«Чтобы помнили, чтобы знали»
Далеко не в каждом селе есть свой музей. И это, с одной стороны, правильно. Ведь какая от музея прибыль? Ну а с другой стороны, мы же еще помним, что не все измеряется деньгами.
КИЦ села Байса, как нам сказали в управлении культуры, единственный в районе, в котором работает свой музей. Причем музей, содержащий большое количество предметов национальной культуры, которые постоянно пополняются. Что ж, поедем, посмотрим.
Музей располагается на втором этаже здания культурно-информационного центра, там, где когда-то стояла киноустановка. Экскурсовода в штате нет, поэтому экскурсию по музею для нас взялись провести директор КИЦ Екатерина Игоревна Кальянова и специалист по фольклору Людмила Геннадьевна Соловьева.
Пока поднимаемся по лестнице на второй этаж, женщины рассказали о том, как начинался музей.
- Было это лет семь назад. Мы работаем здесь всего три года. Решили создать музей и начали собирать экспонаты наши предшественники. В помещении, где сейчас находится музей, раньше кладовка была, лежали всякие ненужные вещи. Они все это убрали и начали собирать то, что еще можно было собрать. Искали в старых домах, что-то у людей по деревням. А мы уже продолжили. Дополняем, переделываем, приводим в порядок.
Музей располагается в нескольких небольших комнатах. В первой - марийская национальная одежда. Верхняя зимняя, осенняя одежда. Дальше свадебный костюм.
Л.Г. Соловьева рассказывает о марийской вышивке на женском головном уборе
- А вот этот костюм - постоянный участник выставок, - говорит Людмила Геннадьевна. - Самый старинный костюм. Скорее всего - это 30-40-е годы прошлого века. Костюм повседневный, украшений не так много. Его принесла Нина Петровна Лебедева, он принадлежал ее бабушке. Рубаха мужская есть. Примерно такого же возраста. Все это — ручная работа.
Да, когда-то это словосочетание никого не удивляло, потому как жили натуральным хозяйством, ничего почти не покупали, все для жизни делали себе сами. А сейчас ручная работа — редкость и признак отличного качества.
- Испытываешь совершенно иные ощущения, когда надеваешь эту одежду, - говорит Екатерина Игоревна. - Я надевала полностью комплект одежды, даже лапти. Таких ощущений нет ни с одной современной одеждой. Энергетика просто невероятная! Чувствуется, что душу вложили в то, чтобы все это сшить. И на мой взгляд, вещь все равно хранит эту энергетику. Мы были в Кирове, выступали там в музее в этой одежде, наверное, полдня, и не устали. Я бы себе обязательно купила такую одежду, если бы еще где-то можно было бы найти.
Е.И. Кальянова демонстрирует национальный женский костюм прошлого века
Раз уж зашел разговор о поездке в Киров, давайте поговорим об этом подробнее. Еще в Уржуме нам рассказали, что музей в Байсе активно работает, то есть его экспонаты часто выставляются и в Уржуме, и даже в Кирове. В прошлом году, например, в Уржуме проходила конференция народа мари. Там как раз была выставка из Байсинского музея, для гостей выступал ансамбль «Поса кундем», которым руководит Л.Г. Соловьева.
- В Кирове мы выступали в Вятском художественном музее, - рассказывает она. - Возили туда экспонаты, выступали там в национальных костюмах, пели наши песни, рассказывали о нашей культуре. А Екатерина Игоревна мастер-класс давала, показывала, как на прялке шерсть прядут. Даже некоторых студентов-африканцев прясть научила.
- Просто в музей пришла делегация студентов, наверное, из ВятГГУ, - поясняет Екатерина Игоревна. - Там же учатся студенты из африканских стран. Вот они подошли, поинтересовались, через переводчика, разумеется. Я показала, объяснила. Некоторые парни сели, попробовали прясть. Девушки почему-то не решились.
- А вы где научились прясть?
- Меня свекровь научила в свое время. Я же «городской абориген», мне все новое интересно. Вижу - она прядет, покажи, говорю, научи, как это делается. Вот она и научила.
Но вернемся в наш музей. Что еще здесь есть? Комната оборудована как деревенская изба. Мы с вами уже осмотрели висящую на стене одежду. Далее стол, покрытый скатертью, на нем самовар. Лавки, стулья. Шкаф, в нем на полках предметы старинного быта — посуда из бересты, плетеные корзины. А еще колотушки-стукалки — орудие ночного сторожа. Вещь знакомая, раньше в деревнях летом их передавали от дома к дому с дощечкой на палке с надписью «Ваше дежурство». Потом, правда, люди познакомились с творчеством Сергея Лукьяненко и стали писать «Ночной дозор». И еще знакомая вещь, в первом классе нас учили с ней работать, счеты — калькулятор прошлого века.
- Да, калькулятор, - смеется Людмила Геннадьевна. - Мой отец работал учетчиком, у него такие счеты были. Маленькая была, все играла с ними.
Еще знакомые всем сельхозорудия - грабли, вилы и менее известный цеп для обмолота зерновых. Ну и, конечно, прялки, те самые, на которых учились прясть африканские парни. И еще большой экспонат — наличники с дома Кульшетовых. Дом уже разрушается, вот и сняли и принесли в музей, чтобы сохранить.
В следующей комнате продолжается коллекция предметов быта, различных орудий. Здесь, например, валёк для выколачивания белья при стирке, корчаги, деревянные бадейки, чугунные утюги, а также нагрудные украшения, пояса, застежки. Эту комнату подготовили летом, покрасили, перенесли сюда экспонаты из первой комнаты. Просто экспонатов стало больше, и в первой комнате они уже не помещались. В планах занять еще одно небольшое помещение рядом и оборудовать там комнату боевой славы. Уже есть экспонаты — военная форма, советская и российская. И фотографии ветеранов Великой Отечественной войны.
Валёк для выбивания белья — вургем мушмо валёк; в музее
Еще одна маленькая комнатка. Здесь собраны работы Александра Сергеевича Николаева и его жены Зинаиды Андреевны. С Александром Сергеевичем мы знакомы давно, писали о нем не раз. Он любитель делать разные макеты. «Крестьянское подворье», например, «Пильщик леса», «Конная молотилка». И его работы часто выставлялись на мероприятиях в Уржуме.
Родился он в 1941 году, все это видел своими глазами. И оставил нам на добрую память. Как оказалось, его уже два года нет в живых — ковид.
Его супруга тоже рукодельница. Здесь стоит ее швейная машинка, на столах вышивка, на полу — коврики.
Наше путешествие по музею заканчивается. Две последние экспозиции имеют общее название «Музей забытых деревень» и посвящены истории колхоза им. Калинина и других колхозов, которые когда-то существовали в Байсе и окрестных деревнях — Муше, Комарах, Метелях, Холкино, Ершах. Указаны годы образования этих населенных пунктов, количество дворов и жителей по данным на 1964 год. Деревень уже нет в помине, дома разрушились, поля заросли. Хозяйки музея грустят, что нет фотографий этих деревень. Но не теряют надежду отыскать их и поместить на стенд.
А вообще, нужно ли все это людям, ходят ли сюда сельчане?
- Музей обязательно нужен, чтобы помнили, чтобы знали, - говорит Людмила Геннадьевна. - Люди сюда ходят охотно, здесь интересно всем. Детям интересно узнать, как жили раньше. Они смотрят, трогают, спрашивают: «А это что? А это настоящее? А сколько это стоит?» А пожилым интересно вспомнить...
С. КОРОСТЕЛЁВ
Источник: «КИРОВСКАЯ ИСКРА» № 13, 30 марта 2024 г. |