Уржумская Земля
прошлое и настоящее
Меню сайта
Категории раздела
Агропром, сельское хозяйство [116]
Археология [19]
Великая Отечественная война [135]
Военачальники, генералы [38]
Военная служба [16]
Военные истории [16]
Возвращение имён [27]
Генеалогия [6]
Георгиевские кавалеры [1]
Герои Советского Союза [31]
Герои Социалистического Труда [2]
Годы жизни Кировской искры [32]
Годы революции и гражданской войны [60]
Горячие точки [22]
Госслужба [42]
День в истории [0]
Депутаты Государственной Думы [5]
Дети войны [43]
Иностранцы в Уржуме [20]
Интересные люди, увлечения [69]
Исторические, заповедные и памятные места [0]
Исторические справки [46]
История, легенды народов, вера [22]
Комсомольская жизнь [6]
Краеведение и краеведы [40]
Культура и искусство [308]
Лесное хозяйство [25]
Медицина [77]
Монастыри, церкви, часовни [46]
Музеи [40]
Некрополь, некрополистика [5]
Образование [194]
Правопорядок, спецслужбы [90]
Православная страница [127]
Политика [10]
Политические лидеры [232]
Почётные граждане Уржума [38]
Почётные граждане Уржумского района [13]
Почта, марки, открытки [18]
Приют, Детские дома [4]
Промыслы, ремёсла [40]
Промышленность, производство, передовики [86]
Революционеры [20]
Реки, озёра, пруды и родники [23]
Сельские поселения [224]
Список лиц, погребенных при церкви [32]
Спорт, туризм [63]
Судьбы [212]
Топонимика, ономастика [9]
Торговля, ярмарки [10]
Транспорт, дороги [13]
Уржум в прошлом [42]
Уржум в настоящем [23]
Уржум - улицы и дома [10]
Уржумские корни [5]
Уржумский уезд [45]
Учёные, инженеры, конструктора [87]
Флора и фауна, природа [11]
Разное [0]
[0]
[0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Ученый и писатель родом из Байсы
Ученый и писатель родом из Байсы

Ксенофонт Архипович Четкарёв родился в д. Нижний Конец (ныне ул. Калинина с. Байса) в 1910 году в семье крестьянина-середняка. Осиротел в возрасте трёх лет, был взят в семью деда по матери в деревню Дурмагашево (Нурмага) Сернурской волости Уржумского уезда (ныне Марий Эл). Окончив Сернурскую среднюю школу (1928 год), Ксенофонт поступил на педагогический факультет Саратовского госуниверситета имени Н.Г. Чернышевского.


Однако позднее он вместе с группой других студентов мари по приказу сверху был переведен в Казань, в специально созданное в ВПИ марийское отделение, которое закончил в 1931 году. Позднее окончил аспирантуру института этнографии Академии наук СССР в Ленинграде (1937 год) и там же докторантуру (1951 год).
Работал директором Маргостеатра (1931 год), организовал и был первым директором Марийского техникума искусств (1931-1933 гг.). Научной работой он начал заниматься с 1929 года — уже через год после школы, когда предпринял первую в жизни этнографическую экспедицию. Её результатом стала рукопись «Языковой материал. Записано студентом К.А. Четкарёвым в Сернурском р-не МАО в 1929 году. Запись сделана от стариков по фонетическому признаку, без изменений».
Всего он опубликовал около 40 работ об устно-поэтическом творчестве народа мари, в т. ч. фундаментальный труд «Марийские сказки» (т. 1—2, 1941—1955 гг.). Но до сих пор не опубликована самая масштабная работа К.А. Четкарёва «Марийско-русские отношения по данным фольклора марийцев», а также его монография «Сказочное творчество марийцев». Ждут своего издателя также работы К.А. Четкарёва «Влияние русской культуры и христианства на культуру и быт марийского народа в XIX веке» и «Христианские и языческие праздники среди мари в начале XX века». 28 ноября 1937 года он успешно защитил кандидатскую диссертацию на тему именно марийских сказок.
В рядах Красной Армии К.А. Четкарёв находился с апреля 1942 года. Но на фронт его в итоге не взяли из-за перенесенной в 1929 году трахомы, когда он стал фактическим инвалидом по зрению. Между прочим, его старший брат Василий по той же причине совершенно ослеп.
После войны К.А. Четкарёв работал в Марийском научно-исследовательском институте до последних дней своей жизни, в 1951-1954 годах в должности директора. Кроме того, он составитель и комментатор сборников, посвящённых народному творчеству мари. Награждён орденом «Знак Почета».
В 1934 году К. А. Четкарёв с целью сбора песен побывал и в д. Тюм-Тюм.
«У деревни Тюм-Тюм есть одна особенность – вроде песни. Поэтому её иначе называют «Песенный родник». Отсюда, с берега Вятки, песня слышна до Косолапова и Мари-Турека. Девушки свои песни и музыку считают самой лучшей. Между хорошей и плохой музыкой идут большие поиски. Поэтому, наверное, и не поют песни Сернурской стороны. Каждый день, каждую неделю здесь сочиняются новые мелодии. Дядя Валериан за пять дней записал около ста песен. В один из свободных дней мы объявили конкурс на лучшего исполнителя песен. В конкурсе участвовало 30 девушек. Тюм-Тюмские девушки поодиночке петь не любят, поют по двое или по трое. Высокие и низкие голоса образуют гармоничное звучание.
А слушая песни тюм-тюмских девушек, хочется жить, видна красота жизни. Пуще пойте, девушки! Пуще пойте, да работайте пуще! Счастливая жизнь в ваших руках!
Канде сатин ончыласакышем
У илишлан ок кельше.
Вӱрзӱм район,Тӱм-Тӱм яллан
Колхоз лийде ок кельше.
Из синего сатина передник
Для новой жизни не подходит.
Уржум район, Тюм-Тюм деревне
Жить без колхоза не подходит.
...Эти прекрасные песни тюм-тюмцев можно слушать без устали. И как только они сумели родиться с такими, подобно колокольчику, голосами. На всю жизнь останутся на слуху прекрасные колокольчиковые голоса эти», - писал К.А. Четкарёв в журнале «У вий» («Новая сила») в 1935 году в своём отчёте фольклорной экспедиции.
Для увековечивания памяти ученого К.А. Четкарёва, МНКА «Уржум-мари» решила нынче летом провести в с. Байса научно-практическую конференцию, открыть краеведческий уголок и мемориальную доску. Такие люди должны жить в нашей памяти, в наших сердцах.
А. ПЕТРУШИН
Источник: «КИРОВСКАЯ ИСКРА» № 6, 8 февраля 2020 г.
Категория: Учёные, инженеры, конструктора | Добавил: Георгич (08.02.2020)
Просмотров: 257 | Теги: Байса, Уржумский, село, кировская, ученый | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта