Ученый и писатель родом из Байсы
Ксенофонт Архипович Четкарёв родился в д. Нижний Конец (ныне ул. Калинина с. Байса) в 1910 году в семье крестьянина-середняка. Осиротел в возрасте трёх лет, был взят в семью деда по матери в деревню Дурмагашево (Нурмага) Сернурской волости Уржумского уезда (ныне Марий Эл). Окончив Сернурскую среднюю школу (1928 год), Ксенофонт поступил на педагогический факультет Саратовского госуниверситета имени Н.Г. Чернышевского.
Однако позднее он вместе с группой других студентов мари по приказу сверху был переведен в Казань, в специально созданное в ВПИ марийское отделение, которое закончил в 1931 году. Позднее окончил аспирантуру института этнографии Академии наук СССР в Ленинграде (1937 год) и там же докторантуру (1951 год).
Работал директором Маргостеатра (1931 год), организовал и был первым директором Марийского техникума искусств (1931-1933 гг.). Научной работой он начал заниматься с 1929 года — уже через год после школы, когда предпринял первую в жизни этнографическую экспедицию. Её результатом стала рукопись «Языковой материал. Записано студентом К.А. Четкарёвым в Сернурском р-не МАО в 1929 году. Запись сделана от стариков по фонетическому признаку, без изменений».
Всего он опубликовал около 40 работ об устно-поэтическом творчестве народа мари, в т. ч. фундаментальный труд «Марийские сказки» (т. 1—2, 1941—1955 гг.). Но до сих пор не опубликована самая масштабная работа К.А. Четкарёва «Марийско-русские отношения по данным фольклора марийцев», а также его монография «Сказочное творчество марийцев». Ждут своего издателя также работы К.А. Четкарёва «Влияние русской культуры и христианства на культуру и быт марийского народа в XIX веке» и «Христианские и языческие праздники среди мари в начале XX века». 28 ноября 1937 года он успешно защитил кандидатскую диссертацию на тему именно марийских сказок.
В рядах Красной Армии К.А. Четкарёв находился с апреля 1942 года. Но на фронт его в итоге не взяли из-за перенесенной в 1929 году трахомы, когда он стал фактическим инвалидом по зрению. Между прочим, его старший брат Василий по той же причине совершенно ослеп.
После войны К.А. Четкарёв работал в Марийском научно-исследовательском институте до последних дней своей жизни, в 1951-1954 годах в должности директора. Кроме того, он составитель и комментатор сборников, посвящённых народному творчеству мари. Награждён орденом «Знак Почета».
В 1934 году К. А. Четкарёв с целью сбора песен побывал и в д. Тюм-Тюм.
«У деревни Тюм-Тюм есть одна особенность – вроде песни. Поэтому её иначе называют «Песенный родник». Отсюда, с берега Вятки, песня слышна до Косолапова и Мари-Турека. Девушки свои песни и музыку считают самой лучшей. Между хорошей и плохой музыкой идут большие поиски. Поэтому, наверное, и не поют песни Сернурской стороны. Каждый день, каждую неделю здесь сочиняются новые мелодии. Дядя Валериан за пять дней записал около ста песен. В один из свободных дней мы объявили конкурс на лучшего исполнителя песен. В конкурсе участвовало 30 девушек. Тюм-Тюмские девушки поодиночке петь не любят, поют по двое или по трое. Высокие и низкие голоса образуют гармоничное звучание.
А слушая песни тюм-тюмских девушек, хочется жить, видна красота жизни. Пуще пойте, девушки! Пуще пойте, да работайте пуще! Счастливая жизнь в ваших руках!
Канде сатин ончыласакышем
У илишлан ок кельше.
Вӱрзӱм район,Тӱм-Тӱм яллан
Колхоз лийде ок кельше.
Из синего сатина передник
Для новой жизни не подходит.
Уржум район, Тюм-Тюм деревне
Жить без колхоза не подходит.
...Эти прекрасные песни тюм-тюмцев можно слушать без устали. И как только они сумели родиться с такими, подобно колокольчику, голосами. На всю жизнь останутся на слуху прекрасные колокольчиковые голоса эти», - писал К.А. Четкарёв в журнале «У вий» («Новая сила») в 1935 году в своём отчёте фольклорной экспедиции.
Для увековечивания памяти ученого К.А. Четкарёва, МНКА «Уржум-мари» решила нынче летом провести в с. Байса научно-практическую конференцию, открыть краеведческий уголок и мемориальную доску. Такие люди должны жить в нашей памяти, в наших сердцах.
А. ПЕТРУШИН
Источник: «КИРОВСКАЯ ИСКРА» № 6, 8 февраля 2020 г. |