смерти художник посетил Вятский край, в том числе и свою родину. И запечатлел увиденное.
Многие могут признать в запечатленной природе дорогие сердцу места. А вятскому человеку хочется более точных указаний на вятскость, как, например, в его же картинах “Вид на Вятку-реку сквозь заросли иван-чая” или “Ярмарка в Вятской губернии”. Но сведений о жизни и творчестве художника-земляка, к сожалению, очень мало...
Владимир ШЕИН
Член Союза журналистов России.
г. Уржум Кировской области.
М.М. Гужавин. ОСЕНЬ ЗОЛОТАЯ. 1917 г.
Картон на оргалите, масло. 54,5х80,2 см. |