Уржумская Земля
прошлое и настоящее
Меню сайта
Категории раздела
Агропром, сельское хозяйство [117]
Археология [19]
Великая Отечественная война [138]
Военачальники, генералы [38]
Военная служба [17]
Военные истории [16]
Возвращение имён [27]
Генеалогия [6]
Георгиевские кавалеры [2]
Герои Советского Союза [31]
Герои Социалистического Труда [2]
Годы жизни Кировской искры [33]
Годы революции и гражданской войны [60]
Горячие точки [22]
Госслужба [46]
День в истории [0]
Депутаты Государственной Думы [5]
Дети войны [47]
Иностранцы в Уржуме [21]
Интересные люди, увлечения [70]
Исторические, заповедные и памятные места [0]
Исторические справки [46]
История, легенды народов, вера [23]
Комсомольская жизнь [6]
Краеведение и краеведы [41]
Культура и искусство [314]
Лесное хозяйство [25]
Медицина [78]
Монастыри, церкви, часовни [52]
Музеи [47]
Некрополь, некрополистика [5]
Образование [205]
Правопорядок, спецслужбы [96]
Православная страница [127]
Политика [10]
Политические лидеры [233]
Почётные граждане Уржума [43]
Почётные граждане Уржумского района [16]
Почта, марки, открытки [18]
Приют, Детские дома [4]
Промыслы, ремёсла [40]
Промышленность, производство, передовики [89]
Революционеры [20]
Реки, озёра, пруды и родники [23]
Сельские поселения [226]
Список лиц, погребенных при церкви [32]
Спорт, туризм [68]
Судьбы [219]
Топонимика, ономастика [9]
Торговля, ярмарки [12]
Транспорт, дороги [13]
Уржум в прошлом [47]
Уржум в настоящем [24]
Уржум - улицы и дома [11]
Уржумские корни [5]
Уржумский уезд [45]
Учёные, инженеры, конструктора [101]
Флора и фауна, природа [11]
Разное [0]
[0]
[0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Митрофаниевская церковь
Митрофаниевская церковь

Из истории
Как сообщают краеведы, городская кладбищенская церковь была заложена в 1843 году, а закончено её возведение осенью 1846 года. Она, как и другие церкви города, дала имя улице Митрофаниевской (ныне Ёлкина).
 

Митрофаниевская церковь в запущенном состоянии: стёкла в некоторых окнах выбиты, крыша, покрытая жестью, требует ремонта,
кресты спилены, южное крыльцо разобрано, вместо заделанного дверного проёма появилось окно. Снимок 40-х г.г. ХХ в.

Предыстория постройки этого храма такова. Издавна на этом месте располагалось кладбище, основанное в те времена, когда здесь была окраина города. Если верить картам, составленным в XVIII и в XIX веках, захоронение горожан было начато на территории примерно от нового пристроя к средней школе №3 (сейчас здесь стоят здания детского сада, а когда был дом ребёнка, ночные нянечки, по их словам, под утро не раз видели привидения, бродящие по детским площадкам). Позднее оно уходило всё дальше и дальше на запад – до конца территории, на которой сейчас располагается водонапорная башня со вспомогательными службами и сооружениями.
Сквозного проезда по улицам, которым в начале прошедшего столетия были присвоены названия Гоголя и Ёлкина, не было.
Легенда гласит, что однажды протоиерей Троицкого собора Иаков Короваев, возвращаясь домой с поминовения усопшего, нашёл на кладбище серебряную монету в 50 копеек, и его посетила мысль, что это первый взнос на возведение церкви, остальные средства должны были внести прихожане, многим из которых – и знатным, и из простых сословий – предстояло упокоиться тут.
Призыв батюшки почти сразу нашёл отклик в народе. Например, Почётный гражданин города Уржума Л.Д. Матвеев, несмотря на то, что в эти же годы строил особняк на улице Воскресенской (ныне – Советской), сделал свой взнос на церковь строительными материалами, в том числе выделил 100 тысяч штук кирпичей. К северу от церкви (по свидетельству старожилов, на месте современной поликлиники), окруженный липами, был склеп Матвеевых, где годами хоронили членов этой большой семьи. В 1920-х годах около него еще стояли некоторые богатые памятники с фарфоровыми венками. Уничтожен примерно в конце 50-х – начале 60-х годов прошлого века. Оставшаяся его подземная часть раскопана в последующие годы.
Не остались в стороне и другие жители Уржума, правда, пожертвования в виде денежных средств были в небольших размерах. Помогали горожане и стройматериалами: известью, гипсом, строевым лесом и другими. Гипс пережигали прямо на городской площади, которая была расположена недалеко от предстоящей к постройке церкви.
 

Воспитанники приюта г. Уржума на работах в саду,
располагавшемся к северу от Митрофаниевской церкви. Снимок 1 августа 1913 г. из альбома А.И. Огородникова

Благословение на постройку церкви дал Преосвященный Неофит, епископ Вятский и Слободской. Первоначальный проект этой церкви, представленный Вятской Епархией на утверждение в Санкт-Петербург, был отклонен как «неблаговидный» и снова был разработан в 1842 году комиссией Департамента проектов и смет, после чего предложен к строительству. На плане 1842 года есть подписи архитекторов Висконти и Дуско. Строилась церковь в стиле классицизма.
Работы велись быстро. Освятили новостройку 23 октября 1846 года в честь святителя и чудотворца Митрофания Воронежского, любимым размышлением которого было памятование о смерти, о загробной жизни, о мытарствах; а любимой молитвой – молитва об умерших. В связи с этим и кладбище стало именоваться Митрофаниевским.
Церковь была приписана к Свято-Троицкому собору города Уржума. В связи с этим не имела ни прихода, ни причта. Службы проводились в престольный праздник, в дни поминовения усопших и по просьбам граждан при погребении знатных особ. Позднее территория её была огорожена забором с трёхпроходными арочными кирпичными воротами, завершавшимися маковками, и состояла из небольшого сада и кладбища.
В 1876 году Митрофаниевское кладбище, постепенно «врастающее» в городскую черту, закрыли, учредив новое по дороге в город Яранск, отстоящее примерно на полверсты к западу от существующего. И с лета захоронения производили уже там.
В начале ХХ века в Уржуме строятся многие необходимые для города здания: учебные заведения, отделения больницы и другие. Одно из них – пожарное депо (проект подписан губернским инженером И.А. Чарушиным и утверждён губернским архитектором Я.П. Максимовичем) на углу современных улиц Ёлкина и Чернышевского. Изначально предполагалось построить его с очень высокой каланчой над центром здания (она даже указана на плане города, утверждённом в 1910 году). Но эта задумка архитектора не осуществилась. Как и некоторые другие значительные по величине здания Уржума, оно было сооружено в «кирпичном» стиле и лишь позже оштукатурено. По завершении строительства второй этаж был временно приспособлен для классов реального училища, открытого в 1907 году и не имевшего ещё собственного здания. В первом же этаже помещалась городская пожарная команда, вместо современных окон первого этажа были широкие двери для выезда конных повозок, там же дежурили караулы. Сейчас здесь размещается краеведческий музей. В 1914 году здание было передано открытому ремесленному училищу и приняло современный вид, а пожарная часть переехала в здание на углу улиц Гоголя и Буйской (Чернышевского).
Несооружённую пожарную каланчу заменила пристроенная в 1912–1913 годах с западной стороны к уже имеющемуся храму каменная колокольня. Деревянная, выстроенная ранее и стоявшая отдельно от церкви, постепенно пришла в аварийное состояние из-за ветхости, поэтому её снесли. На одной из фотографий начала прошлого века видно, что колокол временно размещён в чердачном помещении западного фронтона Митрофаниевской церкви.
Проход соединял новую колокольню с трапезной. На цоколь при строительстве использовали памятники, стоявшие до этого на кладбище. На нём, как писала краевед Н.Б. Пентина: «…можно увидеть надгробные плиты с именами купцов Матвеевых, Тотмениных, Царегородцевых».
Поскольку колокольня стояла на самом высоком месте Уржума и с неё хорошо просматривался весь город и его окрестности, решено было вокруг подкупольной части сделать смотровую площадку, обнесённую для безопасности невысокой загородкой. Тогда же там был установлен колокол, который извещал горожан о пожаре. На вышке, сменяя друг друга, круглосуточно дежурили пожарные.
Любая пожарная каланча имела завершение в виде высокой металлической мачты, на конце которой находилась штанга-перекладина со скруглёнными, приподнятыми ветвями. На неё по тросикам, спускавшимися до смотровой площадки, поднимали сигнальные оповещательные знаки – красные вымпелы и шары, цвет которых зависел от времени года. Вымпелы выбрасывали при пожарах. В зависимости от категории возгорания их количество доходило до трёх. Шары показывали температуру воздуха: красные – летом, а черные – зимой. С особой заинтересованностью в холодную погоду за ними наблюдали ученики различных учебных заведений города: идти ли им сегодня на занятия или из-за низкой температуры оставаться дома.
Пожарный колокол висел долгое время, и ещё в 1930-е годы дежурный пожарный отбивал на нём часы. В последствии потребность дежурства на каланче отпала.
Об авторе проекта колокольни
Фёдор Логинович Ларионов родился 16 февраля (1 марта по новому стилю) 1880 года в крепостной деревне Собакайка Казанской губернии. С ранних лет, сколько помнил себя Фёдор, он любил рисовать. Когда стал постарше, начал заниматься клейкой всякого рода макетов. В специальной школе он выбрал строительное отделение. Ф. Ларионову повезло: он оказался одним из пяти творчески способных ребят из числа бедных учащихся, кому Казанское губернское земство выделило средства на стипендию. Без этой помощи учиться ему было бы очень тяжело.
 

Ф.Л. Ларионов. 1910 г.

Шестилетний курс обучения подошёл к завершению. Успешно сдав выпускные экзамены, Ф.Л. Ларионов получил диплом учителя графических искусств средних учебных заведений и техника архитектуры. В последующем, когда Фёдор Логинович работал в учебных заведениях Уржумского уезда, это образование было приравнено к высшему педагогическому. 17 августа 1902 года он был назначен учителем рисования и чистописания в Уржумскую женскую гимназию. С 1907 года он преподаёт уже в начальных классах открытого реального училища.
В 1909 году в Уржуме начинается строительство нового здания реального училища. Как техник-строитель, имеющий уже большой опыт, Ф.Л. Ларионов принимал в этом непосредственное участие.
Именно Фёдор Логинович являлся архитектором вновь построенной колокольни Митрофаниевской церкви (предположу, что и трапезной, выполненной в едином стиле, тоже). Только благодаря своему второму назначению – каланчи, в несколько изменённом виде она и сохранилась до наших дней, став своеобразным и единственным памятником гениальной мысли местного учителя рисования, так, к сожалению, и не сделавшегося архитектором. В последующем долгие годы он трудился как преподаватель рисования и других дисциплин, был одним из самых активных театральных деятелей земли уржумской, за что Родина удостоила его высокого звания «Заслуженный работник культуры РСФСР». Земляки не забыли заслуги Ф.Л. Ларионова перед городом и районом, установив в декабре 2014 года в память о нём мемориальную доску на доме, где он жил.
Из века в век
Краевед Н.Б. Пентина сообщала, что в мае-июне 1916 года в Уржуме с археографической экспедицией побывал вятский протоиерей Иоанн Осокин, который отмечал, что «церковь была оборудована внутри хорами, имела балконы снаружи. Из древностей в то время в Митрофаниевской церкви имелся семиконечный деревянный крест».
Изъятие церковных ценностей, проходившее в те годы по всей молодой республике Советов, произошло здесь 18 марта 1922 года. И хотя драгоценной утварью церковь была не богата (по сравнению с другими уржумскими храмами), большевики выгребли всё подчистую.
25 ноября 1924 года церковь была проверена специальной комиссией, которая в тут же составленном акте ревизии записала: «Текущие ремонты храма производятся не совсем аккуратно: так, нет некоторых стекол в окнах колокольни, в одном окне нет даже оконной рамы, отчего зимой будет наноситься снег и портиться помещение. Движимое имущество, содержащееся в кладовой, находится в полном беспорядке, что сильно затрудняло работу данной комиссии». В этом же документе указывалось, что 2 ризы, подризник и 2 медных креста были погребены с двумя умершими священниками.
В 1927 году Митрофаниевская церковь оценивалась в 26 814 рубля. При ней был склеп – «здание одноэтажное, кирпичное, крытое железом, без отделки, отбеленное с наружной стороны» и тесовый лабаз.
Колокольню украшали две симметричные главки с крестами, которые хорошо видны на снимках. Присмотревшись, на фотографии 40-х годов прошлого столетия читатель заметит справа от церкви одноэтажное оштукатуренное здание, которое ещё в начале этого века занимал дом ребёнка, а затем здесь размещался детский садик.
8 декабря 1936 года постановлением Кировского краевого исполкома церковь была закрыта для верующих, а помещение передано под станцию детского технического творчества, которая по какой-то причине так и не въехала в него. Полагаю, что это решение было надуманным и направленным на то, чтобы лишить православных прихожан здания для общей молитвы.
Холодный храм и трапезную снесли в середине 40-х годов, сделав улицу Ёлкина сквозной. Остатки тёплого храма хорошо видны в восточном фасаде колокольни, они позволили несколько сэкономить строительные материалы.
Старое кладбище ещё в начале прошлого столетия было намечено к уничтожению. В дальнейшем предполагалось на части его территории устроить площадь для торговли сеном, дровами и деревянными изделиями, что не было осуществлено. Память о нём хранили лишь вековые липы, берёзы и более молодые лиственницы, которые из-за старости помаленьку спиливали.
Долгие годы территория бывшего кладбища, где могилы постепенно сравнялись с землёй, была Митрофаниевским садиком, где в довоенное время молодёжь обустроила даже маленькую эстраду (там играл духовой оркестр, проводились народные гуляния, танцы и другие культурно-массовые мероприятия – на могилах!) и небольшой стадион с беговой дорожкой и простейшими спортивными сооружениями, на котором проходили занятия физкультурой городских учебных заведений.
Позднее часть территории бывшего кладбища «отрезали» под городской рынок, перенеся его с центральной площади города, что располагалась на улице Рокина, где сейчас возвышаются здания бывшего кинотеатра, районной администрации и культурно-досугового центра.
В 1963 году у сохранившейся колокольни, ставшей окончательно пожарной каланчой, было выстроено здание современной пожарной части.
 

В 30-х годах прошлого века местные пожарные показывали свои мастерство и ловкость,
используя для тренировок Митрофаниевскую церковь

В 80-х годах на бывшем кладбище построили поликлинику и огромную котельную, а по улице Чернышевского (бывшая Буйская) – мастерскую средней школы №3. На улице Гоголя в конце прошлого столетия ещё стояло небольшое одноэтажное здание из кирпича, в своё время выполнявшее роль мертвецкой при кладбище. Затем его снесли, так как оно не вписывалось в стиль современных построек рынка.
Вот и всё - нет ни кладбища, ни церкви при нём, всё кануло в Лету.
В конце 1999 года кировская реставрационная организация на средства спонсора провела небольшой ремонт колокольни, что помогло ей окончательно утратить прежний вид. Крыши северного и южного фронтонов ещё до этого «упрощенные» на два ската для производства кровельных работ, были наскоро покрыты оцинкованным железом. Над вновь перекрытым жестью куполом вместо обычного креста был водружён флюгер со стилизованной фигурой трубящего Архангела Михаила, который изображён с огненным мечом в руке, что, по всей вероятности, должно было символизировать Страшный Суд и последующее воскресение (тема Архангела Михаила, взвешивающего на Страшном Суде души грешников, стала традиционным мотивом иконографии Страшного Суда, а сам Михаил приобрёл роль покровителя умерших).
 

Флюгер

Довершили изменение внешнего вида колокольни-каланчи компания сотовой связи, которая несколько лет назад, используя преимущества местности, разместила на ней свои передающие устройства, и пожарная часть, пристроившая к её западной стене вышку для тренировки личного состава.
Досматривать за бывшей колокольней сейчас некому (не будем искать хозяина этого сооружения), она понемногу обрастает растительностью, кирпичи на не заделанных кое-где вверху участках стен под действием непогоды выкрашиваются из кладки. Сколько лет (а может и десятилетий, дай Бог, подольше) ещё простоит, возвышаясь над Уржумом, Митрофаниевская колокольня? Конечно, если бы найти необходимые деньги, можно было бы отремонтировать как следует не только эту каланчу, но и другие исторические здания города (например, бывшей почты, терапевтического отделения, конторы районной больницы), которые в течение последних лет стоят в запустении, периодически подвергаясь нападкам местных хулиганов.
В. ШЕИН

Источник: «КИРОВСКАЯ ИСКРА» № 34. 24 августа 2024 г.
Категория: Монастыри, церкви, часовни | Добавил: Георгич (23.08.2024)
Просмотров: 37 | Теги: церкви, Уржум, православие, история, культура | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта