ХРАМ-ИСПОЛИН
Более четырех веков назад в Уржуме строился, возобновляясь неоднократно, главный городской храм. Первый ставили на территории деревянной крепости в XVI веке как «церковь древяну» во имя святителя Николая Чудотворца.
В XVII веке ее сменил первый каменный соборный храм во имя святой Живоначальной Троицы, вобравший в себя церковь святителя Николая Чудотворца как придельную. В 1822 году освящали второй каменный Троицкий собор, построенный вместо обветшавшего, с отдельно стоявшей колокольней.
В конце 1889 года Вятская духовная консистория в ответ на обращение именитых горожан поручила составить проект нового собора губернскому архитектору Василию Михайловичу Дружинину. Через год готовый проект направили для рассмотрения и утверждения. 15 декабря 1893 года епископ Вятский Сергий начертал на титульном листе: “Устройство храма по сему проекту дозволяется”.
Проект Троицкого собора в г. Уржуме.
Арх. В. М. Дружинин. 1890 г.
Уржумский музейно-выставочный центр
В мае 1894 года архитектор Дружинин приехал в Уржум для отвода места под строительство собора, будучи по должности на посту губернского инженера. Два лета он наблюдал за ходом работ. Но 8 октября 1899 года для освидетельствования окончания строительства в Уржум приехал уже другой инженер-архитектор - Ф.К. Яголковский. Освящение собора происходило при громадном стечении народа, в первых рядах стояли купцы-благотворители Стародубцевы, Шамовы, Стяжкины, Бушковы. Центральный придел был освящен во имя святой Живоначальной Троицы (1900 г.), северный - в честь иконы Божией Матери “Живоносный источник” (1901 г.), южный - в честь святителя Николая Чудотворца (1902 г.).
Что из себя представляет Троицкий собор?
Троицкий собор, огромный храм-исполин, выстроенный в русско-византийском стиле, уникален. Архитектору Дружинину помогал инженер Дружинин, и получилось чудо. Четыре могучих столпа посредством подпружных арок держат огромной высоты ступенчатый барабан, на который опирается купол. Над малым каменным куполом сооружен большой деревянный, почти в два раза выше первого, чтобы храм возвышался над городом. И он действительно стал градостроительной доминантой, подтягивая к себе ансамбли парадных улиц, диктуя свой стиль.
Элементы византийской архитектуры в Троицком соборе - это горизонтальное членение, великолепные карнизы, кирпичный стиль и лаконизм в деталях. Есть и нечто особенное: сочетание глиняного кирпича с опочными резными элементами, красное с белым. Сам кирпич был неровно обожжен, то темнее, то светлее, и от этого смотрелся ковровой мозаикой. Издали казалось, что стены мерцают, светятся. Четыре башни выходят отдельно угловыми звонницами, увенчанными малыми куполами, и вместе с центральным куполом образуют пятиглавие византийского характера.
Инженерный подход автора проекта виден во всем. В барабане купола проделана галерея. Для чего она? Это грамотное распределение нагрузки на массив стены. Мало того, с четырех сторон есть акустические окна, которые сообщаются с большими фасадными, создавая внутри потрясающий акустический эффект. Органично в три придела вписываются иконостасы, имеющие циркульные очертания.
Простые геометрические формы (квадрат, круг, куб, шар) - излюбленные приемы Дружинина. Внутреннее пространство храма организовано идеально. Четкая центрально-осевая композиция влечет входящего в храм в подкупольное пространство, ориентируя на главный алтарь. Море света с четырех сторон и купольного “неба” создают ощущение нереальности. Звучание с хоров в западном крыле, поддержанное акустическими раковинами, усиливает это впечатление. Даже декор в храме - не излишество...
В Архитектурном студенческом центре ВятГУ мы не раз возвращались к проекту Троицкого собора в Уржуме. На работах Дружинина студенты учились, защищали дипломы. В 2007 году мы привезли макет центральной части Уржума в дар музею.
Троицкий собор в г. Уржуме. Макет АСЦ ВятГУ
Не ожидали, что здесь нас ждет сюрприз - подлинные чертежи, выполненные Василием Михайловичем Дружининым. Конечно, сразу захотелось проверить, не ошиблись ли мы в своих проектах. Нас удивило в его чертежах качество подачи проекта, компоновка листов, чистота разрезов, виртуозность отмывки. Это был настоящий урок классической инженерно-архитектурной школы, урок Дружинина.
Источник: Безверхова Л. Б. (кандидат архитектуры, доцент, член Союза архитекторов России) Архитектурные этюды: Сборник статей / ФГБОУ высшего образования «Вятский государственный университет», факультет строительства и архитектуры, кафедра архитектуры и градостроительства. - Киров : Буквица, 2017. - 176 с. |