Уржумская Земля
прошлое и настоящее
Меню сайта
Категории раздела
Агропром, сельское хозяйство [117]
Археология [19]
Великая Отечественная война [135]
Военачальники, генералы [38]
Военная служба [16]
Военные истории [16]
Возвращение имён [27]
Генеалогия [6]
Георгиевские кавалеры [1]
Герои Советского Союза [31]
Герои Социалистического Труда [2]
Годы жизни Кировской искры [32]
Годы революции и гражданской войны [60]
Горячие точки [22]
Госслужба [44]
День в истории [0]
Депутаты Государственной Думы [5]
Дети войны [44]
Иностранцы в Уржуме [20]
Интересные люди, увлечения [70]
Исторические, заповедные и памятные места [0]
Исторические справки [46]
История, легенды народов, вера [22]
Комсомольская жизнь [6]
Краеведение и краеведы [40]
Культура и искусство [308]
Лесное хозяйство [25]
Медицина [77]
Монастыри, церкви, часовни [46]
Музеи [41]
Некрополь, некрополистика [5]
Образование [196]
Правопорядок, спецслужбы [90]
Православная страница [127]
Политика [10]
Политические лидеры [232]
Почётные граждане Уржума [38]
Почётные граждане Уржумского района [13]
Почта, марки, открытки [18]
Приют, Детские дома [4]
Промыслы, ремёсла [40]
Промышленность, производство, передовики [87]
Революционеры [20]
Реки, озёра, пруды и родники [23]
Сельские поселения [225]
Список лиц, погребенных при церкви [32]
Спорт, туризм [65]
Судьбы [215]
Топонимика, ономастика [9]
Торговля, ярмарки [10]
Транспорт, дороги [13]
Уржум в прошлом [42]
Уржум в настоящем [23]
Уржум - улицы и дома [11]
Уржумские корни [5]
Уржумский уезд [45]
Учёные, инженеры, конструктора [101]
Флора и фауна, природа [11]
Разное [0]
[0]
[0]
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Анисимов Борис Михайлович, архитектор
Анисимов Борис Михайлович
(19 февраля 1909 - 09 января 1985)
Архитектор
 


Б. М. Анисимов (1909 – 1985) — выдающийся советский архитектор; автор целого ряда известных общественных и жилых зданий в Автозаводском районе г. Горького. В 1950- е годы — один из разработчиков домов, строившихся методом «народной стройки».

Борис Михайлович Анисимов (19 февраля 1909 г. — 9 января 1985 г.) родился в городе Уржуме Вятской губернии в семье офицера царской армии. Мама будущего архитектора имела дворянские корни. Семья была большой — девять детей, восемь девочек и один мальчик. В доме всегда царила теплая атмосфера. Здесь очень любили музыку (одна из сестер архитектора стала оперной певицей). Борис Михайлович с детства проявлял большой интерес к рисованию. Сейчас трудно поверить, но свой первый архитектурный проект он выполнил в девять лет! Это был чертеж амбара, по которому вскоре его и построили.

 

Отец: Михаил Александрович Анисимов, родился: 1870, умер: 1956 (в возрасте ‎~86‏).
 

Мать: Ольга Степановна Анисимова

Сестры Бориса Михайловича:
- Анна Михайловна Калинина (Анисимова), умерла;
- Евгения Михайловна Анисимова, родилась: 1912, умерла: 1933 (в возрасте ‎~21‏);
Наталья Михайловна "Нотя" Владимирская (Анисимова), умерла.

 

Жена: Вера Ивановна Анисимова (Цвирко):
- умерла: приблизительно 13 мар. 2002, г. Нижний Новгород.
- родилась: 23 янв. 1915, г. Минск,

 
Его дети:
- Ольга Борисовна Веселовская (Анисимова);
- Лапина (Анисимова).

Закончив уржумскую школу им. Ленина, Анисимов продолжил обучение в строительном техникуме города Кирова. В 1930 году молодой специалист приехал на Автозавод и влился в дружный коллектив проектировщиков соцгорода. В то время Автозавод, представлявший собой огромную экспериментальную площадку, завораживал многих талантливых архитекторов и инженеров. В управлении капитального строительства (УКС) завода, где стал работать Анисимов, трудились такие известные проектировщики, как Розанов, Юргин, Дрейзен, Шапиро, Морозов, Сурьянинов и другие. Им все приходилось делать с чистого листа. Объемы проводимых работ были огромны. Город рабочих рос с удивительной скоростью - там, где еще год назад были пустыри и болота, вырастали жилые кварталы, школы и детские сады.

В 1931 году Борис Михайлович был назначен одним из руководителей строительства 30 жилых каменных домов по проспектам Молотова и Кирова. На каждом шагу приходилось преодолевать большие трудности – не хватало рабочих и техники. Стройматериалы подвозились на конных подводах, а их подъем осуществлялся вручную на носилках и козах. «Крепкие плечи да мозолистые руки – вот и вся наша механизация», — вспоминала Е. И. Воронина. В 1932 — 1934 годах новостройки были готовы, и в них вселились сотни семей рабочих и инженеров завода.

 

В 1930-е годы Б. М. Анисимов совместно с другими специалистами УКСа принимал активное участие в разработке и «привязке» проектов жилых зданий и учреждений Соцгорода автозавода. В частности, домов квартала №3 (или, как называли в народе этот жилой массив, построенный для передовиков завода, желто-бусыгинского квартала), школ, детских садов и других зданий района. Самой известной предвоенной авторской работой Бориса Михайловича стал проект станции «Счастливой» детской железной дороги (1939-1940 гг.). Именно в разработке этого здания впервые в полной мере раскрылся многогранный талант выдающегося архитектора.



Ст. Счастливая

Архитектурная композиция здания станции заметно отличалась от построек, выполненных в стиле постконструктивизма, своим нарядным обликом. Станция «Счастливая» стала одним из символов предвоенного времени Соцгорода автозавода. Здание было сооружено в северной части Соцгорода, рядом с «серо-бусыгинским» кварталом, в 1939 году. Станция «Счастливая» является памятником архитектуры местного значения.

Начавшаяся война прервала работу в области гражданского строительства. После налетов немецкой авиации летом 1943 года специалисты-проектировщики принимали участие в восстановительных работах. В 1944 году на месте бывшего рынка по проекту Анисимова в автозаводском парке был построен летний театр «Родина». Он был задуман как первый элемент паркового комплекса, разбить который постановили еще перед войной, когда строили ГАЗ и жилой район вокруг него.

За стремительное возведение «театра» (как его называют тогдашние документы) Анисимов и прораб Елизаров были награждены золотыми часами. Есть мнение, что «Победу» поставили – со всеми ее деревянными ордерами и галереями – немецкие и венгерские пленные.

 

Кинотеатр первоначально носил название "Победа" (позже переименован в "Родина"). Здание летнего кинотеатра "Родина" располагалось на территории Автозаводского парка культуры и отдыха. На протяжении более полувека кинотеатр "Родина" являлся одним из важных культурных центров Автозаводского района. Здесь не только показывали кинофильмы, но и проходили концерты художественной самодеятельности, детские праздники, лекции. После неоднократных поджогов в конце 90-х - начале 2000-х годов здание кинотеатра не использовалось. Здание летнего кинотеатра "РОДИНА" снесли в ночь с 29 на 30 сентября 2013 года.

В 1945 году Борис Михайлович в составе группы советских специалистов был командирован в Германию. Здесь он работал в течение пяти месяцев, знакомился с особенностями жилищного строительства за рубежом. Вернувшись на родину, Анисимов в 1946 году подготовил проекты малоэтажных домов 35, 43 и других кварталов Автозавода. По своей архитектурной композиции они тяготеют к образцам немецкого зодчества. Эти дома отличались удачной планировкой. Большое внимание в проекте новых кварталов уделялось их инфраструктуре. Под магазины, аптеки отводились первые этажи отдельных зданий.

1950-е годы ознаменовались новым этапом в творчестве Анисимова. Архитектор участвовал в разработке проектов домов народной стройки, которые позволили существенно облегчить положение в жилищной сфере Автозавода.

 

В 1955 году по инициативе работников прессового корпуса был построен первый дом собственными силами. Так возник новый метод в жилищном строительстве второй половины 1950-х годов – народная стройка, вскоре распространившийся далеко за пределы Автозавода. В 1956 году было введено в строй 17 шлакоблочных домов. В 1957 году на территории района вырос поселок первой очереди «40 лет Октября», состоящий из 65 домов. Рядом с ним были возведены дома 2-й, 3-й и 4-й очередей в районе улице Янки Купалы.
 

1950-е, Народная стройка. Улица Академика Павлова (снимок с крыши дома №31).

Крупным проектом Бориса Михайловича стало здание СтройГАЗа, впоследствии ставшее больницей № 37, построенной по его чертежам.
Впоследствии Борисом Михайловичем были созданы проекты общественных зданий района: поликлиники медсанчасти завода, корпуса инженерных служб, главной проходной, больницы № 13 и других. Последней индивидуальной разработкой архитектора стало здание Автозаводского райкома партии по улице Школьной (сейчас в помещении располагается музыкальная школа). Он педантично отстаивал каждую деталь, вникал в каждую мелочь.

Член Союза советских архитекторов, Анисимов за свою плодотворную работу был награжден орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», медалью «За доблестный труд», правительственными почетными грамотами.

Борис Михайлович пользовался огромным авторитетом. К его мнению всегда прислушивались директор ГАЗа Иван Иванович Киселев, руководители района. Анисимов был человеком удивительно скромным и простым в общении. При этом, когда речь касалась профессиональных вопросов, Борис Михайлович становился напористым и зачастую непреклонным, если он был уверен в своей правоте. Архитектор через свои произведения нес любовь людям. Не случайно, что творение Анисимова станция «Счастливая» в конце 1970-х годов стало Дворцом бракосочетания.

Каждый вечер тысячи автозаводцев, возвращаясь с работы, зажигают свет в домах, построенных по проектам Анисимова. Его идеи и мысли, воплощенные в жизнь, долгие десятилетия продолжают служить людям. Произведения Бориса Михайловича придают неповторимый облик рабочему району, наполняют теплотой и любовью его атмосферу. Имя выдающегося архитектора навсегда вписано в летопись Автозавода.

 

Нижний Новгород - Старо-Автозаводское кладбище

Источник: http://lib-avt.ru
Категория: Культура и искусство | Добавил: Георгич (28.03.2017)
Просмотров: 1596 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта