Московский погранотряд ушёл с афганской земли после Громова
Согласно обычным представлениям, 15 февраля 1989 года последним советским военнослужащим, перешедшим по Мосту Дружбы с территории Афганистана в СССР, был командующий 40-й армией генерал Б.В. Громов. Но это касается только служащих Советской Армии. На самом деле последними через мост перешли советские пограничники, прикрывавшие отход войск. Среди этих пограничников был и наш земляк Сергей Юрьевич Самарцев.
Специальность тракториста-машиниста он получил ещё в Буйской средней школе. А затем от военкомата в СПТУ №38 обучился на водителя. И в 1987 г. лебедёвского паренька призвали служить в Пограничные войска КГБ СССР.
Обычно водители в армии «крутят баранку», фактически не прикасаясь к боевому оружию. Не то в погранвойсках. Как рассказывает Сергей Юрьевич, он, как и все, постоянно бывал на боевых стрельбах, совершал марш-броски в полной выкладке, обучался рукопашному бою и обращению с холодным оружием.
Сначала С.Ю. Самарцев служил на границе с Китаем. Затем его перевели в Таджикскую ССР, в 117-й Краснознамённый Московский погранотряд Среднеазиатского пограничного округа. Комсомолец, отличник боевой подготовки, он был награждён знаком «Отличник погранвойск» 1 и 2 степеней. Таких, лучших, и отбирали в состав Ограниченного контингента Советской Армии в Афганистане. Но - только добровольцев. Таким добровольцем стал и рядовой С.Ю. Самарцев.
Он попал в состав мобильной мотоманёвренной группы (ММГ). Это, собственно, спецназ погранвойск, имеющий повышенную боеспособность, усиленный бронетехникой, укомплектованный усиленным вооружением. Боевая деятельность ММГ заключалась в патрулировании и в разведывательно-поисковых действиях, службе на сторожевых заставах на территории Афганистана. То есть советская граница охранялась с обеих сторон, чтобы предотвратить рейды противника на территорию СССР.
Эта группа Московского погранотряда базировалась в кишлаке Янги-Кала в провинции Тахар, километрах в двадцати южнее советско-афганской границы. Сам Сергей Юрьевич водил ЗИЛ-131. Он перевозил грузы на «точки». Но в группе были и БМП, и БТР, и миномёты, и мостоукладчики БАТ и другая спецтехника. Фактически это усиленный батальон мотопехоты. Пограничники, занимая господствующие высотки, обеспечивали безопасное прохождение армейских колонн транспорта по дорогам Афганистана. Нередко приходилось вести бои с душманами. Правда, погибших в этой группе не было, только раненые.
Однажды сама группа попала в засаду. Сергей Юрьевич, наряду с другими пограничниками, взялся за автомат. После жаркого боя противник был обращён в бегство. За этот бой С.Ю. Самарцев был представлен к медали «За боевые заслуги», которую ему вручили уже после вывода войск, весной 1989 года. Он был награждён и медалью Демократической Республики Афганистан «Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа», учреждённой в мае 1988 года.
Его ММГ прикрывала отход частей 40-й армии по Мосту Дружбы. (Этот мост через Амударью построили в 1985 году. Он соединяет узбекский Термез и афганский Хайратон. Заодно советские строители построили и первую в Афганистане железнодорожную линию от Термеза.) К вечеру пограничники и сами перешли этот мост, вернувшись в СССР. А последние советские военные советники покинули ДРА только 13 апреля 1989 года.
А затем С.Ю. Самарцев вернулся в Лебедёвский, работал в совхозе, теперь - в агрофирме «Берёзка». В армии отслужил и его сын Александр, но уже в мирной стране, в ВКС в Подмосковье.
Афганский народ сейчас с благодарностью вспоминает о шурави (от слова шура - «совет»). В 2008 году одна из афганских радиостанций провела телефонный опрос среди жителей провинции Кабул: «Какой из политических режимов прошлого и настоящего времени вы считаете наиболее отвечающим вашим интересам?» 93,2% людей выбрали правление опиравшегося на поддержку СССР президента Мохаммеда Наджибуллы. Теперь и от бывших моджахедов всё чаще можно услышать: «Лучше бы русские остались».
А. ИКОННИКОВ
Фото из семейного архива Самарцевых
Источник: «КИРОВСКАЯ ИСКРА» № 7, 16 февраля 2019 г. |