Ксенофонт Архипович ЧЕТКАРЁВ
(1910-1956)
Ученый-этнограф, фольклорист, писатель, литературовед, религиовед
Ксенофонт Архипович Четкарёв родился 9(22).01.1910 год в д. Нижний Конец Уржумского уезда Вятской губернии (ныне ул. Калинина с. Байса Уржумского района Кировской области) в 1910 году в семье крестьянина-середняка. Осиротел в возрасте трёх лет, был взят в семью деда по матери в деревню Дурмагашево (Нурмага) Сернурской волости Уржумского уезда (ныне Марий Эл). Окончив Сернурскую среднюю школу (1928 год), Ксенофонт поступил на педагогический факультет Саратовского госуниверситета имени Н.Г. Чернышевского.
Жена - Варвара Ивановна Кузнецова, в дни знакомства с Ксенофонтом Архиповичем работала в библиотеке Академии наук СССР.
Дети: Вячеслав, Виктория.
Ксенофонт Архипович с детьми
Вот как описывает свои детские годы в автобиографии Ксенофонт Архипович:
"Родился я в 1910 году 22 января в деревне Нижний Конец Байсинского с/с Уржумского района Кировского края. Отец у меня, говорят, жил средне, был середняком-крестьянином. Я их не помню; они умерли зимой 1913 года, когда мне было три года.
После смерти отца осталось трое детей: я – 3 лет, брат - 5 лет, и сестра - 1 год, которая умерла через месяц. Имущество отца было описано и сдано под опеку. Брата взял один кулак из другой деревни, до 18 лет эксплуатировал безжалостно, потом выгнал, а меня взял тоже кулак и хотел замучить до смерти, с тем чтобы половина дедовского имущества досталась ему.
Летом 1913 года, по настойчивой просьбе двоюродной сестры, меня привез дедушка к себе на воспитание. Дедушка Василий Иванович Четкарев привез меня слепого и в нарывах, лечил в течение двух лет. Сам он жил очень бедно, на восемь едоков имел ½ души земли. Хлеба хватало только до Рождества, а потому дедушка все время ходил плотничал, а сыновья - Андрей и Семен - пастушили.
В 1915 году Андрей и Семен – дяди, ушли на войну, а дедушка заболел чахоткой. Землю обрабатывали тетки. Я с семи лет начал боронить, с восьми лет пошел в подпастухи. С восьми до десяти лет то пастушил, то ходил по деревням - сбирал. В 1920 году дядя Андрей увез меня на пристань Лебяжье, и оставил на произвол судьбы. Там был я подобран и увезен в город Вятку.
В Вятке сперва жил в детском коллекторе, потом на улице, с улицы подобрали и поместили в самый примерный детдом. Этот детдом был при Губчека, а потом Г.П.У. В этом детдоме ГПУ я прожил 4 года, до декабря 1924 года. Потом начали расформировывать все детдома, я попал в общий детдом с общим количеством 500 детей.
В апреле 1925 года меня отправили обратно к дядям, мотивируя тем, что сейчас, мол, в деревне хорошо, можешь сам заработать. Как приехал к дядям, на третий же день отвезли меня в с. Сернур и устроили в 7-летку, при которой был Совхоз-учхоз. В этом учхозе я работал по воскресеньям, по ночам, меня за это кормили бесплатно. На обувь, одежду зарабатывал распиловкой дров, сбрасывал снег с крыш, чертил диаграммы, чертежи ко всяким кантонным съездам, для учреждений и т. д. В общем, среднюю школу [9-летку] мне пришлось окончить с трудом, так как дяди помогали очень мало, давали 1 пуд муки на 3 месяца, приходилось самому зарабатывать.
Летом 1928 года прошел курсы по подготовке в ВУЗ в городе Йошкар-Ола и поступил в Саратовский Гос. Университет, педфак, на финно-угорское отделение. Финно-угорское отделение расформировалось, и я перевелся в город Казань, в Восточно-Педагогический институт. В.П.И. окончил в 1931 году, получал стипендию 27 руб. и дотацию от М.А.О. 5 руб.
К.А. Четкарев, 1936 год".
1928 г. – Педагогический факультет Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского.
Октябрь 1928 г. – перевод на специально созданное марийское отделение в Восточно-педагогический институт (г. Казань).
1928-1931 гг. – обучение в Восточно-педагогическом институте (г. Казань).
Из автобиографии:
“Все годы учебы в вузе продолжал работать на ниве ликвидации безграмотности – в качестве ликвидатора и организатора. Был членом бюро комсомольской ячейки общественно-экономического факультета, заместителем секретаря ячейки. Мне вынесли благодарность за организацию культпохода на 5-й Пошивочной фабрике.
Неоднократно выезжал в районы МарАССР по организации весенней посевной и по коллективизации. Организовал два колхоза. Кроме того, восстановил два колхоза после развала их кулаками.
Первого августа 1931 года, сразу по окончании института, в возрасте двадцати одного года был назначен директором Марийского Государственного театра. Одновременно меня назначили директором Марийского Техникума Искусств. Этот техникум еще нужно было создать. Организованный мною техникум имел два отделения – Театральное и Музыкальное.
В связи с перегрузкой по моей просьбе обком ВКП(б) освободил меня от должности директора театра, оставив на должности директора и преподавателя Техникума Искусств.
Техникум был организован на базе Театральной и Музыкальной студии. Ребята там были очень распущены. В первый же день я организовал комсомольскую ячейку, которая мне очень помогла. Я набрал новых способных ребят из батраков, бедняков, середняков и детдомовцев – теперь они уже учатся в столичных консерваториях и работают в театре.
Неокрепший техникум находился в очень плохих условиях. В том же доме было общежитие и здание техникума. Преподаватели занимались в спальнях, нередко жаловались на то, что они поймали вшей. Не было кроватей, постельных принадлежностей. Ребят кормили плохо: 300-400 граммов хлеба и постоянно кислые щи. Я бил тревогу, нигде поддержки не получал. У ребят в таких условиях падало политико-моральное состояние. Только благодаря моему чуткому отношению к каждому ученику удалось удержать их в техникуме.
Директором проработал два года, после чего ушел в аспирантуру МарНИИ, оставаясь преподавателем техникума.
Ведя в техникуме ответственную работу, я выполнял ряд заданий обкома и райкома ВЛКСМ. Работал пропагандистом в типографии. Выезжал в районы с докладами и по разным другим поручениям. Создал в техникуме комсомольскую организацию и руководил ее работой.
Осенью 1934 года по командировке МарНИИ я поступил в аспирантуру Академии наук СССР. Сейчас готовлю при ленинградском Институте этнографии кандидатскую диссертацию. В комсомольской и профсоюзной организации Академии Наук выполняю ряд работ по общественным организациям, отдельные задания.
Научная работа до аспирантуры шла главным образом по линии собирания материалов. Еще будучи студентом первого курса, я в 1929 году совершил экспедицию в Сернурский район. Собрал этнографический и фольклорный материалы. Написал свой первый труд. В вузе руководил научно-техническим кружком мариеведения. Прочел доклад "Начало русской колонизации Марийского края".
Зимой 1933-34 года собирал марийские песни. Собрал их около трех тысяч. В июле-августе 1934 года в составе языковой экспедиции МарНИИ собирал песни, сказки и материалы по верованиям мари. В 1935 году совершил специальную экспедицию к луговым мари. В трех районах (Ронга, Сернур, Морки) записал шестьдесят сказок. В 1936 году совершил повторную поездку. Записал сорок сказок.
С 1934 года вышли из печати такие мои работы: "Сборник колхозных песен" (2 п.л.); "Марийский театр и драматургия" (статья в журнале "МАО", 1 п.л.); "Тÿм-тÿм" (статья в журнале "У вий", 1 п.л.); "Марийские частушки (статья в сб. "Советский фольклор" № 4-5, 1937). А также разные газетные статьи по языку, литературе и фольклору.
К.А. Четкарев, 1937 год".
Учился в аспирантуре Института этнографии Академии наук СССР в Ленинграде (1934‒1937), аспирант М.К. Азадовского. В 1934 году – активный участник группы по изучению религиозных верований народов СССР под руководством Н.М. Маторина.
Кандидатская диссертация «Марийские сказки Ронгинского района» (1937); стал первым марийцем кандидатом филологических наук.
В 1937 году будущего ученого его недруги оклеветали как члена троцкистской группировки и буржуазного националиста через публикацию "Кто такой Четкарев?" в газете "Марий Коммуна" от 29 декабря.
Спустя месяц Ксенофонт Архипович был восстановлен в комсомоле. Ещё через два – утверждён властями молодой республики директором Марийского научно-исследовательского института социалистической культуры. Руководил этим институтом до осени 1954 года, с двумя перерывами – на войну и учебу в докторантуре Академии Наук в Ленинграде (1938-1941, 1945-1946, 1951-1954 гг.).
Таким образом с 1933 г. К.А. Четкарёв – аспирант МарНИИ (г. Йошкар-Ола), в 1934 г. перевелся в Институт этнографии АН СССР (г. Ленинград).
1934-1937 гг. – аспирантура института этнографии Академии наук СССР (г. Ленинград).
1937 г. – кандидат филологических наук. Тема диссертации «Марийские сказки Ронгинского района» (Институт этнографии Академии наук СССР, г. Ленинград).
В рядах Красной Армии К.А. Четкарёв находился с апреля 1942 года. Место призыва село Новый Торъял. До этого – с сентября 1941-го по март 1942-го – он числился завучем Новоторъяльской средней школы. Впрочем, числясь завучем, выполнял более ответственные поручения. Так, с ноября по конец декабря 1941 года К.А. Четкарёв был командирован в качестве политрука на спецстройку в село Кокшайск.
Но на фронт его в итоге не взяли из-за перенесенной в 1929 году трахомы, когда он стал фактическим инвалидом по зрению. Но он всячески пытался найти свое место в рядах защитников Родины. Окончил весной 1942-го партийные курсы Московского Военного округа и получил квалификацию политрука. Потом старший лейтенант Ксенофонт Архипович Четкарев преподавал социально-экономические дисциплины в военных училищах (Ленинградском артиллерийском и Молотовском (Пермь) стрелково-минометном). В начале 1945 года К.А. Четкарев был направлен политруком в тыл нашей действующей армии. Он закончил службу в августе 1945-го в качестве помощника начальника агитпункта железнодорожной станции Рига в звании старшего лейтенанта.
После войны К.А. Четкарёв работал в Марийском научно-исследовательском институте до последних дней своей жизни, в 1951-1954 годах в должности директора. Кроме того, он составитель и комментатор сборников, посвящённых народному творчеству мари.
1951 г. – докторантура института этнографии Академии наук СССР (г. Ленинград). В личном архиве К.А. Четкарёва сохранилась незавершенная докторская диссертация на тему «Русско-марийские взаимоотношения по материалам устного народного творчества» (докторская диссертация, 750 страниц, не защищена по причине болезни). Ряд статей и сборник «Колхоз муро» он опубликовал под псевдонимом К. Чоткар.
Награды
Орден «Знак Почета» (1946);
Почетная Грамота Президиума Верховного Совета МАССР (1951);
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»;
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».
Участник и руководитель фольклорных экспедиций
С 1929 г. К.А. Четкарёв начал заниматься научной работой, когда предпринял первую в жизни этнографическую экспедицию. Ее результат – рукопись, озаглавленная: «Языковой материал. Записано студентом К.А. Четкарёвым в Сернурском р-не МАО в 1929 году. Запись сделана от стариков по фонетическому признаку, без изменений» (объем 3 п. л.).
С 1934 г. по 1939 г. К.А. Четкарёвым были совершены полевые научные экспедиции в районы Марийской республики (по преимуществу Сернурский, Мари-Турекский) и Кировской области.
Основные работы по фольклору
Четкарёв К.А. Колхозные частушки. Йошкар-Ола, 1936. 80 с. (на марийском языке).
Четкарёв К.А. Марийские сказки: сборник. Йошкар-Ола, 1948. 184 с. (на марийском языке).
Четкарёв К.А. Mapийские сказки. Йошкар-Ола, 1950. 256 с. (на марийском языке).
Четкарёв К.А. Сорок одна небылица: сказки для детей. Йошкар-Ола, 1955. 40 с. (на марийском языке).
Марийские народные песни / сост. К.А. Четкарёв. М.-Л., 1951. 340 с. (на марийском языке).
Марийская вышивка: альбом / науч. ред. К.А. Четкарёв. Л., 1951. 195 с.
Всего он опубликовал около 40 работ об устно-поэтическом творчестве народа мари, в т. ч. фундаментальный труд «Марийские сказки» (т. 1—2, 1941—1955 гг.). Но до сих пор не опубликована самая масштабная работа К.А. Четкарёва «Марийско-русские отношения по данным фольклора марийцев», а также его монография «Сказочное творчество марийцев».
Для увековечивания памяти ученого К.А. Четкарёва, МНКА «Уржум-мари» провели в с. Байса Уржумского района научно-практическую конференцию, открыли краеведческий уголок и мемориальную доску. Такие люди должны жить в нашей памяти, в наших сердцах.
Инициатор этих событий – житель деревни Тюм-Тюм, председатель Уржумской марийской национально-культурной автономии 66-летний бывший директор школы член Союза журналистов РФ Александр Федотович Петрушин. Энтузиастов горячо поддержал Глава поселения село Байса А.В. Соловьев. Поскольку бревенчатый дом, где родился К.А. Четкарёв, не уцелел, мемориальную доску Совет сельской думы постановил установить в центре села, на здании Дома культуры. А под крышей здания решено организовать музей. В нём поместятся труды известного фольклориста, а также документы, иллюстрирующие его жизнь.
Гранитная доска, увековечившая память К.А. ЧЕТКАРЁВА в селе Байса
Уржумского района Кировской области
Источники:
1. Бессмертный полк. https://www.moypolk.ru/soldier/chetkarev-ksenofont-arhipovich
2. К 110-летию со дня рождения К.А. Четкарёва. «Шернур вел - Край сернурский» - Общественно-политическая газета Сернурского района Республики Марий Эл
https://moyaokruga.ru/gazetasernur/Articles.aspx?articleId=329547#
3. Ксенофонт Архипович ЧЕТКАРЕВ. Всегда первый.
https://vk.com/public192866882?w=club192866882
4. Вячеслав Четкарев https://vk.com/wall-8994252_10260
5. Марийцы России. https://interesnoe.me/source-92172/post-77489 |