№ 149. Докладная записка V отдела НКЮ
27 августа 1923 г.
Во ВЦИК
Вследствие предписания ВЦИКа от 4 августа 1923 г. № 24711, отдел культов НКЮ сообщает, что из переписки выяснилось, что в г. Уржуме был сооружен поморской брачной общиной старообрядцев в принятом у них стиле храм на собственные средства в память закона о веротерпимости 17 апреля 1905 г. Храм этот был освящен, и в нем происходило служение культа до 1918 г., когда явилась потребность в капитальном ремонте, который не был своевременно произведен по независящим от Уржумских поморцев обстоятельствам. В заседание Уржумского уисполкома от 14 ноября 1919 г. этот единственный храм был отобран от старообрядческой общины, вопреки циркуляру НКЮ от 3 января 1919 г.2 и циркуляру НКВД от 28 февраля 1919 г.3 Поводом к этому явилось неиспользование здания культа в этот момент по его назначению (и ввиду капитального ремонта), нахождение в притворе храма одного мешка картофеля для нуждающихся престарелых старообрядцев и, кроме того, какого-то частного имущества на чердаке храма, обнаруженного Уржумской ЧК. Вследствие протестов поморцев ликвидация храма была приостановлена до июля 1920 г., причем согласно поданному заявлению от 1 октября 1919 г., здание это было передано 11 января 1920 г. поморской общине «в бессрочное и бесплатное пользование». Несмотря на массу ходатайств перед всеми возможными губернскими и центральными учреждениями, постановление Уржумского уисполкома было утверждено Вятским губисполкомом, признано законным НКВД (отношение на имя Вятского ГИК от 11 октября 1920 г. № 19920) и храм был ликвидирован.
Вследствие отдаленности времени отобрания у поморцев здания культа и обращения его под Спорт-клуб, V отдел Наркомюста лишен возможности ныне произвести необходимое расследование и сделать надлежащие выводы, ввиду разноречия заявлений поморцев и Рабкрина и т. д., с одной стороны, и представлений Уржумского УИК - с другой. Сама поморская община насчитывает в г. Уржуме поморцев около 300 человек, прошение общины во ВЦИК от 27 августа 1921 г. подписано 103 лицами, а Уржумский УИК в своем представлении от 23 июля 1923 г. № 3522 сообщает Отделу культов, что «сама группа имеет не более 50 чел.». Далее из составленного комиссией по приемке здания культа под спортивный клуб Всевобуча от 30 октября 1920 г. № 1736, а также заявлений уржумских поморцев явствует, что в данном случае имеется здание храма, выстроенного в стиле поморского согласия - продолговатый корабль с куполом, причем, по заявлению поморцев в Уржумский УИК, «единственный в г. Уржуме старообрядческий храм», между тем Уржумский уисполком в помянутом представлении утверждает, что это не храм, а молельня и рядом с нею имеется вторая молельня, хотя дальше сам УИК пишет: «Здание молельни особой архитектурой, характеризующей храмы (православные) не отличается, и представляет из себя большой просторный зал с хорами и небольшой куполообразной надстройкой».
Затем сами просители и общее присутствие Бюро жалоб Уржумского Рабкрина от 30 августа 1920 г., выслушав весь материал, нашла:
1) что моленная, о которой идет речь, уже была предоставлена в пользование общины судебным исполнителем по Уржумскому у [езду] 10 октября 1919 г., 2) что община письменные документы с производством судебного] исполнителя о представлении в их пользование моленной получила лишь 11 января 1920 г., и 3) что Уржумский УИК, обсуждая о национализации моленной, отступил и не исполнил пункты 5, 8, 11 ст. 685 С[обрания] узаконений] за 1918 г. 4) Община, получив от судебного исполнителя здание моленной (10 октября 1919 г.), до момента пленума УИК 14 ноября 1919 г. не могла использовать таковую по назначению, не имея на руках документов от судебного исполнителя, затем не могла этого исполнить и впоследствии ввиду спорного вопроса о национализации и ремонта моленной», тогда, как Уржумский УИК в том же представлении 23 февраля 1923 г. заявляет, что «до отобрания молельня фактически хотя и была в ведении старообрядцев, но юридических на это документов у них нет, и таковая находилась еще в стадии достройки».
Потому из всех документов явствует, что при отобрании поморского храма не были соблюдены инструкция НКЮ от 24 августа 1919 г. и циркуляры НКЮ от 3 января 1919 г. и НКВД от 28 февраля 1919 г., а Уржумский УИК заявляет, что «молельня у старообрядцев была отобрана в порядке национализации» и т. д.
Ввиду всего вышеизложенного, можно прийти к единственно верному выводу, что при отобрании у уржумских поморцев храма требуемые декретами Советской республики формальности дополнительно не были соблюдены и что с формальной стороны ликвидация поморского храма в Уржуме Вятской губ[ернии] была совершена незаконно.
Член Коллегии Наркомюста
Заведующий V отделом Красиков
ГА РФ. Ф. А-353. On. 7. Д. 4. Л. 146-146 об. Копия.
Машинописный текст.
2 См.: Документ № 57. Циркуляр по вопросу об отделении церкви от государства. Книга 3.
3 См.: Документ №345. Циркулярное письмо об отношении к религиозным обществам. Книга 3.
Источник: Конфессиональная политика советского государства. 1917- К65 1991 гг.: Документы и материалы: в 6 т. - М.: Политическая энциклопедия, 2017. - (История сталинизма. Документы).
Кн. 2: Центральные органы государственной власти и управления в РСФСР: создание нормативно-правовой базы деятельности религиозных объединений /отв. сост. М. И. Одинцов; сост. Ж. В. Артамонова, Н. М. Волхонская, А. С. Кочетова, А. В. Лукашин, М. М. Одинцова. - 670 с.
Источник: http://Уржум, НКВД, поморцы, храм |