Жемчужина Вятского края
В последнее время повсеместно идёт восстановление храмов, приведение в порядок территории вокруг них. Местные святыни, как и в былые времена, продолжают сплачивать прихожан. Зачастую в полуразрушенном или в обновлённом виде они становятся своеобразной визитной карточкой города или села. Так стало со Свято-Троицким кафедральным собором в Уржуме.
Современный уржумский Свято-Троицкий кафедральный собор – это уже третье храмовое сооружение на территории старого городского кремля. Его архитектор – Василий Михайлович Дружинин, который проектирует не только собор в Уржуме (1890) и его «младшего брата» – холодный храм церкви Рождества Христова в Шурме (1890).
В.М. Дружинин
Начало строительства
Итак, в начале 1890 года архитектор В.М. Дружинин по просьбе уржумских прихожан выполнил проект значительно увеличенного и по площади, и по высоте, по сравнению с первоначальным планом, здания Свято-Троицкого собора, рассчитанного на 1500–1800 человек. За основу были взяты чертежи нереализованной постройки храма Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге.
На общем собрании прихода храма был избран строительный комитет. Новый собор предусматривалось выстроить в основном на средства прихожан. Главным жертвователем стал уржумский именитый купец, староста новостройки Сергей Иванович Стародубцев. Но начало возведения затягивалось из-за недостаточного количества заготовленных материалов и собранных денег. Наконец, Вятской духовной консисторией указом от 16 декабря 1893 года было дано разрешение на постройку в Уржуме соборного храма.
Торжественная закладка нового Свято-Троицкого собора была совершена 6 августа 1894 года. В заранее подготовленные канавы строители укладывали бутовый камень, который проливали известью. На следующий год с 12 апреля приступили к разборке старого храма, которая продолжалась до начала июня, после этого начали возводить стены нового собора. Полтора миллиона кирпичей и 7 тысяч рублей на их кладку в стены храма жертвовал С. И. Стародубцев. Также и другие городские благотворители обязались выплатить 5 тысяч рублей за различные строительные материалы и работы. До этого уже имелось порядка 400 тысяч кирпичей и 1000 рублей наличных денег, да около 100 тысяч кирпичей получилось от разборки каменных лавок в территории собора. Материалы со старого Троицкого собора также были употреблены на новостройку. Около 500 рублей планировалось собрать с прихожан окрестных деревень. По примерным расчётам этого должно было хватить для завершения всех работ.
Подрядчиком выступал «кирпичных дел мастер казанский временный купец Балахнинский мещанин Степан Николаев Шапошников».
Но в планы по ходу строительства вносились изменения. Например, хоры были устроены не на железных кронштейнах, а на «подпружных арках и на парусневых сводах, соединяющих четыре пилона храма». По преданию, местные купцы долго не могли решить, насколько высок должен быть большой купол храма. Они всё прибавляли и прибавляли ярусы, чтобы главное сооружение города, которое ставилось на века, и основание которого находилось несколько ниже самой высокой части Уржума, выглядело и через многие десятилетия величественно и красиво (по его месторасположению в черте города можно провести аналогию с собором святого Александра Невского в Вятке). Да и в окрестных уездах в то время таких грандиозных сооружений не возводилось. Именно поэтому купол, покрытый жестью, намного выше внутреннего свода собора. Завершал его большой позолоченный крест, как и другие, меньших размеров, он был изготовлен в Казани.
На рубеже веков в строительстве всё чаще используется так называемый «кирпичный стиль», при котором лицевая кладка ведётся ровно, кирпичом только отличного качества, швы между которыми аккуратно расшиваются, чтобы осадками не размыло работу каменщиков. Стены не штукатурились, поэтому здания в дальнейшем не требовали частых и дорогостоящих ремонтов и подновлений фасадов. В этом же стиле решено было возводить и Свято-Троицкий собор.
Строительные материалы отбирались только лучшие. Кирпич, который изготавливали в пригороде, на Белой речке, и покупали у крестьян, в обязательном порядке проверялся на крепость. Белый камень для украшения стен и возведения колонн башенок возили из каменоломен на реке Нольке, невдалеке от Сернура (сейчас это Марий Эл). Алебастр доставляли с разработок на берегу р. Вятки невдалеке от д. Красная Гора. Известняк заготовляли у деревни Федькино. В известковый раствор для прочности кладки добавляли яичный желток, яйца для него собирали в окрестных деревнях.
Для облегчения труда каменщиков был приспособлен заезд к строящемуся храму, тянулся он почти на целый квартал улицы Буйской (ныне Чернышевского), поднимавшейся в гору. К сожалению, не сохранилось фотографии этого довольно сложного сооружения. По нему возчики, ведя лошадей под уздцы, доставляли кирпич и другие материалы на леса, которые окружали новостройку.
Ежегодно летом, в разгар строительных работ, проверять их качество и точное соблюдение проекта в Уржум приезжал архитектор храма В. М. Дружинин. В 1898 году основные строительные работы были завершены. Как доносил 6 октября того года в Вятскую духовную консисторию благочинный Уржумских городских церквей протоиерей Иоанн Мышкин, «…собор кладкою окончен; куполы покрыты белым железом, без окраски; мелкие же крыши покрыты чёрным железом и окрашены; весь собор по-наружности окрашен мумиею; вставлены во все окна стекольные рамы, окрашенные белилами на масле, и водружены два креста на две башни… устроены фронтоны (крыльца) при северных и южных дверях собора и устроен каменный коридор от западной стены нового собора до восточной стены старого зимнего собора…»
7 октября 1899 года вятский губернский инженер Ф.К. Яголковский произвёл освидетельствование уже оштукатуренного изнутри храма. При этом присутствовали священнослужители и главные лица, заинтересованные в постройке собора, выражаясь современным языком – спонсоры. Осмотрев объект, архитектор вынес заключение: препятствий для открытия выстроенного в Уржуме Троицкого собора нет.
Поскольку храм, хоть и имел калориферное отопление, считался холодным, освящение его отложили до лета следующего года. За это время была завершена большая часть росписей и установлен замечательный иконостас. 1 июня 1900 года был освящён главный престол собора во имя Святой Троицы.
Иконостас Свято-Троицкого собора в Уржуме. Снимок начала ХХ в.
30 сентября 1901 года освящён северный придел храма в честь иконы Божьей Матери «Живоносный источник», а 6 июня 1902 года освящён южный придел также, как и в старом храме, в честь Николая Чудотворца.
Пол храма был выложен трёхцветной керамической плиткой. Она частично сохранилась после ремонта, который из-за отсутствия нужных средств тянется вот уже несколько лет.
В начале прошлого века прихожане просили епископа Вятского и Слободского Алексия дать разрешение на перестройку (скорее всего снос и строительство вновь) тёплого храма и колокольни. Но владыка отказал в прошении. Если бы оно тогда было удовлетворено, то какая бы колокольня украшала наш город! Ведь она должна была метров на 8-10 возвышаться над собором, высота которого превышает 42,5 метра (и ещё плюс крест – 4,15 метра).
Размеры собора 33,54 на 33,52 метра. Действительно грандиозное сооружение, возведённое простыми работными мужиками под руководством каменных дел мастеров и талантливого вятского архитектора В. М. Дружинина без каких-либо особо сложных механизмов. Вот какую громадину воздвигли всего за 4 строительных сезона. Как пишет кировский автор Е.Г. Рупасов, восхищаясь Свято-Троицким храмом:
«Поистине собор-великан. И не только в Кировской области, но и в целом на северо-востоке европейской части России. В соборе во время служб одновременно могут находиться 1800 прихожан. В настоящее время в Кировской области ни один храм, ни один театральный или концертный зал не в состоянии вместить такое количество людей одновременно».
В храмовом комплексе находились полукаменный двухэтажный дом с погребом, каретник, хлев, баня, другие незначительные постройки, в том числе сараи и водокачка. Позже, уже в ХХ – начале XXI века, на территории то строятся новые помещения, то наоборот, разбираются.
Вятским храмом Христа Спасителя называют вятчане уржумский Свято-Троицкий собор. Построен он в русско-византийском стиле. Главный храм изначально был покрыт тёмно-красной краской (мумией), которая замечательно сочеталась с белыми колоннами, выполненными из опоки, полукружьями арок, резными розетками, обрамлением высоких окон и больших входных дверей, другими элементами декора. Заметьте, что и колокольня в начале ХХ века была выкрашена под стать собору, уже позже неоднократно проводились «эксперименты» по её перекраске.
Архитектура храма
Я не силён в архитектурных терминах, поэтому предоставлю слово специалисту. Руководитель Архитектурного студенческого центра Вятского государственного университета Людмила Безверхова в 2008 году писала о Свято-Троицком соборе:
«Четыре могучих столпа посредством подпружных арок держат огромной высоты ступенчатый барабан, на который опирается купол. Он работает на интерьер и экстерьер. Как? Над малым каменным куполом сооружен большой деревянный, почти в два раза выше первого, чтобы храм возвышался над городом. И он действительно стал градостроительной доминантой, подтягивая к себе ансамбли парадных улиц, диктуя свой стиль.
Элементы византийской архитектуры в Троицком соборе – это горизонтальное членение, великолепные карнизы, кирпичный стиль и лаконизм в деталях… Четыре башни вместе с центральным куполом образуют пятиглавие византийского характера.
Инженерный подход автора проекта виден во всем. В барабане купола проделана галерея. Можно пройти по кругу. Для чего она? Для облегчения стены. Это очень грамотное распределение нагрузки на массив стены. Мало того, с четырех сторон существуют акустические окна, которые сообщаются с большими фасадными, создавая внутри потрясающий акустический эффект. Внутреннее пространство храма организовано идеально. Четкая центрально-осевая композиция влечет входящего в храм в подкупольное пространство, ориентируя на главный алтарь. Море света с четырех сторон и купольного «неба» создают ощущение нереальности»...
Судьба собора
Весной 1922 года волна «изъятий» докатилась и до Свято-Троицкого собора. Предлог для этого был выбран самый гуманный – на конфискованные ценности будет произведена закупка за рубежом продуктов для населения голодающих губерний России. Но это был только предлог. Золота, серебра и драгоценных камней из церковных предметов было передано государству почти 70 килограммов.
Новая власть насаждала «обновленчество», а старая церковь оставалась верна патриарху Тихону. И всё-таки, даже несмотря на это, количество прихожан в храме всё возрастало и в 1923 году превысило 5670 человек. В 1930 году он был официально закрыт для служения. Предполагалось использовать довольно просторное помещение под склад зерна. Я застал тот период, когда к южным дверям подъезжали машины и грузчики вносили или выносили мешки с чем-то, быть может, с зерном или мукой. Внутренне убранство было полностью разломано, ни иконостасов, ни икон на стенах, ничего другого, предназначенного для церковных служб, разумеется не было.
Юго-восточная башенка собора в конце 30-х годов прошлого столетия лишилась своего купола. Молодёжь города проходила различные военизированные курсы, и именно с той высоты предполагалось прыгать с парашютом. Но эту своеобразную вышку вскоре прикрыли - кто-то разбился насмерть. А башенка ещё полвека стояла без кровли.
Уже в конце 20-х годов прошлого века Свято-Троицкий собор нуждался в ремонте, и в первую очередь это касалось крыши, на которой нужно было заменить несколько листов кровельного железа. Но из-за отсутствия у храма средств это так и не было сделано. В дальнейшем состояние здания всё более ухудшалось. В 1963 году уржумские «удальцы», забравшись на купола храма, спилили кресты, те при падении тоже повредили в некоторых местах жесть, а пробоины тогда заделывать было незачем. Говорят, что все те мужички вскоре закончили жизнь по-плохому.
В расщелинах кирпича и разошедшихся швах кровельного железа с годами выросли трава и берёзки…
Во второй половине 60-х годов прошлого века нас, детсадовцев, водили в городской сад на прогулки. Тогда он был более заросший, рядами стояли яблони и американские клёны, посаженные лет за 30 до этого. По автографам, оставленным на мягкой опочной облицовке цоколя храма, мы пытались изучать азбуку. Играя под стенами собора, тогда мы даже не представляли, что попираем ногами сровненные с землёй могилы почтенных отцов церкви, похороненных на восток от алтаря. Парни посмелее пробирались вовнутрь и по внутренним переходам во все закоулки. В 70-х годах в городе ходил слух, что молодёжь отыскала подземный ход под городским садом. По рассказам, он шёл от храма к реке и заканчивался в существовавшей когда-то у ключа под горой часовне.
Возрождение святыни
Конечно, не стыдно было властям города и района за всё ухудшающееся состояние собора, который в годы всеобщего атеизма ни работники райисполкома, ни тем более райкома партии за достопримечательность не считали. Уже позже, в начале 80-х годов, его вместе с другими историческими зданиями Уржума возведут в ранг памятника областного значения, поставив под охрану государства. Однако дальше составления официальных бумаг дело тогда не пошло.
Восстановление этого храма начнётся только в 1987 году, еще до официальной передачи здания собора Церкви. Местными властями было принято решение о реставрации его как памятника культуры. Автором проекта стал кировский архитектор-реставратор Евгений Геннадьевич Рупасов. В том же 1987 году на Троицком храме силами бригады строительного участка Кировских научно-архитектурных мастерских начались восстановительные работы. Этаж за этажом поднимались строительные леса, которые, как паутина, оплетали огромное здание и скрыли собор от взоров уржумцев на несколько лет.
23 августа 1988 года исполком районного Совета принял решение о передаче здания Троицкого собора церкви и о проведении работ по внешнему его восстановлению силами района. Внутренние работы должен произвести церковный совет храма своими силами. Настоятель Троицкой церкви отец Александр Зверев обратился к прихожанам, организациям и предприятиям района с просьбой о помощи. Несмотря на финансовые трудности в районе, деньги на возрождение собора начали поступать. Это позволило приступить к восстановлению внутреннего интерьера и изготовлению иконостаса главного алтаря.
А на строительных лесах, невидимые с земли мастера очищали стены и башенки храма от деревьев, заменяли иструпевший кирпич, вставляли в оконные проёмы новые рамы. Купола, маковки, другие элементы декора были покрыты листовой сталью, отливающей серебром. Назревало главное событие – воздвижение крестов. Первая попытка не удалась, слишком тяжёл был главный крест уржумской святыни. Лишь со второго раза, когда через купол собора был натянут надёжный трос, закреплённый на колокольне Введенской церкви, и по нему, как по канатной дороге, с помощью лебёдки четырёхметровый крест медленно пополз вверх, священнослужители и верующие, присутствующие при этом знаменательном событии, возликовали. Произошло это незабываемым днём 10 октября 1989 года после молебна с участием духовенства Уржумского, Малмыжского и Нолинского районов. Затем настала очередь поднятия малых крестов на четыре башенки и четыре апсиды, расположенные по сторонам света.
В начале 90-х годов началась передача Церкви и других помещений храмового комплекса по улице Советской. 16 июля 2007 года митрополит Вятский и Слободской Хрисанф малым чином освятил Свято-Троицкий собор и при большом стечении прихожан всех возрастов отслужил первую после закрытия храма Божественную литургию. В тот день, как многим православным уржумцам, мне посчастливилось получить его благословение. Надолго запомнился светящийся добром и человеколюбием взгляд уже пожилого владыки.
Над центральным входом в храм установлена копия иконы «Троица» Андрея Рублёва, которую выполнил уржумский художник-реставратор Виталий Красников.
Следующий этап восстановления собора начался с 4 октября 2012 года, когда с образованием Уржумской епархии храм стал кафедральным. Первый епископ Уржумский и Омутнинский Даниил проделал большую организационную работу по газификации храма, монтажу систем отопления и электроснабжения, устройству тёплого пола, установке новых дверей и так далее. Свою лепту в ремонт и благоукрашение вложили правящие архиереи Леонид, Фома, Иоанн. Сейчас благое дело возрождения святыни продолжает владыка Всеволод, клир и прихожане собора. Жаль, что средств на всё по-прежнему не хватает. И всё же ремонт внутри здания продолжается. Главное – установлены и освящены иконостасы, регулярно проходят службы.
Свято-Троицкий собор ул. Буйская, ныне Чернышевского
Свято-Троицкий собор (фото до 1910 г.)
Вид на Свято-Троицкий собор с южной стороны
Благодарим всех, кто принимает участие в возрождении святыни земли уржумской: делателей, благотворителей, всех, кто вносит посильную помощь молитвой и трудом в восстановление Свято-Троицкого кафедрального собора.
В. ШЕИН
Источник: «КИРОВСКАЯ ИСКРА» № 3, 20 января 2024 г. |