Тут мои корни
Очерк о начальнике Уржумского опорного пункта областного объединения «Умелец» Николае Григорьевиче Градобоеве.
В квартире начальника опорного пункта объединения «Умелец» Николая Григорьевича Градобоева все говорит о том, что здесь живет человек, чрезвычайно увлеченный творчеством. На полках и шкафах стоят великолепно вырезанные из дерева фигурки орла, оленя, лося, козла. Такие, что глаз не оторвешь. Здесь даже вешалка, полочка, подставка – произведения искусства.
В просторной кухне нашлось место для солидного верстака с набором разнообразного инструмента. Николай Григорьевич любит проводить здесь часы вечернего досуга. Вот он берет липовую заготовку, стамеску, и начинается прекрасное превращение бесформенной чурки в изящную вещь. Стамеска то ровно скользит, снимая стружку, то мягко углубляется в дерево, и вот уже можно угадать замысел мастера…
Сегодня Николай Григорьевич вернулся домой уставший – весь день пробыл в лесу. Занимался организацией заготовки и вывозки деловой липы. Чтобы снять нервное напряжение, после ужина сел к верстаку. И сыновья тут как тут. Старший вырезает длиннохвостую сороку, младший увлеченно мастерит автомат.
Дружную работу прервал звонок в прихожей. – А, Борис! Здравствуй! Что стоишь, проходи.
Приход Бориса Селюнина в поздний час не удивил хозяина дома. С тех пор, как Борис принес Николаю Григорьевичу свои первые работы по дереву, они встречаются часто. Борис работает крановщиком в ПМК-14. Целый день проводит на строительных объектах, разбросанных по всему району. Вот и остаются для встреч только вечера да выходные дни.
Уже осматривая первые поделки Селюнина, Николай Григорьевич почувствовал в молодом человеке незаурядную одаренность, тягу к творчеству. Помог изготовить необходимый инструмент, освоить технику резания и главное – научил искать истоки вдохновения в работах старинных мастеров-резчиков, понимать секреты их мастерства. Ученик Градобоева оказался настойчивым и трудолюбивым и скоро в некоторых поделках даже превзошел своего учителя. Его шкатулки с изумительно нежным деревянным кружевом не раз отмечались на выставках.
И сейчас, пригласив гостя в квартиру, Николай Григорьевич нетерпеливо спросил:
– Показывай, что новенького сотворил?
– Я, Николай Григорьевич, ничего сегодня не принес, мне бы поговорить с Вами.
Они прошли на кухню, устроились возле верстака. Ребята уже закончили свои дела, ушли отдыхать.
– Хочу, Николай Григорьевич, посоветоваться. Решил стать коммунистом, как вы считаете – достоин ли я?
Градобоев задумался, но ненадолго.
– Я считаю, Борис, что достоин, и готов поручиться за тебя. Подавай заявление, а там коммунисты решат.
Гость ушел, а хозяин, взволнованный, долго еще ходил по комнате. Его до глубины души тронула доверчивость парня. Вспомнил, как сам вступал в партию. Было это в Чебоксарах. Там после окончания лесотехнического института Градобоев работал начальником деревообрабатывающего цеха на комбинате стройтреста. Молодой, инициативный инженер сразу проявил себя серьезным, творческим подходом к делу. Цех выполнял и перевыполнял задания. В год XXIII съезда КПСС коммунисты цеха приняли Градобоева в свои ряды. Кто знает, как бы сложилась судьба молодого инженера, если бы он навсегда связал свою судьбу с этим заводом…
Но однажды, совсем неожиданно для руководства предприятия, он пришел и положил на стол заявление об увольнении по собственному желанию.
– В чем дело?!
– У меня такое ощущение, что я здесь временно, как бы в командировке. Меня постоянно тянет домой, в родные вятские места. Я чувствую, что срок моей командировки кончился.
Отпустили, вернулся в родной Уржум. Поступил работать технологом на деревообрабатывающий комбинат. Как-то приехал сюда заместитель начальника областного управления местной промышленности, сказал, что хорошо бы освоить в Уржуме выпуск спортивной ракетки. Только как осуществить в местных условиях изготовление этого изделия?
– Давайте попробуем, – сказал Градобоев. – И хорошо бы съездить на предприятие, где уже делают ракетки в таких же, как наши, условиях.
Узнали, что в одной из деревень Московской области есть такое производство. Туда и была организована поездка. А спустя некоторое время ракетки начали выпускать в Уржуме. Много инициативы, творческой смекалки, настойчивости проявил вместе с другими при освоении нового изделия Н. Г. Градобоев. Его уважали на предприятии. Пять лет подряд Николая Григорьевича избирали секретарем партбюро предприятия, а потом он стал директором ДОКа. И вдруг снова заявление на стол:
– Хочу съездить поучиться к мастерам-резчикам по дереву.
Дело прошлое, но многим тогда показалось, что это нечто неумное. Трудно было понять, объяснить, оправдать неудержимую внутреннюю тягу человека к творчеству, к искусству. Но, видимо, художник жил в Николае Григорьевиче всегда, и вот человек однажды понял, что не может больше жить так, как живет, что должен всецело отдаться любимому делу. Чтобы окончательно укрепиться в этой мысли, решил Градобоев за свой счет пройти стажировку у мастеров Богородской фабрики художественной резьбы Московской области.
Приехал к директору фабрики Т. С. Ткачуку. Попросил разрешения поработать полгода рядом с фабричными умельцами, чтобы и свои способности проверить, и опыт мастеров изучить. Понял его директор и разрешил. Но полгода для стажировки не понадобилось. Уже через два месяца стало ясно, что самоучка из Уржума владеет резцом и стамеской не хуже фабричных умельцев. Так что можно ему со спокойной душой возвращаться домой. Когда пришел к директору поблагодарить за науку и попрощаться, тот предложил:
– Николай Григорьевич, оставайся у нас. И работа по душе, и квартиру дадим.
– Нет, Тимофей Семенович, не хочу вас обманывать.
– Как?
– Если я даже останусь у вас, так все равно рано или поздно домой уеду. Не могу без родной Вятки. Там мои корни, а дерево без корней сохнет.
Когда в 1978 году заместитель директора областного объединения «Умелец» приехал в Уржум, чтобы создать здесь опорный пункт, ему сразу сказали:
– Ищите Градобоева, поговорите с ним.
Так Николай Григорьевич возглавил опорный пункт. С чего начинать? Как говорится – ни кола, ни двора. Арендовали пустующее деревянное здание у районо. Отремонтировали помещение, привезли дрова, и опорный пункт начал действовать. Сначала Николай Григорьевич один резал гребни, солонки, ковши-уточки. Одновременно вел поиски энтузиастов самобытного народного искусства и в Уржуме, и в селах района. Первым с просьбой принять его на работу пришел Михаил Бушков.
– Что умеешь делать? – спросил его Николай Григорьевич.
– Я столяр. Все смогу.
Н. Г. Градобоев принял Михаила и не ошибся в нем. Скоро они вдвоем освоили выпуск сувенирных жбанов. Эти изделия до сих пор пользуются спросом у покупателей. Михаил оказался человеком ищущим. Попался ему как-то в руки старинный берестяной туесок. Долго и внимательно изучал его, а потом решил сам изготовить нечто подобное, и получилось. Он же, Михаил, освоил изготовление плетеных кресел и стульев. Одним из первых был принят на работу и Николай Куклин и тоже, как говорится, прирос к новому делу.
Сейчас в мастерской опорного пункта людей прибавилось, стало уже тесновато. Здесь разместились и верстаки, и токарные станки по дереву, и ткацкий станок, другие приспособления.
Бывая в Шурме, Николай Григорьевич часто ловил себя на мысли, что хорошо бы в этом большом селе открыть филиал опорного пункта. Здесь наверняка найдутся свои умельцы и наверняка есть женщины, которые в силу разных обстоятельств не имеют постоянной работы. Посоветовался в сельском Совете. Там его мысли поддержали. Нашли резчика по дереву Николая Иосифовича Крупина, других умельцев. Валя Манылова загорелась идеей освоить производство мелких берестяных изделий. Послали ее в Киров на учебу. Она быстро освоила новое дело. Так появился еще один специалист. Словом, филиал был создан. Возглавил производство пенсионер М. К. Смирнов. Сейчас здесь работает уже около десяти человек.
Есть сегодня надомники в других уржумских селах: Буйском, Лопьяле…
Вся эта хронологическая цепочка событий промелькнула в памяти Николая Григорьевича в тот вечер, когда он проводил Бориса Селюнина и сидел один возле верстака в притихшем доме (домашние уже спали). Он снова, уже в который раз, задавал себе вопрос: «А правильно ли я поступил, оставив тогда комбинат»? И в который раз отвечал, что правильно. Человек должен быть там, где он сейчас нужнее всего, где он принесет максимум пользы. Сегодняшние дела в опорном пункте – как раз свидетельство того, что именно здесь Н. Г. Градобоев более всего нужен и работает он с полной отдачей.
А забот хватает, особенно летом. Надо заготовить, не упустив момента, сырьевой материал на весь год: деловую липу, бересту, ивовые прутья и многое другое. Вплотную встал вопрос о расширении производственных площадей и, поскольку коллектив растет, о жилье. А сколько времени требует организация размещения заказов, индивидуальная работа с мастерами-умельцами! Понятно, что не все приходят в опорный пункт по призванию. Например, почти каждый год устраиваются сюда работать не поступившие в вузы выпускники школ. Николай Григорьевич терпеливо учит их ремеслу. Ну а как сам Николай Григорьевич? Он по-прежнему постоянно в творческом поиске. Ищет новые композиционные решения поделок, предлагает художественному совету модели новых оригинальных изделий. Какие же истоки питают его воображение, его творчество? Николай Григорьевич – большой знаток истории родного края, особенно истории разных народных промыслов.
У него дома немало литературы на эту тему. Он много ездит по селам, беседует со старожилами. Например, он установил, что в селе Цепочкино был развит промысел плетения изделий из ивовых прутьев. Начал поиски старожилов, которые помнят что-либо об этом, искал, не сохранились ли у кого изделия старинных умельцев. И кое-что нашел. Так появилась в ассортименте опорного пункта плетеная мебель.
Куда бы ни ездил, где бы ни бывал Николай Григорьевич, обязательно заглянет вместные музеи краеведения, на выставки народных умельцев. Уважение к старине он воспитывает и усвоих мастеров-умельцев. Увидел как-то Борис Селюнин в Кировском краеведческом музее деревянную ложку. Понравилась она ему. Смотрит на подпись, а там значится: «ложка уржумская». На основе увиденного Борис разработал модель сувенирного: набора из ложки и вилки…
Уржумский опорный пункт, благодаря энтузиазму П. Г. Градобоева стал крупной производственной единицей в Кировском объединении «Умелец». Его изделия не раз отмечались на разных выставках, пользуются спросом у покупателей. И сам Николай Григорьевич полон творческих сил и замыслов.
В. Помещиков,
г. Уржум.
Кировская правда. – 1982. – 15 июня.
Источник: http://urzhumlib.ru/v-pomeshhikov-tut-moi-korni/ |