Феномен Тюм-Тюма
Певуньи деревни Тюм-Тюм в 1934 году выиграли общемарийский вокальный конкурс, хотя об этом в те дни не сообщила ни одна из газет. Тем не менее, так было.
Это доказывает выход в свет сборника «Колхозные песни», который издал в Йошкар-Оле побывавший в Тюм-Тюме фольклорист Ксенофонт Четкарёв. Вот факты. Их по моей просьбе предоставил сын фольклориста Вячеслав Ксенофонтович, проживающий в Петербурге.
Итак, в июле 1934 года, перед поездкой в Тюм-Тюм, фольклорист К. Четкарёв сдаёт в издательство книгу колхозных частушек, собранных в Марийской республике. Но песни отвергли. Причину изложил С.Г. Чавайн, основоположник марийской литературы.
«Я держу в руках копию обложки той рукописи, - пишет Вячеслав Ксенофонтович. - На ней автограф Чавайна: «Эту рукопись печатать не надо». Мэтр требует от автора песен разных и острых. Причём свежих, спетых только что. Как поступает К. Четкарёв? Первым делом призывает на помощь учащихся техникума искусств. С ними он много дней провел в поездках по сбору песен. Ну, а сам мчится на Вятку, в деревню Тюм-Тюм. Туда направили его коллеги по Марийскому институту.
120 песен, собранных Четкарёвым за неделю в Тюм-Тюме, сделали погоду в новой книге. Она вышла в свет в Йошкар-Оле в 1936 году. Так тюм-тюмцы помогли республике выпустить книгу. Имена самих песенниц сохранило в архиве Четкарёва только предисловие к сборнику, где автор благодарит исполнителей. Передо мной рукопись – сто избранных частушек Марийского края в переводе на русский язык. Читателю выборка даёт представление, о чём пел наш народ. Четкарёв сделал её в Ленинграде для Академии Наук, куда осенью 1934-го прибыл в аспирантуру. Здесь сразу десять песен Тюм-Тюма. Вот имена их авторов: Лиза Иванова, Фрося и Таисия Тимофеевы, Наталия и Анна Еноктаевы, Мария Ивановна Альдемирова, Анна Гавриловна Семёнова, Александра Семёновна Альдемирова и другие».
Ну, а сам фольклорист? Он в восторге. Феномен певучей деревни Тюм-Тюм ставит на центральное место своей будущей диссертации о марийских песнях. Вот присланные мне сыном учёного заметки из тетради аспиранта 1935 года. Это почти готовое эссе «О тÿм-тÿмских песнях». Они свидетельствуют – Ксенофонт Архипович и после написания своего эмоционального очерка о деревне Тюм-Тюм продолжил изучать всё, что там впервые увидел и услышал. Слов, которые привожу ниже, по существу как раз не хватало в его очерке «Тÿм-Тÿм».
«У этой деревни, – рассуждает учёный, – границы общения с другими мари очень узки. Материал для песен обильный – почти отжившие в марийском мире выражения, слова, эпитеты. Певцы варьируют их удачно, создавая точные, конкретные образы. Оторванность от Марий Эл не привела к снижению художественности, явление как раз обратное. Географическое расположение способствует более благотворному творчеству с использованием всего словесно-образного богатства. Лирические песни по содержанию очень сильны, и по форме безукоризненны. Сами тюм-тюмцы не сомневаются в достоинстве своих песен. Это видят и знают соседи из смежных марийских районов».
Примечательно, говорит К. Четкарёв, что Тÿм-Тÿм не попал под влияние нашей книжной литературы. Он самобытен. Песни Тюм-Тюма, по свидетельству фольклориста, это поэзия. Песня вообще возникла раньше стихов.
К. Четкарёв вспоминает: «Тюм-Тюмские, китякские, вообще марийские вятские девушки, в отличие от косолаповских, даже частушку не могут пересказать без мотива. Я специально просил их об этом, но у них не выходило».
Почему же Ксенофонт Архипович не завершил это исследование и не защитил диссертацию о феномене Тюм-Тюма? Ответ, увы, прост. Это было тяжёлое время. 1-го декабря 1934 года в Ленинграде убит С.М. Киров. Под расправу почти сразу попали директор института этнографии, где Четкарев проходил аспирантуру, и его непосредственный руководитель профессор Н.М. Маторин. Так мариец попал под опеку крупнейшего фольклориста страны М.К. Азадовского. И уже тот перевел его внимание на сказания, которые тогда в Марий Эл широко не собирали и не изучали. Свои главные открытия Ксенофонт Архипович совершил в сказках.
«Но к песням мари отец до конца жизни был неравнодушен, - пишет мне сын учёного. – Во всяком случае, отец остался первым среди мари исследователем песен, а не просто их собирателем. Ведь он же создал техникум искусств в Йошкар-Оле (1931) и стал первым его директором. Вообще все музыкальные светила тех лет были его друзьями.
Чего говорить, если и сам я дружил с А.И. Искандаровым, К.А. Смирновым, альтистом Иваном Красновым, кларнетистом Афанасием Коротковым. И когда мы с женой Светланой несколько лет назад посетили колледж имени Палантая в Йошкар-Оле, то там аудитория встречала нас музыкой и специально накрытым столом. В документах отца много страниц с рассуждениями о поэтике песен, не исключаю, что там есть о Тюм-Тюме. Но в рукописях много марийских слов, и мне трудно понять смысл в целом. Вам будет легче».
С текстом этой статьи я ознакомил научного сотрудника Марийского института истории, языка и литературы Н.В. Мушкину.
- Ксенофонт Архипович Четкарёв предстаёт перед нами, – сказала Наталия Валерьевна, – как умный, пытливый учёный, один из первых серьёзно занявшийся разработкой вопросов марийской и, в частности, песенной фольклористики.
Науке известно, сообщила далее Н.В. Мушкина, о существовании в марийской культуре разных музыкальных районов. Вот слова Х. Губайдуллина, участника первой лингвистической экспедиции МарНИИ в 1934 году, о горномарийских певцах: «Каждая горномарийская деревня имеет свой особый репертуар песен и плохо знает или почти не знает песен других деревень. Распевание чужих песен, по заявлению многих горномарийцев, считается недооценкой музыкально-творческих способностей своей деревни и умалением собственного достоинства».
В своей статье «Наш музыкальный фольклор, его гармонизаторы и певцы-исполнители» (1935) известный исследователь В.А. Мухин указывал вообще на особое положение привятских, особенно шурминских мари: «Шурма… была видным, экономически притягательным и развитым центром. По-видимому, здесь осталась самая активная часть марийского населения, сумевшая отстоять свое экономическое и социальное «я»».
Базис музыкально-песенных особенностей марийского фольклора Мухин видит в особенностях исторических и социально- экономических условий народа.
Подготовил
А. ПЕТРУШИН.
На фото: К.А. Четкарев, 1935 год; ансамбль «Певучий родник» д. Тюм-Тюм, 1990-е годы.
Источник: «КИРОВСКАЯ ИСКРА» № 28, 15 июля 2023 г. |