Отхожие промыслы
Уржумского уезда Вятской губернии
«Отходники» — резьба по дереву (Иван Абаляев, Кимры).
Отхожий промысел — временная, чаще всего сезонная работа крестьян вне места постоянного жительства, когда нужно «отходить», уходить из села или деревни. Людей, уходивших на заработки, называли «отходниками». Отхожие промыслы составляли в России один из значительных источников дохода крестьянского населения.
Отмена крепостного права уничтожила наиболее одиозные препятствия к свободному передвижению по стране. «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» предоставило бывшим крепостным право «отлучаться от места жительства» для чего волостным правлениям вменялось в обязанность «крестьянам и дворовым людям, приписанным к волости, выдавать по истребовании надлежащих удостоверений и … свидетельств… для получения теми крестьянами и дворовыми паспортов и билетов на отлучки».
Каждый крестьянин, уходивший на заработки ("отхожие промыслы") дальше 30 вёрст от постоянного места жительства, должен был иметь паспорт с указанием срока возвращения домой. Всякий, кто не имел паспорта, подлежал задержанию и выяснению личности в воеводской канцелярии.
Кроме получения паспорта, легализовать свой отход на заработки во второй четверти XIX в. отходник мог ещё одним путём. Для мещан, крестьян всех наименований и дворовых людей были учреждены одно-, двух- и трёхмесячные билеты на отлучку. По отпускным билетам допускалась месячная просрочка указанного в них срока, но запрещался уход за пределы губерний.
Эти промыслы наиболее всего распространены в безлесных и густонаселённых местностях, т. е. преимущественно в северных и северо-западных волостях уезда: Рождественской, Лебяжской, Сердежской, Кичминской, Кукнурской и Кокшинской. Так как в этих волостях почти совсем нет леса и так как местные промыслы в силу этого развиты крайне слабо, то население, нуждаясь в заработках для уплаты повинностей, по необходимости должно прибегать к отхожим промыслам. В этих шести волостях занимается отхожими промыслами 40,9% дворов. По отдельным волостям % дворов, занимающихся отходом, еще выше. Так, в Рождественской он равен 89,1% а в Кокшинской 76,3%. Кроме того отхожие промыслы значительно развиты в безлесной и густо населенной Теребиловской волости.
В 1875 году крестьянами Уржумского уезда взято было видов на отлучку: паспортов годовым 1444, паспортов полугодовых 958, билетов на срок до трёх месяцев (в 40 коп.) 1209, билетов на срок до двух месяцев (в 5 коп.) 7096, а всего 10707 паспортов и билетов (10707 паспорт, и билет, выбрано крестьянами 19 волостей Уржумского уезда, т. е. всех других кроме небольшой Шурминской.).
В отхожие промыслы в Уржумском уезде ходят не только мужчины, но и часть женщин. Участие последних в отходе, впрочем, незначительно. Так, по исследованию Н. Романова, в 1875 году женщин уходило в отход всего только 2,2% из всего количества мужчин.
Из этого числа было взято женщинами: паспортов годовых 60, паспортов полугодовых 34, билетов в 40 к. 21, билетов в 5 коп. 116; всего 231 паспорт и билет.
Следовательно, собственно мужским крестьянским населением Уржумского уезда взято в 1875 году паспортов на полгода и более 2308 и билетов на срок до 1 до 3 месяцев 8168, всего 10476 паспортов и билетов. На 54250 человек сельского мужского рабочего населения Уржумского уезда (без Шурминской волости) это составит немного более 19% крестьян, берущих виды на отлучки на срок от одного месяца до одного года.
Большой процент паспортов, падает на май, объясняется это главным образом тем, что в этот месяц крестьяне ходят на богомолье на Великую реку (Орловского уезда), по случаю прихода сюда икон из г. Вятки. Минимум отхожих промыслов падает на апрель, июль и октябрь. В апреле отход ослабевает из-за распутицы, в июле он совсем почти прекращается, вследствие нулевых работ, которыми занято все население и к началу которых даже все ушедшие на дальние заработки спешат возвратиться. В октябре он падает по случаю огромного количества свадеб, начинающихся с Покрова („Батюшко Покров кроет землю снежком, а девиц женишком, мужиков поит вином да бражкой, а баб угощает медовой кашкой“).
В Уржумском уезде число взятых паспортов значительно больше числа дворов, занимающихся отхожими промыслами. Это объясняется тем, что в наиболее распространённом отхожем промысле — плотничестве — не редко уходят на работы два раза в год: весною и осенью и берут, таким образом, по два билета. Помимо этого, очень многие лица, занимающиеся местными промыслами, которые имеют, так сказать, кочевой характер, принуждены также брать паспорта. Так берут нередко паспорта: портные, шерстобиты, валенщики, лесорубы, дроворубы, пастухи, работники, поденщики и т. д. Понятно, что в силу этих причин количество взятых паспортов должно быть более против действительного числа лиц, уходящих в дальний отход. В восьмилетний промежуток времени (1877—1884 год) средним числом в год бралось по 14964 паспорта, а в пятилетие с 1871 по 1875 год крестьяне Уржумского уезда брали средним числом только по 8200 паспортов.
На полгода и более отлучалось из Уржумского уезда в 1875 году 41/4% рабочего крестьянского населения мужского пола, на срок от 1 до 3 месяцев 15% того же рабочего населения.
В пятилетие с 1871 по 1875 г. крестьяне Уржумского уезда брали средним числом в год по 1941 паспорту на полгода и более и по 6222 билета на срок от одного до трёх месяцев.
Следовательно, в означенное пятилетие отлучалось из мужского рабочего крестьянского населения Уржумского уезда средним числом в год: на полгода и более З1/2%, на срок от одного до трёх месяцев 111/2%.
Таким образом, видно, что из Уржумского уезда ежегодно отлучается на отхожие промыслы лишь незначительная часть мужского крестьянского рабочего населения. Мы можем сравнить сделанные сейчас выводы по Уржумскому уезду с такими же выводами по Орловскому уезду. Из этого последнего уезда, по сведениям за пятилетие с 1870 по 1874 год ежегодно отлучается для отхожих промыслов: на полгода и более 171/2%, на срок от одного до трёх месяцев 221/2% мужского рабочего крестьянского населения.
Следовательно, на продолжительные отлучки уходит из Орловского уезда относительно в 5 раз большее число крестьян, чем из Уржумского уезда, а на кратковременные отлучки почти вдвое большее число, чем из Уржумского уезда. В Орловском уезде только 4 таких волости, из которых отлучается на отхожие промыслы от 41/2 до 171/2% мужского рабочего населения; из всех прочих волостей ежегодно отлучается на промыслы от 281/2% до 76% рабочего мужского населения.
А в Уржумском уезде только из 5 волостей отлучается на отхожие промыслы от 36% до 411/2% мужского рабочего населения; из прочих же волостей уходит ежегодно только от 21/2% до 13% и (в одной волости) до 19% мужского рабочего населения. Выдаются сравнительно с другими по развитию отхожих промыслов следующие 5 волостей Уржумского уезда: Лебяжская, Рождественская, Сердежская, Кокшинская и Кичминская.
Главные отхожие промыслы крестьян Уржумского уезда:
1) плотничество,
2) пилка леса,
3) вырубка строевого леса и дров,
4) бурлачество.
К этим четырём главным промыслам нужно прибавить еще извоз, весенние работы крестьян на пристанях по погрузке хлебных и лесных товаров и отход на заводы.
Отход на заводы малочислен. Известно среди русского населения всего 2 человека со средним заработком 25 руб. на каждого.
В целом, отходничество имело положительное влияние на жизнь крестьян из глубинки. Пожив далеко за пределами своей деревеньки, крестьянин-отходник менял жизнь своей семьи, своего окружения. Они касались всего: крестьянин-отходник вел более трезвый образ жизни, насмотревшись на «городскую моду», привносил изменения в быт и устройство своего дома, даже в чем-то ломал застывшие традиции быта глубинки. |