Уржумская Земля
прошлое и настоящее
Меню сайта
Категории раздела
Агропром, сельское хозяйство [117]
Археология [19]
Великая Отечественная война [138]
Военачальники, генералы [38]
Военная служба [17]
Военные истории [16]
Возвращение имён [27]
Генеалогия [6]
Георгиевские кавалеры [2]
Герои Советского Союза [31]
Герои Социалистического Труда [2]
Годы жизни Кировской искры [33]
Годы революции и гражданской войны [60]
Горячие точки [22]
Госслужба [45]
День в истории [0]
Депутаты Государственной Думы [5]
Дети войны [47]
Иностранцы в Уржуме [20]
Интересные люди, увлечения [70]
Исторические, заповедные и памятные места [0]
Исторические справки [46]
История, легенды народов, вера [23]
Комсомольская жизнь [6]
Краеведение и краеведы [41]
Культура и искусство [314]
Лесное хозяйство [25]
Медицина [78]
Монастыри, церкви, часовни [52]
Музеи [46]
Некрополь, некрополистика [5]
Образование [205]
Правопорядок, спецслужбы [96]
Православная страница [127]
Политика [10]
Политические лидеры [233]
Почётные граждане Уржума [43]
Почётные граждане Уржумского района [15]
Почта, марки, открытки [18]
Приют, Детские дома [4]
Промыслы, ремёсла [40]
Промышленность, производство, передовики [89]
Революционеры [20]
Реки, озёра, пруды и родники [23]
Сельские поселения [226]
Список лиц, погребенных при церкви [32]
Спорт, туризм [68]
Судьбы [218]
Топонимика, ономастика [9]
Торговля, ярмарки [12]
Транспорт, дороги [13]
Уржум в прошлом [47]
Уржум в настоящем [24]
Уржум - улицы и дома [11]
Уржумские корни [5]
Уржумский уезд [45]
Учёные, инженеры, конструктора [101]
Флора и фауна, природа [11]
Разное [0]
[0]
[0]
Статистика

Онлайн всего: 12
Гостей: 12
Пользователей: 0

Запуки старины далёкой
Запуки старины далёкой...

Продолжаем читать В.К. Магницкого. В прошлый раз мы познакомились с уржумским говором. Сейчас пролистаем вторую книгу этнографа - «Поверья и обряды (запуки) в Уржумском уезде Вятской губернии» (1883 год). Это, как отмечает автор — материал именно о русском населении. Он собран в 20 главах.
 
    
В.К. Магницкий


Вот глава о домохозяйстве.
Лить помои за окно не должно: под окном находится «ангиль-хранитель». Поэтому же не должно за окно сморкаться и плевать.
Надевать на голову решето — не вырастешь.
Много вшей в голове — к богатству.
Средством истребления клопов и блох служат зубья от борон. С зубьями поступают так: выходят с зубом вслед за уходящим из дому священником и бросают его ему вслед со словами: «куда поп, туда и клоп»!
Для истребления тараканов в г. Уржуме отыскивают лапоть, садят в него таракана и отвозят лапоть к тому дому, в который желают переселить тараканов. При этом должны находиться два человека: один из них везёт лапоть, а другой воет над ним, как при выносе покойников.
Приводятся приметы.
Перемывать чайные стаканы и чашки каждый раз, как вновь наливать их, — у пьющих чай деньги не будут водиться.
Чтобы узнать, кто в семействе счастливый — пекут по числу членов семьи число булок и одну лишнюю, и в эту последнюю запекают копейку, кому булка с копейкой впоследствии достанется — тот счастливый человек, на того человека в дер. Бажиной с надеждой покупается кряж (улей) пчёл.
Забежит в деревню заяц — к пожару.
Для утишения пожара обходят вокруг горящего строения с «христосьским» (оставленным с Пасхи) яйцом и потом бросают его в огонь. В Лопьяльском приходе пожар от молнии заливают пивом и квасом.
Своеобразны были праздничные запуки.
Зажиточные люди (в д. Бажино) в праздники редко одеваются в приличную одежду, особенно в воскресенье; часто же они являются в праздники в самой ветхой одежде, с непричёсаной головой, но в шапке набекрень, кожаных сапогах, каблуками коих громко стукают, в кармане всегда имеют починенный или сшитый из рукавицы бумажник. Этим они выражают свою опытность в хозяйстве.
Бедняки, напротив, в праздник всегда надевают чистую рубашку, сшитую из ситца или холста, казинетовые «шаровары», хорошенькие лапти, нарочно сплетённые из красных лык, белые, как снег, холщовые онучи; подпоясываются верёвочкой с кистями; из-под дешёвенькой, но новенькой, фуражки у них виднеются причёсанные волосы. С зажиточными бедняки обыкновенно не сходятся. Если, Боже сохрани, кто из бедняков «здумает» завести хорошую одежду на последние деньги—того осудят и богач и бедняк, и он не будет знать, с кем ему иметь знакомство и вести беседу.
В кабаках пьяницы, взяв в руки стакан с вином и держа его перед собой, произносят такую речь: «Ныне превознеслася еси сивуха и преславная горелка: став пред своим учителем винокуром, прошла еси сквозь огонь и воду, и медные трубы, не убоялася еси печного горения и печного пламени. Ныне возведи душу мою на кабак и сделай моему кошельку очищение»!
Есть запуки на лечение.
От «насмоки» (насморка) трут нос хвостом кошки и приговаривают: Кошка, кошка, возьми мою «насмоку».
Лишаи, для излечения от них, мажут украденными мочальными «судомойками».
Пятна от прививки оспы—антихристова печать. Верующие так, в случае неизбежной надобности привить оспу, просят оспопрививателей привить её на левой руке. В случае появления натуральной оспы, в дер. Большое Поле (Отрясы) женщины ходят в дома заболевших оспой и покупают натуральную оспу за мелкую медную монету для того, чтобы оспа, когда заберётся и в их дом, была полегче.
Входит лихорадка в человека, между прочим, в пище — в первой, поднесённой ко рту ложке, причём старается попасть на тощий желудок, для чего она сама возбуждает аппетит на новое кушанье. Зная это, больные лихорадкой для излечения от неё употребляют следующие средства.
Вот как поступил однажды брат одной старухи (та рассказывала об этом Г.Г. Носкову из Бажина — информатору В.К. Магницкого). Страдавший лихорадкой, вылечился от неё таким способом. Больному, по его желанию, подали сваренной свежей рыбной ухи. Прежде чем начать есть уху, больной попросил свой денежный кошель, который он обыкновенно носил на шее. Ему подали, больной надел кошель на шею, зачерпнул одной рукой ложку ухи, держа в то же время другой рукой открытый кошель перед ртом, и уху с ложки вместо рта вылил в кошель, и кошель моментально завязал. Сняв затем кошель с шеи, повесил его в трубу истопленной печи. Попавшая в кошель вместе с ухой лихорадка сначала в нём «забунчела» мухой, потом— «паутом» и наконец заговорила и взмолилась человеческим голосом: «батюшка, не дай мне погибнуть! С этих пор не то что к тебе, но к детям твоим и «мнучкам» не приду»! И больной действительно выздоровел.
Случится — оживёт покойник по принесении его в церковь — причт должен «убить» ожившего и схоронить; если же оживший успеет из церкви скрыться, то за упуск его изведётся весь причт, по другим — помрёт подряд 12 священников.
Об этом мне довелось подслушать в Уржуме следующий рассказ: «Причт убивает оживающих покойников ломом, хранящимся для того в церкви, за печкой, конец у лома в крови. Убийство совершается так. Застав покойника ожившим, причт заставляет его помолиться Богу, а когда оживший, перекрестившись, поклонится,— ударяет его спрятанным ломом в загорбок. Зная такую участь, ожившие покойники стараются из церкви скрыться, прежде чем будет обнаружено исчезновение их из гроба. В свою очередь церковные сторожа, чтобы предупредить побег, по входе в церковь первыми, раскрывают гроб и капают покойнику на лицо воском от зажжённой свечи для убеждения, не ожил ли он. В том случае, когда побег совершится, причт отпевает пустой гроб и провожает его на кладбище, как бы в нём был покойник».
 

«Вий». Рисунок Г. Штейна

Заговоры, ворожба и гадания были очень востребованы в тогдашнем обществе.
Иметь над дверями изб, чуланов и клетей ромашку (растение) — воры никогда не придут.
Чтобы вор подбросил украденное — в Уржуме служат молебен Минею мученику.
Супруги, опротивевшие друг другу, вписывают тайно имя опротивевшего в поминание: от этого вписанный три года будет тосковать, и потом помрёт.
Для отмщения врагу горожане ходят в церковь, покупают свечу, отыскивают икону Касьяна немилостивого, стоящую обыкновенно лицом к стене, оборачивают её, затепляют перед ней с нижнего конца купленную свечку и потом просят отслужить перед иконой молебен. После этого враг не проживёт и года.
Неразменный рубль добывается таким способом: нужно отыскать чёрную кошку, опутать её всю нитками и затем отправиться с ней в полночь на Крещенье на перекрёсток. Здесь явится человек - в действительности чёрт - и спросит: чего продаёшь? На это ему следует отвечать: барана! Явившийся будет торговать его и предлагать, что только угодно, но у него нужно просить только один серебряный неразменный рубль, который он наконец и даст. Получив рубль, нужно, не оглядываясь, тотчас же бежать домой. Впоследствии, чего бы вы на рубль ни купили, но так, чтобы с него всегда доводилось получить сдачу хоть копейку, — уплаченный рубль невидимо всегда будет возвращаться к вам обратно.
Когда петух снесёт яйцо, последнее взять, завязать в платок или во что-нибудь другое, положить под мышку и носить его там в течение 12 дней, по прошествии этого времени яйцо из подмышки вынуть, разрезать,— в нём окажется змеёныш. Этот змеёныш и будет исполнять все ваши приказания.
В полночь на святках сварить в бане в котле живую чёрную кошку так, чтобы кости её разварились, — потом сесть перед зеркалом — всё в ту же полночь - и вынимать из котла разварившиеся кости одна по одной, кладя в зубы, причём смотреться в зеркало: та кость, из-за которой себя в зеркале не будет видно, будет «косточка-невидимка». Чтобы во время отыскивания этой косточки не задушил нечистый, на голову нужно надеть горшок. С отысканной косточкой-невидимкой приходите куда угодно — вас никто не увидит.
Колдуны, конечно, мешают.
Если каждый день есть редьку — никакой колдун тебя не испортит.
Выбить у колдуна хотя один зуб — он потеряет силу портить. Ещё хорошо напоить колдуна водой, в которой стирали грязные онучи — колдун свою силу потеряет.
Можно было принять и административные меры: «Похвальбы колдунов заявляются (констатируются) иногда свидетелями и потом относятся на волостной суд, где колдуны подвергаются иногда порке розгами».
По смерти колдуна или колдуньи в их дома ночью приходят бесы и тела их съедают, оставляя лишь кожу, в которую один из бесов по жребию входит и выходит из кожи уже в могиле. По поводу этого Носков сообщает следующий рассказанный ему случай: в одном доме, по смерти колдуна, с трупом его никто из семейных ночевать не решался. К счастью семейных, в то время в деревне случился прохожий солдат. Попросили его, и он согласился. Солдат по приходе в дом тотчас же лёг спать на печь, — а печь в крестьянской избе — то же, что в церкви алтарь. Наступила ночь. Солдат с печи видит: из подполья выходит многое множество бесов, и тотчас же начали труп колдуна рвать. Кожу содрали, мясо съели, потом начали кидать между собой жребий: кому влезать в кожу колдуна. Жребий пал на одного беса. Этот бес залез в кожу и лёг, как покойник; остальные же разошлись. Утром приходят семейные. Солдат и говорит им: «ну-ко, топите-ка печку»! Затопили. Солдат поставил в печь в чугуне воды. Семейные недоумевают. Когда вода вскипела, солдат раздел покойника донага и всю воду из котла вылил на него. Что же. Покойник вскочил и в виду испуганных семейных убежал. Тогда солдатик рассказал им всё, что он видел ночью.
Придёт весна, польётся ботормага
А вот несколько местных выражений, записанных В.К. Магницким в книге «Особенности русского говора в Уржумском уезде Вятской губернии (сборник областных слов и выражений)» 1885.
Бунчать - невнятно говорить,
Бутнуться — упасть, детей предупреждали: «Бутнешша!»
Ботормага — грязный поток воды,
Верещага — яичница с ломтями хлеба,
Взаноску — сумрачно,
Влазены — пир по поводу новоселья,
Вного — много (буйский говор),
Вчерасе — вчера,
Вянгуша — плаксивый,
Гончар — смолокур,
Завихоривать — погонять лошадь,
Заложные — покойники, похороненные без отпевания - опойцы, удавленники, в Уржуме таких хоронили в конце Полстоваловской улицы (ныне ул. Кирова — прим. ред.) на окраине у левого берега Шинерки, в четверг перед Троицей по пути на кладбище служили о заложных панихиду,
Запупырить — ударить, всунуть,
Каплюжник — нахал,
Кастеря — задира,
Колупать - кое-что смыслить,
Кокорыга — рычаг, дубинка,
Курея — беременность,
Кутёсы — унизительное название духовенства в Буйском,
Наготово — совсем,
Обушмарить — ошеломить,
Охомутать — обмануть,
Падина — стерва,
Пандас — обзывают кривых,
Петруха осиновое брюхо — брань,
Пол-уповод — половина рабочего дня,
Сипач — необразованный,
Собор — медная складная икона. В дома, где такие иконы есть, приходят больные со всей деревни молиться о здравии. Причем поливают предварительно икону водой и дают потом пить эту воду больным для исцеления.



Телега немазана — обзывают хныкающих ребят,
Туровить — торопить,
Хвал-месяц — так в Нолинске называют октябрь от обилия свадеб,
Хохря — баня, (а вот хохряки по словарю Даля — ямы на дороге),
Шлычкать — чай пить,
Шулепа — левая рука,
Этто-ко — здесь,
Ярушник — хлеб из овсяной муки,



Ячек — выбоина (шурминский и буйский говор).

А. ИКОННИКОВ
Источник: «КИРОВСКАЯ ИСКРА» № 11, 16 марта 2024 г.
Категория: Краеведение и краеведы | Добавил: Георгич (17.03.2024)
Просмотров: 78 | Теги: Магницкий, Уржум, приметы, говоры | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта