В ТЕМНИЦЕ БЫЛ, И ВЫ ПРИШЛИ КО МНЕ
Миссия тюремного служения Русской Церковью осуществлялась издавна. В мае 1831 года Комитетом министров России была утверждена инструкция, которая подробно регламентировала правовое положение тюремных храмов и порядок посещения арестантами богослужений. Тогда же в местах заключения началось активное строительство или оборудование в приспособленных помещениях церквей и часовен. Из губернских городов это нововведение постепенно пришло и в провинцию. Например, в Уржуме во второй половине XIX века при возведении нового здания тюрьмы в ней был устроен и освящён храм в честь благоверного князя Александра Невского.
Уржумская тюрьма с Александро-Невским храмом. Фото 1914 года
С ростом численности населения Уржумского уезда и соответственно с увеличением количества уголовных преступлений возникла необходимость в строительстве новой тюрьмы. Сооружение типового каменного здания, начатое в 1854 году, было закончено через 18 лет. Здесь предполагалось содержать до 100 заключённых, хотя иногда их число было гораздо больше. Тюрьма имела три этажа, включая полуподвал, но ходили слухи, что существовал ещё и подземный этаж, называемый «подводной лодкой». Подтвердить это невозможно, так как полы полуподвала залиты бетоном и входа в подземелье теперь не найти.
Толщина стен нового здания в некоторых местах превышала один метр. Потолки были в основном сводчатыми. На окнах — обязательные во все времена крепкие решётки. Отапливались помещения печами (одна на две камеры), дымоходы которых были устроены внутри стен. В то время тюрьма располагалась на окраине Уржума, но с продолжающимся ростом города оказалась в центре жилых кварталов и неплохо сохранилась до наших дней. Здание было обнесено кирпичной стеной высотой до четырёх метров, которая частично уцелела.
В старой тюрьме помещение для храма отсутствовало, а в новой через год после её открытия в соответствии с высочайшим повелением освятили небольшую церковь в честь благоверного князя Александра Невского. Располагалась она в северо-восточной части третьего этажа и не имела купола. Позднее над ней была оборудована небольшая каменная звонница с крестом. Краеведами установлено, что храм был устроен «тщанием уржумского купца Павла Мартыновича Снохова и усердием исправника Никанора Ивановича Саладакова» на пожертвования частных лиц, в первую очередь состоятельных горожан.
В Александро-Невской церкви служили священники Василий Муратовский (1873–1885), Константин Пономарёв (1885–1915), Александр Тихвинский (1915–1918) и Филарет Домрачев (1922). В их обязанности входили совершение богослужений и Таинств с заключёнными, общие и индивидуальные беседы. В документах 1912 года сообщалось, что отец Константин Пономарёв, кроме пастырской деятельности в тюрьме, также окормлял пациентов Уржумской земской больницы и преподавал Закон Божий в городских училищах и детском приюте. Важное значение в душепопечении о заключённых отводилось тюремным библиотекам, для пополнения которых выделялись специальные средства. Подбором книг духовно-религиозного содержания, а также организацией духовно-нравственных чтений занимались священники, окормлявшие арестантов.
В хоре Александро-Невского храма пели приютские мальчики, так как для содержания постоянных певчих не было средств. Вот как вспоминали о службах в тюремной церкви Анна Мироновна и Елизавета Мироновна Костриковы, чей брат Сергей (будущий революционер С.М. Киров) вместе с другими воспитанниками приюта также посещал этот храм: «Церковь невелика. Приютские стоят впереди, у самого алтаря, под неусыпным взглядом надзирательницы. За ними — просто богомольцы, те, кто пришёл сюда по доброй воле. В задней части церкви — барьер. Заключённые стоят двумя группами: спереди те, кого в Уржуме называют непонятным словом «крамольники», за ними — вооружённая стража. Сзади у самой стены — вторая группа, уголовные преступники. Их плохо видно в полумраке храма. Внизу стоят только мужчины, а вверху на хорах в таком же порядке — две группы женщин».
Весной 1922 года, через некоторое время после изъятия церковных ценностей, которое проходило по всей стране, Александро-Невский храм был закрыт. Его помещение переоборудовали под нужды тюрьмы. В течение нескольких лет в ней размещалась колония для особо опасных несовершеннолетних преступников. В 1973 году здесь произошёл бунт, после которого заведение упразднили, а здание после ремонта в ноябре 1975 года передали Уржумскому районному отделу внутренних дел, который находится здесь по сей день.
По многолетней традиции в Уржуме каждый год 4 ноября совершается общегородской крестный ход, посвящённый Дню народного единства и празднику в честь Казанской иконы Божией Матери. От Троицкого кафедрального собора священнослужители и прихожане с иконами и хоругвями идут по улицам города к бывшим уржумским храмам: Казанскому, Митрофаниевскому, Александро-Невскому и Воскресенскому. Возле них совершаются молебны небесным покровителям этих пока недействующих церквей. А 17 февраля нынешнего года епископ Уржумский и Омутнинский Иоанн посетил районный отдел УМВД, который находится в здании бывшей тюрьмы. Помещение, где раньше размещался Александро-Невский храм, сейчас занимают кабинет начальника отдела и класс служебной подготовки личного состава. После совместной молитвы духовенства и полицейских в бывшем алтаре владыка окропил здание святой водой.
Общегородской крестный ход в Уржуме
В беседе с начальником ОМВД подполковником полиции А.А. Поповым епископ Иоанн обсудил дальнейшее взаимодействие епархии и отдела полиции, в том числе вопрос выделения помещения, где священнослужители могли бы совершать молебны, а православные стражи правопорядка — помолиться перед заступлением на службу. Как признался епископ Иоанн, посетить районный отдел УМВД и освятить его здание владыку подвигло выступление министра внутренних дел Российской Федерации В.А. Колокольцева на XXХI Международных Рождественских образовательных чтениях, проходивших в январе этого года в Москве.
Епископ Иоанн освящает помещения
районного отдела внутренних дел
Владимир Александрович тогда заявил, что «ключевым направлением в работе с личным составом для нас является патриотическое, духовно-нравственное воспитание. Мы благодарны священнослужителям Русской Православной Церкви за активное взаимодействие в данной сфере».
ВЛАДИМИР Шеин
Источник: ВЯТСКИЙ ЕПАРХИАЛЬНЫЙ ВЕСТНИК, № 03 (425) 2023 |