Собиратель истории «Певучего родника»
Трудно сказать, чего бы краевед А. Ф. Петрушин не знал о своей небольшой деревне Тюм-Тюм, что расположилась с давних времён на живописном берегу реки Вятки.
Этого энтузиаста-подвижника с полным правом можно назвать хранителем истории поселения и реликвий, относящихся к незапамятным временам. Собиранием сведений о деревне и ее жителях, предметов старины Александр Федотович начал заниматься ещё в юности. В клети дома у тётушек стоял сундук с «наследством деда», вот в него-то периодически и заглядывал ученик местной школы Саша Петрушин. Доставал записки своего предка, который начал вести дневниковые записи ещё в 1902 году (писал в основном о сельской жизни), а продолжал и в первую империалистическую, и в гражданскую войну, когда служил в армии. Благодаря этим мемуарам уже юношей Александр начинает вести свой дневник, который сейчас едва умещается в три толстенных тома. Может быть, через полвека и он кому-то пригодится.
После армейской службы Александр 5 лет работал в военизированной охране в Москве. Но тянуло домой, и вот не выдержал, вернулся, устроился в совхоз. Но отработал всего несколько месяцев. Из школы уволился физрук, а у Александра Федотовича был не законченный заочно педагогический техникум. Посчитал, что в родной школе он принесёт землякам больше пользы. Потом и высшее образование получил в Кировском пединституте. С 1981 года он трудился сначала учителем физкультуры, а затем и директором школы, пока её в 2007 году не закрыли из-за малого количества учеников.
Здание сельской школы долго не пустовало - Александр Федотович организовал на общественных началах музей истории и марийской культуры деревни Тюм-Тюм. К этому событию он шёл долгие годы. Собирал старые вещи, вел записи по событиям, которые происходили в деревне, о земляках, которые чем-то прославили родной край, и ещё о многом другом.
Откуда взялась тяга к краеведению? Он и сам сказать сейчас затрудняется. Занимаясь любимым делом, он привлекал к этому и соседей, и местную детвору, и даже тех, кто когда-то уехал с малой родины, но возвращался проведать места.
Особенно интересно было заниматься этим ребятишкам. Для школьников педагог даже два конкурса организовал. Первый – кто больше вещей принесёт, тех, что в домашних хозяйствах уже ненужными числились. А второй – на самый интересный экспонат будущего музея. Им оказался штык-нож, привезённый с какой-то войны. Его один из мальчишек откопал в нежилом доме деревни. Всё это до времени хранилось на школьном складе, а в 2009 году стало экспозицией деревенского музея.
Все предметы в музее систематизированы, расставлены и развешены по стенам в определённом порядке. Вот, например, выстроились у стенки кринки и чугуны, бутылки и бочонки, берестяные туеса и другие предметы кухонного обихода, вот разложены весы и гирьки к ним, осветительные и варочные приборы, приспособления для изготовления обуви и обработки древесины, ловли рыбы и стирки белья.
А ещё во множестве представлены предметы быта для производства ткани в домашних условиях. Даже старая люлька для малыша пригодилась в музее. На стенах – марийская национальная одежда, она богата на вышивку и украшения. Да и ещё много чего здесь есть, например, фильмоскопы и даже рабочий плёночный проектор, патефоны и проигрыватели пластинок. В ряд выстроились самовары, кипятили воду в которых путём сжигания шишек...
Одна из реликвий – старинный деревянный крест, с которым в прошлые века шли в крестный ход жители деревни и священник, которого привозили специально из Шурмы. За ним несли хоругви, затем – шесть пар красиво одетых девушек по двое – иконы. Все молились о благополучии семьи, об укреплении домашнего очага, о скотине и посевах, батюшка окроплял святой водой и жилища, и другие постройки на усадьбе, и политую весенними дождями озимь. Происходило это на девятую (после Пасхи) пятницу (об этом празднике в Тюм-Тюме уже не одна статья написана).
Примерно с того же времени, как пришёл работать в школу, Александр Федотович публикует и небольшие информации, и серьёзные статьи-исследования в «Кировской искре». Через 35 лет газетного творчества как активный нештатный автор А.Ф. Петрушин был принят в Союз журналистов России.
Со временем скопившихся заметок набралось так много, что автор задумал собрать их в книгу, с подготовкой к выпуску помогли друзья и знакомые из республики Марий Эл. Со сбором средств опять же поддержали добрые люди, но пришлось вложиться и самому. Книга «Тюм-Тюм – певучий родник» была положительно оценена специалистами и простыми читателями. Рассказывается в ней об истории деревни, о её традициях и жителях, о национальном творчестве.
В тот далёкий 2010 год Александр Федотович и не предполагал, что она станет «первой ласточкой». Последующие книги были уже более тематическими. И сами земляки стали приносить ему различные материалы, рассказывать о предках, о национальных праздниках, которые проводились на уржумской земле и в Тюм-Тюме, и о многом другом.
В июле 2019 года вышли из печати уже третий и четвертый тома повествования о жителях Тюм-Тюма (кстати, в 1948 году в деревне проживало 810 человек). Автор уделяет внимание родословной своей и почти шести десятков земляков. А четвёртый том полностью посвящён марийскому фольклору, а если точнее, только тюм-тюмскому.
В сентябре 2019 года областная научная библиотека им. А.И. Герцена подвела итоги IV межрегионального общественно-педагогического конкурса «Земский букварь» 2018–2019 гг. В номинации «Увлекательное краеведение» А.Ф. Петрушин за многотомник «Тюм-Тюм – певучий родник» удостоен Диплома I степени.
Публикации материалов о малой родине вызвали у Александра Федотовича потребность в углублении знаний по марийской национальной культуре и по истории народа мари. Интересующие информацию и сведения брал из Интернета, просиживал часами в научных библиотеках Кирова и Йошкар-Олы, специально выписывал нужные книги и журналы, общался с учёными и специалистами этого направления культуры.
Для встреч с нужными людьми энтузиаст выезжает и в другие регионы России, как делегат посещает съезды народа мари, различные конференции и симпозиумы, делает много записей. Александр Федотович и в Тюм-Тюм созывает гостей. Особенно многолюдно бывает на Девятую пятницу – это особый для деревни праздник, сохранившийся с давних времён.
В этот день улицы и дома переполняются гостями, а игры, танцы, конкурсы и песни продолжаются почти до утра. Местные жители и приезжие в национальных марийских костюмах ходят в гости к знакомым, вспоминая предков, жизнь и работу десятилетия назад. Не случайно Петрушин назвал в своих книгах деревню певучим родником. В этот праздничный день и деревенский музей истории открыт для всех желающих. Экскурсии для приезжих проводит его директор на общественных началах А. Ф. Петрушин.
А еще Александр Федотович отстаивал права местных жителей как депутат районной Думы, как председатель местной национально-культурной автономии «Уржум мари». И его заслуга есть в том, что сохраняются истоки марийской культуры и не спешат жители Тюм-Тюма покидать насиженные места, устремляясь в неизвестность мегаполисов. Кто из местных жителей поднакопил деньжат на отхожих промыслах, начинают строить или капитально ремонтировать дома, проводя в них возможные для деревни удобства.
Хочется верить, что не иссякнет тот певучий родник национальной культуры и сама жизнь небольшой уржумской деревни Тюм-Тюм.
В. ШЕИН
Источник: «КИРОВСКАЯ ИСКРА» № 2, 11 января 2020 г. |