Уржумская Земля
прошлое и настоящее
Меню сайта
Категории раздела
Агропром, сельское хозяйство [82]
Археология [7]
Великая Отечественная война [76]
Военная служба [9]
Военные истории [12]
Возвращение имён [20]
Генеалогия [4]
Георгиевские кавалеры [1]
Герои Советского Союза [19]
Годы революции и гражданской войны [32]
Горячие точки [15]
Госслужба [8]
Депутаты Государственной Думы [5]
Иностранцы в Уржуме [14]
Интересные люди [31]
Исторические, заповедные и памятные места [2]
Исторические справки [21]
История, легенды народов, вера [16]
Комсомольская жизнь [5]
Краеведение и краеведы [23]
Культура и искусство [208]
Лесное хозяйство [18]
Люди науки [42]
Медицина [46]
Монастыри, церкви, часовни [29]
Музеи [16]
Некрополь, некрополистика [4]
Образование [105]
Правопорядок, спецслужбы [46]
Православная страница [91]
Политика [11]
Политические лидеры [82]
Почётные граждане Уржума [32]
Почётные граждане Уржумского района [12]
Почта, марки, открытки [8]
Промыслы, ремёсла [32]
Промышленность, производство, передовики [59]
Революционеры [11]
Реки, озёра, пруды и родники [12]
Сельские поселения [167]
Список лиц, погребенных при церкви [32]
Спорт, туризм [53]
Топонимика, ономастика [7]
Торговля, ярмарки [8]
Транспорт, дороги [9]
Удивительные судьбы [182]
Уржум в прошлом [26]
Уржум в настоящем [18]
Уржум - улицы и дома [1]
Уржумский уезд [36]
Флора и фауна, природа [7]
Разное [1]
[0]
[0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Промыслы, ремёсла

Неизвестные страницы из истории Сернурской земской каменотесной мастерской Вятской губернии Уржумского уезда

Неизвестные страницы из истории Сернурской земской каменотесной мастерской
Вятской губернии Уржумского уезда

Краткая характеристика социально-экономического и культурного развития Сернурской волости в конце XIX - начале XX веков Сернур.

В прошлом называлась деревня Макаркино, Макарово, Макарля, Шернур (на марийском языке), село Благовещенское. Год основания - 1749-й [15, с. 221]. Село Сернур Уржумского уезда Вятской губернии, современный пос. Сернур Республики Марий Эл, находилось примерно посредине между губернскими городами Казанью и Вяткой. Оно было центром одного из окраинных западных волостей обширного Уржумского уезда. Находилось в шестидесяти верстах от уездного города Уржум. В середине XIX века насчитывалось 116 дворов и 769 жителей. Две улицы - Нурбель и Низовка. Большинство составляли крестьяне, небольшая часть - торговцы. Далее - священнослужители, земские служащие, учителя и врачи. Сернур был в то время богатым торговым селом с лучшей в уезде ярмаркой, которая проводилась по престольным праздникам Сернурской церкви: в Благовещенский - 25 марта, Спасский - 1 марта, Михайловский престолыі - 8 ноября [4]. Выяснилось, что одним из успешных и зажиточных жителей села был купец третьей гильдии Ефим Петрович Бурков, отставной старший писарь из крестьян Сернурской волости деревни Красный Ключ. Годовой оборот составлял 3000 рублей. Примечательно то, что с его денежной помощью в 1906-1910 гг. в волости были открыты три народных начальных училища [15]. В селе функционировали: начальное народное училище, церковно-приходская школа, земская библиотека, аптека и больница. В начале XX века появилось несколько каменных двухэтажных зданий купцов, местных торговцев и волостного правления. В Сернуре прошли детские и юношеские годы классика русской поэзии XX века Н.А. Заболоцкого (1903-1958) [15].

С 1719 по 1781 гг. - Сернурская сторона входила в состав Казанского уезда Казанской губернии. Территория делилась на сотни и волости: Большая Сернурская, Ноли Кукморы, Чукша и др. В ходе нового административного устройства и создания Вятского наместничества (1775-1780) и Вятской губернии (1796) Сернурские земли вошли в состав Царевосанчурского и Уржумского уездов. Само Уржумское уездное земство организовалось в 1867 году. С ликвидацией в 1802 году Царевосанчурского уезда, территория Сернурского края полностью оказалась в составе Уржумского уезда Вятской губернии. К 1910 году в Сернурской волости насчитывалось 92 поселения, было 4 церковно-приходские школы, 3 земских училища, миссионерская школа. Основным занятием населения было земледелие [24]. Получила развитие в волости и промысловая деятельность. Насчитывалось 11 водяных, 5 ветряных и 2 конно-мукомольных мельницы [24, с. 42].

В рапорте Уржумского уездного исправника Вятскому губернскому статистическому комитету под № 532 от 24 сентября 1891 года были представлены сведения о том, что крестьяне Сернурской волости занимаются разработками жернового камня. Было выработано 64 шт. жернового камня, плит - 65, ступенников - 85, кирпича - 90, стоек - 1530, бута - 11 штук. Жернова сбывались для мельниц Уржумского уезда, часть отправляли в Яранский и Казанский уезды, в г. Казань, бут - преимущественно в Уржумский уезд [6]. Места, где добывали жерновой камень, получили названия: «Горное Заделье», «Каменная Гора», «Нолькин камень».

Марийское название «Мышкар курык». Это небольшой участок максимального возвышения Марийско-Вятского увала, одного их крыльев седого Урала, простирающегося от г. Вятки до Казани. Здесь сохранились единственные в нашей республике подземные каменоломни, в которых более двухсот лет тому назад вырубали жерновой камень, известный особой остротой зёрен [3].


Урочище «Нолькин камень». Вход в штольню


В штольне. Заготовка мельничного жернова

Район сбыта жерновов был довольно обширным, он охватывал территории Вятской, Казанской, Вологодской, Костромской и частично Владимирской губерний. Большая часть жерновов сбывалась фотодокументов ярмарке в Яранске. [2, с. 93]. По данным отчёта высчитано, что только в течение зимы 1904 года на Нолькинских каменоломнях было добыто 800 штук жерновов. В 40 штольнях работало 180 рабочих [18]. Наибольшее развитие этот каменный промысел получил в деревнях Большая Коклала, Тумерсола, Йывансола, Малая Мушка. Перед первой мировой войной в год вырабатывалось около 3000 штук жерновов, добычей и изготовлением которых занималось до 600 человек [2].

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что Сернурская волость в конце XIX - начале XX вв. была типичным регионом российской глубинки. Но и была существенная отличительная особенность от других волостей. Кроме земледелия, ускоренное и более успешное развитие в волости получил каменный промысел. Немалая часть крестьян занималась выработкой жернового камня, который ценился на вес золота. «Нолькин камень» - это уникальный объект горного дела марийцев в прошлом.

История возникновения Сернурской земской каменотесной мастерской

В докладе XXIX очередной сессии (2-16 декабря 1895г.) Вятского губернского земского собрания отмечено, что добыча камня на р. Нолька по объёму подземных выработок и работ представляла собой самые серьезные горные работы в Вятской губернии. По инициативе окружного инженера Вятского горного округа С.Л. Подымовского, постановили пригласить на средства земства в Вятскую губернию двух штейгеров [11].

1 марта 1899 года штейгер Константин Михайлович Скородумов стал заведовать горными работами на крестьянских каменоломнях и торфяниках 1 участка Уржумского уезда. В материалах краеведческого фонда центральной библиотеки г. Уржума сохранились фотографии, на которых отчётливо виден открытый скальный массив и вход в каменоломню, укрепленную брёвнами. У груды камней стоит Константин Михайлович.


Скальный массив. Нолькинские каменоломни.

На XXXIII-ой сессии Вятского губернского земского Собрания (10 января - 1 февраля 1900 г.) он выступил с докладом о состоянии алебастровых рудников, бутового и жернового камня на вверенном ему участке [7]. Штейгер представил чертежи огневого способа выработки жернового камня [8]. «На реке Нолька с версту расстоянием, пониже рудника, по её течению, разрабатывается белый поделочный камень, чистый, мелко-зернистый известняк, употребляемый на выделку плит, стоек на дома, дверных и оконных косяков и бут на постройки», - прочитала я в докладе штейгера Скородумова на XXXIII-й сессии Вятского губернского земского Собрания, проходившего с 10 января по 1 февраля 1900 года [12].

Залежи известняков занимали район 5 волостей: Сернурской, Ирмучашской, Кужнурской, Конганурской, Токтай-Белякской, но разработки опоки велись только на Нолькинской каменоломне. Добытый камень шел на стойки для хозяйственных построек или на надгробные памятники. Он использовался для дверных и оконных косяков, для облицовки фундамента у каменных построек. Но более всего из него изготавливали квадратные плиты толщиной в 6,6 см и длиной с каждой стороны по 53 см. Эти плиты шли на выстилку полов в церквях и казенных зданиях. Запасы опочного камня, как отметил штейгер, были велики. Уржумский уезд должна была пересечь железная дорога в небольшом расстоянии от Нолькинских каменоломен, и тогда бы добыча камня смогла изменить экономическую ситуацию в уезде в лучшую сторону [18].

К.М. Скородумов, проезжая по деревням, видел, что крестьяне - марийцы целыми семьями выпиливали плиты, вытесывали стойки, татарские памятники. Формы памятников были похожи то на глыбу в виде гроба и сундука, то на круглую колонну с подобием не то шапки, не то опрокинутого блюда. Крестьяне не владели приемами работы с камнем, не имели понятия о предварительном вычерчивании какой-либо вещи и рубили ее на глаз, без всякого расчета. Такое обстоятельство послужило поводом горному инженеру просить земское собрание об открытии камнетесной мастерской в Сернуре. При ее основании земство поставило цель развить каменотесный промысел среди крестьян-каменотёсов Нолькинских каменоломен [21].

Итак, камнетесная мастерская открылась в селе Сернур 1 января 1907 года, ее открытия штейгер добивался 4 года [20].


Здание мастерской

Таким образом, открытие мастерской в селе Сернур соответствовало основным задачам органов земского самоуправления Уржумского уезда. Но огромная заслуга в инновации принадлежала инициативному и решительному молодому специалисту-штейгеру К.М. Скородумову.

Каменотёсная мастерская. Начало пути

Для обучения был приглашен мастер Иван Дмитриевич Соломин с окладом содержания 360 руб. в год. Кустарным техником служил В.Е. Моисеев. Попечителями мастерской были земский врач Александр Соломонович Черняков, священник Федор Егоров и местный торговец Павел Ефимович Еорбунов. Средства на содержание мастерской на 1907 год 500 рублей выделило земство, по 100 рублей поступило из губернского сбора и от страхового капитала, что составило 700 рублей [21]. Камень для мастерской приобретали на ближайших каменоломнях деревень Нурсолы, Кораксолы. Сохранилась уникальная фотография с одной из каменоломен по добыче опоки. На снимке заснят момент погрузки камня.


У каменоломен. Погрузка камня

В первый год для обучения набрали 7 мальчиков подросткового возраста. Занятия, за исключением праздников, шли ежедневно с 8 часов утра до 9 часов вечера. Заведующий мастерской К.М. Скородумов во время своих приездов в Сернур сам по вечерам проводил занятия по черчению и геометрии. Учились в мастерской с 1 января по 1 мая, затем - на период полевых работ - на 5 месяцев учёба прерывалась. И с 1 октября занятия возобновлялись. Земство брало в аренду нижний этаж дома местного купца Е.П. Буркова, где размещались: комната для занятий, комната с нарами (служила кухней и общежитием для учеников), 2 маленькие комнатки для мастера. Этот дом сохранился до наших дней, там размещён магазин «Книги» (ныне улица Коммунистическая). Помещение самой мастерской занимал сложенный во дворе из камня сарай с 3 маленькими окнами и одной большой двухстворчатой дверью. Общая площадь мастерской составляла 40,5 кв. метра [21]. «Мой папа выстроил из камня кладовую, его сговорили пробитъ окна, навесить двери и сделать каменотесную мастерскую», - так написала в своих воспоминаниях дочь купца Ефима Буркова Евгения [15].


Ученики мастерской 1908 г.

Но, просуществовав до мая 1908 года, мастерская была закрыта по неизвестной причине. Благодаря новому составу Собрания, мастерская с 1 января 1910 года была открыта в селе Сернур вторично [21].

В мастерской обучалось население из окрестных деревень Сернурской волости. Учениками являлись сироты или подростки из многодетных крестьянских, в основном марийских, семей. Сироты получали пособие на содержание по 3 рубля в месяц. Количество обучающихся было не постоянным, от 8 до 18 человек на год.


Ученики мастерской 1911 г.


Надпись на обороте снимка

Режим дня соблюдался строго. Вставали ученики в 6 часов утра и освобождались от занятий только в девять вечера. По субботам уроки шли до 12 часов, затем ребят отпускали на выходные домой. Ученики по очереди топили печи в общежитии и следили за чистотой. Для чаепития в небольшом количестве была приобретена посуда и дешевый из белого железа самовар.

Итак, несмотря на трудности, мастерская достойно прошла первые шаги своего становления, и начался этап формирования системы обучения.

Программа обучения каменотесов и производственная деятельность мастерской

Программа обучения включала несколько этапов. Первоначально мастеровых обучали обделывать камень острым молотком, а затем изготавливать более лёгкие изделия: лежачие памятники, дымоходные трубы. Далее учились тесать уже вертикальные памятники. Под руководством мастера ребятам поручалась распиловка камней для получения цоколей и шпилей заданного размера. После этого они переходили на опилку рашпилями по лекалу цокольных плит, шпилей памятников и других изделий, приучались к рубке стамеской и молотком карнизов, различных украшений по схеме, выполненной карандашом на камне. В это же время подмастерьев обучали полировке и чистке изделий пемзой и стеклянной шкуркой, а также шпаклевке изделия. Точение на станке украшений для памятников, ваз, столбов, колонок являлось последним, самым сложным курсом мастерской. Переход от одной работы к другой зависел от индивидуальных способностей каждого ученика и не обуславливался никакими сроками. Были ребята, которые в двухмесячный срок осваивали все работы, а бывали и такие, которым и на третий год обучения нельзя было доверить ничего, кроме топорной рубки [21].


Ученики мастерской

Русский этнограф С.К. Кузнецов будучи в Сернуре в 1907 году, присутствовал на занятии в мастерской и оставил такое описание: «Занимался с учениками мастер Иван Дмитриевич Соломин. - Что есть камень? - вопрошал он, останавливаясь у одного из них. И тут же отвечал: - Проверим сейчас. Взяв инструмент, он аккуратными движениями показывал, как надо работать с камнем. Затем это проделывали обучаемые. Их поделки осматривались мастером-наставником с явным пристрастием, с серьёзным видом. Улыбка на его лице означала похвалу и одобрение. Но такое случалось редко» [8]. Проучившись одну зиму в мастерской, большинство из них на следующий год не являлись для дальнейшей учебы. Предпочитали работать дома, изготавливали простенькие памятники до 5 рублей ценою или поступали работать в штольни, где зарабатывали 10-15 руб. в месяц. Но некоторые учащиеся обучались и два года, и даже три года. Исходя из отчётов, нами составлен поимённый список только 33-х учеников с указанием их возраста, места жительства, уровня образования, года поступления в мастерскую. Возраст учеников: 15-16 лет, 17-20 лет, у двоих даже 23 и 24 года.

В основном в мастерской тесали памятники и садовые вазы.




Изделия мастерской

Но ассортимент изделий постоянно расширялся, спросом пользовались ступенники для лестниц, тумбы, точеные столбики, постаменты, дымовые трубы. Продукцию мастерской поставляли церквям, реальным училищам, аптекам, школам уездов Вятской губернии [22]. Из опоки были изготовлены лестницы в Уржумском реальном училище [23]. Ежегодно, ученики выручали от продаж своих работ более трехсот рублей [21].

За весь период существования мастерской прошли обучение более 50 человек. Техник Моисеев в 1913 году объехал селения, чтобы узнать, как устроились выпускники мастерской. Никифор Яндыбаев из деревни Кужнурово после двухлетнего обучения работал в Уржуме в Митрофановской церкви и в Царевококшайских храмах по настилке тротуаров. Был очень доволен, что получил образование в мастерской.

Никифор Виноградов из Нурсолы трудился с отцом в Сернуре на кладке камня в часовне. Александр Милютин состоял помощником мастера в этой же мастерской. Из деревни Русские Памашьялы в Сернуре учились четверо. Иван Грязин осел в Сибири, а Роман Камышев, Павел Шабалин, Григорий Дмитриев работали на мраморном заводе в Пермской губернии [22].

Таким образом, образовательная программа мастерской представляла собой поэтапное обучение технологиям обработки камня и реализовывалась по принципу «от простого к сложному». Выпускники мастерской трудились не только в Сернурской волости, но и далеко за её пределами.

К.М. Скородумов пришёл к выводу, что необходима реклама мастерской с целью увеличения дохода мастеровых. На одной из сохранившихся фотографий запечатлена выставка изделий мастерской в г. Уржуме. Результаты труда каменотёсов демонстрировались на Белорецких ярмарках [17].


Выставка мастерской, г. Уржум.

Уже в 1908 году Константин Михайлович составил таблицу - каталог изделий мастерской и в каждом отчёте доказывал о необходимости его издания. Выпуск каталога в виде большого листа в 1000 экземпляров запланировали только в 1913 году. Каталог был оформлен художницей Г. Алафузовой, служащей губернского земства. Неизвестно, был ли издан данный каталог. Помимо всего, заведующий мастерской предлагал содержать подмастерье в мастерской и менеджера по сбыту продукции [22].

Из чего можно заключить, что производственная деятельность мастерской находилась на достаточно высоком уровне.

Непредвиденное завершение деятельности мастерской

Судя по представленным отчётам, до 1 января 1914 года мастерская находилась в заведовании штейгера Скородумова. Затем мастерская была переведена в ведение кустарного техника Моисеева. К тому времени она была подведена к общему уровню для учебных мастерских и снабжена всеми необходимыми правилами, инструментами. Моисеева призвали на военную службу. Отчёт о мастерской за 1914-1915 гг. был написан кустарным техником Уржумского уезда Л.В Крыловым. В мастерской обучались 10 человек, но поименного списка учеников в отчете нет [9]. За 1916-1917 гг. отчета о мастерской уже не было. Неизвестно, что же стало с мастерской в последующие годы? Закрыли, видимо, из-за мобилизации населения на первую мировую войну.

Мастерская просуществовала в общей сложности более семи лет, но сыграла существенную роль в экономическом развитии Сернурской волости.

Жизненный путь К.М. Скородумова

Особого внимания и памяти жителей края заслуживает К.М. Скородумов.


К.М. Скородумов

Он родился в Новгородской губернии. Его отец служил священником, в семье было шесть братьев. До поступления в Уральское горное училище Константин Михайлович учительствовал [1]. В Уржуме был одним из организаторов общества трезвости. Супруга его Ольга Федоровна (1872-1935), окончив с золотой медалью Мариинскую женскую гимназию в г. Вятке, преподавала в Уржумской женской гимназии историю и географию. Была действительным членом Российского географического общества. В 1905 году побывала на географических курсах в г. Киеве [17]. Детей у них не было. Ольга Федоровна воспитывала племянницу Анну Лаврову [1]. Анна Ивановна и передала в Уржумскую библиотеку фотографии семьи Скородумовых.

Какие же изделия мастерской сохранились через 100 лет в Сернурском районе?

Пожилые люди с. Сернур помнят, что в 60-е годы в центре посёлка был разбит парк, и на постаментах были установлены большие круглые красивые каменные вазы. Но потом их не стало.

Дед и прадед Иванова Аркадия Петровича, бывшего директора Памашъяльского каменного карьера (1993-2012) владели несколькими штольнями и занимались выработкой жернового камня. Он нам рассказал, что на кладбище близ деревни Шокшем есть несколько надгробных памятников, вырубленных из нолькинского камня. Обнаружено 3 памятника из камня: 2 лежат на земле, а один - стоит, он - фигурный, украшен каменной резьбой (Приложение 8).


Надгробный памятник Год захоронения -1910.
Высота - 157 см. Ширина - 48 см.


Надгробный памятник

На лежащих памятниках надписей не было, были выбиты только кресты. На памятнике, который стоит - указаны фамилия, имя, отчество покойного и год захоронения - 1910. Высота памятника - 157 см. Ширина - 42 см. Мы разговаривали с жителями района. Они рассказали, что такие же памятники стоят и на кладбищах поселка Сернур, деревни Кужнурово, села Казанское. Несомненно, эти памятники были изготовлены в Сернурской каменотесной мастерской.

В феврале 1914 года К.М. Скородумов был направлен в северовосточную часть Вятской губернии, в место под названием Рудники - на изыскания фосфоритных залежей. В списке населённых пунктов Вятской губернии по переписи населения 1926 года Рудники относились к Кайской волости. В настоящее время - это поселок Рудничный Верхнекамского района Кировской области. Но, к сожалению, Константин Михайлович скончался в Рудниках в 1920 году от сыпного тифа [23].

Высока роль штейгера К.М. Скородумова в изучении и развитии каменных промыслов в Вятской губернии. В памяти современников он остался образованным, высоконравственным человеком.

Заключение

1.Сернурская волость в конце XIX - начале XX века была типичным регионом российской глубинки. Но и имела существенную отличительную особенность от других волостей. Кроме земледелия, ускоренное и более успешное развитие в волости получил каменный промысел. «Нолькин камень» - это уникальный объект горного дела марийцев в прошлом.

2.Выявлены опубликованные и неопубликованные архивные, иллюстративные источники, воспоминания, заметки и статьи по истории Сернурской земской каменотесной мастерской.

3.Образовательная программа мастерской была рассчитана на подготовку квалифицированных мастеров каменного промысла и соответствовала требованиям того времени. Выпускники мастерской работали не только в Вятской губернии, но и за её пределами. Производственная деятельность мастерской позволила улучшить благосостояние крестьянского населения округи.

4.В становлении мастерской немаловажная роль принадлежала Уржумскому земству.

5.В развитии крестьянских промыслов и подготовке квалифицированных мастеров по обработке камня высока роль штейгера К.М. Скородумова.

6.Сернурская земская каменотёсная мастерская оказала положительное воздействие не только на социально-экономическое и культурное развитие Сернурской волости, но и Волго-Вятского региона.

Список использованных источников и литературы

1.Архивный фонд МБУК «Сернурский музейно-выставочный комплекс имени А. Конакова». Воспоминания дочери купца Е.П.Буркова - Бурковой Евгении Петровны. 1963.
2.Акшиков, А.Е. Месторождение Нолькинский камень» и промыслы, связанные с ним» [Текст] // Вопросы этносоциальной истории марийского народа. Вып. 28: сб. статей / научн. ред. Н.С.Попов. - Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ, 2005. - С. 88-97.
3.Абрамов, Н. Богданов, Е. Еорное Заделье / Н. Абрамов, Е. Богданов // Марий Эл: вчера, сегодня, завтра. - 1994. - № 3.
4.Бушков, Р.А. В государстве ромашек / Р.А. Бушков // Й-Ола, 2003.138 с.
5.Бушков, Р.А. Жерновой камень / Р.А. Бушков // Вестник Марийского государственного университета. - Йошкар-Ола, 2000. - С. 4.
6.Дело Министерства Еосударственного имущества сведений о каменоломнях и других ископаемых, разработках в Вятской губернии // Еосударственный архив Кировской области (далее - ЕАКО). Ф. 574, оп. 1, ед.хр. 1237, л. 24-25.
7.Доклады и отчёты уездной земской управе на XXXIII очередной сессии Вятского губернского земского Собрания (10 января - 1 февраля 1900г.) // ЕАКО. Ф. 860, оп. 1, ед.хр. 75, л. 401.
8.Доклады и отчёты уездной земской управе на XXXIII очередной сессии Вятского губернского земского Собрания (10 января - 1 февраля 1900г.) // ЕАКО. Ф. 860, оп. 1, ед.хр. 75, л. 414.
9.Отчёт кустарного техника Уржумского уезда Л.В .Крыловаза период с 1 сентября 1914 по 10 августа 1915 года // ЕАКО. Ф. 616, оп. 4, ед.хр. 415.
10.Дело Министерства Еосударственного имущества сведений о каменоломнях и других ископаемых, разработках в Вятской губернии // ЕАКО. Ф. 574, оп. 1, ед.хр. 1237, л. 24-25.
11.Доклад С.Л. Подымовского, окружного инженера Вятского горного округа на XXIX очередной сессии (2-16 декабря 1895г.) // Журналы Вятского губернского земского собрания. - 2 том. - Вятка: Тип. Машиева, 1896.
12.Доклад штейгера К.М.Скородумова Уржумской уездной земской управе Вятского губернского земского собрания XXXIII очередной сессии (с 10 января - 1 февраля 1900) // Журналы Вятского губернского земского собрания XXXIII очередной сессии и приложения к ним (с 10 января - 1 февраля 1900). - Вятка: Тип. Маишеева, 1900.
13.Доклады и отчёты уездной земской управе на XXXIII очередной сессии Вятского губернского земского Собрания (10 января - 1 февраля 1900г.) // ГАКО. Ф. 860, оп. 1, ед.хр. 75, л. 401.
14.Доклады уездной земской управе на XXXIII очередной сессии Вятского губернского земского Собрания (10 января - 1 февраля 1900г.) // ГАКО. Ф. 860, оп. 1, ед.хр. 75, л. 414.
15.История сел и деревень Республики Марий Эл. Сернурский район: Книга очерков / науч. ред. А.А. Соловьев. - Йошкар-Ола: Мар. Полигр. Комбинат, 2006.
16. Кулинич, Л. Нолькин камень. [Текст] // Кировская искра. - Уржум. - 18 января 1990 г.
17. Лаврова, А. Учительница О.Ф. Скородумова. [Текст] / А. Лаврова // Уржумская старина. - 1991. - Ноябрь, декабрь.
18.Отчет горного штейгера Уржумского уезда К.М. Скородумова о горных и торфяных работах, произведенных с 1 октября 1904 года по 1-е октября 1905 года в крестьянских каменоломнях и торфяниках Уржумского уезда Уржумской уездной земской управе // Журналы Вятского губернского Земского собрания XXXIV очередной сессии и экстренной сессии 9 и 10 февраля и 7 мая 1905 года с приложениями. - Вятка: Тип. и хромолитография Шкляевой, бывшая Маишева, Куклина Красавцкого, 1906. - С. 533-536.
19.Отчёт кустарного техника Уржумского уезда Л.В .Крыловаза период с 1 сентября 1914 по 10 августа 1915 года // ГАКО. Ф. 616, оп. 4, ед. хр. 415.
20.Отчет штейгера Вятского губернского земства К.М. Скородумова о деятельности Сернурской земской каменотесной мастерской Уржумского земства с 1 января 1907 года по 1 октября 1908 года // Журналы Уржумского уездного Земского собрания XLII очередной сессии. - 1908. - С. 406-413.
21.Отчет штейгера Вятского губернского земства К.М. Скородумова по Сернурской земской каменотесной мастерской за I первую половину 1910 года в Уржумскую уездную земскую управу // Журналы Уржумского уездного Земского собрания экстренной сессии 17 и 18 мая и XVIV очередной сессии 1910 года. - Тип. О.П. Окишева, 1911. - С. 907-915.
22.Отчет штейгера Вятского губернского земства К.М. Скородумова по Сернурской земской каменотесной мастерской с января 1911 года по 1 августа 1912 года // Журналы Уржумского уездного Земского собрания XVVI очередной сессии 1912 года. - Уржум. Тип. О.П. Окишева, 1913.- С. 1307-1331.
23.Пентина, Н. Кировская искра [Текст] // Н. Пентина / 4 октября 1986 г.
24.Соловьев, А.А. Сернур: страницы истории. Йошкар-Ола. -, 2004. - 245 с.
25. Швецова, А. Жил-был купец [Текст] / А. Швецова // Призыв. - 1990. - 20 декабря.

Список лиц, поделившихся своими воспоминаниям для исследования

1. Гусева Татьяна Михайловна, 1967 г.р. Проживает в п. Сернур. Научный сотрудник районного музейно-выставочного комплекса им. А.Конакова.
2.Иванов Аркадий Петрович, 1950 г.р. Проживает в п. Сернур. С 1993 по 2012 гг. работал директором Памашъяльского каменного карьера.
3. Купсольцева Светлана Петровна, 1965 г.р. Проживает в с. Казанское Сернурского района РМЭ. Работает учителем ИКН в Казанской средней школе.
4. Яндулова Надежда Сергеевна, 1953 г.р. Проживает в п. Сернур. Работает учителем русского языка и литературы в Сернурской средней школе № 2.

Источники:

1.Муниципальное учреждение дополнительного образования «Сернурский районный Дом детского творчества». V Всероссийский конкурс юношеских учебно-исследовательских работ Российского общества историков - архивистов «Юный архивист».
Автор иследования: Паймерова Анна Евгеньевна
Руководитель: Глазырина Анастасия Ивановна
2. Оригиналы фотографий хранятся в музее МУДО «Сернурский районный Дом детского творчества» и в материалах краеведческого архива Уржумской центральной библиотеки.
3.
http://komanda-k.ru/

Категория: Промыслы, ремёсла | Добавил: Георгич (09.04.2018)
Просмотров: 463 | Теги: Уржум, Сернур, каменотесная мастерская | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Сайт Свято-Троицкого 
Собора