Тайны Свято-троицкого собора
Продолжение
Не каждому человеку, даже прихожанину Свято-Троицкого кафедрального собора доводилось подниматься по его крутым лестницам, ведущим на хоры, в башенки, в галерею, которая устроена в толще стены барабана купола, или спускаться в подземные помещения.
Знакомство с этим храмом у жителя Уржума Димы началось в школьные годы, много лет назад. Тогда ещё это огромное здание предназначалось для склада продуктов. С какой целью была выпилена часть решётки в одном из восточных окон первого этажа, для нас останется тайной. Но этот лаз несколько десятилетий назад служил уржумской смелой ребятне просто для того, чтобы проникнуть в храм. Здесь для мальчишек было много интересного, в том числе и потаённые места. С замиранием сердца пробирались они по крутым лестницам и переходам с низкими сводами, быть может, думали, что найдут что-то ценное, интересное с их подростковой точки зрения. Для них это было очередным приключением, о котором тайком они хвастались приятелям. А под куполом гуляло эхо ребячьих голосов и в тишине этой громадины отдавались их негромкие шаги...
Сейчас уже несколько лет иерей Димитрий Куковякин занимает должность секретаря Уржумской епархии и настоятеля Свято-Троицкого кафедрального собора города Уржума. Через годы и смену нескольких профессий он пришёл к православной вере и стал служителем Церкви. Быть может, этому способствовали и те детские путешествия по главному храму Уржума, по его потаённым закоулкам и восхищение величественностью этого главного сооружения нашего города, хотя тогда внутри это здание выглядело довольно плачевно.
К сожалению, я до недавнего времени как-то не задавался целью осмотреть достопримечательности храма, скрытые от всеобщего обозрения. Лишь в августе 2024 года, когда собирал материал для продолжения книги «Жемчужина Вятского края», заместитель заведующего по хозяйственной части храма Константин Токарев показал мне почти все из них.
Предварительно получив благословение владыки Всеволода, эту своеобразную экскурсию мы начали с подвалов собора, входы в которые ведут с юга и с севера. Расположены эти помещения соответственно под двумя приделами, но площадь их значительно меньше. Они симметричны. Поэтому можно сделать вывод, что примерно такие же подвальные помещения должны быть с восточной стороны (под алтарной частью храма) и с западной (под притвором).
В большой комнате каждого, сразу при входе, стоит по печи. Сейчас они уже не действующие. От них в кирпичные ходы-проходы (но не настолько узкие, чтобы в них не смог пролезть человек) вели воздуховоды, по которым при топке печей тепло поднималось в каналы, устроенные под полом храма, и проходило в стенах. Дымоходы печей шли в толстых стенах и тоже обогревали их. Так в былые годы обогревалось это огромное по объёму здание. После монтажа «тёплого пола» десять лет назад нужда в обогреве собора печами отпала.
Из комнаты с печью через небольшие проходы можно попасть в две невысокие комнатки, расположенные справа и слева. Возможно, они служили для каких-то хозяйственных целей. Сейчас они тоже используются как складские подсобки для хранения стройматериалов и различного инвентаря. Заложенных проходов из «кочегарок» в соседние с ними комнаты мы не обнаружили.
В подвальных помещениях довольно влажно, даже несмотря на то, что для проветривания двери открыты постоянно. Кирпич в сводчатых перекрытиях уже давно окрашивается, в некоторых местах для укрепления старой кладки при капитальном ремонте здания в конце 80-х годов прошлого века и уже в нынешнем выложены подпорные стенки. Церковный староста собора Александр Алексеевич Братухин, который служит при храме уже несколько десятилетий, рассказал, что в середине 80-х годов прошлого века, когда собор начали реставрировать, подвалы были затоплены дождевой или талой водой и представляли собой бассейны. Хотя в последние годы была отремонтирована система отведения вод и отмостка, частично подремонтирован цоколь здания, в подвалах всё равно сыро, нижние ряды кирпича мокнут. В августе 2024 года ремонт цоколя храма был продолжен.
Отмечу, что бутовый фундамент, после того как он устоялся, при возведении стен собора строители обложили изнутри кирпичом, на который опираются своды подвала. Благодаря этому толщина стен у основания составила почти два метра.
Цоколь стены снаружи облицован плитками из опоки, которые друг с другом для прочности связывают металлические скобы.
В центре храма, я полагаю, подвалы отсутствуют. Предположу, что пол тут в целях экономии строительных материалов устроен на уже устоявшихся фундаментах старого Троицкого собора. Не смогли мы найти проход и в подвал под алтарной частью здания. Может, именно оттуда и начинался тот самый, впоследствии замурованный подземный ход, о котором рассказывают легенды. Ведь знать о его существовании разрешалось далеко не всем.
Продолжили мы экскурсию, поднявшись на хоры, расположенные в западной части храма. Как в каком-то фильме про старые рыцарские замки, внутри массивной стены вверх ведёт некрутая лестница, чугунные ступени которой неплохо сохранились со времени постройки здания. Проступи удобные, наверное, их «усреднили» как для мужчин, так и для женщин разного роста. Проход неширокий и невысокий, но подняться можно без особых трудностей. Почти ежедневно для сопровождения богослужений здесь проходят певчие собора. Для них несколько лет назад были оборудованы перила и проведено электрическое освещение. Примерно посередине лестничный марш прерывается небольшой площадкой. На сводах до сих пор сохраняются надписи, оставленные вандалами в былые времена. Очевидно, здесь бывали и девушки, чьи имена строители-реставраторы забыли смыть со штукатурки...
Через дверь, расположенную на хорах, попадаем в небольшой переход, ведущий в одну из четырёх башенок собора. По хлипкой приставной деревянной лестнице лезем ещё выше, на очередной ярус. Константин Токарев показывает путь. Поднявшись на следующий этаж, через люк можно проникнуть на открытую площадку под своды башенки. Ещё одна приставная лестница переброшена с её пола на «обзорную площадку», проходящую вкруговую по стене храма и обнесённую кованой решёткой. Она спроектирована архитектором и устроена мастерами в том числе и для того, чтобы обслуживать многочисленные оконные рамы светового барабана. С неё по подвесной металлической лестнице (сохранилась тоже со времени постройки собора), через люк, желающий узнать о внутренних закоулках храма ещё больше может пробраться в подкупольное пространство (по-простому – чердак), то есть выше кирпичного свода собора. Но туда подняться я не рискнул.
Странно, что на стенах и сводах переходов и комнат не замечаю паутины, как это показывают в некоторых приключенческих исторических фильмах - почему-то паукам в стенах храма не так комфортно, как на чердаках жилых домов.
Следующий наш «маршрут» лежит к галерее, которая вкруговую проходит внутри стен храма примерно на высоте трёхэтажного дома.
Перешагнув порожек, оказываюсь в этой галерее, которая, если идти по часовой стрелке, постепенно сворачивает направо. Высота галереи 160, а ширина 70 сантиметров при толщине стен примерно 160 сантиметров.
Через эту же галерею для проведения необходимых работ можно попасть в чердачные помещения, которые круглыми окнами выходят на все четыре стороны света. Константин говорит, что наши шаги, даже приглушённые лежащим на полу галереи мусором, хорошо слышны внутри храма. Вот такая здесь замечательная акустика.
В каждом из четырёх столбов, которые держат стены светового барабана и кирпичный купол Свято-Троицкого кафедрального собора, были спроектированы крутые винтовые лестницы (они показаны на чертежах, выполненных архитектором В.М. Дружининым, которые хранятся в нашем районном архиве). Но устроены только две. Сейчас лишь одна из них действующая. Ступени выложены из кирпича и почти не истёрлись за прошедшие десятилетия, ведь ходят по ним не так часто. Ведут они в юго-восточную башенку собора.
Снова отмечаю приличную толщину стен, которые, несмотря на десятилетия запустения, находятся почти в таком же состоянии, как сразу после постройки. Не вижу в них даже маленьких трещин. Здесь, во внутренних, не эксплуатируемых помещениях, которые предназначены только для обслуживания здания, кирпичная кладка велась так же ровно и качественно, как и наружная. Известковый раствор прочно связывает кирпичи.
Ряды кирпичей в кладке постоянно перевязывались, то есть вертикальные швы в ряду не совпадали с соседними. Чередование: ложок – тычок, по-моему, ранее именовалось итальянской кладкой (ложок – вертикальная длинная сторона кирпича, две самые маленькие по площади стороны называются «тычок»). Она более надёжная. В те далёкие времена мастера трудились на совесть, как говорят, держали марку. Поэтому и стоит до сих пор в нашем городе этот собор- великан, оставаясь на долгие годы его украшением.
Следующий наш маршрут – в подземную комнату, расположенную под притвором храма, то есть на входе в собор. Пробираемся через небольшой лаз, включаем фонарики. Это помещение по площади примерно такое же, как и под северным приделом собора, но нет здесь дополнительных перегородок, делящих его на три комнаты. Оно прямоугольной формы, высота до свода в самом высоком месте почти 2,5 метра. Сводчатое перекрытие выложено на глине, а не на известковом растворе, как стены. В каждом углу восточной стороны комнаты обнаружили по два узких хода. Нижние шли вертикально вверх, а верхние, расположенные под самым потолком, расходились горизонтально в разные стороны. Предположили, что это были вентиляционные и тепловые каналы. Константин сказал, что ни в стенах, ни в сводах собора выходных отверстий от вентиляции не находил. Ещё один ход из этого подземелья вёл в сторону Введенской церкви, но через пять метров он обрывался завалом - грунтом и кирпичным боем. Предположу, что это был очередной тепловой ход. В начале прошлого века он обогревал крытый переход из Свято-Троицкого собора в трапезную (сейчас это Введенская церковь). Со временем, когда этот проход был перестроен под алтарь, тепловой канал оказался не нужен и со временем без должного досмотра обрушился.
Полы в этой подземной комнате выложены вполне добротным кирпичом в два ряда и сохранили свой горизонтальный уровень.
На этом моя экскурсия по закоулкам Свято-Троицкого кафедрального собора города Уржума почти закончилась. Продолжение её – в одном из следующих номеров газеты, где вернёмся к версиям существования тайных подземных ходов.
В. ШЕИН
После посещения почти всех интересных достопримечательностей храма возникла мысль: убрать печь из северного подвального помещения, навести там порядок, укрепить своды (что уже начали делать несколько лет назад) и попробовать устроить в этих комнатах небольшой музей. Конечно, экспонаты в нём должны быть такими, чтобы не портились от перепадов температуры и сырости. Ведь приезжают к нам осматривать православные святыни гости не только из нашего региона, и они будут иметь представление о подвалах такого замечательного памятника истории и архитектуры Кировской области. Думаю, что эта музейная комната была бы только плюсиком в экскурсии по нашему Свято-Троицкому кафедральному собору.
Источник: «КИРОВСКАЯ ИСКРА» № 39. 28 сентября 2024 г. |