Уржумская Земля
прошлое и настоящее
Меню сайта
Категории раздела
Агропром, сельское хозяйство [116]
Археология [19]
Великая Отечественная война [135]
Военачальники, генералы [38]
Военная служба [16]
Военные истории [16]
Возвращение имён [27]
Генеалогия [6]
Георгиевские кавалеры [1]
Герои Советского Союза [31]
Герои Социалистического Труда [2]
Годы жизни Кировской искры [32]
Годы революции и гражданской войны [60]
Горячие точки [22]
Госслужба [42]
День в истории [0]
Депутаты Государственной Думы [5]
Дети войны [43]
Иностранцы в Уржуме [20]
Интересные люди, увлечения [69]
Исторические, заповедные и памятные места [0]
Исторические справки [46]
История, легенды народов, вера [22]
Комсомольская жизнь [6]
Краеведение и краеведы [40]
Культура и искусство [308]
Лесное хозяйство [25]
Медицина [77]
Монастыри, церкви, часовни [46]
Музеи [40]
Некрополь, некрополистика [5]
Образование [194]
Правопорядок, спецслужбы [90]
Православная страница [127]
Политика [10]
Политические лидеры [232]
Почётные граждане Уржума [38]
Почётные граждане Уржумского района [13]
Почта, марки, открытки [18]
Приют, Детские дома [4]
Промыслы, ремёсла [40]
Промышленность, производство, передовики [86]
Революционеры [20]
Реки, озёра, пруды и родники [23]
Сельские поселения [224]
Список лиц, погребенных при церкви [32]
Спорт, туризм [63]
Судьбы [212]
Топонимика, ономастика [9]
Торговля, ярмарки [10]
Транспорт, дороги [13]
Уржум в прошлом [42]
Уржум в настоящем [23]
Уржум - улицы и дома [10]
Уржумские корни [5]
Уржумский уезд [45]
Учёные, инженеры, конструктора [87]
Флора и фауна, природа [11]
Разное [0]
[0]
[0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

АРХАНГЕЛ НАД УРЖУМОМ

АРХАНГЕЛ НАД УРЖУМОМ

Выразительные силуэты старых российских городов формировали не только вертикали колоколен и церковные главки. Украшением любого города являлись и пожарные каланчи, которые обычно ставились на самых видных, возвышенных местах. Высота этих сооружений устанавливалась с таким расчетом, чтобы дежурный с наблюдательной вышки мог контролировать весь город (если город небольшой, уездный, губернский) или крупный район столицы и в случае необходимости вовремя подать сигнал тревоги.
Строительство пожарных депо с возвышавшимися над ними каланчами получило широкое распространение в первой половине XIX века в период перестройки многих городов по новым регулярным планам.
Одной из причин упорядочения застройки были частые пожары, которые за считанные часы испепеляли целые города, сплошь состоявшие из огнеопасных деревянных строений, поставленных без соблюдения необходимых разрывов.
Большое значение, придававшееся пожарной безопасности городов и, соответственно, возведению специальных депо для содержания пожарных расчетов и проживания личного состава, подтверждается и тем, что здания эти создавались лучшими архитекторами. Являлись истинными произведениями зодчества, служили украшением застройки и предметом гордости горожан.
Наиболее яркий пример - пожарная каланча в ансамбле центральной площади Костромы, построенная в 11820-е годы губернским архитектором П.И.Фурсовым.
Здания, где размещались учреждения по тушению и профилактике пожаров, зачастую одновременно служили и местом пребывания полицейских частей. Такие постройки назывались съезжими домами (дворами). Известна Сущевская полицейская часть на Селезневской улице в Москве, построенная около 1818 года. В недавние годы утраченная каланча на здании была восстановлена и стала одной из важных вертикальных композиций окружающего района.
В Петербурге съезжие дворы находились на Большой Морской улице и на Калинкиной площади (Коломенская часть, архитектор Р.А.Желязевич, 1840-е годы). Последнее здание, завершенное высокой башней - каланчей, по стилистике архитектуры напоминает ратуши итальянских городов, возведённые в период позднего средневековья и Возрождения.
Те же архитектурные мотивы вдохновили инженера-архитектора А.С. Андреева, по проекту которого в 1867 году на улице Царёво - Константиновской (современная ул. Свободы) в Вятке построили городскую пожарную часть. Это здание дошло до нас в искажённом виде: два верхних этажа были надстроены в 1950-х годах, а верхушка каланчи утрачена.
Самой интересной постройкой подобного функционального назначения в области является "пожарка" в городе Советске - бывшая Слобода Кукарка.
А вот в Уржуме находится совершенно необычное, уникальное в своём роде сооружение - колокольня-каланча бывшей Митрофаниевской церкви. Колокольня, построена в 1913 году.

 

Она представляет собой оригинальное многоярусное сооружение, завершённое крупной главой с расположенной под ней смотровой площадкой, опоясывающей шею столпа. Над уширенным основанием колокольни прежде возвышались две симметричные главки с крестами, ныне утраченные. Сама Митрофаниевская кладбищенская церковь была построена намного раньше колокольни, в 1846 году, но не сохранилась.
Осенью этого года по инициативе и финансовом обеспечении одного из кировских предпринимателей, пожелавшем остаться неизвестным, а так же при организационном содействии архитектора Уржумского района Л.Л. Шуклина, на колокольне, являющейся архитектурным памятником, были начаты реставрационные работы. Они заключались в восстановлении завершения и смене кровельного покрытия главы. Производство работ осуществила проектно-реставрационная фирма «Анфилада-Р» (директор и автор конструкторской части проекта В.Г.Ситников) из г. Кирова.
Любая пожарная каланча имела завершение в виде высокой металлической мачты, на конце которой находилась штанга-перекладина со скруглёнными, приподнятыми ветвями. На эту штангу по тросикам, спускавшимися до смотровой площадки, поднимали сигнальные оповещательные знаки - красные вымпелы и шары, цвет которых зависел от времени года. Вымпелы выбрасывали при пожарах. 11 зависимости от категории возгорания их количество доходило до трёх. Шары показывали температуру воздуха: красные - летом, а черные - зимой.

 

До начала натурального обследования мы не располагали никакими сведениями о наличии подобной мачты на Митрофаниевской колокольне. О форме креста, который мог там находиться, тоже ничего не было известно. Но когда мы поднялись на самый верх колокольни, то внутри главы среди строительного мусора и голубиного помёта обнаружили две металлические детали, имевшие непосредственное отношение к завершению – стойку мачты и одну из ветвей перекладины. Они были обмерены, а потом на основании этих обмеров и аналогов, запечатленных на фотографиях и художественных произведениях, спроектирована и изготовлена новая мачта.
Учитывая специфику сооружения, призванного выполнять не только противопожарные, но и культовые функции, в композицию мачты были включены стилизованный крест и флюгер в виде фигуры архангела Михаила с трубой и огненным мечом (изготовлен при участии КБ "Росс"). По нашему мнению эти дополнения должны не только украсить, но и логически раскрыть необычную комбинацию конструктивных и декоративных фрагментов, подчеркнув функциональную сущность и символическую значимость образа Архистратига Михаила – небесного воителя-заступника, оберегающего град Уржум и всех его жителей от тёмных сил видимых и невидимых.

 

Удобная сборная конструкция мачты позволила выполнить её монтаж на большой высоте без особых технических проблем и надежно закрепить над главой с помощью растяжек. А перекрытая новой оцинкованной сталью глава стала ярким доминирующим пятном, обозначив видимую издалека наиболее высокую точку в исторической части города.
Е.Скопин - архитектор-реставратор, автор архитектурной части проекта
Источник: "Уржумские Ведомости"

ПРАВОСЛАВНЫЙ СОБЕСЕДНИК: ОТ РЕДАКЦИИ
 
Медленно, неуверенно, спотыкаясь, а порой и просто блуждая, Россия возвращается к основе своей нравственности - православию. Главным тормозом на этом пути является наша гордыня. Её опасному воздействию подвержены не только те люди, которые как бы пока ещё не нашли свою дорогу в храм Божий - Церковь. Как шило из мешка, выпирает гордыня в рассуждениях или мыслях иного молельника о какой - то своей исключительности пред Богом. Исключительность эта зачастую выражается в педантичном исполнении правил поведения прихожанина в церкви. Слов нет - дело это важное и нужное. Но за истовым желанием соблюсти форму не потерять бы главного - содержания.
 
Христова вера - это вера любви к ближнему своему, а не способ возвыситься над ним. Любовь - это, конечно же, прежде всего желание помочь отлученному от церкви человеку не по его воле обрести любовь к Богу и трепет пред ним.
 
Не находя возможности исполнить основополагающую заповедь Божью, легко и просто встать на путь сектантства, желания немедленной готовности предстать пред Богом со своей мнимой большей безгрешностью. В этом случае у человека или группы лиц естественным образом возникает своя философия и свое видение будущего человечества, как правило, основанное на запрограммированных по времени апокалиптических ожиданиях.
 
Восстановление храмов и монастырей и возрождение духовности человека не укладывается в рамки этих представлений и кажется противоестественным и тщетным занятием. Возникает ропот недовольства, как в целом по тому или иному событию, так и по частным вопросам. Так случилось с восстановлением Храма Христа Спасителя в Москве, так было и у нас в Уржуме, когда обсуждался вопрос о возвращении Троицкого Собора общине Троицкой церкви. Сегодня появилась новая тема – реставрация колокольни Митрофаниевской церкви. Казалось бы, радоваться надо, когда оскверненные и обезглавленные святыни вновь возрождаются и заполняют окружающий нас мир светом любви и надежды! Тем более, что дорогостоящие работы выполнены на пожертвования наших земляков, любящих и заботящихся о нашем городе, а значит, и нас с вами. Но не всем это по душе.
 
Непривычное завершение главы колокольни дает повод заподозрить жертвователей и исполнителей в злых намерениях. Сооружение, де, напоминает масонский знак и должно быть демонтировано. Бдительность сохраняет нашу уравновешенность; подозрительность же, наоборот, расшатывает её. Подозрительность, как правило, основана на неведении чего-либо. Для того чтобы прояснить ситуацию с колокольней Митрофаниевской церкви, мы и обратились к архитектору Евгению Львовичу Скопину.
 
Е.Л. Скопин – автор проекта строящегося в Кирове православного храма "Веры, Надежды, Любови и их матери Софии". В веках чтит церковь создателей своих храмов. Думается, что авторитет такого маститого зодчего восстановит наше спокойствие и прибавит любовного рвения к нашему городу.

 
Категория: Монастыри, церкви, часовни | Добавил: Георгич (17.01.2016)
Просмотров: 615 | Теги: церковь Митрофаниевская, религия | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта