Уржумская Земля
прошлое и настоящее
Меню сайта
Категории раздела
Агропром, сельское хозяйство [117]
Археология [19]
Великая Отечественная война [138]
Военачальники, генералы [38]
Военная служба [17]
Военные истории [16]
Возвращение имён [27]
Генеалогия [6]
Георгиевские кавалеры [2]
Герои Советского Союза [31]
Герои Социалистического Труда [2]
Годы жизни Кировской искры [33]
Годы революции и гражданской войны [60]
Горячие точки [22]
Госслужба [46]
День в истории [0]
Депутаты Государственной Думы [5]
Дети войны [47]
Иностранцы в Уржуме [21]
Интересные люди, увлечения [70]
Исторические, заповедные и памятные места [0]
Исторические справки [46]
История, легенды народов, вера [23]
Комсомольская жизнь [6]
Краеведение и краеведы [41]
Культура и искусство [314]
Лесное хозяйство [25]
Медицина [78]
Монастыри, церкви, часовни [52]
Музеи [47]
Некрополь, некрополистика [5]
Образование [205]
Правопорядок, спецслужбы [96]
Православная страница [127]
Политика [10]
Политические лидеры [233]
Почётные граждане Уржума [43]
Почётные граждане Уржумского района [16]
Почта, марки, открытки [18]
Приют, Детские дома [4]
Промыслы, ремёсла [40]
Промышленность, производство, передовики [89]
Революционеры [20]
Реки, озёра, пруды и родники [23]
Сельские поселения [226]
Список лиц, погребенных при церкви [32]
Спорт, туризм [68]
Судьбы [219]
Топонимика, ономастика [9]
Торговля, ярмарки [12]
Транспорт, дороги [13]
Уржум в прошлом [47]
Уржум в настоящем [24]
Уржум - улицы и дома [11]
Уржумские корни [5]
Уржумский уезд [45]
Учёные, инженеры, конструктора [101]
Флора и фауна, природа [11]
Разное [0]
[0]
[0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Казанская церковь возводилась трижды
Казанская церковь возводилась трижды
 


Изначально, как и другие церкви Уржума, Казанская была деревянной, год её постройки не известен. Стояла она на старой дороге в город Казань, да и сам Уржумский уезд в то время относился к Казанской губернии. Это и стало основанием для освящения главного престола храма в честь особо почитаемой иконы Божией Матери «Казанская».
После пожара, почти полностью уничтожившего строение, православные уржумцы, взвесив финансовые возможности, решили возвести более прочную церковь, из кирпича, при этом значительно расширив её площадь.
Таковая за несколько лет была построена именно «тщанием прихожан» и по указу Казанской духовной консистории от 29 января 1745 года. Но обустройство её продолжалось ещё некоторое время: иконописцы расписывали стены и своды храма, учреждали иконостас, священнослужители приобретали необходимые для служения предметы и иконы. 22 октября 1750 года уржумским протоиереем Никитой Белогусьевым освящен придел Вознесения Господня в теплом храме.
Поскольку в холодном храме работы ещё продолжались, главный престол в честь иконы Божией Матери «Казанская», освящен им же лишь 8 июля 1760 года.
В 1771 году церковь пострадала от пожара, но убранство её благодаря помощи прихожан было восстановлено.
В середине 30-х годов XIX века о церкви иконы Божией Матери «Казанская» сообщалось, что она «некрепка, а наипаче колокольня…». Возможно, что фундамент заложили недостаточно прочный (в нижней части города близко к поверхности земли подходят грунтовые воды, да и речка Шинерка течёт недалеко), и колокольня отклонилась от здания храма к западу, образовав трещину и угрожая его целостности. Под неё даже был подведён контрфорс, но и это не спасло храм, который грозил разрушением. Поэтому весь комплекс в сентябре 1836 года пришлось разобрать. Осталась ли какая-либо его часть, не известно, а строительные материалы были использованы для возведения уже третьей церкви.
Вскоре начинается её строительство на месте старого храма. Закончено оно в 1847 году. Проект новой Казанской церкви Уржума можно назвать типовым (в Санкт-Петербурге есть несколько храмов, похожих на наш). Разрабатывали его известные столичные архитекторы А.И. Мельников и Д. Висконти II, используя в работе «Собрание планов, фасадов и профилей для строения каменных церквей» И. Шарлеманя (издание 1824 г.).
Строился новый храм, несколько отступая от красной линии Казанской улицы, куда выходил фасад. Здесь же была сооружена сторожка. Занимал храмовый комплекс площадь в полквартала вдоль улицы Берсенской (современной Революционной). За оградой, где уже в советское время выстроены административный и производственный корпуса райпищекомбината, в то время был сад, в котором росли берёзы, липы и другие деревья, были проложены дорожки, стояли лавочки для отдыха прихожан.


Мастера оштукатурили церковь внутри и снаружи. Внутри на стенах были росписи на сюжеты из Ветхого и Нового Заветов. Отапливалась тёплая часть храма, как и в некоторых других внушительных по размерам сооружениях нашего уезда, при помощи калорифера дровами. Пол покрывали плиты из опоки, более долговечные, чем из досок.
Холодная церковь и колокольня были покрыты железом, тёплая – тёсом (но в дальнейшем и её крыша стала жестяною). Главный престол храма был освящён в честь Казанского образа Божией Матери, а боковые приделы в тёплой церкви – в честь Вознесения Господня и во имя преподобного Сергия Радонежского, чудотворца.
При церкви состояли священник, дьякон и дьячок. Проживали они в наемных квартирах (дом священника при самой церкви, в её ограде, был выстроен несколько позднее). Земли при церкви не имелось.
Конечно, по красоте и богатству архитектурного дизайна Казанская церковь уступает новому Свято-Троицкому собору, но на первую половину XIX века она, по всей видимости, соответствовала запросам прихожан и собранным ими средствам.
И в наши дни этот храм остаётся одним из интереснейших памятников церковного зодчества прошлых веков. Сохранились купол и подкупольная ротонда с 16-ю колоннами, расположенными попарно между окнами. Четверик основного храма трапезной был связан с трёхъярусной колокольней. Интересны были и портики с колоннами на боковых фасадах церкви (с юга, востока и севера). К сожалению, они не уцелели.
Сейчас довольно сложно представить себе прежний вид здания, уж слишком много оно претерпело изменений и перестроек, особенно в последние десятилетия прошлого века, когда стало просто производственным помещением, переделанным для удобства нового владельца, а не памятником истории и культуры нашего города.
После постройки и последующего освящения Казанская церковь вновь приняла прихожан, живущих в южной части Уржума и находящихся в округе десятка деревень. Общее их количество приближалось к 2,5 тысячи муж. и жен. пола.
Городской приход состоял в том числе из служивых инвалидной команды и членов их семей, которым земля была выделена для застройки именно в этой части Уржума (на запад вдоль реки Шинерки) – слобода Светлицы или Инвалидная, ныне называется улицей Трудовой.
При Казанском храме был выстроен одноэтажный жилой дом для священнослужителя и его семьи. Он имел две комнаты и кухню, большие подвалы. На территории церкви находились хозяйственные постройки: хлев, амбары, сараи для дров, погреб и другие. Всё это было обнесено металлической оградой, часть основания и кирпичных столбов которой сохранились почти до наших дней. Сверху от осадков они были закрыты плитками из опоки. При строительстве новых производственных помещений пищекомбината она в основном была снесена. Впоследствии проёмы между оставшимися столбами закрыли деревянным забором, а затем и более красивым металлическим.
В приходе были школы: «при самой церкви, в деревне Богдановой в 4 вер. и в деревне Чириковой в 8 вер. Занятие прихожан – хлебопашество».
В начале ХХ века приход храма увеличился, в него входят деревни Богданово, Страбыкино, Лялькино, Русское Тимкино, Отрясы, Биляморь, Малая Ашлань, Паникла, Нижняя и Верхняя Берсениха, Верхняя и Нижняя Огневка, Шубино, Зоново, Ислентьево.
По окончании гражданской войны новая власть распорядилась изъять из церквей «предметы культа из драгоценных металлов». Что и произошло в Казанско-Богородицком храме весной 1922 года. Как свидетельствуют документы того времени, государство оприходовало почти 55 кг различных ценностей, которые в обиходе церковных служб были заменены на дешёвые.
Как и в других храмах города, при советской власти в пастве и священнослужителях произошёл раскол, прихожане Казанской церкви разделились на несколько групп, между которыми периодически, в течение нескольких лет происходили конфликты из-за помещений, предоставляемых местными властями для проведения служб.
В середине 30-х годов прошлого века с неиспользуемой колокольни сбросили медные колокола, которые впоследствии вывезли в Казань и отправили в цветной лом на переплавку.
К весне 1940 года Казанско-Богородицкая церковь оставалась единственной в Уржуме, где проводились богослужения, но и её под надуманным городским Советом народных депутатов предлогом закрыли. Местные власти исполняли указания, которые поступали из областного центра. Крест с купола холодного храма спилили (в 1948 году его уже не было), а в 50-х годах вместо него поместили красный металлический флажок. Со временем его флагшток прогнил и символ победы нового строя над старым наклонился в южную сторону. Колокольня ещё некоторое время стояла, но, не подновлявшаяся многие годы из-за отсутствия необходимых у клира средств, начала понемногу разрушаться и уже не служила украшением храма и нижней части города, а потом и вовсе была снесена за ненадобностью и в связи с опасностью обрушения. Пострадала в те годы и ограда, металлические решётки которой растащили, заменив на более скромные деревянные.
Переданный в 1940 году пивзаводу (в последующем – райпищекомбинату) бывший храм постоянно перестраивался. Что-то сносили совсем, вместо других строений сооружали более современные, подходящие для размещения там оборудования и производства продукции. Внутри тоже были сделаны множественные перегородки, а барабан холодного храма разделили этажами, заложив почти все окна. Руководство предприятия нисколько не заботило сохранение его архитектурного прошлого, и здание постепенно потеряло историческую и культурную ценность.
25 июня 1952 года Облпищепром запрашивал уполномоченного по делам Православной церкви по Кировской области т. Новикова, имеет ли он возражения против дальнейшей реконструкции здания бывшей церкви. Новиков дал такой ответ: «Ознакомившись с решением исполнительного комитета Уржумского райсовета от 2 января 1952 года №6 о передаче здания бывшей церкви в г. Уржуме с баланса Горкомхоза на баланс Райпищекомбината, сообщаю, что указанное церковное здание, занимаемое заводом в течение целого ряда лет, подверглось соответствующему оборудованию и переустройству с вложением государственных средств свыше 300 тысяч рублей, а потому на основании инструкции Совета по делам Церкви при Совете Министров СССР, с учёта церковных зданий уполномоченным Совета по делам РПЦ по Кировской области снято. Верующие г. Уржума на это здание никогда не претендовали и в настоящее время никаких претензий не заявляют».
Возможно, что именно этому ответу и следовало руководство пивзавода (райпищекомбината) в дальнейшем, учиняя всяческие переделки здания, окружая его всевозможными пристроями, которые почти полностью скрыли от нас всю прелесть архитектуры этого старинного здания.


Когда я учился в школе, во время летних каникул, как и другие ученики, подрабатывал на этом предприятии. Меня поражали толстенные стены, очень большие и холодные подвалы, куда мы ходили, как на экскурсию, и которые использовались в производственных целях.
В городе ходил слух, что в 70-х годах один из рабочих пищекомбината, которого заставили копать для каких-то целей землю с восточной стороны бывшей церкви, нашёл склеп, в нём, по всей вероятности, хоронили особо почитаемых прихожанами священнослужителей причта Казанского храма. Уржумский краевед В.Б. Карпов даже сообщал об этом в одной из своих заметок, опубликованной в «Кировской искре». По его словам, тот «археолог» обнаружил в усыпальнице золотые и серебряные церковные предметы и скрылся в неизвестном направлении, а склеп руководство комбината приказало быстренько замуровать. Директором краеведческого музея в те годы была Н.Н. Арбузова, которая попыталась выяснить: в самом деле были те находки или нет. Но дирекция завода ей вежливо пояснила, что «слухи вздорны и тут ничего не было».
Примерно в те же годы одним из рабочих предприятия под полом церковного дома, который стоит в черте церкви, было найдено несколько старинных предметов: оловянное блюдо 1912 года, кадило и несколько лампад. Очевидно, они были припрятаны священнослужителями или в 20-е годы прошлого века, когда происходило массовое изъятие из церквей ценностей, или даже позже, когда произошёл раскол в среде уржумских прихожан. В апреле 2008 года эти предметы им были возвращены церкви.
Сегодня в здании Казанской церкви и её подсобных строениях продолжает работать предприятие, выпускающее пищевую продукцию. Здания содержатся в надлежащем порядке и время от времени ремонтируются.
В. ШЕИН
На фото:
- Казанская церковь. Снимок начала ХХ в.
- ул. Казанская с Казанской церковью и с приписанной к ней Вознесенской часовней (на дальнем плане). Тротуары у каждого дома – свои. Кто богаче, выстилает их камнем-плитняком, у бедных – настил из досок. Некоторые дома этой улицы простояли более века и сейчас вполне узнаваемы. Русло речки Шинерки (слева от моста) аккуратно обшито брёвнами;
- ул. Полстоваловская (ныне Кирова) с Казанской церковью слева. Приятно радуют чистота и порядок у домов. 1900 год.

Источник: «КИРОВСКАЯ ИСКРА» № 33. 17 августа 2024 г.
Категория: Монастыри, церкви, часовни | Добавил: Георгич (23.08.2024)
Просмотров: 36 | Теги: Уржум, церковь, православие, история | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта