Уржумская Земля
прошлое и настоящее
Меню сайта
Категории раздела
Агропром, сельское хозяйство [117]
Археология [19]
Великая Отечественная война [138]
Военачальники, генералы [38]
Военная служба [17]
Военные истории [16]
Возвращение имён [27]
Генеалогия [6]
Георгиевские кавалеры [2]
Герои Советского Союза [31]
Герои Социалистического Труда [2]
Годы жизни Кировской искры [33]
Годы революции и гражданской войны [60]
Горячие точки [22]
Госслужба [45]
День в истории [0]
Депутаты Государственной Думы [5]
Дети войны [47]
Иностранцы в Уржуме [20]
Интересные люди, увлечения [70]
Исторические, заповедные и памятные места [0]
Исторические справки [46]
История, легенды народов, вера [23]
Комсомольская жизнь [6]
Краеведение и краеведы [41]
Культура и искусство [314]
Лесное хозяйство [25]
Медицина [78]
Монастыри, церкви, часовни [52]
Музеи [46]
Некрополь, некрополистика [5]
Образование [205]
Правопорядок, спецслужбы [96]
Православная страница [127]
Политика [10]
Политические лидеры [233]
Почётные граждане Уржума [43]
Почётные граждане Уржумского района [15]
Почта, марки, открытки [18]
Приют, Детские дома [4]
Промыслы, ремёсла [40]
Промышленность, производство, передовики [89]
Революционеры [20]
Реки, озёра, пруды и родники [23]
Сельские поселения [226]
Список лиц, погребенных при церкви [32]
Спорт, туризм [68]
Судьбы [218]
Топонимика, ономастика [9]
Торговля, ярмарки [12]
Транспорт, дороги [13]
Уржум в прошлом [47]
Уржум в настоящем [24]
Уржум - улицы и дома [11]
Уржумские корни [5]
Уржумский уезд [45]
Учёные, инженеры, конструктора [101]
Флора и фауна, природа [11]
Разное [0]
[0]
[0]
Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0

ЧАСОВНИ УРЖУМСКОГО УЕЗДА
ЧАСОВНИ УРЖУМСКОГО УЕЗДА
 
Если быть точным, к 1917 году на той территории Уржумского уезда, которая ныне входит в состав Уржумского и Лебяжского районов, вместе с приходами сел Кичмы и Кукнурского, насчитывалась 42 часовни – уникальных культовых сооружений старины. Больше всего их стояло на территории Уржумского района, где много старинных сел, и в меньшей степени – на территории Лебяжского района, где большинство храмов было сооружено во второй половине XIX – начале ХХ в.в. Там сразу по нескольку часовен стояло в приходах таких старинных сел как Лебяжье, Лаж, Кичма [15].
Что такое православная часовня? Это небольшая культовая постройка чаще из дерева, реже каменная, на каменном фундаменте или без, с окнами и куполом, увенчанном шпилем с крестом, обычно стоявшая в городе, деревне или на погосте.
Всего на указанной территории стояло 7 каменных часовен, остальные же 34 были деревянными. Перечислю населенные пункты, в которых стояли подобные сооружения: г. Уржум, с. Шурма, Шумская мельница, Буйский завод, с. Лебяжье, с. Байса.
Ставились часовни либо на месте каких-либо чудотворений, в честь памятного события или Православного праздника. Например, часовня при д. Немдинской Кичминского прихода была сооружена в честь иконы святого Архистратига Михаила, чудесно явившейся пред сей деревней.
Помимо чудотворений, часовни ставились глубоко набожным крестьянством по самым разным случаям. Например, часовенка при д. Буйлиной Кичминского прихода появилась по обету крестьян, давших его при избавлении деревни от пожара, а в с. Байса и д. Изиморка часовни появились при крещениях черемис, и впоследствии часовня с. Байса была перестроена в церковь, а когда там был построен каменный храм, в память прежней деревянной церкви соорудили также часовенку. Однако, что удивительно, большинство часовен строилось… из любви народа к царским величествам! Что бы ни говорила в поздние времена советская пропаганда, простой народ всегда любил и почитал своего царя-батюшку и сооружал в честь его часовни. Не потому ли в советское время эти сооружения, воплотившаяся в дереве и камне любовь народа к царю, что шло вразрез с советской агитацией, представители последней крушили с такой яростью? Например, в Вятской губернии было построено множество часовен после чудесного избавления Их Царских Величеств от гибели в 1867 и 1888 годах, в память этих событий. В Уржумском уезде были построены часовенки при д. Безводная, Малой Коныге (Кичминского прихода), с. Цепочкино и д. Блиновой (Окуневского прихода).
В 1902 г. Государь наш император Николай Александрович исцелился от тяжелой болезни, но, принимая поздравления от родных и царедворцев в парадных залах своего дворца, он, конечно, и подумать не мог, что где-то в далекой Вятской глуши, в чащобе леса, у какого-то крохотного починка местный мужик – крестьянин срубит в честь этого события часовню. Спрашивается, откуда он мог узнать об этом событии? Скорее всего, исправно посещая церковь, он узнал об этом на проповеди от местного священника и, воодушевленный сим дивным известием, решил соорудить часовню. Починок тот назывался Захаров Лажского прихода, а вот имени того замечательного мужичка история до нас, увы, не донесла.
В 1906 году Россия праздновала рождение наследника цесаревича Алексея. В селах и городах в память этого радостного события звонари не жалели колокола, ну а в лесах снова застучали крестьянские топоры. Так в тот памятный год Уржумский уезд пополнился новыми часовенками в д. Голбуевой и Чукше Кичминского прихода.
Большинство часовен, однако, были такими древними, что память человеческая просто не сохранила, когда и в честь каких событий они были построены. Некоторые, возможно, были даже ровесниками прихода русских на эти земли. Сменились поколения, деревянные часовенки перестраивались и, конечно, никто уже не мог помнить, кто их построил, когда и зачем. Пожалуй, одной из самых древних являлась часовня при с. Рождественском. Каким-то чудом память человеческая сохранила в себе дату ее постройки – 1440 год. Еще Уржума тогда не было, а она уже стояла на Уржумской земле. Известны и некоторые другие даты: при д. Костыли – 1793 год, при д. Ишалевой – 1832 год, о построении же часовен города Уржума в документе за 1915 год определение туманное – «больше 200 лет». В противоположность этим часовням, самые «новые» были сооружены в 1910 г. при д. Конаковой прихода с. Кукнурского и при д. Шои 1913 г. (Кичминского прихода).
Я уже писал о том, что приходские храмы не имели права сооружать часовни; право на это имели лишь монастыри. В исключительных случаях часовни при приходских церквях могли строиться только в пределах церковных оград. В нашей местности такие «приписные» часовни находились при церквях сел Байса и Лаж (здесь имелось две башни – часовни по углам каменной ограды [16]. Наверное, такие часовни имелись и при множестве остальных церквей, но документации о них не производилось, так же как и не производилось ее по кладбищенским часовням. Пример последнему – часовни с. Лебяжья (она была, хотя и не упоминается в документах) и с. Вотского. В «описи передачи имущества…» церкви с. Вотского за 1928 г. читаем: «часовня усыпальная в церковной ограде тесовая» [17]. По-видимому эти часовни входили в храмовые комплексы приходских церквей и заводить о них «ведомости», то бишь изводить дефицитную бумагу, не считалось полезным и нужным.
Тогда кто же был собственником этой армии часовен, если приходские храмы не имели права их строить? И тут нашу пытливую мысль надо обратить на 300 лет назад, в XVII век. В далеком 1624 году в с. Цепочкино возникает Спасо-Преображенский монастырь, который сразу становится не только политическим, экономическим и культурным центром уезда, но и главным центром по христианизации язычников и главным духовным центром. С помощью этого монастыря идет активное расселение русского населения по территории уезда, которое вокруг себя он концентрировал, основывается множество населенных пунктов, храмы и часовни. На территории Лебяжского района самые первые русскоязычные поселения возникают как раз в это время; этим же временем датируется и основания первых храмов, в Лебяжье и Лажу, вокруг которых позднее появляются часовни. Все вновь возникающие храмы, приходы, а следовательно и часовни, находились в духовном подчинении у Цепочкинского монастыря. Так, в 1681 г. в ведомости монастыря «… у Уржумского заказчика – игумена Спасо-Цепочкого монастыря Софрония было в ведении 16 церквей» [18]. Вот, кажется, и нашелся ответ, кому принадлежали часовни Уржумского уезда. После того же как 140 лет спустя монастырь ликвидировался, они могли перейти в собственность приходских церквей, в том числе и вновь возводимые как «ничейные».
Самые первые часовни возводились в нашем крае как раз в XVII веке, причем они имели алтарь, хотя храмами не считались. В 1701 году в деревне Красная Изголовь (позднее ставшей с. Красноярским) по просьбе прихожан строится деревянная часовня для чтимой местной иконы, а спустя 18 лет в основанном селе Рождественском строится деревянная холодная церковь, во имя Рождества Христова, а в 1749 – вторая, теплая деревянная церковь, но часовня не была упразднена и просуществовала более 70 лет. Она «пригодилась», когда 24 января 1775 г. в селе сгорело оба храма.
Кое-какие церковные вещи удалось, слава Богу, спасти, и их сложили в алтарном месте часовни, уже приходящей в ветхость. В марте 1775 г. прихожанам с. Рождественского была дана храмозданная грамота на построение новой деревянной церкви, а во время ее строительства разрешено требы совершать в часовне сего села, а священнослужение проводить в храме с. Лебяжья.
В том же 1775 году по просьбе прихожан, указом Консистории разрешается ветхую часовню ту поправить и превратить ее во временную церковь, а вместо деревянной церкви построить каменную. 11 января 1776 г. церковь – часовня была освящена, но прослужила не долго – 23 июня 1783 г. был освящен первый придел нового каменного храма [19]. Примерно такую же историю – от часовни до храма – прошла и часовня в с. Байсы, возведенная в 1760 году. Деревянная церковь вознеслась куполами к небесам в Байсе в 1838 году. А в Рождественском – Красноярском в приходе в последующие годы часовен не ставилось, хотя по некоторым данным две часовни стояло на углах церковной ограды, приспособленные под мертвецкую и школу [20].
В древние же времена в приходе означенного села находилась еще одна часовня, находившаяся за рекой Вяткой, к которой дважды в год шествовал крестный ход (очевидно, переправлялись на лодках). Вот что о ней сообщала «Ведомость» за 1831 год: «имеется деревянная часовня, состоящая Нолинской округи под починком Перелазом над речкой Лудяной на правом берегу близ мельницы Шварихи, выстроенная вместо ветхой. Вновь в сем 1831 году по указу Консистории от 20 октября 1830 года за № 684 во имя Нерукотворного Спасителева образа, называемого «Шумного», которому отправляются празднества каждогодно с крестным из села ходом при собрании народа дважды, а именно 16 августа и на десятой неделе после святой Пасхи в четверток.
Кумпол одной покрыт деревом, а фонарик на ней железом листовым, крест же вызолочен, кумпол выкрашен красною, а фонарик зеленою краской. Иконостас в ней поставлен из прежнего разрушенного теплого храма…» [21].
Впоследствии, при построении церкви в с. Шварихе, часовня перешла в ее приход, но этот отрывочек интересен тем, что он повествует об одной из древних часовен нашего края.
В тех местностях, где стояли часовни, существовали свои местные празднества в честь событий из Священной истории, которым они были посвящены, от одного или до нескольких раз в год, иногда с крестохождениями. Интересно, что если одни часовни имели лишь местное значение и собирали на празднество незначительное число верующих, то слава других распространялась на весь уезд и даже за его пределы, и на празднество, становившееся настоящим торжеством, приезжало, зачастую из дальних мест, огромное множество православных.
В следующей главе я хотел бы рассказать обо всех известных часовнях Уржумского уезда, с дополнительным материалом, который мне удалось найти.
 
Литература.
15. Здесь и далее использованы данные из «Ведомостей о часовнях» Уржумского уезда, ГАКО ф. 237 оп. 70 д. 1535 (1915 год).
16. Анна Мошкина «Своя судьба, своя история…» Газета «Знамя Октября» № 100 за 19 августа 2004 г. 17. ГАКО ф. Р-2478 оп. 1 д. 2 лл 13-14.
18. Рукопись «Очерки истории Уржумского уезда» В. А. Ветлужских, с. 73-89. г. Уржум, 1998 г.
19. ГАКО ф. 237 оп. 82 д. 1242.
20. «Клировая ведомость» о церкви с. Красноярского, ГАКО ф. 237 оп. 70 д. 1519.
21. ГАКО ф. 237 оп 70. д 1370, л 169.
 
Источник: 
1. «Узрим свет…» - Православный краеведческий альманах по истории Лебяжского и Уржумского районов Кировской области. Выпуск №1. Частное (некоммерческое) издание краеведа – любителя Казакова Дмитрия Николаевича. 2005 г. 


Источник: http://buiskoe.ucoz.ru
Категория: Монастыри, церкви, часовни | Добавил: Георгич (22.10.2015)
Просмотров: 991 | Теги: Казаков, Часовни | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта