Извоз в Уржумском уезде Вятской губернии.
Отхожий промысел
Извоз перевозка лошадьми грузов и пассажиров, в России одна из натуральных повинностей крестьян и один из неземледельческих промыслов. Вятская земля, будучи по положению своему перекрестием трактов и дорог с севера на юг и с запада на восток, обладая очень большой и развитой сетью внутренних транспортных магистралей, соединяющих 25 тысяч вятских поселений, была предназначена для извоза, как промысла.
Извоз нигде не имеет у крестьян Уржумского уезда большого развития и большого экономического значения. Здесь извоз в смысле самостоятельного отхожего крестьянского промысла, как он существует в некоторых местностях преимущественно северной половины Вятской губернии.
Промысел извоза чрезвычайно прост и удобен, особенно для того, кому нет желания жить по чужим людям, далеко от родной семьи, и даже выгоден преимущественно, конечно, там, где много езды между торговыми городами и где торговая деятельность во всей своей силе.
Сколько нам известно, крестьяне Уржумского уезда вовсе не занимаются извозом на расстояние далее 200 или 300 вёрст от мест своего жительства. Для этого не представляется условий в положении, торговле и промышленности Уржумского уезда.
Продукты горных заводов этого уезда, пока они были в действии, следовали из уезда водным путём.
Спирт местных винокуренных заводов отправляется тоже водою по р. Вятке, а если отчасти и сухим путём, то не далее Казани.
Хлеб из уезда, как мы видели, поступает на ближайшие пристани р. Вятки, на местные винокуренные заводы, частью прямо на Волгу не далее Чебоксар. Притом еще нужно заметить, что в Уржумском уезде огромную часть занимающей крестьян зимою перевозки хлеба нельзя назвать собственно извозным промыслом, потому что, крестьяне везут на пристани, на заводы, в Казань и Чебоксары свой хлеб, на своих лошадях.
Лесная промышленность Уржумского уезда даёт местным крестьянам много конной зимней работы, но вывозку леса к пристаням, дров и осмола к заводам тоже нельзя назвать собственно извозным промыслом. Эти конные работы составляют необходимую часть или принадлежность лесных промыслов, о которых мы уже говорили.
Вследствие указанных выше условий, крестьяне Уржумского уезда, промышляющие извозом, занимаются перевозкой какой-нибудь клади в пределах своего уезда, а за пределы уезда они ездят главным образом в Казань, иногда в Чебоксары, в Мензелинск, отчасти в Вятку и Слободской. Где живут богатые крестьяне, промышляющие закупкой хлеба для купеческих контор и для заводов, там извозчики занимаются доставкой овса на Турекскую и Науровскую пристани, ржи на мельницы, приготовляющие муку для винокуренных заводов, также в Казань, Сундырь, в Чебоксары.
Некоторые крестьяне тех волостей, где существуют винокуренные заводы, целую зиму занимаются перевозкой хлебного запаса с мельниц на заводы. Другие крестьяне занимаются доставкой спирта в бочках до Турекской пристани или в Казань, доставкой бумаги с писчебумажных фабрик (в Турекской волости), доставляют кладь с Медведской пристани до Вятки или Слободского. Крестьяне северной части Сердежской волости, при случае, доставляют кладь с Медведской пристани до Вятки или Слободского.
Довольно распространён извозный промысел между крестьянами некоторых обществ Мазарской волости. Отсюда некоторые извозчики ездят раза четыре в зиму в Казань, чтобы доставить оттуда товар до Уржума, Кукарки, Нолинска, ездят в Мензелинск, чтобы доставить оттуда рыбу.
Число крестьян Уржумского уезда занимающихся ежегодно извозным промыслом невозможно определить с какой-нибудь точностью. Заработки извозчиков по дальности расстояний извоза и по кратковременности промысла бывают, вообще, незначительны. Цены извоза бывают, конечно неодинаковы, смотря по расстоянию. За доставку товаров из Казани в Уржум, на расстоянии до 190 вёрст, извозчики получают в разное время от 10 до 15 коп. с пуда. За перевозку бочек спирта с завода на пристань, при расстоянии, например, около 30 вёрст, дается по 95 коп. и по 1 рублю за бочку. За перевозку спирта в Казань извозчики получают по 5 и 6 рублей за бочку. |