Пятая заповедь
18 мая мир отметил Международный день музеев. В составе Уржумского музейно-выставочного центра их три. Один из них, историко-краеведческий музей имени В.М. Васнецова, находится в селе Лопьял. С 1 мая 1998 года здесь работает Владимир Алексеевич Кожевников, специалист по обеспечению сохранности музейных фондов, а проще говоря, хранитель этого музея-филиала.
С чего начался его путь как краеведа?
- Ещё совсем маленький, я знал, что у нас был земляк-поэт Андрей Платонович Грудцын, - говорит В.А. Кожевников. - Когда учился в сельхозинституте, стал посетителем библиотеки имени А.И. Герцена, краеведческого отдела. На сборнике стихов Грудцына, изданном в Петербурге в 1873 году, стоит пометка «б/ц» - бесценная. Это такой раритет, который ни за какую цену сейчас не купить! Сколько таких старинных книг пропало на наших чердаках, ушло в макулатуру, на растопку? Сам помню: в шестом классе кто-то из ребят принёс в школу макулатуру, в том числе и дореволюционные книги - я попросил у него «Аэлиту» Алексея Толстого, а на старые книги даже не обратил внимания. Не придавали значения старине, как она заслуживала бы… А книгу Грудцына, все страницы, сфотографировал. Нашёл и его рассказы в периодике. Снимал фотокопии со статей о лопьяльской стороне в газетах «Вятская речь», «Вятские губернские ведомости». Потом, уже работая в колхозе, заезжал в Герценку, искал другие публикации, копировал их на плёнку.
Владимир Алексеевич по диплому — экономист-организатор сельхозпроизводства. С 1981 года работал в колхозе им. В.И. Ленина, в «Ниве».
Музей в Лопьяле открылся в 1988 году, к 140-летию художника. Музей был колхозным, до 90-х годов размещался в Доме культуры, а затем — в здании бывшей школы. Создал его первый заведующий Василий Васильевич Ширяев. А на замену себе пригласил Владимира Алексеевича. В 1998 году как раз провели ремонт здания, музей расширился, все бывшие классы были оборудованы как музейные залы. Всего в основном фонде сейчас 472 единицы хранения, во вспомогательном фонде — тоже много.
- В музее бывало много посетителей. Бывало, в отпуске часто приходилось открывать музей — приезжали экскурсанты, - говорит хранитель. - Ковид нанёс ущерб — приезжих стало меньше. В последнее время количество посетителей снова растёт.
Поскольку музей васнецовский, то в первую очередь в глаза бросается богатство живописи на стенах залов.
Особое внимание привлекают два полотна, написанные Виталием Григорьевичем Красниковым. Это портреты отца и матери В.М. Васнецова. Если отец написан по рисунку сына, то мать художника – по лицам женщин-потомков. Уржумский художник обобщил черты наших современниц из рода Васнецовых и реконструировал образ молодой женщины, не сохранённый ни кистью, ни фотопластинкой по методу мосье Дагерра.
Три своих картины подарил музею Александр Иванович Веприков. Много полотен оставили на память участники васнецовских пленэров.
Залы оформлены и художественными фотографиями работы самого В.А. Кожевникова. Труженица-пчела, спасённый из-под косилки коростелёнок, не ищущий лёгких путей в жизни цыплёнок (пролазит сквозь ручку кружки, вместо того чтобы её обойти!) и другие герои, застигнутые объективом фотоаппарата в забавные моменты их бытия.
Односельчанин Александр Иванович Лебедев украсил музей макетами деревянных храмов. Это и деревянный храм Лопьяла — предшественник современного каменного, и снесённый храм снесённого села Михайловского.
Три выставки книг: «Русское православие», «Русская культура», «Русская история». Это — из личной библиотеки хранителя. «А чего им дома стоять, никто их там не увидит, - говорит он. – А здесь берут, читают».
Свято хранится в музее память о земляках, погибших на войне с гитлеровцами. Более шестисот человек из Лопьяльского сельсовета пало на фронтах — две трети призванных. Владимир Алексеевич издал (на принтере) брошюру о земляках-участниках войны. Жаль, не все бережно относились к памяти павших.
- Собирал экспонаты в одной деревне, - рассказывает хранитель музея. - В доме половицы выдраны, увезены, - пригодились кому-то. А на земле в подполье остались погибать письма с фронта.
Открыт уголок павшего в боях с современными фашистами: Александр Петрович Кожевников не вернулся с СВО.
Экспонаты - на резных подставках, на окнах - резные гардины, для гостей музея - табуреты на фигурных ножках. Выжигал узоры и выпиливал сам Владимир Алексеевич.
- Мне очень помогают друзья музея, - говорит хранитель. - Людмила Борисовна Безденежных, бывший инженер ГТРК «Вятка» - многие экспонаты появились благодаря её помощи. Родные Василия Дмитриевича Костромитинова, который в 1923 году с товарищами ездил к М.И. Калинину для разрешения переименовать деревню Поникла в Калинино, - они подарили музею старинную мебель из его дома. Юрий Владимирович Ардышев привёз пианино из Ашлани, фирмы «Мелодия», инструмент даже настроен, одна только клавиша слегка западает. Много помогал покойный директор школы Илья Александрович Аристов. Школьники часто приносят вещи. Есть у нас зал марийской культуры, экспонаты тоже дарили земляки — национальную одежду и другое.
Вот недавнее пополнение — довоенная каска советского пожарного. Нашли её в поле у Нижней Вичмари. Почернела вся — долго лежала в земле.
На стенах и полках - чучела зверей и птиц. Это давний подарок Евгения Аркадьевича Кокорина, сослуживца по колхозу. Он и ветеринар, и охотник, и таксидермист.
- Тут напрашивается и собрание растений нашего края, гербарии, - размышляет Владимир Алексеевич.
Самый старый экспонат, по мнению хранителя — железные весы. Выковали их в Туле во времена Екатерины II, дата проставлена на плече – 1779 год. Их подарил житель деревни Нуса Роман Данилов.
А самые молодые изделия — советские. Киноаппарат «Украина» ещё работает хоть бы что, В.А. Кожевников запускает его для гостей. Молодые такую технику вживе не видали. Люди постарше вспоминают школьные годы. Аппарат стоит как раз в зале — школьном классе. Лента только пересохла, обрывается.
А вот под столом - «Чайка». «До сих пор работает как новый, только включай», - удивляется хранитель. Люди-одногодки этого советского пылесоса уже на пенсию выходят...
Дети с особым интересом должны приходить в зал «Русская изба». Здесь, например, Владимир Алексеевич собрал воедино всё, что необходимо для превращения снопика льна в готовый холст. В станке даже нити заправлены, уток и основа, да, кажется, и разноцветные — узор был бы на ткани.
Утвари много. Не всякий поймёт сегодня, для чего она. Тут и лапти-не лапти, но что-то с железными когтями: на дерево влезать, например, за бортью мёда. Тут и палка с железной скобкой на конце. Что это? «Древний шиномонтаж. Металлический обод на колесо натягивать», - объясняет хранитель фондов. Тут и глиняные глазурованные корчаги — ведёрные, хоть на голову надевай и играй в Слонопотама.
- Ну-ка, покажите, где здесь самый древний летательный аппарат, - улыбается хозяин.
- ???
- Вот, взрослые всегда затрудняются ответить. А дети быстрее соображают: вон ступа в углу стоит.
Отношение к истории, к музею у Владимира Алексеевича очень личное.
Заходим в зал-класс. Вот за стеклом витрины табель за 1 класс (1910-1911 учебный год) Уржумской женской гимназии. Получила этот документ бабушка В.А. Кожевникова. Вот настоящие школьные парты, с откидными крышками и гнёздами для чернильниц. За одной из них мог сидеть и Владимир Алексеевич. Он в школьные годы сиживал на уроках и в этой самой классной комнате. Вот стол учителя. Ручка с пером. Раскрытый план-конспект урока по математике. Это конспект мамы хранителя — он у неё учился, и у отца. Семья педагогов.
А вот на витрине — фото весёлых пионеров. Похоже, знамённая группа. В центре — мальчик с барабаном. «Это мне дали подержать, обменялись во время съёмки, - говорит Владимир Алексеевич. - Я был на самом деле горнистом и дал свой горн подержать барабанщику. У нас было 600 учащихся, из них 300 пионеров. Как идём колонной по улице, все в форме, в белых рубашках, с красными галстуками – конца колонны было не видно. Красота».
Сохранить эту память для потомков — это сохранить память и о своём роде, о своих родителях, о поколениях земляков.
- Думаю, что краеведение исполняет пятую Божью заповедь: «Чти отца своего и матерь свою, да благо тебе будет, и да долголетен будешь на земле». «Музеи и храмы несут красоту миру», —считает В.А. Кожевников, живущий своим музеем, своей любимой работой не только с вещами, но и с людьми. А ведь из дальних краёв бывают гости. Даже лондонская художница свою картину с пленэра подарила...
А. ИКОННИКОВ
Источник: «КИРОВСКАЯ ИСКРА» № 21. 25 мая 2024 г. |