Наш земляк С.М. Киров прожил яркую и славную жизнь, вписав замечательные страницы в летопись великих свершений советского народа. Сегодня вспомним, насколько бурными были его молодые годы.
В августе 1904 года восемнадцатилетний Сергей Костриков покидает родной Уржум с намерением поступить в Томский технологический институт. Но уже через несколько месяцев в 1905 году его арестовывают на нелегальной сходке. К этому времени он уже большевик. Выйдя в этом же году из тюрьмы, Костриков становится руководителем подпольной типографии, членом Томского РСДРП. В начале 1906 года снова арест, в итоге год и четыре месяца в крепости. Там, в одиночке, продолжаются для Кострикова «тюремные университеты» - настойчиво продолжает он заниматься политическим самообразованием. После освобождения он ведет нелегальную партийную работу в Иркутске, а затем – с мая 1909 года – во Владикавказе. Официально работает в газете «Терек». Кировым Костриков становится именно здесь, подписывая так свои статьи в газете. На Северном Кавказе его снова арестовывают по делу подпольной типографии, отправив по этапу в Томск. Но суд будет вынужден оправдать Сергея Кострикова, так как жандарм, арестовывавший его в 1906 году, не узнал возмужавшего Сергея.
Вернувшись во Владикавказ, Киров принимает самое активное участие в установлении Советской власти на берегах Терека. Вопрос снабжения Красной Армии становится первоочередным в борьбе за Советский Кавказ. В июне 1918 года Киров организует первую северокавказскую экспедицию. Он едет в Москву, откуда возвращается с эшелонами оружия, военного снаряжения. В пути приходится отбиваться от белых банд. И в конце того же года Киров организует новую экспедицию. Кирову приходилось и дежурить в качестве часового на тормозной площадке, и стрелять, и забивать костыли в железнодорожное полотно. Кратчайший путь – через Ростов – оказался отрезанным. Пришлось через Саратов пробираться к устью Волги. В степь экспедиция отправилась на автомашинах. Киров ехал в кузове грузовика, сидя на ящиках с царскими миллионами. В степи все чаще встречались отряды бойцов XI армии, которые начали отход по приказу командования. Силы армии таяли. Того, кто не умер от ран, «добивали» тиф и испанка, а также снежная буря. Не доехав до Кизляра, занятого белыми, Киров решил возвратиться в Астрахань и там организовать борьбу за спасение армии. В начале февраля колонна подъехала к предместьям города. Предстояла переправа через Волгу, которая в этих местах редко образует крепкий лед. Грузовик с миллионами был не тяжелее остальных. Но именно под ним лед треснул, Киров еле успел выскочить. Машина ушла под лед вместе с деньгами. Киров бросился в город: срочно нужно для поднятия денег водолазную команду. Поиск затянулся. Рассказывали, будто Киров и сам пробовал спускаться под лед. Это похоже на правду, если вспомнить о решительности Сергея Мироновича. Деньги нашли лишь на одиннадцатый день: ящики отнесло течением на 35 саженей. Сушили с помощью утюга в помещении, где жили участники экспедиции. И все то время, пока шли поиски, Киров вникал в астраханские дела, организовывал прием раненых и больных красноармейцев, он был в курсе всех основных событий в городе, крае, армии. Эта черта – умение всесторонне разобраться в обстановке, прежде чем перейти к делам, на всю жизнь определит стиль работы Кирова как руководителя. Истинное положение дел в армии нередко оказывалось неведомым. Работники штаба по нескольку месяцев не заглядывали в неотапливаемые и неосвещенные казармы, где жили бойцы. Туда сразу же и направился Киров. Он встречал обозленных красноармейцев, не желавших вставать с коек при появлении командира. Надо было обладать немалым тактом и выдержкой, чтобы суметь убедить бойцов в том, что дисциплина и порядок нужны. Одновременно надо было развернуть борьбу с тифом, борьбу за жизнь раненых бойцов, обеспечить армию и вновь сформированные отряды продовольствием, вооружением, боевой техникой. С.М. Киров, казалось, был вездесущ, совершенно не знал отдыха. Он умел найти общий язык даже с самыми отъявленными бузотерами, постоянно находил неординарные технические решения, которые убеждали людей не меньше, чем его темперамент и логика агитатора. Киров сколачивает небольшую авиационную «эскадрилью» из допотопных самолетов, которые летают на горючей смеси спирта с нефтеотходами. И не просто летают, а побеждают английских асов. По его инициативе рыбницы, плоскодонные лодки, другие рыболовецкие суда переоборудуются в военные катера. В Астрахани, придя к выводу, что предупредить выступление контрреволюции не удастся, Киров начал готовить силы для его разгрома. «У нас есть силы для их разгрома, но бои придется вести на узких улицах города, - говорил Киров. – Могут пострадать мирные жители, а мы должны избегать этого больше всего. Значит, главная наша задача – разбить центр мятежников». 1 декабря в Москву Центральному Комитету партии уйдет телеграмма-рапорт о завершении героической обороны Астрахани и предстоящем наступлении в направлении Северного Кавказа. После освобождения Северного Кавказа майским днем 1920 года Киров принесет свободу Баку, а затем совершит легендарный переход через труднейший Мамисонский перевал, чтобы прийти на помощь восставшему народу Грузии. Материал подготовлен сотрудниками музея С.М. Кирова