ХРАМ. ИЗНАЧАЛЬНО И ТЕПЕРЬ
Казанская церковь г. Уржума. Начало XX века
Казанский образ Пресвятой Богородицы, празднование в честь которого совершается 4 ноября, особенно чтим на Вятской земле, в том числе в её уржумских пределах, первоначально относившихся к Казанской епархии.
В стародавние времена решили уржумцы на выезде из города в сторону Казани построить церковь в честь обретённой в 1579 году чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Изначально храм был деревянным, но после пожара в 1745 году горожане решили построить церковь из кирпича. То ли материал был некачественным, то ли фундамент заложили недостаточно прочный, но колокольня отклонилась от основного здания храма, образовав трещину и угрожая его целостности.
Да и сама церковь со временем стала мала для постоянно возрастающего населения южной части города и близлежащих деревень, так что храм, не простоявший и ста лет, пришлось разобрать.
Третью Казанскую церковь на прежнем месте начали строить в 1836 году. Её проект разрабатывали петербургские архитекторы А. Мельников и Д. Висконти, используя в работе «Собрание планов, фасадов и профилей для строения каменных церквей» И. Шарлеманя. Храм возводился, несколько отступя от красной линии Казанской улицы. Церковный комплекс занимал площадь примерно в полквартала. За оградой по современной улице Революционной, где в советское время построили административное и производственное здания пищекомбината, в то время был разбит сад, проложены дорожки, стояли лавочки для отдыха прихожан.
Главный престол освятили в честь Казанского образа Богородицы, боковые приделы — в честь Вознесения Господня и прп. Сергия Радонежского. Церковь была оштукатурена, внутри — росписи на сюжеты из Ветхого и Нового Заветов. С трёх сторон храм украшали колонны. Сейчас довольно сложно представить себе прежний вид здания, претерпевшего множество изменений, перестроек, особенно в последние десятилетия прошлого века. В 1852 же году сообщалось: «Покрыта холодная церковь и колокольня железом, а тёплая — тёсом; кресты и главы вызолочены золотом двойником на гульфарбу». Утварью и ризницею церковь была достаточна. При Казанском храме в разное время были выстроены одноэтажный жилой дом для священнослужителя и его семьи, металлическая ограда, различные хозяйственные постройки: хлев, амбары, сараи…
В 1922 году советская власть распорядилась изъять из церквей предметы культа из драгоценных металлов, что и произошло в Казанском храме. Как свидетельствуют документы того времени, государство оприходовало почти 55 килограммов различных ценностей. В конце 1930-х годов с колокольни были сброшены колокола, которые пошли на переплавку.
К весне 1940 года Казанская церковь оставалась единственной в Уржуме, где проводились богослужения, но и её городской Совет народных депутатов, исполняя указание из областного центра, закрыл под надуманным предлогом.
Крест с купола спилили, а в 1950-х годах вместо него поместили красный металлический флажок как символ победы нового строя. Колокольня, не подновлявшаяся многие годы, из-за опасности обрушения и за ненадобностью была снесена. Здание храма было передано пивзаводу, впоследствии преобразованному в пищекомбинат, руководство которого нисколько не заботилось о сохранении памятника архитектуры. Строение периодически приспосабливалось под нужды производства и постепенно потеряло для города историческую и культурную ценность…
Когда я учился в школе, во время летних каникул, как и другие ученики, подрабатывал на этом предприятии. В храме уже было устроено несколько этажей, заложены кирпичом большие сводчатые окна. Меня поражали толщина стен, большие подвалы. Старожилы рассказывали, что при церкви был склеп для погребения священнослужителей. В 1970-х годах один из рабочих, копая траншею с восточной стороны здания, обнаружил усыпальницу.
Говорили, что он скрылся, похитив золотые и серебряные церковные предметы, а руководство комбината приказало срочно замуровать склеп. Возможно, так оно и было, хотя проверить это сложно.
В наше же время каждый год 4 ноября православные уржумцы во главе с духовенством идут крестным ходом от Троицкого кафедрального собора к бывшему Казанскому храму, где служат молебен с надеждой, что когда-нибудь и в этой церкви, обновлённой и освящённой, снова будут возноситься молитвы к Господу и Пресвятой Богородице.
ВЛАДИМИР Шеин
Источник: ВЯТСКИЙ ЕПАРХИАЛЬНЫЙ ВЕСТНИК, № 10 (372) 2018 |