Уржумская Земля
прошлое и настоящее
Меню сайта
Категории раздела
Агропром, сельское хозяйство [119]
Археология [20]
Великая Отечественная война [143]
Военачальники, генералы [38]
Военная служба [17]
Военные истории [16]
Возвращение имён [29]
Генеалогия [6]
Георгиевские кавалеры [3]
Герои Советского Союза [32]
Герои Социалистического Труда [2]
Годы жизни Кировской искры [34]
Годы революции и гражданской войны [60]
Горячие точки [22]
Госслужба [46]
День в истории [12]
Депутаты Государственной Думы [5]
Дети войны [49]
Иностранцы в Уржуме [21]
Интересные люди, увлечения [71]
Исторические, заповедные и памятные места [0]
Исторические справки [53]
История, легенды народов, вера [26]
Комсомольская жизнь [6]
Краеведение и краеведы [42]
Культура и искусство [319]
Лесное хозяйство [25]
Медицина [80]
Монастыри, церкви, часовни [53]
Музеи [48]
Некрополь, некрополистика [5]
Образование [213]
Правопорядок, спецслужбы [133]
Православная страница [128]
Политика [10]
Политические лидеры [234]
Почётные граждане Уржума [44]
Почётные граждане Уржумского района [17]
Почта, марки, открытки [19]
Приют, Детские дома [5]
Промыслы, ремёсла [43]
Промышленность, производство, передовики [91]
Революционеры [22]
Реки, озёра, пруды и родники [24]
Сельские поселения [228]
Список лиц, погребенных при церкви [32]
Спорт, туризм [68]
Судьбы [222]
Топонимика, ономастика [9]
Торговля, ярмарки [13]
Транспорт, дороги [13]
Уржум в прошлом [50]
Уржум в настоящем [27]
Уржум - улицы и дома [11]
Уржумские корни [5]
Уржумский уезд [45]
Учёные, инженеры, конструктора [102]
Флора и фауна, природа [12]
Разное [0]
[0]
[0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

«Гагарам чайкю не хоца»

«Гагарам чайкю не хоца», -
услыхал бы самурай по пути из Маримудзую в Бэруму

В краеведческий отдел районной библиотеки поступила интереснейшая книга, с дарственной надписью автора, нашего земляка: Семибратов В.К. Вятка как этнокультурный феномен российской провинции.

Автор даёт шуточный фольклорный портрет вятского: «свистопляс», «слепород», «на полу сидит и не падает», «щи лаптем хлебает», «на пень наедет и кричит отворачивай» и т. п.

Но нам, уржумским, обижаться на этот древний стёб не приходится. Мы-то ведь не вятские. В.К. Семибратов опирается на данные выдающегося советского этнографа академика Д.К. Зеленина (тоже вятского родом). Вятские в собственном смысле слова, с вятским говором и вятским фольклором - это жители бывших Вятского, Нолинского, Орловского, Котельнического и южной части Слободского уездов.

Фразу «Уржумским чаю не хочется» вятские произносили так, как она вынесена в заголовок. В Яранском же уезде говор был нижегородским, на востоке области с Малмыжем и в Кайском крае - пермским. В Уржумском уезде были, конечно, переселенцы с севера с вятским говорком. Но основная часть заводских крестьян происходила из иных краёв. Коренные уржумские русские крестьяне имели прозвище «гагары», и они не чокали и не цокали и согласных по-вятски не смягчали, зато акали по-казански.

Конечно, книга не обошла и литературного наследия бывшего у нас в ссылке народовольца В.Г. Короленко, автора «Истории моего современника». Его отправили в Зюздинскиий край Глазовского уезда, в нынешний Афанасьевский район. Там, в Берёзовских Починках, как пишет Владимир Галактионович, «с самого сотворения мира не бывал ни один становой пристав». Когда этот революционер снова оказался в тюрьме в Вятке, к нему «пришли в тюрьму два чиновника губернаторской канцелярии нарочно для того, чтобы взглянуть на человека, бывшего в Берёзовских Починках, и расспросить о них».

В работе В.Г. Короленко исследуется местный говор, отличный от вятского и скорее сибирский. Исследуется быт этих крестьян, о которых власть вспоминала только при сборе податей и наборе в армию. У них ссыльный нашёл «тусклые» взгляды или «раздражительный, нездоровый блеск в глазах», вид «как будто навсегда чем-то придавленных в прошлом» людей...

Бывали у нас и писатели-иностранцы. Так, поляк Руфин Пиотровский, польский революционер, бежал из Сибири в 1846 году и побывал в Кайском крае. Он пишет о русских крестьянах с большим участием - нищие, заедаемые насекомыми в душных тесных домишках, делились с нетвёрдо знавшим русский язык беглым каторжником последним....

А в 1892 г. Вятскую губернию проехал верхом, по пути из Берлина до родины, японский подполковник (затем генерал) барон Ясумаса Фукусима (у В.К. Семибратова неправильно - Фукушима Ясумаса). Мчал быстро - 12 ри (примерно 45 км) за сутки по бездорожью. Он побывал в городе Маримудзую (Малмыже) по пути в Бэруму (Пермь), пробиваясь «сквозь тайгу», в которой «бродят не только волки и дикие кабаны, но и разбойники из-за неурожая и голодовки», а «вонючие насекомые кусали мягкую кожу и массой ударяли по лицу».

Он тоже отмечает радушие голодающих русских крестьян, даже сравнивая их с фольклорным обнищавшим самураем Гёндзаэмоном Сано, строго блюдущим, тем не менее, кодекс гостеприимства. Впрочем, несколько дней японский офицер питался чёрным хлебом (верно, с лебедой) и сырыми яйцами...

Впрочем, многого в заметке не перескажешь, нужно читать всё это в самой книге.

А. ИКОННИКОВ

Источник: «КИРОВСКАЯ ИСКРА» № 18, 5 мая 2018 г.

Категория: Культура и искусство | Добавил: Георгич (01.05.2018)
Просмотров: 509 | Теги: культура, книга | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта