ТРИ ЛАЗАРЯ
Почему-то снова вспомнилась миссионерская поездка в Уржумский район, если не ошибаюсь, в 2003 году. Мы, два священника и воспитанники Вятского духовного училища, прощались с жителями села Большой Рой, в котором провели несколько дней, совершая богослужения в походном храме, Крещения, молебны, панихиды и освящения домов. Когда-то здесь, как и в каждом селе, была своя церковь, но ныне от неё не осталось и следа: на её месте сейчас футбольное поле. Местные жители никак не хотели нас отпускать, кормили ухой, благодарили, но надо было прощаться. За нами уже приехал председатель соседнего совхоза из села Лазарево, пожелавший сопровождать миссионерскую группу. Ребята собрали походный храм, погрузились в автобус, а нас, священников, председатель взял в свой уазик.
По дороге он со знанием дела рассказал историю своего села и объяснил, откуда взялось его название. Оказывается, до революции там жил состоятельный купец по имени Лазарь. Он получил своё имя в день рождения, который пришёлся на память преподобного Лазаря Галисийского. К своему стыду, я даже не слышал о таком святом. Уже потом прочитал, что прп. Лазарь жил в конце Х – начале XI века. Родом он был из Малой Азии, принял монашеский постриг и начал подвижнические труды в обители Саввы Освящённого в Палестине, но потом возвратился на родину и поселился на горе Галисийской. Там преподобный удостоился необычного видения: огромный огненный столп восходил к небу, а вокруг столпа Ангелы пели: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его». Святой Лазарь, вдохновлённый чудом, построил на этом месте храм Воскресения Христова.
Икона прп. Лазаря Галисийского
А через восемь веков вятский купец по имени Лазарь на малой родине почтил память своего небесного покровителя, построив для односельчан церковь во имя преподобного Лазаря Галисийского. Это был единственный храм на Вятской земле, а может быть, и во всей России в честь этого святого. И по церкви село стало называться Лазарево.
Пока мы ехали и слушали рассказ председателя, я всё думал о двух Лазарях: святом столпнике-монахе, родина которого — современная Турция, где теперь ничто не напоминает о православном подвижнике, и вятском купце Лазаре, который так полюбил своего небесного покровителя, что по его примеру тоже стал строителем храма, и таким образом перенёс духовную родину преподобного в далёкую русскую глубинку. Преподобный Лазарь взял под своё покровительство уже не галисийских монахов, а новых духовных чад — крестьян вятского села Лазарево. Так два Лазаря — святой монах и благочестивый вятский купец — двумя звёнышками связали золотую цепь Священной истории, для которой не имеют значения ни времена, ни расстояния.
Дальнейшая судьба купца Лазаря мне неизвестна. А вот церковь в честь преподобного Лазаря приняла мученическую кончину в годы безбожных пятилеток. Не стало храма, но попечение святого Лазаря об овечках своего духовного стада осталось. Неслучайно же жители села, узнав о нашей миссионерской группе, пригласили к себе. Им хотелось побывать на службе, пусть и в походном храме с маленьким алтарём.
По приезде в село мы определились с помещением. Ребята занялись сборкой скромного иконостаса, девчата устроили спевку. Вдруг все вздрогнули: во время пения раздался то ли вой, то ли громкий плач, в котором слышалась страшная тоска. Причём то, что прозвучало, попало точно в тон церковного песнопения. Я обернулся и увидел мужичка, который как-то незаметно зашёл в помещение. Какое-то время он просто наблюдал за нами, потом опустился на колени и сел. Внешний вид неожиданного зрителя многое говорил о нём без всяких слов: грязно-серая майка с огромными лямками, старые спортивные штаны с вытянутыми коленями, стоптанные штиблеты на босу ногу. Он-то и заплакал-завыл, когда услышал церковное пение.
Я подошёл к мужичку. Он оказался совсем нестарым человеком, правда, изрядно выпившим. Мы вышли вместе в коридор, чтобы не мешать спевке. Завязался обычный в таких случаях разговор. Мужичок говорил о своей несчастной жизни: нет работы, недавно утонул старший брат, ко всему крестик нательный потерял. Я что-то сказал о предстоящей службе, о возможности поисповедоваться и причаститься, конечно, на трезвую голову. Понял, что всё это прошло мимо сознания моего собеседника, и, уже прощаясь, спросил его: «Как зовут-то тебя?» «Лазарь», — последовал ответ. Мужичок ушёл и больше в нашем походном храме не появился.
Я часто вспоминаю об этом несчастном, опустившемся Лазаре. Он словно живое подтверждение мысли Ф.М. Достоевского, который говорил: «Быть русским — значит быть православным. А без Православия русский мужик — …» Дальше следовало хлёсткое слово, которое не оскорбляло, а указывало на страшную беду, в которую впадает русский человек, у которого похитили священное основание его жизни.
Уезжая через несколько дней из села, я думал о преподобном Лазаре Галисийском. Ему, наверняка, дорог его тезоименник — вятский купец Лазарь. Но ведь и этот несчастный, которому, конечно же, неслучайно мама дала столь редкое имя, вручая в духовное покровительство святому Лазарю своего сына, тоже как-то значим для него. Именно этот мужичок первым при-шёл в наш походный храм, и душа его плакала и выла о Боге, Которого не знала, но без Которого жить невозможно. И этот вопль не мог не слышать преподобный Лазарь.
Эти три Лазаря — словно три точки на линии Священной истории, указывающие на её конечное направление. Так оно и есть. Невольно напрашивался вопрос: «А где мы сейчас находимся на этой линии? Уже конец или ещё не всё?» Больше я никогда не бывал в селе Лазарево, а ответ на свой вопрос получил через несколько лет, когда наткнулся на сообщение в православном издании: «Единственный в России храм в честь преподобного Лазаря Галисийского, жившего в X–XI веках, освятили в селе Лазарево Уржумского района Кировской области. Первую Литургию в нём 27 ноября 2016 года совершил епископ Уржумский и Омутнинский Леонид». Порадовался за местных жителей и ещё раз утвердился в мысли: не наше дело вычислять времена и сроки; наше дело — трудиться и держать открытым путь, пока рядом есть хотя бы одна душа, не знающая Бога, но тоскующая о Нём и ищущая Его.
Протоиерей СЕРГИЙ Гамаюнов
Источник: ВЯТСКИЙ ЕПАРХИАЛЬНЫЙ ВЕСТНИК, № 08 (418) 2022 |