Уржумская Земля
прошлое и настоящее
Меню сайта
Категории раздела
Агропром, сельское хозяйство [117]
Археология [19]
Великая Отечественная война [135]
Военачальники, генералы [38]
Военная служба [16]
Военные истории [16]
Возвращение имён [27]
Генеалогия [6]
Георгиевские кавалеры [1]
Герои Советского Союза [31]
Герои Социалистического Труда [2]
Годы жизни Кировской искры [32]
Годы революции и гражданской войны [60]
Горячие точки [22]
Госслужба [42]
День в истории [0]
Депутаты Государственной Думы [5]
Дети войны [44]
Иностранцы в Уржуме [20]
Интересные люди, увлечения [70]
Исторические, заповедные и памятные места [0]
Исторические справки [46]
История, легенды народов, вера [22]
Комсомольская жизнь [6]
Краеведение и краеведы [40]
Культура и искусство [308]
Лесное хозяйство [25]
Медицина [77]
Монастыри, церкви, часовни [46]
Музеи [41]
Некрополь, некрополистика [5]
Образование [195]
Правопорядок, спецслужбы [90]
Православная страница [127]
Политика [10]
Политические лидеры [232]
Почётные граждане Уржума [38]
Почётные граждане Уржумского района [13]
Почта, марки, открытки [18]
Приют, Детские дома [4]
Промыслы, ремёсла [40]
Промышленность, производство, передовики [87]
Революционеры [20]
Реки, озёра, пруды и родники [23]
Сельские поселения [225]
Список лиц, погребенных при церкви [32]
Спорт, туризм [64]
Судьбы [215]
Топонимика, ономастика [9]
Торговля, ярмарки [10]
Транспорт, дороги [13]
Уржум в прошлом [42]
Уржум в настоящем [23]
Уржум - улицы и дома [11]
Уржумские корни [5]
Уржумский уезд [45]
Учёные, инженеры, конструктора [101]
Флора и фауна, природа [11]
Разное [0]
[0]
[0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Церковь Святителя Митрофана, епископа Воронежского, в Уржуме
Церковь Святителя Митрофана, епископа Воронежского, в Уржуме

Обиходное название: Митрофановская, Митрофаниевская церковь.
 

Митрофан Воронежский (икона XIX века), чудотворец

В 1843-1846 годах в Уржуме была выстроена небольшая кирпичная кладбищенская церковь в русско-византийском стиле – Митрофаниевская. По названию этой церкви получила имя и улица Митрофаниевская, ныне улица Ёлкина.
 

Фрагмент карты г. Уржума с расположением колокольни Митрофаниевской церкви

Интересна история строительства Митрофаниевской церкви. Согласно легенде инициатором строительства церкви на кладбище был местный священник протоиерей отец Иаков Короваев. Однажды, закончив поминовение на кладбище, он возвращался домой и на одной из могил нашел серебряную монету в 50 копеек. Эта находка и подала ему мысль основать на кладбище каменную церковь на капитал, который мог бы сформироваться из добровольных пожертвований уржумцев. Началом же этого капитала должна была послужить монета, найденная отцом Иаковом Короваевым.

В 1843 году, строили кладбищенскую Митрофановскую церковь на добровольные пожертвования, Л. Д. Матвеев, в эти же годы строивший дом на Воскресенской улице (ныне Советская, 38), пожертвовал 100 тыс. штук кирпича. За эту полезную деятельность Лазарь Денисович получил звание Почетного гражданина (упоминает В. М. Шестаков. Описание Уржумского уезда. 1865 г.). К северу от церкви, метрах в 150, окруженный липами, был склеп Матвеевых, где были похоронены члены этой большой семьи.


Многие горожане «граждане и чиновники» также сделали денежные пожертвования и помогли материалами. Мещане Уржума, собравшись на сход, решили, «…чтобы каждый «венец» доставил кубическую сажень гипса и извести». Гипс планировали пережигать прямо на городской площади. Благословение на постройку церкви дал Преосвященный Неофит, епископ Вятский.
Первоначальный проект этой церкви, представленный Вятской Епархией на утверждение в Санкт-Петербург, был отклонен как «…неблаговидный» и снова был разработан в 1842 году комиссией департамента проектов и смет и предложен к строительству.

На плане 1842 года есть подписи архитекторов Висконти и Дуско, то есть церковь была одной из последних построек в стиле классицизма в городе.

Начатая постройкою в 1843 году, церковь была выстроена в 1846 году. Освещение единственного престола в честь Свят. и Чудотворца Митрофания было совершено 23 октября 1846 года. Церковь эта стояла на высоком месте, колокольня ее вначале была деревянной и стояла отдельно.

Митрофаниевская церковь до 1913 года

Из клировой ведомости за 1903 год: «Зданием каменная, покрыта железом, выкрашена медянкою на масле, начинает ветшать, потому что не имеет средств для производства поправки». О том, что церковь ветшает, отмечалось с 1880 года, и только в 1911 году была ремонтирована.

В 1912-1913 годах при церкви, с западной ее стороны, была пристроена каменная колокольня, которая была соединена с церковью трапезной. Расширенное новое здание с большими окнами, было очень светлым и нарядным изнутри. В краеведческом музее есть сведения (не подтвержденные документами) о том, что автором проекта колокольни был Ф. Л. Ларионов.

В фондах Уржумского краеведческого музея хранится документ, направленный из канцелярии попечителя Казанского учебного округа на имя директора реального училища. Датирован он 24 февраля 1912 года. Из него следует, что учитель этого учебного заведения коллежский асессор Ф.Л. Ларионов награждён орденом Св. Станислава 3-й степени. Там же имеется ходатайство от 1915 года на преподавателя реального училища уже надворного советника Ф. Л. Ларионова о награждении его орденом Св. Анны тоже 3-й степени.

Местные краеведы считают, что Ф.Л. Ларионов был награждён за проект Митрофаниевской колокольни. Однако, в списке награждённых «Кавалеры ордена Святого Станислава 3 степени» Ф.Л. Ларионов не значится.

Ходатайство от 1915 года о награждении Ф.Л. Ларионова орденом Св. Анны 3-й степени заслуживает внимания, т. к. право на получение третьей степени ордена Св. Анны, исключая лиц бывшего податного состояния, приобретают:
- Кто представит проект, приведение которого в исполнение умножит, без отягощения народного, значительным образом государственные доходы, или послужит к видимому улучшению какой-либо части государственного хозяйства.
- Кто собственным иждивением, или склонением к тому других, соорудит церковь там, где по местным обстоятельствам настояла в оной особенная надобность.

С 1907 года Фёдор Логинович вёл чистописание и рисование в Уржумском реальном училище.  Имевшиеся помещения не удовлетворяли требованиям для размещения училища, поэтому земство начинает строительство в Уржуме нового здания. Как техник-строитель, Ф.Л. Ларионов принимает в этом непосредственное участие. Окончена стройка в 1912 году.

 

Колокольня Митрофаниевской церкви после 50-х годов

Е.Л. Скопин, архитектор-реставратор, дал такую техническую характеристику колокольне Митрофаниевской церкви: «Колокольня построена в 1913 году. Она представляет собой оригинальное многоярусное сооружение, завершенное крупной главой с расположенной под ней смотровой площадкой, опоясывающей шею столпа. Над уширенным основанием колокольни прежде возвышались две симметричные главки с крестами, ныне утраченные».

Побывавший в мае-июне 1916 года в городе Уржуме с археографической экспедицией вятский протоиерей Иоанн Осокин отметил, что церковь была оборудована внутри хорами, имела балконы снаружи.

 

Митрофаниевская церковь после 1913 года
 
Из древностей в то время в Митрофаниевской церкви имелся семиконечный деревянный крест.
Утварью церковь была достаточна. Опись имущества велась с 1846 года, скрепленная священником Нолинского духовного правления Михаилом Зубаревым.
Особые достопримечательности: чаша, дискос, лжица, звездица, 2 тарелочки, ковчежец, ручка, ручка финика, 15 угольников у Евангелий – из серебра весом 5 ф. 40 золотников.

Служили в церкви священники Троицкого собора, собственного причта при Митрофаниевской церкви не было. Служба велась в храмовый праздник, в определенные для поминовения дни, а также нередко по просьбам граждан.

Назначение выстроенной в 1913 году колокольни было еще и функциональным. Она должна была служить одновременно и пожарной каланчей располагавшейся через дорогу пожарной команды.

 
 
Пожарная часть напротив Митрофаниевской церкви (в настоящее время краеведческий музей)

Надо сказать, что место для пожарной каланчи было выбрано удачно, самое возвышенное в городе.

Любая пожарная каланча имела завершение в виде высокой металлической мачты, на конце которой находилась штанга-перекладина со скруглёнными, приподнятыми ветвями. На эту штангу по тросикам, спускавшимися до смотровой площадки, поднимали сигнальные оповещательные знаки - красные вымпелы и шары, цвет которых зависел от времени года. Вымпелы выбрасывали при пожарах. В зависимости от категории возгорания их количество доходило до трёх. Шары показывали температуру воздуха: красные - летом, а черные - зимой.

23 февраля 1922 года вышел в свет декрет ВЦИК об изъятии церковных ценностей. Тяжелым был год 1922-й: гражданская война ввергла страну в хаос, неурожай принес голодную смерть тысячам россиян.

Именно народу, в лице местных Советов, и было «предложено» Постановлением ВЦИК изъять из церковных имуществ «… все драгоценные предметы из золота, серебра и камней, изъятие коих не может существенно затронуть самого культа, и передать в органы Народного Комиссариата финансов со специальным назначением в фонд Центральной Комиссии помощи голодающим».

По всей стране были созданы комиссии по изъятию церковных ценностей. Заработала такая комиссия и в Уржуме.

Изъятие церковных ценностей произошло 18 марта 1922 года. 25 ноября 1924 года Митрофаниевская церковь была проверена специальной комиссией, которая в акте проверки записала: «Текущие ремонты храма производятся не совсем аккуратно: так нет некоторых стекол в окнах колокольни, в одном окне нет даже оконной рамы, отчего зимой будет наноситься снег и портится помещение. Движимое имущество, содержащееся в кладовой находится в полном беспорядке, так, что сильно затрудняло работу данной комиссии». Тут же указывалось, что 2 ризы, подризник и 2 креста медных были погребены с двумя умершими священниками.

К чему привело изъятие ценностей? В храмах остались лишенные риз иконы и растерянные священники.

Из описания церкви за 1927 год: «церковь каменная, одноэтажная с каменной колокольней на сплошном каменном фундаменте, крытая железом с обыкновенной отделкой штукатуркой с наружной и внутренней стороны. Оценка 26814 рубля.
Церковный склеп – здание одноэтажное, кирпичное, крытое железом, без отделки, отбеленное
с наружной стороны.
Лабаз тесовый».      

После перехода Троицкого собора г. Уржума в руки обновленцев, часть прихожан, оставшихся верными Патриаршей церкви, создали новый приход в Митрофаниевской церкви, который духовно подчинялся Временному Вятскому Епархиальному совету приходов Патриаршей церкви. В протоколе приходского собрания 29 января 1927 года сообщалось, - «что же касается подразделения приходов на соборный и Митрофаниевский приходы, такого в приходах не замечается».

16 марта 1930 года граждане, в лице 36 человек, принадлежащих к Патриаршей Православной Сергиевской ориентации, вновь подали заявление о регистрации Митрофаниевской общины верующих, в котором указывали, что район ее деятельности будет распространяться на город Уржум и 20 селений. Отделившись от Троицкого собора, приход Митрофаниевской церкви стал просить в свою собственность у Горсовета и соборные часовни, но в этом ему было отказано.

Первым священником, вновь организованной общины, видимо, стал священник Троицкого собора Неофит Анцыгин, который был удален от прихода по решению прихожан на приходских собраниях 19 августа и 12 октября 1927 года. Вместо него было решено пригласить на священническую вакансию диакона с. Ильинского Яранского уезда Виктора Устюгова, «а присланным преосв. Виктором священника  А. Бородина считать незаконным, как присланного нам по ложному заявлению». На том же собрании были решены вопросы о капитальном ремонте церкви («по своим средствам») и о содержании хора – в 25 рублей.

В 1930-е годы, после того как началось постепенное закрытие храмов города, здание Митрофаниевской церкви оспаривали различные общины города (обновленцы, руфиновцы, сергиевцы), но она до своего закрытия так и осталась самостоятельным приходом.

8 декабря 1936 года Президиум Кировского краевого исполнительного комитета вынес постановление за  № 2228 о закрытии Митрофаниевской церкви города Уржума.

23 июня 1937 года это постановление утвердило бюро ВЦИК с тем, чтобы здание церкви было передано под детскую техническую станцию. Интересно, что когда в начале 1938 года детская техническая станция попросила Горсовет об отпуске средств «на ремонт и оборудование здания бывшей Митрофаниевской церкви», ей в этом было отказано.

Как и все другие храмы Уржумского района, Митрофаниевская церковь была закрыта обманом. В своем заявлении в Облисполком ее прихожане 1 марта 1939 года, прося возвращения храма, сообщали: «В городе Уржуме Кировской области в декабре месяце 1936 года по распоряжению Уржумского Горсовета закрыта Митрофаниевская церковь якобы по просьбе трудящихся, но просьбы-то никогда не бывало, разве только сотрудников Горсовета, которые ни в какую церковь не ходят…».

После закрытия Митрофаниевской церкви, её причт был вынужден перебраться в и без того переполненную клиром закрытых церквей города Казанскую церковь. В своем письме архиепископу Киприянову священник Агафангел Мелиоров жаловался, как прохладно был принят их причт там. Владыка в ответ писал, что в этом был виноват сам причт Митрофаниевской церкви, так как накануне закрытия своей церкви, им был оказан такой же холодный прием причту закрытого Воскресенского собора, направленного в Митрофаниевскую церковь.

Церковь разобрали в 1940-1950-х годах, а возле оставшейся колокольни было построено здание пожарной части.

 

Колокольня Митрофаниевской церкви. Слева – пожарная часть, справа – больница
(Автор Дмитрий Анисимов. 21 июля 2013)

На цоколе бывшей колокольни и поныне можно увидеть надгробные плиты с именами купцов Матвеевых, Тотмениновых, Царегородцевых, которые видимо немало сделали для процветания Митрофаниевской церкви.

Осенью 1999 года по инициативе и при помощи одного из Кировских предпринимателей и при организационном содействии архитектора Уржумского района  Л.Л. Шуклина на колокольне были проведены реставрационные работы. Они заключались в восстановлении завершения и смене кровельного покрытия главы. Произвела их проектная научно-реставрационная строительная фирма «Анфилада–Р» из города Кирова (директор и автор конструкторской части проекта  В.Г. Ситников, автор архитектурной части проекта архитектор-реставратор Е.Л. Скопин).

На основании обмеров и аналогов, запечатленных на фотографиях и художественных произведениях, спроектирована и изготовлена новая мачта.

Учитывая специфику сооружения, призванного выполнять не только противопожарные, но и культовые функции, в композицию мачты были включены стилизованный крест и флюгер в виде фигуры архангела Михаила с трубой и огненным мечом (изготовлен при участии КБ "Росс”). Как бы  подчеркнув функциональную сущность и символическую значимость образа Архистратига Михаила – небесного воителя-заступника, оберегающего град Уржум и всех его жителей от тёмных сил видимых и невидимых.

 

Купол колокольни Митрофаниевской церкви после реставрации

В веках чтит церковь создателей своих храмов. Думается, что авторитет такого маститого зодчего восстановит наше спокойствие и прибавит любовного рвения к нашему городу.

Источники:
1. Н. Пентина. Митрофаниевская церковь в Уржуме. Уржумская старина: краеведческий альманах. Вып.9. – Уржум, 1998. – С.12: фот.
2. Н. Б. Пентина. Уржум в XVIII – начале XX столетиях. Митрофаниевская церковь. 
http://urzhumlib.ru/kraevedenie/
3. Казаков Д.  Уржум православный: храмы и люди. – Набережные Челны: ВАМиК, 2012.
4. Категория: Кавалеры ордена Святого Станислава 3 степени https://ru.wikipedia.org/wiki/
5. ОТДЕЛЕНИЕ ВТОРОЕ О заслугах, награждаемых орденом Св. Анны http://saintanna.ru/?lang=rus&id=11
Категория: Монастыри, церкви, часовни | Добавил: Георгич (09.12.2019)
Просмотров: 580 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта