Уржумская Земля
прошлое и настоящее
Меню сайта
Категории раздела
Агропром, сельское хозяйство [82]
Археология [7]
Великая Отечественная война [76]
Военная служба [9]
Военные истории [12]
Возвращение имён [20]
Генеалогия [4]
Георгиевские кавалеры [1]
Герои Советского Союза [19]
Годы революции и гражданской войны [32]
Горячие точки [15]
Госслужба [8]
Депутаты Государственной Думы [5]
Иностранцы в Уржуме [14]
Интересные люди [31]
Исторические, заповедные и памятные места [2]
Исторические справки [21]
История, легенды народов, вера [16]
Комсомольская жизнь [5]
Краеведение и краеведы [23]
Культура и искусство [208]
Лесное хозяйство [18]
Люди науки [42]
Медицина [46]
Монастыри, церкви, часовни [29]
Музеи [16]
Некрополь, некрополистика [4]
Образование [105]
Правопорядок, спецслужбы [46]
Православная страница [91]
Политика [11]
Политические лидеры [82]
Почётные граждане Уржума [32]
Почётные граждане Уржумского района [12]
Почта, марки, открытки [8]
Промыслы, ремёсла [32]
Промышленность, производство, передовики [59]
Революционеры [11]
Реки, озёра, пруды и родники [12]
Сельские поселения [167]
Список лиц, погребенных при церкви [32]
Спорт, туризм [53]
Топонимика, ономастика [7]
Торговля, ярмарки [8]
Транспорт, дороги [9]
Удивительные судьбы [182]
Уржум в прошлом [26]
Уржум в настоящем [18]
Уржум - улицы и дома [1]
Уржумский уезд [36]
Флора и фауна, природа [7]
Разное [1]
[0]
[0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Монастыри, церкви, часовни

ЗАБЫТЫЙ ХРАМ
ЗАБЫТЫЙ ХРАМ

Село Ашлань (в переводе с марийского — Медвежья река) — одно из древнейших поселений на территории современного Уржумского района. Упоминание о нём встречается в архивных документах XVII века. До 1863 года Ашлань была обычной деревней в имении заводчиков Депрейсов и относилась к приходу церкви соседнего села Лопьял.

В 1860 году в Ашлани заложили приписную деревянную церковь в честь святителя Николая. Сооружена она тщанием помещика Н.Н. Депрейса. По указу Святейшего Синода от 25 ноября 1863 году в селе открыли самостоятельный приход, хотя сам храм ещё двадцать лет считался приписным. О церкви сообщалось следующее: «Зданием деревянная, с таковой же колокольнею, оштукатурена изнутри, крыта железом. Утварью снабжена не очень достаточно и то посторонними жертвователями».
В декабре 1874 года Никольский храм сгорел. В следующем году заводчиками Депрейсами он был отстроен заново. Но и эта церковь простояла недолго и через шесть лет сгорела.

Как сообщалось в одном архивном документе, утварь во время пожара была спасена. Для совершения богослужений устроили временный молельный дом в каменном двухэтажном здании, принадлежащем Сергею Николаевичу Депрейсу.

Наконец, в 1882 году с разрешения епархиального начальства в Ашлани заложили каменный храм с одним престолом во имя свт. Николая Чудотворца, который был освящён через три года. Вскоре построили и колокольню. В начале XX века о Никольской церкви сообщалось, что она покрыта железом, но «утварью очень бедна». Хотя имелись Евангелие в позолоченных обложках, иконы в серебряных ризах, позолоченный напрестольный крест с накладным распятием, «приложение к святой чаше из серебра позолоченное». Всё это было внесено в 1918 году в опись церковного имущества, сделанную местными властями, а спустя несколько лет изъято якобы для голодающих Поволжья (правда, некоторые святыни прихожане смогли выкупить). На колокольне находилось 12 колоколов, из которых самый большой весил почти пять тонн! При этом у храма не было своей библиотеки, каковые имелись в других приходах. В клировой ведомости за 1915 год сообщалось, что «книги для богослужебного круга далеко не все и за бедностью церкви не могут быть приобретены».
 

Никольский храм в Ашлани

Приход был небольшим — всего пять русских селений. В самой Ашлани проживало около 200 человек. Хотя в ней имелись бумажная фабрика, винокуренный завод и два питейных заведения, а вот школы не было. Небольшим являлся и причт: в 1915 году он состоял из священника и псаломщика. Номинально существовала вакансия диакона, но из-за недостатка средств она так и оставалась открытой. Содержание причетников было скудным.

Например, они единственные в уезде не имели земли. Вятский архиерей посетил приход только один раз.

Осмотревшая в 1924 году храм комиссия в акте обследования отметила: «Здание находится в исправном виде. Производится ремонт: побелка стен внутри церкви, окраска крыши и полов». В советское время прихожане Никольского храма не уклонились в обновленческий раскол, что для Уржумского уезда было редким случаем. Два священника Ашлани репрессированы.

Постановлением президиума Кировского облисполкома от 29 декабря 1937 года храм закрыли якобы из-за распада церковной группы и передали под межколхозный клуб. Как сообщали прихожане, после этого вся утварь была «растащена колхозниками». Здание переоборудовали под клуб, но он практически не работал. Когда в начале 1944 года верующие стали добиваться открытия храма с ремонтом за свой счёт, Облисполком ответил отказом: «Церковь села Ашлань несколько лет назад переоборудована под клуб, который в связи с недостаточной обеспеченностью дровами зимой 1943–1944 годов временно не работал. В здании устроена сцена, гримёрная. Из церковного имущества ничего нет, за исключением одной ризы и нескольких салфеток».

В акте с описанием храма за 1948 год сообщалось, что на нём сломанная и ржавая железная крыша. Здание пришло в запущенный вид, так как ремонт в нём не производился, и стало использоваться под склад зерна.

В 1992 году ашланскую церковь включили в список культовых зданий, подлежащих первоочередной реставрации в рамках программы «Васнецовское кольцо», но этого не произошло. До сих пор храм находится в полуразрушенном виде…

ДМИТРИЙ Казаков
Источник: ВЯТСКИЙ ЕПАРХИАЛЬНЫЙ ВЕСТНИК, № 02 (388) 2020
Категория: Монастыри, церкви, часовни | Добавил: Георгич (01.04.2020)
Просмотров: 36 | Теги: Никольская церковь, село Ашлань, Депрейсы, Уржумский район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Сайт Свято-Троицкого 
Собора