ЗАБЫТЫЙ ХРАМ
Село Ашлань (в переводе с марийского — Медвежья река) — одно из древнейших поселений на территории современного Уржумского района. Упоминание о нём встречается в архивных документах XVII века. До 1863 года Ашлань была обычной деревней в имении заводчиков Депрейсов и относилась к приходу церкви соседнего села Лопьял.
В 1860 году в Ашлани заложили приписную деревянную церковь в честь святителя Николая. Сооружена она тщанием помещика Н.Н. Депрейса. По указу Святейшего Синода от 25 ноября 1863 году в селе открыли самостоятельный приход, хотя сам храм ещё двадцать лет считался приписным. О церкви сообщалось следующее: «Зданием деревянная, с таковой же колокольнею, оштукатурена изнутри, крыта железом. Утварью снабжена не очень достаточно и то посторонними жертвователями».
В декабре 1874 года Никольский храм сгорел. В следующем году заводчиками Депрейсами он был отстроен заново. Но и эта церковь простояла недолго и через шесть лет сгорела.
Как сообщалось в одном архивном документе, утварь во время пожара была спасена. Для совершения богослужений устроили временный молельный дом в каменном двухэтажном здании, принадлежащем Сергею Николаевичу Депрейсу.
Наконец, в 1882 году с разрешения епархиального начальства в Ашлани заложили каменный храм с одним престолом во имя свт. Николая Чудотворца, который был освящён через три года. Вскоре построили и колокольню. В начале XX века о Никольской церкви сообщалось, что она покрыта железом, но «утварью очень бедна». Хотя имелись Евангелие в позолоченных обложках, иконы в серебряных ризах, позолоченный напрестольный крест с накладным распятием, «приложение к святой чаше из серебра позолоченное». Всё это было внесено в 1918 году в опись церковного имущества, сделанную местными властями, а спустя несколько лет изъято якобы для голодающих Поволжья (правда, некоторые святыни прихожане смогли выкупить). На колокольне находилось 12 колоколов, из которых самый большой весил почти пять тонн! При этом у храма не было своей библиотеки, каковые имелись в других приходах. В клировой ведомости за 1915 год сообщалось, что «книги для богослужебного круга далеко не все и за бедностью церкви не могут быть приобретены».
Никольский храм в Ашлани
Приход был небольшим — всего пять русских селений. В самой Ашлани проживало около 200 человек. Хотя в ней имелись бумажная фабрика, винокуренный завод и два питейных заведения, а вот школы не было. Небольшим являлся и причт: в 1915 году он состоял из священника и псаломщика. Номинально существовала вакансия диакона, но из-за недостатка средств она так и оставалась открытой. Содержание причетников было скудным.
Например, они единственные в уезде не имели земли. Вятский архиерей посетил приход только один раз.
Осмотревшая в 1924 году храм комиссия в акте обследования отметила: «Здание находится в исправном виде. Производится ремонт: побелка стен внутри церкви, окраска крыши и полов». В советское время прихожане Никольского храма не уклонились в обновленческий раскол, что для Уржумского уезда было редким случаем. Два священника Ашлани репрессированы.
Постановлением президиума Кировского облисполкома от 29 декабря 1937 года храм закрыли якобы из-за распада церковной группы и передали под межколхозный клуб. Как сообщали прихожане, после этого вся утварь была «растащена колхозниками». Здание переоборудовали под клуб, но он практически не работал. Когда в начале 1944 года верующие стали добиваться открытия храма с ремонтом за свой счёт, Облисполком ответил отказом: «Церковь села Ашлань несколько лет назад переоборудована под клуб, который в связи с недостаточной обеспеченностью дровами зимой 1943–1944 годов временно не работал. В здании устроена сцена, гримёрная. Из церковного имущества ничего нет, за исключением одной ризы и нескольких салфеток».
В акте с описанием храма за 1948 год сообщалось, что на нём сломанная и ржавая железная крыша. Здание пришло в запущенный вид, так как ремонт в нём не производился, и стало использоваться под склад зерна.
В 1992 году ашланскую церковь включили в список культовых зданий, подлежащих первоочередной реставрации в рамках программы «Васнецовское кольцо», но этого не произошло. До сих пор храм находится в полуразрушенном виде…
ДМИТРИЙ Казаков
Источник: ВЯТСКИЙ ЕПАРХИАЛЬНЫЙ ВЕСТНИК, № 02 (388) 2020 |