Уржумская Земля
прошлое и настоящее
Меню сайта
Категории раздела
Агропром, сельское хозяйство [117]
Археология [19]
Великая Отечественная война [135]
Военачальники, генералы [38]
Военная служба [16]
Военные истории [16]
Возвращение имён [27]
Генеалогия [6]
Георгиевские кавалеры [1]
Герои Советского Союза [31]
Герои Социалистического Труда [2]
Годы жизни Кировской искры [32]
Годы революции и гражданской войны [60]
Горячие точки [22]
Госслужба [42]
День в истории [0]
Депутаты Государственной Думы [5]
Дети войны [44]
Иностранцы в Уржуме [20]
Интересные люди, увлечения [70]
Исторические, заповедные и памятные места [0]
Исторические справки [46]
История, легенды народов, вера [22]
Комсомольская жизнь [6]
Краеведение и краеведы [40]
Культура и искусство [308]
Лесное хозяйство [25]
Медицина [77]
Монастыри, церкви, часовни [46]
Музеи [41]
Некрополь, некрополистика [5]
Образование [195]
Правопорядок, спецслужбы [90]
Православная страница [127]
Политика [10]
Политические лидеры [232]
Почётные граждане Уржума [38]
Почётные граждане Уржумского района [13]
Почта, марки, открытки [18]
Приют, Детские дома [4]
Промыслы, ремёсла [40]
Промышленность, производство, передовики [87]
Революционеры [20]
Реки, озёра, пруды и родники [23]
Сельские поселения [225]
Список лиц, погребенных при церкви [32]
Спорт, туризм [64]
Судьбы [215]
Топонимика, ономастика [9]
Торговля, ярмарки [10]
Транспорт, дороги [13]
Уржум в прошлом [42]
Уржум в настоящем [23]
Уржум - улицы и дома [11]
Уржумские корни [5]
Уржумский уезд [45]
Учёные, инженеры, конструктора [101]
Флора и фауна, природа [11]
Разное [0]
[0]
[0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

УЧИТЕЛЬ-КРАЕВЕД С.А. АМФИОНОВА

УЧИТЕЛЬ-КРАЕВЕД С.А. АМФИОНОВА

Рассматривается незаслуженно забытая подвижническая деятельность С.А. Амфионовой, учительствовавшей в школах Вятской губернии – Кировской области в первой половине XX в.; анализируется её вклад в развитие краеведения совместно с А.И. Янкиным и после его кончины; характеризуются исторические условия 1920–1930 гг., приводятся биографические данные.

Отчасти ситуация объясняется тем, что в отличие от большинства коллег Серафима Аркадьевна не оставила письменных трудов. Кроме того, её фигура всегда находилась в тени мужа – подвижника краеведения А.И. Янкина. Не случайно на неё как на верную помощницу Александра Ивановича ещё в начале 1920-х гг. обратил внимание М.Г. Худяков (1894–1936 гг.), тогда преподаватель Северо-Восточного археологического и этнографического института в Казани, а в будущем – известный учёный, доктор исторических наук. Будучи уроженцем уездного города Малмыжа Вятской губернии, он часто наведывался в родные места, где всячески способствовал развитию родиноведческого движения.

В 1922 г. в журнале «Казанский музейный вестник» Михаил Георгиевич опубликовал большую статью «Музеи Малмыжского края». Наряду с прочим он описал в ней свою поездку в деревню Новая Тушка, где 13 июля 1921 г. состоялась вторая по счёту (первая проходила в Казани) уездная конференция по музейному делу.

Место для её проведения было выбрано не случайно: именно в этой старообрядческой деревне местным учителем А.И. Янкиным был открыт музей, приобретший со временем славу «превосходного сельского».

Подробное описание истории и задач просветительского учреждения, его экспонатов, неутомимой деятельности основателя занимает более восьми страниц худяковской статьи, в которой, в частности, отмечено: «Музей обслуживается А.И. Янкиным и учительницей С.А. Амфионовой, являющейся его ближайшей сотрудницей. Оба относятся к делу с большой любовью. Они стараются привлечь к музейной работе учащихся, из которых двое уже числятся постоянными сотрудниками музея…».

Пассаж о детище А.И. Янкина и С.А. Амфионовой, М.Г. Худяков завершил словами: «С чувством большого удовлетворения покидали мы Новую Тушку. Для того, кто знаком с повышенным культурным уровнем местного старообрядческого населения, наши впечатления не составят необъяснимого факта.

Нам удалось видеть пробуждение и культурный рост молодого поколения, и хотелось перенестись мыслью в то время, когда подрастут все эти юные поэты, делатели моделей машин, собиратели научных коллекций, сотрудники музея. Если А.И. Янкину удастся продолжить дело безостановочно в течение нескольких лет, тогда его уже смогут подхватить представители этого нового поколения, выросшие в обстановке, обвеянной подлинным духом культуры. Можно надеяться, что через 5-6 лет в музее будут серьёзно работать люди, вышедшие из среды местных крестьян.

По мысли А.И. Янкина, возникший в Тушке кружок самообразования, для которого приобретена хорошая библиотека, должен обеспечить молодым людям, окончившим школу, возможность дальнейшего развития. Остаётся лишь пожелать, чтобы полезная деятельность А.И. Янкина продолжалась многие годы без перерыва».

К сожалению, воплотить эти пожелания в жизнь Александру Ивановичу не удалось. В 1922 г. ему пришлось перевезти музей в соседнее село Рожки того же Малмыжского уезда. Вместе с Янкиным туда переехала и ставшая его супругой С.А. Амфионова. Молодожёны стали работать в местной школе, а в августе у них появилась на свет дочь Раиса, в будущем также педагог, организатор туристской и краеведческой работы.

Казалось бы, рожкинцам лишь радоваться тому, что к ним, по характеристике М.Г. Худякова, перебрался «энергичный и очень вдумчивый человек, одушевлённый горячим стремлением принести пользу родному краю», однако уже вскоре он по непонятным причинам (возможно, из-за зависти) подвергся оговорам и клевете.

Об этом наглядно свидетельствует документ, хранящийся в фондах Государственного архива социально-политической истории Кировской области. Он представляет собой протокол собрания Рожкинской волостной ячейки ВКП(б) от 23 марта 1923 г., на котором, в частности, обсуждался вопрос «о культурно-просветительной работе». Вот какой вердикт (орфография и пунктуация подлинника сохранены) вынесли сельские коммунисты: «…Учитель Янкин занятия ведёт в одной школе с своей женой. Выше служил в полиции и более уделяет внимание на местный музей и издание журналов и по организации пожарных дружин, а по школьной работе мало уделяет внимания и от культурной работы совершенно отклоняется, хотя и состоит в кружке в виде перегрузки работы, которые его больше интересуют. Но в своё время просит работы от организации Рожкинской ячейки, дабы зарекомендовать и пролезть в организацию. Новотушкинские граждане о нём отзываются отрицательно. Говорят, если пошлют нам такого учителя, как Янкин, то не следует платить на школы. <…>

Собрание постановило:

Вышеуказанные школьные работники [характеризуются. – В.С.] с отрицательной стороны. Далее при таких работниках не может вестись культурно-просветительная работа. Просить Уком принять соответствующие меры в личном составе школьных работников, из каких с отрицательной стороны заменить и этим самым освежить работу».

Однако тучи, сгустившиеся над головой А.И. Янкина и С.А. Амфионовой, вскоре разошлись, т.к. сотрудники Малмыжского уездного комитета партии не поверили наветам своих рожкинских коллег. Уже через несколько месяцев кандидатура Александра Ивановича фигурировала в числе участников конкурса на лучшего учителя губернии. В опубликованной в сентябре 1923 г. газетой «Вятская правда» статье он был назван «лучшим учителем уезда», который «принимает широкое участие в общественной работе, выступает по поручению партийных организаций на совещаниях работников просвещения по вопросам текущего момента и антирелигиозного характера».

Странно, что, пытаясь дискредитировать супругов-учителей и приписав А.И. Янкину то, что он «служил в полиции», ретивые рожкинские коммунисты не вменили в вину С.А. Янкиной происхождение из духовной среды, на что указывала уже сама её фамилия искусственного семинарского происхождения, происходящая от имени Амфион (так в древнегреческой мифологии звали сына Зевса и дочери царя Фив Антиопы). Из документов, хранящихся в фондах Кировского областного музея истории народного образования, явствует, что отец Серафимы Аркадьевны «преподавал Закон Божий и пение в церковно-приходской школе. Она окончила Елабужское епархиальное училище с педагогическим классом. Это же учебное заведение окончила ранее и её мать Керкира Павловна, став учительницей».

Епархиальное женское училище в самом южном уездном городе Вятской губернии (ныне на территории Республики Татарстан) Елабуге С.А. Амфионова окончила в 1916 г. Как одна из её предшественниц-выпускниц, она тоже могла сказать: «Здесь нас учили… верить, любить, трудиться и молиться. В жизни не забудем этих великих святых уроков, с верою в Бога и Его всесильную помощь мы никогда не падём под тяжестью своего земного креста. Постараемся передать эти уроки и нашим меньшим тёмным братьям и их детям. В убогой хижине, под шум зимней вьюги, расскажем им всё главное, чему нас здесь учили, как нас любили, как о нас заботились…».

«Убогих хижин» после окончания училища в жизни С.А. Амфионовой оказалось достаточно. Сначала она учительствовала в деревне Ямайкино Малмыжского уезда, в 1919 г. была переведена в деревню Верхняя Гоньба, а оттуда через пару лет – в Новую Тушку, где и познакомилась с будущим супругом.

Несмотря на то, что гонения на супругов-учителей в Рожках прекратились, в 1924 г. они вместе с музеем переехали в старообрядческое село Старая Тушка. Здесь их добрым приятелем стал местный библиофил, типограф и просветитель Л.А. Гребнев (1867–1932 гг.), благодаря которому просветительское учреждение значительно обогатилось рядом уникальных экспонатов.

В 1925 г. в Старой Тушке у А.И. Янкина и С.А. Амфионовой родился сын Герман, впоследствии участник Великой Отечественной войны, рабочий одного из уральских заводов.

В 1929 г. учительская семья перевозит музейные экспонаты в Шурму – центр тогдашнего района. Здесь в музейных и педагогических заботах и прошли последние годы жизни А.И. Янкина, умершего в июле 1938 г. в Казани от белокровия.

Занять место мужа Серафиме Аркадьевне почему-то не дали. Вместо него заведовать музеем стал живший до того некоторое время в Ленинграде художник А.В. Фищев (1875–1968 гг.), который в октябре 1938 г. получил от С.А. Амфионовой «деньги в сумме одной тысячи восемьдесят пять рублей… оставшиеся после смерти мужа как зав. музеем…».

Судя по всему, Александр Владимирович заведовал музеем недолго. На смену ему приходили случайные люди, при которых многие экспонаты были расхищены, а в конце 1940-х гг. музей был окончательно ликвидирован. Лишь часть предметов попала в музеи Кирова, Уржума и Малмыжа.

Обо всём этом С.А. Амфионова с горечью рассказывала в своём шурминском доме 6 июня 1980 г. научному сотруднику Малмыжского районного краеведческого музея.

Гостю были любезно предоставлены возвращённые затем семейные фотографии, копии которых остались в Малмыжском музее. На снимке середины 1920-х гг. Серафима Аркадьевна увековечена с мужем и малыми детьми, а другой сделан более чем через полвека – в 1978 г. На нём запечатлена сохранившая благородный облик и стать пожилая женщина, так много сделавшая для развития вятского краеведения.

Семибратов Владимир Константинович
кандидат культурологии, доцент,
заведующий кафедрой общегуманитарных дисциплин
АНО ВПО «Московский гуманитарно-экономический
институт», г. Киров

Источник: УЧИТЕЛЬ-КРАЕВЕД С.А. АМФИОНОВА. Семибратов В.К. Вестник Саратовского областного института развития образования. 

Категория: Краеведение и краеведы | Добавил: Георгич (19.02.2016)
Просмотров: 630 | Теги: Янкин, Амфионова, краеведение | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта