Коллекция старинных чугунных утюгов
История одного экспоната
Экспонаты Уржумского Краеведческого Музея им. Н.Н. Арбузовой
Неподдельный интерес посетителей музея вызывает коллекция старинных чугунных утюгов разнообразных по своей форме, размеру, весу и конструкции.
В коллекции представлены угольные утюги, получившие название от способа их нагревания. Внутрь утюга закладывали берёзовые угли и закрывали сверху крышкой. Для лучшего нагревания утюга, в его корпусе делали специальные отверстия по бокам. Размахивая утюгом, усиливали вентиляцию. Эти утюги не отличались удобством и безопасностью: искры и мелкие угольки то и дело вылетали из жаровни, оставляя на одежде опалины и дырки. Чтобы избежать такой неприятности, придумали глухую конструкцию утюга, напоминающую миниатюрную печку, снабжённую для лучшей тяги трубой. В этой печке с тыльной стороны есть поддувало, которое закрывается заслонкой. На заслонке одного из утюгов, представленного вниманию посетителей в зале крестьянского быта можно разглядеть изображение лица старца. Барельеф великого русского писателя XIX века - графа Льва Николаевича Толстого.
Почему портрет писателя был размещён в таком необычном месте?
В 1901 году случилось событие, имевшее значительный резонанс в обществе того времени. Льва Толстого за его еретическое антиправославное вероучение отлучили от Русской Православной Церкви. Такая деятельность писателя не могла не найти отклик у искренне верующих людей. Мастерами города Вереи были изготовлены утюги с изображением графа-вероотступника. Они поместили портрет писателя возле раскаленных углей, в символическую геенну огненную, чей жар явно напоминал об адских мучениях, ожидавших каждого нераскаявшегося грешника. Портрет был схематическим, но легко узнаваемым. Мастера сделали ему длинный нос, который служил «ручкой» для заслонки. С той поры любая домохозяйка, могла «поджарить» графа в аду, насыпав в утюг раскаленных углей, могла «потрепать его за нос» и даже «плюнуть в лицо», проверяя, хорошо ли разогрелся утюг. Таким образом, православный народ выразил своё отношение к еретическим взглядам писателя.
В начале XX века утюги Верейских мастеров, служившие в качестве пропаганды антитолстовства, были географически широко распространены.
В то время угольные утюги стоили дорого и были не доступны основной массе населения, поэтому считались предметами достатка и материального благополучия и передавались по наследству. Эту статусную вещь ставили на видное место рядом с самоваром, на кружевной скатерти, демонстрируя их, словно красивую вазу или картину. Для сравнения, в начале прошлого века такой большой угольный утюг стоил так же дорого, как корова.
Сейчас угольные утюги являются антикварным раритетом и гордостью коллекционеров и музейщиков.
Источник: Уржумский Краеведческий Музей им. Н.Н. Арбузовой https://vk.com/urzumkraevedmuz |