Церкви села Цепочкинского Уржумского уезда
Из отчёта об археологической экскурсии по Вятской губернии с 23 мая по 16 июня 1916 года члена Вятской Учёной Архивной Комиссии протоиерея Ивана (Иоанна) Михайловича Осокина.
И. М. Осокин. 1880-е годы
(фото из книги “Герценка: Вятские записки: [научно-популярный альманах]. Вып. 13”)
Церковно-археологическая экскурсия в 1916 году предпринята была мною по городам и селам, лежащим но течению Вятки и Камы, с целью отыскания письменных исторических памятников в крае, и в частности для ознакомления с архивами бывших духовных Правлений (Кукарка, Нолинск, Уржум, Малмыж, Елабуга и Сарапул), и бывших монастырей— Покровского и Успенского в Кукарке, Цепочкинского и Елабужского Спасскаго на Чертовом городище; для ознакомления с церковно-архитектурными памятниками, древними иконами и церковной утварью, а также для посещения исторических музеев. Поездка продолжалась с 23 мая по 16 июня. ГІосещены были: Кукарка, Нолинск, села: Петровское, Рождественское, Цепочкинское Уржумскаго уезда, г. Уржум, Казань (проездом), Елабуга., Сарапул и Пермь (проездом).
В селе Цепочкином, бывшем Чопотском монастыре, основанном в 1622 году среди инородцев— черемис, несомненно должны были существовать древние подлинные документы, касающиеся монастыря в самом начале его возникновения, и они действительно были еще в 90-х годах прошлого столетия. Бывший настоятель сего села, теперь умерший, о. А. Лесников в своей обстоятельной и весьма ценной летописи о церкви, дословно приводит несколько подлинных грамот; но теперь, не смотря на тщательные розыски мои и настоятеля, они не были найдены.
В общем, грамоты эти сходны с напечатанными грамотами Цепочкинского монастыря («Тр. » Ком. 1913 г., вып. III—IV), но имеют и свои некоторые частности. Если летопись о. Лесникова будет напечатана, чего она вполне заслуживает, то документы эти могут быть прекрасным и очень ценным дополнением к напечатанным. Есть несколько документов, касающихся Цепочкинского монастыря, в делах (переплетённых в томы) церквей сел Петровского и Рождественского.
Об архивах бывших Духовных Правлений по возвращении мною доложено было преосвященному Никандру с объяснением, что из Нолинска в значительной степени он уже привезен, а относительно Сарапульского и Елабужского просил дать указания, как угодно будет поступить с ними.
Вятская Духовная Консистория указом на имя городского благочинного г. Вятки от 14 июля с. г. объявила мне, это «Епархиальным Начальством разрешено доставить в Консисторию для помещения в архиве её привезенную часть архива Нолинского Духовного Правления (до 52 пуд.), а также и имеющую быть привезённой (до 15 пуд.), и архив Правлений Духовных Сарапульского и Елабужского, как весьма ценный для истории Вятскаго края и церквей сих уездов».
Из церквей, посещённых мною, обращают на себя внимание в историко-археологическом отношении следующие:
Село Цепочкинское 1) Первый храм был заложен и освящен старцем Нифонтом в 1624 году деревянный, который в 1636 году сгорел со всем имуществом и документами. Настоящий каменный двухэтажный заложен в 1700 году: нижний храм освящён в 1711 году, а верхний в 1718 году митрополитом Казанским Тихоном. Это третий по счету храм со дня основания монастыря. В нижнем храме довольно много отдельных помещений, ныне соединенных с храмом посредством арок, которые в прежнее время были кельями монашескими и кладовыми. При более внимательном рассматривании можно нарисовать картину прежнего помещения. Верхний храм, кажется, остается без перемен. Один из древних иконостасов нижнего храма находится теперь или в деревянной часовне на кладбище, или в часовне Шумской Рождественского прихода.
Колокольня построена в конце XVIII столетия, после упразднения монастыря, из игуменского дома и бывшей при монастыре башни и находится в одной связи с церковью.
В церкви есть старинного письма иконы:
1) Владимирской Б. Матери с надписью: «Сій святой образъ пріискреннимъ своимъ усердіемъ отъ келейнаго своего пріиждивенія построилъ въ милости Божіей великій господинъ преосвященнѣйшій Тпхонъ митрополитъ Казанскій и Свіяжскій въ обитель Боголѣпнаго Спасова Преображенія, зовомый Чопочкинъ, что близь города Уржума въ лѣто отъ міробытія въ 7127, а отъ Рождества во плоти Христа Бога въ 1718 генваря въ день Того же лѣта его архіерействомъ и храмь сей освятися». Над иконой написаны тропарь и кондат сему явлению.
2) Смоленской Б. Матери. Эта икона написана изографом, крестьянином деревни Мальковой, прихода села Цепочкинского. Надпись на ней: «При временнымъ сіимъ житіи своимъ усердіемъ желаніемъ и стараніемъ священниками Григоріемъ Ильинымъ Ермолинымъ и Андреемъ Іоанновымъ Нехорошевскимъ устроили сей святой образъ съ киотомъ. Начася писать сей святый образъ мца Маія 11; совершися же мца іюля 30 день. Писалъ сей святый образъ цепочкина монастыря изографъ Козьма Алексѣевъ Шелковь (?). Лѣто отъ сотворения міра 7313, а отъ рождества же по плоти Бога слова 1805 года».
3) Икона—очень чтимая— св. Гурия, Варсонофия и Германа казанских с частицами их мощей, в серебреной ризе пожертвованной в 1818 году судьей П. А. Масловым.
Остались от монастыря сосуды: потир, дискос, лжица и звездица серебряные с украшениями и изображениями резными. На потире между прочим — надпись: «Сій потиръ в домъ Божій в уржумско Чепоцкой монастырь москвитинъ Михалъ Івановъ снъ Хомусовскій при игуменѣ Ефремѣ Богородицкомъ вѣсомъ лу (88?) золотниковъ си года».
Кроме сосудов, оставшихся от монастыря, в храме есть еще старинные кресты напрестольные. Первый крестъ, который в настоящее время находится на престоле, — осьмиконечный, серебряный, позлащенный, чеканный с частями животворящего древа и святых мощей. На конце нижней стороны следующая надпись: «Миротворенія 7112 году отъ рождества Христа Бога Слова 1703 построися сій крестъ Господень по Благословенію великаго господина преосвященнѣйшаго Тихона митрополита Казанскаго и Свіяжскаго во градъ Уржумъ въ спасскій Чопоцкій монастырь подаяніемъ благочестивыхъ христіанъ при игуменѣ Софрониі».
В верхнем алтаре висит крест деревянный, в аршин величины. На верхней перекладине буквы. I. Н. Ц. I.; на оконечностях средней перекладины Іс. Хс; на нижней ни — ка. Изображения распятия нет, а вместо него надпись: «Оcвятися жертвеyникъ въ храмѣ Преображенія Господа и Спаса нашего Іисуса Христа при державѣ Благочестивѣйшаго государя нашего и великаго князя Петра Адексѣевича всея Великія и Малыя и Бѣлыя Роcсіи самодержца и при сынѣхъ его благородныхъ государѣхъ нашихъ царевичей и великихъ князей Алексіѣ Петровичѣ и Петрѣ Петровичѣ и благородномъ князѣ Петрѣ Петровичѣ — между патріаршествомъ великимъ господиномъ нашимъ Преосвященнѣйшимъ Тихономъ Митрополитомъ Казанскимъ и Свіяжскимъ —отъ рождества же Бога Слова по плоти 1718 іаннуарія въ 19 день».
Из древних богослужебных книг находятся в церкви Евангелия.
Первое Евангелие, употребляемое при богослужениях, с серебряной верхней доской позолоченной, а нижняя — медная с таковым же переплётом издание 1694 г.; весу серебра в крышке 60 золотников. Надпись на первых листах Евангелия (от Матвея) весьма неразборчива: «7210 году, а отъ рождества Христа Бога нашего 1702 году Ѳеодоръ Павловичъ Кодратовъ отдалъ въ Преображенской Спасской въ Чепоцкой монастырь, что въ Уржумскомъ уѣздѣ въ поминовеніе родителей своихъ доброхотнымъ своимъ намѣреніемъ понеже: доброхотнаго дателя любитъ Богъ, а онъ Ѳедоръ Павловичъ услыша отъ игумена Софронія сея обители въ вышеписанномъ 1702 году въ маѣ мцѣ. Прилучилося ему игумену Софронію быти у него Ѳеодора Павловича на дворъ и о скудости въ монастырѣ напрестольномъ евангеліи сказа; а онъ Федоръ Павловичъ немедленно изнесе отъ сокровищъ своихъ даде ему игумену Софронію сію святую книгу и за сіе подаяніе достигши воротъ обители зовомой Чепочкино настоятели со священники и братіей о немъ Феодорѣ Павловичѣ молити Бога и родители его помина, — а буде онь Ѳеодоръ въ Чепочкинъ монастырь похощеть пострищися и сея обители игумену съ братіею ево Ѳеодора постричь». Надпись эта, интересная по содержанию, находится на нижних краях листов окруженная разными украшениями (по воле автора) и занимает собой значительное число листов.
Второе Евангелие издание 1662 г. древнейшее из Евангелий с серебряными клеймами; в середине доски (верхней) и на углах надписи.
В храме находится древнее кадило, серебряное, массивное. Оно приложено в церкви тем же Москвитиным Колусовским, который пожертвовал в монастырь серебряные сосуды. Надпись на краях нижней части кадила: «СИ году построено сіе кадило въ домъ Божій в уржумско Чепочко монастырь москвитинъ Михайло Івановъ сынъ Колусовскій при игуменѣ Ефремѣ Богородицкомъ». Весу в нем вместе с цепями 1403 золотника в 1882 году оно вызолочено.
В архиве церкви хранится посох игуменский, простой работы, деревянный с железным наконечником; рукоять его простая, полудугой; весь он резной — винтообразный. Он в настоящее время постоянно висит в верхнем алтаре, в просвете нижнего окна. На нем нет никакой надписи и украшений.
От монастыря осталась одна фелонь синего цвета.
В приходе церкви села Цепочкина есть часовня. Она устроена близ самой церкви под горой против алтаря на правом берегу реки Вятки на ключе, именуемом «Спасовым». Часовня была деревянная; в 1890 году устроена каменная, а деревянная перенесена на кладбище. Часовня устроена в честь святителей Казанских Гурия, Варсонофия и Германа, икона коих с частями мощей их находится в храме, уважаемая прихожанами и приходящими богомольцами. С ней в день 4-го октября бывает крестный ход в часовню, где после общего молебствия служат молебны и панихиды. В часовню проведен ключ, где богомольцы почерпают воду и употребляющие с верою получают по нужде благодатную помощь.
От монастыря остался синодик; в нем записаны имена усопших для поминовения. Синодик озаглавлен так: «Синодикъ города Уржума, Спасскаго Чепоцкаго монастыря, писанъ на Москвѣ, лѣта 7196 года, іюля въ 19 день при игуменѣ Макаріи». Эта надпись на первой странице украшена разными цветными орнаментами, написана красными чернилами.
Синодик разделён на две части, неровные; в первой части записаны имена усопших:
а) преосвященных митрополитов Казанских до 9-ти и имен; последним записан Тихон (вероятно святивший церковь);
б) архиепископов Казанских первым из них записан Герман, их 9-ть тоже;
в) царей Московских и всея России от Иоанна IV до Петра;
г) цариц, кончая Екатериной;
д) царевичей;
е) царевен;
ж) царей Казанских: Симеона, Петра, Александра;
з) исповедников Казанских: «Иоанна, Стефана, Петра и прочих побиенных в Казани, и в казанских пределах в различная времена преставшихся»;
и) род святителей: Гурия и Варсонофия Казанских Чудотворцев;
і) род стольника Феодора Ивановича Поливанова;
к) род стольника Иоанна Васильевича Кожина;
л) род Феодора Кириловича Норматского;
м) род вкладчика Москвитина Михаила Ивановича Колусовского и еще пять родов не многоименных.
После сего следует послесловие, в котором выражается мысль о пользе и необходимости поминовенья усопших, особенно на бескровной жертве. Это первая часть.
Во второй части, довольно объемистой, заглавие такое: «Помяни, Господи, души усопшихъ рабъ твоихъ, и рабынь, въ прежних вѣка сего родившихся и богоугодно пожившихъ, и вь благочестіи умершихъ отъ Адама и до сего дне. Всѣхъ преставльшихся». Далее идут имена царей и князей от Василия до Василия же (Шуйского); далее имена патриархов вселенских; патриархов Московских всех от Иова, до Адриана. Потом идут роды частных лиц; есть общий род братий монастыря, а также отдельно игуменов. В этой части записано значительное число родов, например, 56 родов до 1670 года, 62 рода 1691 года, 39 родов до 1700 года; в 1677 году записан род Вятскаго Успенского монастыря архимандрита Александра; Цепочкинского монастыря игумена Ефрема в 1662 году (можно прочитать «1700 году»). В этот же период времени записаны роды игуменов сего монастыря Михаила, Александра, Софрония (между 1700—1753 г.); роды: иереев, монахов, воевод, подьячих, разных городов жителей; 245 родов от 1700 года до 1753 года; 25 родов до 1757 года; 16 родов до 1770 года, когда уже монастырь был обращён в приходскую церковь и 29 родов до 1812 года, где синодик кончается. Все роды, записанные в синодик для поминовения, оплачивались вкладами; вклады по большей части были незначительны, давали или деньгами, или натурой, например, скотом, хлебом; или предметами из церковной утвари, или ризы на иконы, или сосуды; облачения, богослужебные книги и прочее.
К монастырям принадлежали многие ближайшие деревни, починки и селения. Деревни с довольно значительным числом людей платили известный сбор в монастырскую казну сначала в Цепочкинский монастырь, а впоследствии в Вятский Успенский Трифонов монастырь (с 1690 годов). Существует предание, что основатель села Петровского (церкви) монах Цепочкинского монастыря Петр новокрещеный черемисин. Он имел там жалованные правительством земли и просил дозволения построить церковь в честь Петра и Павла. Не он ли быль — монах Пимен, — который жаловался на Уржумского воеводу Силу Зеленого зато, что последний неправильно отнял принадлежащую ему по дару царя Бориса Годунова около этого места, — землю, замечает составитель летописи о. Лесников.
Список игуменов Цепочкинского Спасо-Преображенского монастыря с его основания (1624 г.) до конца (1764 г.) по церковным документам (копий с грамот, межевых и писцовых книг, синодику и церковной утвари: сосудов и евангелий) в приблизительно хронологическом порядке:
1) Нифонт с 1624 года.
2) Тихон около 1657 года.
3) Авраамий около 1670-х годов.
4) Макарий, между 1680 и 1690 годами, при нем писан синодик «на Москве лѣта 7196 году іюнія въ 14 день». При нем же было тяжебное дело из-за угодий с архимандритом Александром, игуменом Вятского Трифонова монастыря.
5) Ефрем до 1701 года, постриженик Свияжского Богородицкого монастыря.
6) Софроний с 1702 года.
7) Александр с 1712 года.
8) Михаил
(Сведения о Цепочкинской церкви извлечены из очень обстоятельной церковно-приходской летописи церкви, составленной свящ. Арс. Лесниковым в 1890 г.).
Никон, игумен— 1756 г.
Логин, игумен — 1729 г.
Дорофей, игумен — 1757 г.
(Указы Каз. Дух. Конс. напечатанные въ «Тр. Вятск. Учен. Арх. Ком. 1907 г., вып. IV, стр. 16,47; 1908 г., вып. I, стр. 22—25, 26—28)
1) Матеріалы:
1) Уржумскій посадъ 1646 года по Переписной книгѣ, „Тр." В. У. А. К. 1906 1., вып. III-ІѴ, стр. 34;
2) Грамоты и акты Уржумскаго Спасскаго Цѣпочкинскаго монастыря 1645—1694 г. „Тр." В. У. А. К. 1913 г., вып. III—IV;
3) Изв. Иcт. Арх. Ком. вып. 48, стр. 105;
4) Вят. Еп. Вѣд. 1873 г., № 16;
P.S. Лесников Арсений Георгиевич, священник, родился в с. Бобино в семье псаломщика 27 февраля 1860 г. Рукоположен в сан священника на вакансии псаломщика к Казанско-Богородицкой церкви г. Уржума 12 декабря 1882 г., перемещен в с. Цепочкино 25 мая 1884 г., в котором служил примерно до 1910 г. Написал историю Цепочкинской церкви.
Источник: Труды Вятской ученой архивной комиссии 1917 год, Вятка, 1917, вып. I-II-й, с. 35, 41-42, 54-60. |