Уржумская Земля
прошлое и настоящее
Меню сайта
Категории раздела
Агропром, сельское хозяйство [117]
Археология [19]
Великая Отечественная война [138]
Военачальники, генералы [38]
Военная служба [17]
Военные истории [16]
Возвращение имён [27]
Генеалогия [6]
Георгиевские кавалеры [2]
Герои Советского Союза [31]
Герои Социалистического Труда [2]
Годы жизни Кировской искры [33]
Годы революции и гражданской войны [60]
Горячие точки [22]
Госслужба [45]
День в истории [0]
Депутаты Государственной Думы [5]
Дети войны [47]
Иностранцы в Уржуме [20]
Интересные люди, увлечения [70]
Исторические, заповедные и памятные места [0]
Исторические справки [46]
История, легенды народов, вера [23]
Комсомольская жизнь [6]
Краеведение и краеведы [41]
Культура и искусство [314]
Лесное хозяйство [25]
Медицина [78]
Монастыри, церкви, часовни [52]
Музеи [46]
Некрополь, некрополистика [5]
Образование [205]
Правопорядок, спецслужбы [96]
Православная страница [127]
Политика [10]
Политические лидеры [233]
Почётные граждане Уржума [43]
Почётные граждане Уржумского района [15]
Почта, марки, открытки [18]
Приют, Детские дома [4]
Промыслы, ремёсла [40]
Промышленность, производство, передовики [89]
Революционеры [20]
Реки, озёра, пруды и родники [23]
Сельские поселения [226]
Список лиц, погребенных при церкви [32]
Спорт, туризм [68]
Судьбы [218]
Топонимика, ономастика [9]
Торговля, ярмарки [12]
Транспорт, дороги [13]
Уржум в прошлом [47]
Уржум в настоящем [24]
Уржум - улицы и дома [11]
Уржумские корни [5]
Уржумский уезд [45]
Учёные, инженеры, конструктора [101]
Флора и фауна, природа [11]
Разное [0]
[0]
[0]
Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0

Чтобы помнили, чтобы знали
«Чтобы помнили, чтобы знали»

Далеко не в каждом селе есть свой музей. И это, с одной стороны, правильно. Ведь какая от музея прибыль? Ну а с другой стороны, мы же еще помним, что не все измеряется деньгами.
КИЦ села Байса, как нам сказали в управлении культуры, единственный в районе, в котором работает свой музей. Причем музей, содержащий большое количество предметов национальной культуры, которые постоянно пополняются. Что ж, поедем, посмотрим.
Музей располагается на втором этаже здания культурно-информационного центра, там, где когда-то стояла киноустановка. Экскурсовода в штате нет, поэтому экскурсию по музею для нас взялись провести директор КИЦ Екатерина Игоревна Кальянова и специалист по фольклору Людмила Геннадьевна Соловьева.
Пока поднимаемся по лестнице на второй этаж, женщины рассказали о том, как начинался музей.
- Было это лет семь назад. Мы работаем здесь всего три года. Решили создать музей и начали собирать экспонаты наши предшественники. В помещении, где сейчас находится музей, раньше кладовка была, лежали всякие ненужные вещи. Они все это убрали и начали собирать то, что еще можно было собрать. Искали в старых домах, что-то у людей по деревням. А мы уже продолжили. Дополняем, переделываем, приводим в порядок.
Музей располагается в нескольких небольших комнатах. В первой - марийская национальная одежда. Верхняя зимняя, осенняя одежда. Дальше свадебный костюм.
 

Л.Г. Соловьева рассказывает о марийской вышивке на женском головном уборе

- А вот этот костюм - постоянный участник выставок, - говорит Людмила Геннадьевна. - Самый старинный костюм. Скорее всего - это 30-40-е годы прошлого века. Костюм повседневный, украшений не так много. Его принесла Нина Петровна Лебедева, он принадлежал ее бабушке. Рубаха мужская есть. Примерно такого же возраста. Все это — ручная работа.
Да, когда-то это словосочетание никого не удивляло, потому как жили натуральным хозяйством, ничего почти не покупали, все для жизни делали себе сами. А сейчас ручная работа — редкость и признак отличного качества.
- Испытываешь совершенно иные ощущения, когда надеваешь эту одежду, - говорит Екатерина Игоревна. - Я надевала полностью комплект одежды, даже лапти. Таких ощущений нет ни с одной современной одеждой. Энергетика просто невероятная! Чувствуется, что душу вложили в то, чтобы все это сшить. И на мой взгляд, вещь все равно хранит эту энергетику. Мы были в Кирове, выступали там в музее в этой одежде, наверное, полдня, и не устали. Я бы себе обязательно купила такую одежду, если бы еще где-то можно было бы найти.
 

Е.И. Кальянова демонстрирует национальный женский костюм прошлого века

Раз уж зашел разговор о поездке в Киров, давайте поговорим об этом подробнее. Еще в Уржуме нам рассказали, что музей в Байсе активно работает, то есть его экспонаты часто выставляются и в Уржуме, и даже в Кирове. В прошлом году, например, в Уржуме проходила конференция народа мари. Там как раз была выставка из Байсинского музея, для гостей выступал ансамбль «Поса кундем», которым руководит Л.Г. Соловьева.
- В Кирове мы выступали в Вятском художественном музее, - рассказывает она. - Возили туда экспонаты, выступали там в национальных костюмах, пели наши песни, рассказывали о нашей культуре. А Екатерина Игоревна мастер-класс давала, показывала, как на прялке шерсть прядут. Даже некоторых студентов-африканцев прясть научила.
- Просто в музей пришла делегация студентов, наверное, из ВятГГУ, - поясняет Екатерина Игоревна. - Там же учатся студенты из африканских стран. Вот они подошли, поинтересовались, через переводчика, разумеется. Я показала, объяснила. Некоторые парни сели, попробовали прясть. Девушки почему-то не решились.
- А вы где научились прясть?
- Меня свекровь научила в свое время. Я же «городской абориген», мне все новое интересно. Вижу - она прядет, покажи, говорю, научи, как это делается. Вот она и научила.
Но вернемся в наш музей. Что еще здесь есть? Комната оборудована как деревенская изба. Мы с вами уже осмотрели висящую на стене одежду. Далее стол, покрытый скатертью, на нем самовар. Лавки, стулья. Шкаф, в нем на полках предметы старинного быта — посуда из бересты, плетеные корзины. А еще колотушки-стукалки — орудие ночного сторожа. Вещь знакомая, раньше в деревнях летом их передавали от дома к дому с дощечкой на палке с надписью «Ваше дежурство». Потом, правда, люди познакомились с творчеством Сергея Лукьяненко и стали писать «Ночной дозор». И еще знакомая вещь, в первом классе нас учили с ней работать, счеты — калькулятор прошлого века.


- Да, калькулятор, - смеется Людмила Геннадьевна. - Мой отец работал учетчиком, у него такие счеты были. Маленькая была, все играла с ними.
Еще знакомые всем сельхозорудия - грабли, вилы и менее известный цеп для обмолота зерновых. Ну и, конечно, прялки, те самые, на которых учились прясть африканские парни. И еще большой экспонат — наличники с дома Кульшетовых. Дом уже разрушается, вот и сняли и принесли в музей, чтобы сохранить.
В следующей комнате продолжается коллекция предметов быта, различных орудий. Здесь, например, валёк для выколачивания белья при стирке, корчаги, деревянные бадейки, чугунные утюги, а также нагрудные украшения, пояса, застежки. Эту комнату подготовили летом, покрасили, перенесли сюда экспонаты из первой комнаты. Просто экспонатов стало больше, и в первой комнате они уже не помещались. В планах занять еще одно небольшое помещение рядом и оборудовать там комнату боевой славы. Уже есть экспонаты — военная форма, советская и российская. И фотографии ветеранов Великой Отечественной войны.
 

Валёк для выбивания белья — вургем мушмо валёк; в музее

Еще одна маленькая комнатка. Здесь собраны работы Александра Сергеевича Николаева и его жены Зинаиды Андреевны. С Александром Сергеевичем мы знакомы давно, писали о нем не раз. Он любитель делать разные макеты. «Крестьянское подворье», например, «Пильщик леса», «Конная молотилка». И его работы часто выставлялись на мероприятиях в Уржуме.
Родился он в 1941 году, все это видел своими глазами. И оставил нам на добрую память. Как оказалось, его уже два года нет в живых — ковид.
Его супруга тоже рукодельница. Здесь стоит ее швейная машинка, на столах вышивка, на полу — коврики.
Наше путешествие по музею заканчивается. Две последние экспозиции имеют общее название «Музей забытых деревень» и посвящены истории колхоза им. Калинина и других колхозов, которые когда-то существовали в Байсе и окрестных деревнях — Муше, Комарах, Метелях, Холкино, Ершах. Указаны годы образования этих населенных пунктов, количество дворов и жителей по данным на 1964 год. Деревень уже нет в помине, дома разрушились, поля заросли. Хозяйки музея грустят, что нет фотографий этих деревень. Но не теряют надежду отыскать их и поместить на стенд.
А вообще, нужно ли все это людям, ходят ли сюда сельчане?
- Музей обязательно нужен, чтобы помнили, чтобы знали, - говорит Людмила Геннадьевна. - Люди сюда ходят охотно, здесь интересно всем. Детям интересно узнать, как жили раньше. Они смотрят, трогают, спрашивают: «А это что? А это настоящее? А сколько это стоит?» А пожилым интересно вспомнить...
С. КОРОСТЕЛЁВ
Источник: «КИРОВСКАЯ ИСКРА» № 13, 30 марта 2024 г.
Категория: Музеи | Добавил: Георгич (05.04.2024)
Просмотров: 70 | Теги: Уржум, КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ, Байса, КИЦ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта