Уржумская Земля
прошлое и настоящее
Меню сайта
Категории раздела
Агропром, сельское хозяйство [117]
Археология [19]
Великая Отечественная война [135]
Военачальники, генералы [38]
Военная служба [16]
Военные истории [16]
Возвращение имён [27]
Генеалогия [6]
Георгиевские кавалеры [1]
Герои Советского Союза [31]
Герои Социалистического Труда [2]
Годы жизни Кировской искры [32]
Годы революции и гражданской войны [60]
Горячие точки [22]
Госслужба [42]
День в истории [0]
Депутаты Государственной Думы [5]
Дети войны [44]
Иностранцы в Уржуме [20]
Интересные люди, увлечения [70]
Исторические, заповедные и памятные места [0]
Исторические справки [46]
История, легенды народов, вера [22]
Комсомольская жизнь [6]
Краеведение и краеведы [40]
Культура и искусство [308]
Лесное хозяйство [25]
Медицина [77]
Монастыри, церкви, часовни [46]
Музеи [41]
Некрополь, некрополистика [5]
Образование [195]
Правопорядок, спецслужбы [90]
Православная страница [127]
Политика [10]
Политические лидеры [232]
Почётные граждане Уржума [38]
Почётные граждане Уржумского района [13]
Почта, марки, открытки [18]
Приют, Детские дома [4]
Промыслы, ремёсла [40]
Промышленность, производство, передовики [87]
Революционеры [20]
Реки, озёра, пруды и родники [23]
Сельские поселения [225]
Список лиц, погребенных при церкви [32]
Спорт, туризм [63]
Судьбы [214]
Топонимика, ономастика [9]
Торговля, ярмарки [10]
Транспорт, дороги [13]
Уржум в прошлом [42]
Уржум в настоящем [23]
Уржум - улицы и дома [11]
Уржумские корни [5]
Уржумский уезд [45]
Учёные, инженеры, конструктора [99]
Флора и фауна, природа [11]
Разное [0]
[0]
[0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Васнецовские иконы в Пустопольской церкви? (дополнение)

Васнецовские иконы в Пустопольской церкви?


В. Васнецов. Автопортрет. 1873 г.

В последнее время всё больше интереса проявляется к творчеству В.М. Васнецова, великого русского художника, нашего земляка. В статьях на эту тему некоторых публицистов и краеведов встречаются ссылки на то, что, по данным уржумского краеведа Н.Н. Арбузовой, в Пустопольской церкви хранились первые варианты росписей Владимирского собора в Киеве работы Виктора Михайловича Васнецова «Богоматерь с Младенцем» и «Спаситель с книгой». Они состояли на учёте в областном художественном музее, но бесследно исчезли в 30-х годах прошлого века, когда шло массовое закрытие и разграбление храмов.

Наталья Николаевна считала, что в 1871 году в период своей учёбы в Петербургской Академии художеств двадцатитрёхлетний Виктор Васнецов приехал в Вятку, чтобы поправить здоровье. Навещая старшего брата Николая в селе Лопьял, художник побывал в соседнем селе Пустополье, где в новой церкви работали иконописцы. Здесь он, якобы, и оставил свои иконы.

Быль это или легенда, придуманная местными жителями? Нисколько не умоляя заслуг уржумского краеведа Н.Н. Арбузовой, попробуем разобраться в этой истории.

Действительно, в августе 1871 года Виктор Михайлович Васнецов - студент Петербургской Академии художеств, приезжает в Вятку. Гостит он и у родных в селе Рябове. В письме от 4.08.1871 года он пишет: «Наконец я добрался до Вятки и здесь намерен остаться на целый год для поправки своего здоровья».

В Петербурге у него открылся кашель, а в Киеве, куда он поехал вместе с художником В.М. Максимовым для работы над иллюстрациями к повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», он очень тяжело заболел холерой. Поэтому, не заезжая в Петербург, В.М. Васнецов направляется в Вятскую губернию, где проживает до конца лета 1872 года. В это время он работает над иллюстрациями к 9-му изданию «Народной азбуки» Н.П. Столпянского, готовит иллюстрации к «Русской азбуке для детей» В.И. Водовозова, выполняет иллюстрации для художественного альбома «Складчина гелиогравюр Скамони». То есть он гравирует доски для печатных изданий и работает, в основном, пером, а не масляными красками.

Николай Михайлович Васнецов - старший брат Виктора Михайловича, после окончания Вятской духовной семинарии приезжает к себе на родину в Лопьял Уржумского уезда. Было это в августе 1868 года. В местном училище он преподаёт грамматику, арифметику, закон Божий и другие предметы. К началу занятий в 1871 году он уезжает из Рябова в Лопьял без брата. С 1 сентября 1872 года Н.М. Васнецова переводят заведующим Больше-Шурминским училищем того же уезда.

В сборнике, изданном к 100-ле-тию со дня рождения Аполлинария Васнецова, мы находим строки из его воспоминаний относительно этого периода времени. Осенью 1872 года вместе с Виктором Васнецовым он через Казань едет в Петербург «для продолжения художественного и научного образования». Он пишет: «После незначительных переездов из Вятки в Рябово и обратно и поездок к родственникам по сёлам это было целое путешествие» (Аполлинарий Васнецов не уточняет, к каким родственникам они ездили, когда и куда). По пути они заехали к Николаю Васнецову, который преподавал уже в Шурме.

Конечно, по времени пребывания в Вятской губернии Виктор Михайлович Васнецов вполне мог посетить старшего брата и в Лопьяле, и новую церковь в Пустополье. Но об этом в воспоминаниях Аполлинария Васнецова не говорится.

Пустопольская церковь была выстроена в 1871 году и освящена 27 марта. «Для росписи церкви были приглашены лучшие художники», - пишет краевед, исследователь православия на уржумской земле Дмитрий Казаков. Так кто же в артели допустит к своему «производству» чужого человека, да ещё и не мастера. Ну, пусть Виктор Васнецов учился в Вятском духовном училище, а затем - в духовной семинарии, которую не закончил. После чего три года обучался в Петербургской Академии художеств. Но ведь для них, для профессиональных «богомазов», он ещё просто никому не известный начинающий художник.

А мог ли В.М. Васнецов вообще написать икону в то время? На этот вопрос можно ответить положительно.

Первой значительной работой Васнецова на библейские темы стал рисунок «Христос и Пилат перед народом» (1870 год). За него он был удостоен большой серебряной медали Академии художеств. Работал он и над другими античными и библейскими сюжетами. Но это были всего лишь рисунки.

Обучаясь в Вятском духовном училище, он имел учителя Николая Чернышёва, преподавателя церковной живописи и архитектуры. И иконы, которые пишет в это время Васнецов, пользовались в училище большим успехом. В 15-м выпуске сборника «Герценка» автор статьи «Я только Русью и жил!..» Известный и неизвестный Виктор Васнецов» Г.Г. Киселёва приводит интересные факты из жизни великого русского художника. Виктор Васнецов, будучи учеником низшего отделения семинарии, в 14 лет на доске написал икону «Благословение детей», которая была помещена на стену в комнате правления духовного училища. В 1871 году он сделал первый рисунок Богоматери с Младенцем, как считают исследователи, - это память о счастливом детстве и рано ушедшей из жизни матери Аполлинарии Ивановне. Возможно, именно он приведён в качестве иллюстрации в журнале «Наше наследие» № 4 за 1991 год.

Да, действительно этот рисунок датирован 1871 годом, и изображение Богоматери с Младенцем напоминает набросок росписи во Владимирском соборе Киева. В верхнем правом углу надпись: «Ивану Евменьевичу (Цветкову) - В. Васнецов 1893 г. 18 апреля». Ему он и был подарен после окончания росписи Киевского собора.


В. Васнецов. Эскиз образа Богоматери. 1871 г.


Роспись во Владимирском соборе в Киеве

В 1874 году Виктор Михайлович написал икону Божией Матери на полотне с надписью «1874 г. Васнецов». Она находилась в Слободском Крестовоздвиженском мужском монастыре в резиденции епископа Вятского и Слободского Аполоса.

Г.Г. Киселёва пишет, что в шестидесятых годах прошлого века «... побывала в 32 действующих в то время церквях и почти всюду слышала одно и то же утверждение, что их храм расписывал сам художник Васнецов. Иногда, действительно, виделись знакомые образы и стиль исполнения. Только потом я поняла, что это живопись вятских храмов чаще всего конца XIX - начала XX вв. Это восхищение церковных живописцев талантом знаменитого земляка, когда они использовали росписи Киевского собора для украшения вятских церквей».

Подтверждением её слов служит и иконостас Введенской церкви города Уржума, где Богоматерь с Младенцем очень похожа на васнецовскую.

Но более серьёзно и художественно В.М. Васнецов занялся иконописью только с начала 80-х годов XIX века. Это была абрамцевская церковь в имении Мамонтова, а затем художник непосредственно перешёл к работам во Владимирском соборе в Киеве. Позже были оформление церквей и соборов в городах Петербурге, Гусь- Хрустальном, Варшаве, Дармштадте, Софии. Так же Виктор Михайлович собирает коллекцию старинных икон, превышающую несколько десятков.

И всё равно, в том далёком 1871 году ему никто бы не доверил изобразить лики Богородицы и Христа - главные иконы храма. Да и где он их мог написать? В Вятке или в Рябове? Там, скорее всего, у него даже не было необходимых инструментов и материалов, красок и готовых досок для икон пустопольского иконостаса, размеры которых он не знал. Конечно, можно было бы предположить, что Васнецов, будучи в Лопьяле, заехал посмотреть построенную церковь в Пустополье и именно там написал эти иконы. Но для этой работы он должен был прожить там несколько недель (такое ответственное задание в два дня не делается) и иметь всё необходимое для работы. Возможно, тогда бы об этом сообщил в своих воспоминаниях Аполлинарий Васнецов. Конечно, и краски, и кисти могли выделить ему приглашённые мастера. Но кто согласится добровольно отдавать кому-то свой заказ? Да и когда это могло произойти? В Вятку Виктор Михайлович приехал больным, то есть нужно было время для поправки здоровья. Потом наступила пора осенней распутицы. Зимой? Какая нужда могла погнать молодого художника за полтораста с лишним вёрст? Просто съездить в гости к брату или отвезти ему 20 экземпляров «Естественной истории» А.П. Горизонтова (СПб., 1871), которыми с ним частично расплатились за выполненный заказ? Об этом Васнецов пишет из Вятки Н.П. Столпянскому. Но книги он получил только в середине апреля 1872 года, когда по санному пути уже нельзя было ездить, снова наступила распутица. Оставалось только лето. Тогда встаёт вопрос: неужели за год мастера-иконописцы не выполнили заказа на иконостас, который изготавливался в первую очередь?

Второе. Н.Н. Арбузова пишет, что в Пустопольской церкви были первые варианты росписей Владимирского собора в Киеве работы Виктора Михайловича Васнецова «Богоматерь с Младенцем» и «Спаситель с книгой».

Что касается росписи Владимирского собора в Киеве. Он был заложен в 1863 году, достраивался в 1875-1886 годах. То есть в то время, когда В.М. Васнецов первый раз был в Киеве, речи о росписи ещё не готового храма быть не могло. Да и кто он был тогда? Всего лишь студент-недоучка, начинающий художник. Предложение на роспись собора Васнецов получил от Адриана Викторовича Прахова - председателя Комиссии по внутренней отделке собора, только в начале 1885 года. По той причине, что к тому времени успел зарекомендовать себя состоявшимся мастером. На что письмом, датированным февралём-мартом того же года, сообщает: «Прошу извинения, что несколько замедлил ответом на Ваше письмо. Дело требовало с моей стороны очень серьёзного размышления по огромности своей задачи и по тем исключительным условиям, в которых оно лично для меня поставилось. Поразмысливши, хотя с некоторым страхом, я решаюсь принять на себя серьёзную задачу исполнить предлагаемый Вами труд...»

С 1885 по 1896 год продолжается его колоссальный титанический труд по росписи собора.

Религиозный философ и критик В. Розанов писал о творении Васнецова: «Какое русское сердце не затрепещет при взгляде на его Богоматерь: наконец-то мы имеем своё, родное представление о дивном Лике и дивном событии».

Васнецов рассказывал впоследствии коллегам-художникам, что, когда обдумывал образ Богоматери, вспомнил, как жена его, Александра Владимировна, в первый раз вынесла на воздух их сынишку Мишу. И тот, увидав плывущие по небу облака и летящих птичек, от радости всплеснул сразу обеими ручонками, словно захотел обхватить ими, прижать к сердцу всё, что видел в первый раз в жизни. Так и родилась композиция. Миша появился на свет 14 октября 1884 года. Как же тогда это соотнести с тем первым наброском Богоматери 1871 года?

Христос-ребёнок «простирает в этот мир свои детские ручки, любя и благословляя его, преобразуя в то же время Своими руками крест, на котором будет распят», - писал много позже Михаил Викторович Васнецов.

«Моя работа - «путь к свету». Вот как раз я теперь занят писанием образа самого центра этого света - я опять ищу лик Христа - немалая задача, задача целых веков! Искания мои в соборе, конечно, слабая попытка найти Его Образ, но я истинно верую, что именно русскому художнику суждено найти Образ Мирового Христа. До сих пор всё-таки русские художники наиболее успели в поисках. Христос, конечно, неизбежно должен быть личен, но личное представление его должно возвыситься до Мирового представления его», - сообщал Васнецов в 1889 году в одном из своих писем.

То есть только в процессе работы над образом Христа Васнецов нашёл именно то изображение лика Его, что и исполнил при росписи купола собора. Первые наброски и эскизы «Богоматери с младенцем» и «Спасителя» для Владимирского собора относятся к 1885 году. Даже если предположить, что В.М. Васнецов делал какие-то эскизы «Богоматери» и «Спасителя» в Пустополье или Лопьяле, то место им, скорее всего, могло быть только в экспозиции музея как предварительной работе мастера к уже готовому полотну или иконе. Незавершённую икону или рисунок в церкви не поместят.

Росписи собора В.М. Васнецовым увенчались огромным успехом, в них видели возрождение русского религиозного искусства. Элеонора Пастон в статье «Парадоксы Виктора Васнецова» (журнал «Наше наследие» № 4 за 1991 год) пишет, что росписи «приобрели необыкновенную популярность и повторялись в конце XIX - начале XX века во множестве храмов России. Отдельные сюжеты широко репродуцировались в печати. Однако вместе с популярностью росписи обрели все приметы “тривиальности”». Например, репродукцию «Богоматери» поместил в своей картине «Устный счёт» (1895) известный художник Н.П. Богданов-Бельский.

По свидетельству современников Виктора Михайловича после освящения Владимирского собора Богоматерь, написанная им, стала в России поистине народной, одним из любимых и часто воспроизводимых образов. Но была и, так сказать, оборотная сторона медали. И.Э. Грабарь писал о том, что «с Владимирского собора пошли все те бесчисленные вариации на Васнецовские темы различных «богомазов», которыми в 1890-1900 годах были заполнены стены большинства русских церквей и которые отравили своим ядом и самый прообраз».

Скорее всего, иконы в Пустопольской церкви были более поздними копиями с оригинальных росписей Васнецова в Киеве, и их авторство ошибочно приписывалось известному живописцу.

Третье. Краевед Дмитрий Казаков в книге «Уржум православный: храмы и люди» пишет, что Пустопольская церковь была закрыта 17 марта 1938 года и всё имущество из неё «было увезено в неизвестном направлении. Рассказывают, одни только иконы заняли несколько подвод». Были ли среди них «те самые иконы» или их ещё в 1922 году выкупили местные верующие жители, ему не известно. Н.Н. Арбузова также проводила их поиски, но положительных результатов они не дали. Возможно, что иконы из Пустопольской церкви всё-таки оказались в Уржуме. Это в лучшем случае. Ну, а в худшем, их могли просто сжечь где-нибудь в овраге. Такие тогда были времена.

Если какие-либо иконы в Пустопольской церкви, как пишет Н.Н. Арбузова, и состояли на учёте в областном художественном музее, то как же районные исполнители вывезли их вместе с другими, так скажем, не учтёнными в Кирове!?

Таким образом, заявление Н.Н. Арбузовой о том, что две иконы Пустопольской церкви были предполагаемыми первыми вариантами росписей Владимирского собора в Киеве, полагаю считать беспочвенными.

Владимир Шеин,

член Союза журналистов России.

P.S. Выражаю искреннюю благодарность заведующей сектором краеведения Уржумской центральной районной библиотеки Любови Борисовне Ручниковой за предоставленные краеведческие материалы для написания статьи.

Для уточнения отдельных фактов, указанных в статье, автор попросил ответить на некоторые вопросы Ольгу Владимировну Крупину, заведующую отделом изобразительного искусства Вятского художественного музея имени В.М. и А.М. Васнецовых.

Вот что она сообщила.

Вопрос. Какие известные сотрудникам музея иконы были написаны В.М. Васнецовым в Вятской губернии со второй половины 1871 года - до сентября 1872 года?

Ответ. Вятский период творчества В.М. Васнецова освещен в статье искусствоведа музея Т.В. Малышевой «Вятский период в творчестве братьев Васнецовых», опубликованной в сборнике «Васнецовы. Материалы. Исследования» (Вятка, 1993. С. 28 - 41). Она указывает произведения, созданные в период 1871-1872 гг., в том числе те, которые хранятся в собрании Вятского художественного музея. Никаких церковных заказов в это время он не выполнял.

Вопрос. Действительно ли в тридцатых годах прошлого века две иконы кисти В.М. Васнецова «Богоматерь с Младенцем» и «Спаситель с книгой», написанные для церкви села Пустополье Уржумского уезда (как утверждала уржумский краевед Н.Н. Арбузова), состояли на учёте в областном художественном музее?

Ответ. Никаких списков по учету церковных памятников в художественном музее не имеется и существование их в 1930-е годы в музее не зафиксировано.

Вопрос. На основании каких фактов или материалов могла утверждать подобное Н.Н. Арбузова?

Ответ. На каком основании Н.Н. Арбузова утверждала, что в художественном музее стоят на учете иконы кисти В.М. Васнецова из с. Пустополья, нам неизвестно. Никаких изображений данных икон в музее не имеется.

О.В. Крупина далее пишет:

«Что касается сохранившихся памятников церковного искусства В.М. Васнецова. В Вятском художественном музее есть несколько икон работы В.М. Васнецова. Самая ранняя из них «Богоматерь, скорбящая у креста» подписана и датирована 1874(?) годом. Она, вероятно, была написана для Слободского Крестовоздвиженского монастыря. Об этом также написано в статье Т.В. Малышевой «Вятский период в творчестве братьев Васнецовых».

Если касаться содержания публикации, то автор логично и аргументированно изложил материал по данному вопросу, доказательно обосновал малую вероятность написания В.М. Васнецовым икон для церкви с. Пустополья. На территории Кировской области имеется достаточно много храмов, в которых росписи были выполнены по книгам, в которых были воспроизведены росписи В.М. Васнецова во Владимирском соборе в Киеве. Очень часто местные жители рассказывали легенды, что эти храмы расписывал В.М. Васнецов».

Источник: Уржумский епархиальный вестник, № 8 октябрь 2013 года

Категория: Монастыри, церкви, часовни | Добавил: Георгич (02.11.2017)
Просмотров: 719 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта