Церковь в Решетниках
Решетники – ныне несуществующее село в Уржумском районе. С карты области оно исчезло в 1970-х годах. Начало селу дал храм, ему оно было обязано своим существованием. С закрытием же церкви и село вскоре ушло в небытие…
Как поселение Решетники упоминаются в переписной книге за 1747 год. Это одно из первых упоминаний о селе, тогда ещё просто починке в составе Ройской волости, в котором проживал 41 человек государственных крестьян. Поселение стояло на просёлочной дороге в 3-х верстах от тракта. До 1861 года жители Решетников являлись прихожанами храма села Аджим, до которого
было 12 вёрст. До другого ближайшего села – Рожки – 15 вёрст. Большая удалённость от церквей, очевидно, и стала причиной постройки в Решетниках своего храма.
В 1861 году тщанием местных жителей и усердием священника с. Дерюшево Малмыжского уезда Алексия Тамаевского в Решетниках была построена деревянная церковь в честь Пресвятой Троицы, первым настоятелем которой стал отец Алексий.
В документах за 1865 год о храме сообщалось: «Церковь зданием деревянная с таковою же колокольнею, покрыта и обшита тёсом и обнесена решетчатой оградой». При храме имелась вся необходимая богослужебная утварь, заведены метрические книги и исповедные росписи. Построили и деревянный дом для причта из одного священника и двух причетников. В 1870 году при храме была введена диаконская вакансия.
В последующие годы церковь достраивалась и благоукрашалась. Этому способствовало учреждение 8 января 1870 года церковно-приходского попечительства.
В «клировой ведомости» Троицкой церкви за 1880 год сообщалось, что церковь обладает только усадебной землёй, а сенокосной и пахотной при ней не имелось. К началу XX столетия для причта была намежевана сенокосная земля, подаренная прихожанами. В 1905 году по данным Вятского Статкомитета церковь обладала уже и пахотной землёй.
Примерно с 1868 по 1875 год в селе действовала церковно-приходская школа, размещавшаяся в доме священника. Обучение в ней вели служители церкви, например, диакон Иоанн Чернышёв, преподававший Закон Божий и в земской школе. В октябре 1883 года в Решетниках открылась новая церковно-приходская школа, проработавшая до конца 1917 года. Размещалась она в доме,
построенном церковным попечительством. Известно, что в 1890 году в Решетниковской церковно-приходской школе обучалось 47 детей, в 1910 году – 106 ребят. Кроме того, в селе с 1875 года действовала земская школа.
Жители Решетников занимались в основном земледелием, а в зимнее время – выработкою леса, который затем сплавляли по рекам Вятке и Каме. В 1873 году по сведениям Вятского Статкомитета в селе не было ни одного каменного дома. На ярмарки решетниковцы обычно ездили в соседние сёла, например, в Шурму.
Решетниковский приход посещали и вятские архипастыри. Достоверно известно, что один из таких визитов имел место 11 августа 1904 года: владыка Никон, осматривая епархию, останавливался в селе. А 9 июня 1913 года в Решетниках отслужил Божественную литургию Преосвященный Филарет.
Несмотря на свою удалённость от крупных городов, затерянный в вятской глубинке Решетниковский приход никогда не оставался в стороне от крупных событий в жизни страны. К примеру, в годы Русско-Японской и Германской войн священнослужители Троицкой церкви собирали среди жителей села пожертвования на нужды действующей армии и раненых солдат.
В феврале 1916 года на сооружение в Вятке храма-памятника в честь павших воинов от первого благочиния Уржумского уезда, в который входило и село Решетники, поступило 387 рублей.
К 1915 году, как сообщают «клировые ведомости», церковь обветшала. Поэтому незадолго до 1917 года было решено возвести в селе добротный каменный храм. Возможно, уже было получено и разрешение из Вятки, так как для будущего строительства было заготовлено 100 тысяч штук кирпича. Но из-за революционных событий строительство так и не началось, а кирпич аккуратно хранился возле старенькой деревянной церкви, пока не был изъят представителями новой власти.
Троицкая церковь, в которой по описи 1924 года было 7 колоколов (из них самый большой весил 51 пуд 10 фунтов), 2 паникадила и 71 икона, вступала в новый период своей истории. Но просуществовать ей суждено было недолго. Затем опустело и село…
ДМИТРИЙ Казаков, п. Лебяжье.
Источник: Вятский епархиальный вестник, № 5 (271), 2010 |