Уржумская Земля
прошлое и настоящее
Меню сайта
Категории раздела
Агропром, сельское хозяйство [117]
Археология [19]
Великая Отечественная война [138]
Военачальники, генералы [38]
Военная служба [17]
Военные истории [16]
Возвращение имён [27]
Генеалогия [6]
Георгиевские кавалеры [2]
Герои Советского Союза [31]
Герои Социалистического Труда [2]
Годы жизни Кировской искры [33]
Годы революции и гражданской войны [60]
Горячие точки [22]
Госслужба [45]
День в истории [0]
Депутаты Государственной Думы [5]
Дети войны [47]
Иностранцы в Уржуме [20]
Интересные люди, увлечения [70]
Исторические, заповедные и памятные места [0]
Исторические справки [46]
История, легенды народов, вера [23]
Комсомольская жизнь [6]
Краеведение и краеведы [41]
Культура и искусство [314]
Лесное хозяйство [25]
Медицина [78]
Монастыри, церкви, часовни [52]
Музеи [46]
Некрополь, некрополистика [5]
Образование [205]
Правопорядок, спецслужбы [96]
Православная страница [127]
Политика [10]
Политические лидеры [233]
Почётные граждане Уржума [43]
Почётные граждане Уржумского района [15]
Почта, марки, открытки [18]
Приют, Детские дома [4]
Промыслы, ремёсла [40]
Промышленность, производство, передовики [89]
Революционеры [20]
Реки, озёра, пруды и родники [23]
Сельские поселения [226]
Список лиц, погребенных при церкви [32]
Спорт, туризм [68]
Судьбы [218]
Топонимика, ономастика [9]
Торговля, ярмарки [12]
Транспорт, дороги [13]
Уржум в прошлом [47]
Уржум в настоящем [24]
Уржум - улицы и дома [11]
Уржумские корни [5]
Уржумский уезд [45]
Учёные, инженеры, конструктора [101]
Флора и фауна, природа [11]
Разное [0]
[0]
[0]
Статистика

Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0

Собиратель истории «Певучего родника»

Собиратель истории «Певучего родника»

Трудно сказать, чего бы краевед А. Ф. Петрушин не знал о своей небольшой деревне Тюм-Тюм, что расположилась с давних времён на живописном берегу реки Вятки.

Этого энтузиаста-подвижника с полным правом можно назвать хранителем истории поселения и реликвий, относящихся к незапамятным временам. Собиранием сведений о деревне и ее жителях, предметов старины Александр Федотович начал заниматься ещё в юности. В клети дома у тётушек стоял сундук с «наследством деда», вот в него-то периодически и заглядывал ученик местной школы Саша Петрушин. Доставал записки своего предка, который начал вести дневниковые записи ещё в 1902 году (писал в основном о сельской жизни), а продолжал и в первую империалистическую, и в гражданскую войну, когда служил в армии. Благодаря этим мемуарам уже юношей Александр начинает вести свой дневник, который сейчас едва умещается в три толстенных тома. Может быть, через полвека и он кому-то пригодится.

После армейской службы Александр 5 лет работал в военизированной охране в Москве. Но тянуло домой, и вот не выдержал, вернулся, устроился в совхоз. Но отработал всего несколько месяцев. Из школы уволился физрук, а у Александра Федотовича был не законченный заочно педагогический техникум. Посчитал, что в родной школе он принесёт землякам больше пользы. Потом и высшее образование получил в Кировском пединституте. С 1981 года он трудился сначала учителем физкультуры, а затем и директором школы, пока её в 2007 году не закрыли из-за малого количества учеников.

Здание сельской школы долго не пустовало - Александр Федотович организовал на общественных началах музей истории и марийской культуры деревни Тюм-Тюм. К этому событию он шёл долгие годы. Собирал старые вещи, вел записи по событиям, которые происходили в деревне, о земляках, которые чем-то прославили родной край, и ещё о многом другом.

Откуда взялась тяга к краеведению? Он и сам сказать сейчас затрудняется. Занимаясь любимым делом, он привлекал к этому и соседей, и местную детвору, и даже тех, кто когда-то уехал с малой родины, но возвращался проведать места.

Особенно интересно было заниматься этим ребятишкам. Для школьников педагог даже два конкурса организовал. Первый – кто больше вещей принесёт, тех, что в домашних хозяйствах уже ненужными числились. А второй – на самый интересный экспонат будущего музея. Им оказался штык-нож, привезённый с какой-то войны. Его один из мальчишек откопал в нежилом доме деревни. Всё это до времени хранилось на школьном складе, а в 2009 году стало экспозицией деревенского музея.

Все предметы в музее систематизированы, расставлены и развешены по стенам в определённом порядке. Вот, например, выстроились у стенки кринки и чугуны, бутылки и бочонки, берестяные туеса и другие предметы кухонного обихода, вот разложены весы и гирьки к ним, осветительные и варочные приборы, приспособления для изготовления обуви и обработки древесины, ловли рыбы и стирки белья.

А ещё во множестве представлены предметы быта для производства ткани в домашних условиях. Даже старая люлька для малыша пригодилась в музее. На стенах – марийская национальная одежда, она богата на вышивку и украшения. Да и ещё много чего здесь есть, например, фильмоскопы и даже рабочий плёночный проектор, патефоны и проигрыватели пластинок. В ряд выстроились самовары, кипятили воду в которых путём сжигания шишек...

Одна из реликвий – старинный деревянный крест, с которым в прошлые века шли в крестный ход жители деревни и священник, которого привозили специально из Шурмы. За ним несли хоругви, затем – шесть пар красиво одетых девушек по двое – иконы. Все молились о благополучии семьи, об укреплении домашнего очага, о скотине и посевах, батюшка окроплял святой водой и жилища, и другие постройки на усадьбе, и политую весенними дождями озимь. Происходило это на девятую (после Пасхи) пятницу (об этом празднике в Тюм-Тюме уже не одна статья написана).

Примерно с того же времени, как пришёл работать в школу, Александр Федотович публикует и небольшие информации, и серьёзные статьи-исследования в «Кировской искре». Через 35 лет газетного творчества как активный нештатный автор А.Ф. Петрушин был принят в Союз журналистов России.

Со временем скопившихся заметок набралось так много, что автор задумал собрать их в книгу, с подготовкой к выпуску помогли друзья и знакомые из республики Марий Эл. Со сбором средств опять же поддержали добрые люди, но пришлось вложиться и самому. Книга «Тюм-Тюм – певучий родник» была положительно оценена специалистами и простыми читателями. Рассказывается в ней об истории деревни, о её традициях и жителях, о национальном творчестве.

В тот далёкий 2010 год Александр Федотович и не предполагал, что она станет «первой ласточкой». Последующие книги были уже более тематическими. И сами земляки стали приносить ему различные материалы, рассказывать о предках, о национальных праздниках, которые проводились на уржумской земле и в Тюм-Тюме, и о многом другом.

В июле 2019 года вышли из печати уже третий и четвертый тома повествования о жителях Тюм-Тюма (кстати, в 1948 году в деревне проживало 810 человек). Автор уделяет внимание родословной своей и почти шести десятков земляков. А четвёртый том полностью посвящён марийскому фольклору, а если точнее, только тюм-тюмскому.

В сентябре 2019 года областная научная библиотека им. А.И. Герцена подвела итоги IV межрегионального общественно-педагогического конкурса «Земский букварь» 2018–2019 гг. В номинации «Увлекательное краеведение» А.Ф. Петрушин за многотомник «Тюм-Тюм – певучий родник» удостоен Диплома I степени.

Публикации материалов о малой родине вызвали у Александра Федотовича потребность в углублении знаний по марийской национальной культуре и по истории народа мари. Интересующие информацию и сведения брал из Интернета, просиживал часами в научных библиотеках Кирова и Йошкар-Олы, специально выписывал нужные книги и журналы, общался с учёными и специалистами этого направления культуры.

Для встреч с нужными людьми энтузиаст выезжает и в другие регионы России, как делегат посещает съезды народа мари, различные конференции и симпозиумы, делает много записей. Александр Федотович и в Тюм-Тюм созывает гостей. Особенно многолюдно бывает на Девятую пятницу – это особый для деревни праздник, сохранившийся с давних времён.

В этот день улицы и дома переполняются гостями, а игры, танцы, конкурсы и песни продолжаются почти до утра. Местные жители и приезжие в национальных марийских костюмах ходят в гости к знакомым, вспоминая предков, жизнь и работу десятилетия назад. Не случайно Петрушин назвал в своих книгах деревню певучим родником. В этот праздничный день и деревенский музей истории открыт для всех желающих. Экскурсии для приезжих проводит его директор на общественных началах А. Ф. Петрушин.

А еще Александр Федотович отстаивал права местных жителей как депутат районной Думы, как председатель местной национально-культурной автономии «Уржум мари». И его заслуга есть в том, что сохраняются истоки марийской культуры и не спешат жители Тюм-Тюма покидать насиженные места, устремляясь в неизвестность мегаполисов. Кто из местных жителей поднакопил деньжат на отхожих промыслах, начинают строить или капитально ремонтировать дома, проводя в них возможные для деревни удобства.

Хочется верить, что не иссякнет тот певучий родник национальной культуры и сама жизнь небольшой уржумской деревни Тюм-Тюм.

В. ШЕИН

Источник: «КИРОВСКАЯ ИСКРА» № 2, 11 января 2020 г.

Категория: Краеведение и краеведы | Добавил: Георгич (20.01.2020)
Просмотров: 383 | Теги: Петрушин, Тюм-Тюм, Уржумский район, краеведение | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта