Уржумская Земля
прошлое и настоящее
Меню сайта
Категории раздела
Агропром, сельское хозяйство [82]
Археология [7]
Великая Отечественная война [77]
Военная служба [11]
Военные истории [12]
Возвращение имён [19]
Генеалогия [4]
Георгиевские кавалеры [1]
Герои Советского Союза [20]
Годы революции и гражданской войны [32]
Горячие точки [15]
Госслужба [8]
Депутаты Государственной Думы [5]
Дети войны [17]
Иностранцы в Уржуме [14]
Интересные люди [33]
Исторические, заповедные и памятные места [2]
Исторические справки [21]
История, легенды народов, вера [16]
Комсомольская жизнь [5]
Краеведение и краеведы [23]
Культура и искусство [208]
Лесное хозяйство [19]
Люди науки [43]
Медицина [47]
Монастыри, церкви, часовни [29]
Музеи [16]
Некрополь, некрополистика [4]
Образование [110]
Правопорядок, спецслужбы [47]
Православная страница [91]
Политика [11]
Политические лидеры [82]
Почётные граждане Уржума [32]
Почётные граждане Уржумского района [12]
Почта, марки, открытки [8]
Промыслы, ремёсла [32]
Промышленность, производство, передовики [60]
Революционеры [11]
Реки, озёра, пруды и родники [12]
Сельские поселения [175]
Список лиц, погребенных при церкви [32]
Спорт, туризм [53]
Топонимика, ономастика [7]
Торговля, ярмарки [8]
Транспорт, дороги [10]
Удивительные судьбы [177]
Уржум в прошлом [26]
Уржум в настоящем [18]
Уржум - улицы и дома [1]
Уржумские корни [2]
Уржумский уезд [36]
Флора и фауна, природа [7]
Разное [1]
[0]
[0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Промыслы, ремёсла

ГУСЕВ Епифаний Саввич, священник, пчеловод
ГУСЕВ Епифаний Саввич
(1802 – 1869)
 
„Путь пчеловодства, путь скользкий.
Раз вступишь на него,
увлекаясь обыкновенно любовью к делу,
и уже не расстаёшься с ним,
помимо всяких финансовых соображений,
всяких счетов о барышах и убытках".
А. Бутлеров
 
 

Деятель Русской православной церкви, благочинный, священник Спасской церкви села Сернур Сернурской волости Уржумского уезда Вятской губернии, член-сотрудник Русского географического общества, пчеловод-изобретатель, предложивший первым в мире искусственный вывод маток.
 
Гусев Епифаний Саввич родился в Вятской губернии. По окончании курса в Вятской семинарии, был уволен в епархиальное ведомство. 15 марта 1833 г. бывшим преосвященным Иоанном произведен в священники Спасской церкви с. Макарово Уржумского уезда. Церковь была построена на средства прихожан и была освящена в 1825 году: главный - в честь Спаса Нерукотворного, приделы – во имя Благовещения Пресвятой Богородицы и Архистратига Божия Михаила.
 

Сернур. Церковь Михаила Архангела.
(Церковь Спаса Нерукотворного Образа; Архангельская церковь; Михайло-Архангельская церковь; Михайловская церковь; Спасская церковь)
 
В последствии с. Макарово было преобразовано в с. Сернур. Село Сернур Уржумского уезда сейчас районный центр Республики Марий Эл.
 
С 1837 г. по 1 сентября 1847 г. о. Епифаний проходил должность благочинного над девятью церквями и миссионера для обращения черемис в христианство.
 
В 1849 году в селе открылось начальное народное училище, где отцу Епифанию Гусеву довелось стать первым надзирателем и законоучителем. Уже с первых лет службы Гусев показал себя деятельным священником. По его инициативе в городе Глазове Вятской губернии был отлит большой колокол в сто одиннадцать пудов, и Сернурская церковь стала девятиколокольной.

Сельские священники и церковнослужители по образу жизни мало чем отличались от крестьян. Они пахали церковную землю, держали домашний скот, разводили пчел. Это еще больше сближало сельских пастырей с крестьянством. Священники часто становились пропагандистами среди крестьян рациональных методов ведения хозяйства. Прослуживший в церкви села Сернур Уржумского уезда 30 лет священник   Епифаний   Саввич   Гусев имел большую пасеку с рамочными ульями своей конструкции.

Он был известным пчеловодом. Его большая пасека в Вятской губернии с ульями-стояками собственной конструкции считалась образцовой и посещалась местными крестьянами. Не отказывал он никому в добром совете, принимал участие в губернских и столичных выставках, распространяя разумные рациональные приемы. Таких просвещенных пчеловодов становилось все больше в России.

В свободное от треб, каждодневных служб и миссионерской работы время увлекался батюшка пчеловодством, да так серьезно, что пустил под пасеку часть отведённых ему по должности земель, заменил колодные ульи втулочными и, вдоволь поэкспериментировав “по научению вятских пчеляков с магнитом и громовой стрелой”, самостоятельно усовершенствовал приемы и способы содержания пчёл настолько, что осуществил искусственный вывод пчелиных маток. Рядом со своей фермой он разбил сад.

Епифаний Гусев не только занимался пчеловодством и садоводством, но и вел наблюдения над природой, сроками посевов и уборки урожая, в домашних условиях вел научные изыскания. На ферме применялись передовые агротехнические приемы, действовали пчеловодческие курсы. Епифаний Гусев вёл климатические наблюдения, за что 2 февраля 1851 г. за ценные сведения от совета Императорского Русского  географического общества ему была выражена благодарность. В 1850 году Императорское Русское географическое общество назвало священника Епифания ГУСЕВА «одним из подвижников своих в деле познания России».

В книге «Сельская жизнь» изданной русским географическим обществом в 1854 г., стр. 108 и хранившейся в архиве географического общества СССР в Ленинграде, записано: “Вятская губерния, Уржумский уезд, село Макарьево, Епифаний Гусев. Он перечисляет растения и животных Сернурской стороны.”

С 1863 г., когда стал издаваться журнал «Вятские епархиальные ведомости», сернурский священник стал его активным автором. Еще до выхода первого номера, в октябре 1862 г. он был утвержден членом-корреспондентом издания. Кроме того, батюшка читал прихожанам на беседах журналы «Воскресное чтение» и «Христианское чтение». Правда, в его послужном списке за 1850 г. сообщались нелицеприятные вещи: «хитр и лицемерен и для миролюбия братии не совсем безвреден».

Священник,  кроме службы в церкви, держал «фирму» от Вятского губернского земства, разводил племенной скот, занимался садоводством, увлекался пчеловодством, получал большие прибыли, держал полевой надел в сторону Поланура.
 
 
Церковные власти, видя его ревностное служение и миссионерскую деятельность, возвели отца Епифания сначала в сан благочинного, потом в помощники епископа в надзоре за духовенством Вятской епархии и представили к награждению орденом Святой Анны II степени…

Следует сказать, что деятельность священника отца Епифания была многогранна.
Чем он немало удивил профессора Императорского Казанского университета А. М. Бутлерова и отбывавшего ссылку в Вятке писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина. Последний, будучи одним из устроителей II Вятской губернской выставки, навестил сернурского пчеловода в Уржумском уезде (к которому в ту пору Сернур и относился) и пригласил о. Епифания Гусева “воспользоваться несомненной пользой выставки”. Отец Епифаний воспользовался приглашением и в 1854 году за предоставленные образцы пчеловодства и усовершенствованные ульи на Вятской выставке сельских произведений был «удостоен золотою медалью».
На выставке Епифаний Гусев представил:
- овёс простой, тимофеева трава, синяк, фасоль, горох, семена овощных культур;
- мёд очищенный, воск жёлтый, пчелиный клей;
- втулочный и рамочный ульи;
- нож для подрезания, жестяные стаканчики, маточник, ковш для мёда, воровская трубочка для поимки вороватых пчёл, решётки для улья.


 

Рамочный и втулочный ульи священника Епифания Гусева

Втулочный улей о. Епифания несколько изменённый втулочный улей П. И. Прокоповича. Главное отличие заключается в употреблении винтов вместо колодок.
Рамочный улей о. Епифания – сказанное о предыдущем относится и к этому улью. Здесь можно заметить очень полезную мысль о. Епифания Гусева скреплять рамы, нажимая их винтом.


В этом же году о. Епифаний был избран членом и сотрудником Императорского Казанского экономического общества «в удостоверении чего выдан диплом с надлежащей печатью».
 
На Вятской выставке сельских произведений в 1858 году за образцы пчеловодства Епифаний  Гусев получил похвальный лист. Он экспонировал маточные клеточки, ковш для сгребания роев, железную курилку (прообраз дымаря), брызгалку (шприц для осаживания роев), ножи для вырезки сотов и другие сконструированные им принадлежности пчеловодства.
 

Колодный и втулочный складной ульи Епифания Гусева,
представленные на Вятской выставке сельских произведений в 1858 году.
 
Улей сделан и соснового толстого дерева, выдолбленного в середине, как и обыкновенные колодные ульи, с той только разницей, что округлость ее совершенна, правильна и стенки тоньше.

Улей этот имеет также свои недостатки, которые тотчас бросятся в глаза опытному пчеловоду, знакомому с позднейшими усовершенствованиями в этом деле. Но при всем том, такое устройство улья имеет и свои преимущества. Важнейшее из них есть то, что подобный улей, подходя ближе других к обыкновенному простому улью, имеет перед ним более удобств. А это весьма важно для большинства наших крестьян-пчеловодов, недоверчиво смотрящих на новейшие улучшенные ульи. При том же, такой улей может сделать каждый крестьянин сам, если только он овладеет несколько топором. Между тем как для устройства втулочного или другого какого-либо улья новейшей системы необходимо хорошо знать столярное дело.

Втулочный складной улей, есть давно известный всем линеечный улей Костенецкого, от которого отличается только тем, что он, как видно из чертежа, состоит из 3-х отдельных частей, которые скрепляются между собой точно таким же образом, как у предыдущего улья. Отделка и прочность улья, находившегося на Вятской выставке, были весьма замечательны и достойны всякой похвалы.
 
На выставку, организованную Императорским вольным экономическим обществом в 1860 г. в Санкт-Петербурге, Гусев представил дощатый рамочный улей-стояк своей конструкции, напоминавший втулочный улей Прокоповича и снаряд для делания маточных ячеек и пересадки в них пчелиных яичек для вывода маток. Гусев не был удовлетворен свищевыми матками. По его наблюдениям, матка, выведенная в маточнике из перестроенной пчелиной ячейки, недолговечна, ее семья развивается недостаточно интенсивно. Маточник этот тонок, и как он полагал, не сохраняет для маточной личинки необходимого тепла. От этого она и бывает неполноценной. По его расчетам, стенки маточника должны быть в шесть раз толще боковых стенок пчелиной ячейки. Это и натолкнуло его на мысль самому делать такие маточники и заставлять пчел выводить в них маток.

Этот снаряд, т. е. прибор для искусственного вывода маток с переноской яичек, был изобретен им в  1857 г. и успешно использован для искусственного вывода маток задолго до аналогичного изобретения американского пчеловода Дулитля.
 

Снаряд Гусева для искусственного вывода маток.
 
Снаряд Гусева состоял из двух костяных палочек с концами, закругленными с одной стороны соответственно размеру и форме внутренней части маточника. Эти тупые концы палочек служили для изготовления маточных мисочек, которые он приготовлял из кусочков размятого воска. В дне мисочки острым концом одной из палочек он прокалывал отверстие, а затем просечкой вырезал донышко с яичком в ячейке сота. Для освобождения вырезанного донышка с яичком и перенесения его в мисочку Гусев ртом вытягивал из просечки воздух, отчего донышко засасывалось в начаток маточника (без прикосновения рук), после чего заряженную мисочку прикреплял к планке рамки для вывода маток, ставил в семью-воспитательницу.

Способ вывода маток Гусева свидетельствовал о глубоком знании жизни медоносных пчел, недюжинном уме, проницательности и смелости экспериментатора, его прогрессивных взглядах.

Теперь открывалась возможность получать маток в любом количестве в самое благоприятное для этого время, заменять старых и плохих, организовывать отводки — искусственные рои, исправлять безматочные семьи, улучшать породу, производить маток для продажи.

Гусевский “снаряд” был удостоен на выставке высочайшей награды — золотой медали и серебряного кубка. Под таким названием он и вошел в историю русского пчеловодства.

Своим изобретением Гусев более чем на три десятилетия опередил американского матковода Дулитля, которого обычно считают первым, применившим искусственный вывод маток.

Отсталое, в основном колодное, пчеловодство того времени не воспользовалось предложенным и описанным Гусевым способом искусственного вывода маток, и это изобретение было забыто. Однако в истории развития пчеловодства Гусев занимает почетное место как талантливый изобретатель. К сожалению, А. Г. Белявский, который в 1933 году раскрыл совершенно забытые в западном мире заслуги ГУСЕВА, ничего не сообщает о результатах применения этого способа.
 
А. М. Бутлеров, с которым Гусев был в близких отношениях, хорошо знал и ценил его изобретение, но на матководство смотрел уже глубже. Однако А. М. Бутлеров слишком много увлекался зарубежными пчеловодами. Необходимо отметить влияние на Бутлерова знакомство с пчеловодством Берлепта. Первое время А. М. Бутлеров ставил Берлепта выше всего и на все затеи русских, смотрел с чересчур строгой критикой. 1 октября 1870 г. в „Трудах ИВЭО.", появилась одна из первых его статей по пчеловодству. В ней он разбирает некоторые изобретения русских пчеловодов и говорит: “живя только своей собственной опытностью (т. е. не читая Дзиржона и Берлепта) мы доходим или до пресика Пузанова, которым наверное еще никому не удалось и не удастся наделать искусственных сотов или до снаряда Гусева для вывода пчелиных маток, который совершенно не нужен, потому что и без него всегда легко вывести маток.”
Вот так А. М. Бутлеров оценивал изобретение Гусева, за которое ему была присуждена золотая медаль.
 
От лица Российской православной церкви о. Епифаний был награждён:
- 8 сентября 1838 г. преосвященным Неофитом епископом Вятским и Слободским и разных орденов кавалером за должное служение церкви и исправное прохождение должностей награжден набедренником, за обращение черемис из язычества в православную церковь объявлена от епархиального начальства благодарность;
- 21 апреля 1845 г. за похвальную попечительность о устроении церкви Его преосвященства благословение, за прохождение возложенных должностей благочинеческой и миссионерской,  всемилостивейшее пожалован бархатно-фиолетовой скуфьей;
- 20 августа 1848 г. указом из Вятской духовной консистории с № 5225, за сооружение собственным иждивением деревянной в означенной селе Макарьевской кладбищенской церкви объявлена от Епархиального начальства благодарность;
- в 1849 г. Указом святейшего Синода от 22 декабря 1848 г. за помянутую постройку преподано ему Гусеву благодарность святейшего Синода, а сверх того по значимости пожертвований в пользу святой церкви пропечатан об оном в издании императорской академии наук ведомостях.
 
За свою деятельность о. Епифаний имел множество наград:
- 2 золотые медали, получены на Вятской выставке 1854 г. и на Всероссийской Санкт-Петербургской выставке 1860 г.
- 5 серебряных,
- 2 бронзовых,
- золотой кубок,  получен священником от Великой княгини Елены Павловны,
- орден святой Анны III-й степени, по ходатайству Московского сельского общества.
 
Епифаний Гусев был членом различных обществ:
- Императорского русского общества акклиматизации животных и растений;
- Русского географического общества;
- Казанского экономического общества;
- Ученого комитета Министерства государственных имуществ (с 1857 г.);
- Императорского вольного  экономического общества;
- Московского общества сельского хозяйства (с 1861 г.).
 
Знаменитый пчеловод, священнослужитель, благочинный Сернурской церкви Епифаний Гусев был женат на Александре Савиной (дочь священника) и оставил своим детям Николаю, Ивану (Иоанну) и Касьяну (Кесарь) прекрасно обустроенную пасеку. Культурные пчелы и пасека имелись тогда только у Гусевых.
В 1869 г. умершего священника Епифания Савина Гусева дети:
- Николай (26 лет), по окончании курса в Вятской семинарии уволен в епархиальное ведомство;
- Иоанн (20 лет) обучается в среднем отделении Вятской семинарии на полуказённом содержании;
- Кесарь (18 лет) обучается в высшем отделении Вятского духовного училища на содержании отца.
 
После кончины батюшки в 1869 г., много лет спустя его наследники передали его имение и пасеку со всеми нововведениями на вновь созданную сельскохозяйственную ферму. Ферма получила свое название в честь деятельного пчеловода - Епифаньевская.

Ферма была показательным хозяйством, предназначенным пропагандировать передовые агрономические и зоотехнические достижения того времени. Поля фермы были устроены, как того требовал многопольный севооборот, в структуру которого входили многолетние травы и сортовые хлеба. На полях и на току работали сеялки, культиваторы, молотилки, веялки. В саду росла необыкновенная антоновка, в огороде получали семена сортовых овощей и распространяли их в окрестных хозяйствах, на ферме разводили породистых кур и коров. Но не так-то просто было вводить агрономические новшества в маломощных крестьянских хозяйствах, преобладавших на обширном участке уезда, которым ведал агроном фермы. В русских и марийских деревнях вокруг Сернура мужики с недоверием относились к советам агронома, многого они просто не могли сделать по бедности, да и не хотели ломать вековечные крестьянские привычки, завещанные далекими предками. Чтобы что-то сделать для крестьянских хозяйств, требовалось терпение, убежденность и умение находить общий язык с мужиками.

Уржумский поэт Николай Алексеевич Заболоцкий, который провёл своё детство в Сернуре, писал: "Удивительные места были в этом Сернуре и его окрестностях! Помнится мне Епифаниевская ферма - поместье какого-то старозаветного богатея-священника - черный дряхлый дом из столетних бревен, величественный огромный сад, пруды, заросшие ивами, и бесконечные угодья: луга и рощи. Мои первые неизгладимые впечатления природы связаны с этими местами. Вдоволь я наслушался там соловьев, вдоволь насмотрелся закатов и всей целомудренной прелести растительного мира. Свою сознательную жизнь я почти полностью прожил в больших городах, но чудесная природа Сернура никогда не умирала в моей душе и отобразилась во многих моих стихотворениях".

Впоследствии на базе  хозяйства Епифания Гусева организованы педкурсы и пчеловодные курсы:
- Отношения Департамента земледелия от 19 июля, вятского губернатора от 26 июля, постановление губернской земской управы от 27 июля 1911 г. о проведении курсов по пчеловодству в г. Вятке и в с. Сернур при Епифаниевской ферме.
- Докладная записка старшего правительственного инструктора по пчеловодству Н. А. Бадова в Вятскую губернскую земскую управу об учреждении учебной пасеки на Епифаньевской ферме Уржумского уезда от 9 октября 1911 г. и постановление управы от 12 октября 1911 г. об устройстве учебной пасеки при Епифаньевской ферме Уржумского уезда.
- Отчет по устройству курсов по выработке пчеловодных принадлежностей, устроенных при Епифаниевской пасеке с 20 октября 1915 г. по 20 декабря 1915 г.
На этих курсах вёл свои опыты будущий ученый Василий Петрович Мосолов.  В 1932 г. здесь организовалась МТС.
 
Во многих источниках дата смерти о. Епифания показана разная. Нам удалось разыскать такую запись:
“Гусев, Епифаний Саввич
священн., действ. член Вольн. экономич. общества, пчеловод; † 1869 г.
Русский биографический словарь в 25-ти т. - Изд. под наблюдением председателя Императорского Русского Исторического Общества А. А. Половцева. - Санкт-Петербург: Тип. И. Н. Скороходова, 1896-1918.”
Категория: Промыслы, ремёсла | Добавил: Георгич (17.01.2017)
Просмотров: 737 | Теги: Гусев, Пчеловод, Священник | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Сайт Свято-Троицкого 
Собора