Уржумская Земля
прошлое и настоящее
Меню сайта
Категории раздела
Агропром, сельское хозяйство [82]
Археология [7]
Великая Отечественная война [76]
Военная служба [9]
Военные истории [12]
Возвращение имён [20]
Генеалогия [4]
Георгиевские кавалеры [1]
Герои Советского Союза [19]
Годы революции и гражданской войны [32]
Горячие точки [15]
Госслужба [8]
Депутаты Государственной Думы [5]
Иностранцы в Уржуме [14]
Интересные люди [31]
Исторические, заповедные и памятные места [2]
Исторические справки [21]
История, легенды народов, вера [16]
Комсомольская жизнь [5]
Краеведение и краеведы [23]
Культура и искусство [208]
Лесное хозяйство [18]
Люди науки [42]
Медицина [46]
Монастыри, церкви, часовни [29]
Музеи [16]
Некрополь, некрополистика [4]
Образование [105]
Правопорядок, спецслужбы [46]
Православная страница [91]
Политика [11]
Политические лидеры [82]
Почётные граждане Уржума [32]
Почётные граждане Уржумского района [12]
Почта, марки, открытки [8]
Промыслы, ремёсла [32]
Промышленность, производство, передовики [59]
Революционеры [11]
Реки, озёра, пруды и родники [12]
Сельские поселения [167]
Список лиц, погребенных при церкви [32]
Спорт, туризм [53]
Топонимика, ономастика [7]
Торговля, ярмарки [8]
Транспорт, дороги [9]
Удивительные судьбы [182]
Уржум в прошлом [26]
Уржум в настоящем [18]
Уржум - улицы и дома [1]
Уржумский уезд [36]
Флора и фауна, природа [7]
Разное [1]
[0]
[0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Краеведение и краеведы

РОДНИК ПАМЯТИ

РОДНИК ПАМЯТИ

Трудно предположить, что краевед А.Ф. Петрушин может не знать о небольшой деревне Тюм-Тюм Уржумского района, расположившейся с давних времён на живописном берегу реки Вятки. Здесь он родился, здесь и живёт, занимаясь любимым делом. Этого энтузиаста с полным правом можно назвать хранителем истории поселения и его реликвий.

Собиранием сведений о деревне и её жителях, различных предметов старины Александр Федотович занимается с юности. В клети дома у тётушек стоял сундук с «наследством деда», вот туда-то частенько заглядывал ученик местной школы Саша Петрушин. Перечитывал дневниковые записи деда (в основном о сельской жизни), которые тот начал ещё в 1902 году и продолжил в Первую мировую и в гражданскую войны, когда служил в армии. Интересно было деревенскому пареньку узнать об исторических событиях начала века от их очевидца. Благодаря этим мемуарам уже юношей Александр начинает вести свой дневник, который сейчас едва умещается в трёх толстенных томах. Может быть, и его по прошествии времени будут перечитывать потомки…

Судьба Александра Петрушина поначалу складывалась, как у многих сельских ребят того времени. Окончив восемь классов школы в Тюм-Тюме, продолжил обучение в Шурме. Потом армия и пять лет работы в военизированной охране в Москве. Остаться бы ему там, всё-таки столица, цивилизация, но не променял он вятскую синицу, которая во сне так и рвалась к нему в руки, на журавля в московском небе. Не смог сельский парень жить в большом городе, всё время тянуло домой, и не выдержал, вернулся на родину, устроился в совхоз. Но отработал там всего несколько месяцев: из школы уволился физрук, а у Александра Федотовича за плечами был незаконченный педагогический техникум, в котором он заочно обучался на преподавателя физкультуры. Посчитал, что в родной школе он принесёт землякам больше пользы. Пришёл, попросился, не отказали. Потом и высшее образование по этой специальности получил в Кировском педагогическом институте. С 1981 года он трудился сначала учителем физической культуры, а затем и директором школы, пока её в 2007 году не закрыли из-за малого количества учеников.

Но школьное здание долго не пустовало: Александр Федотович вернулся сюда уже не как педагог, а как руководитель организованного им музея истории и марийской культуры деревни Тюм-Тюм. К этому А.Ф. Петрушин шёл долгие годы. Уже в самом начале педагогической деятельности стал собирать старые вещи, вести записи о событиях деревенской жизни, о земляках, прославивших родной край, и о многом другом. Откуда взялась такая тяга к краеведению? Александр Федотович и сам сказать затрудняется, наверное, так было душе угодно. Занимаясь любимым делом, он привлекал к этому и школьников, и местных жителей, и даже тех, кто уехал с малой родины. Для ребятишек педагог организовал два конкурса: первый — кто больше вещей принесёт, дома числившихся ненужными; второй — на самый интересный экспонат будущего музея. Им, кстати, оказался штык-нож, привезённый с какой-то войны и найденный мальчишкой в заброшенном доме. Собранные вещи до времени хранились на школьном складе, а в 2009 году составили экспозицию деревенского музея.

Все предметы расставлены или развешены по стенам в определённом порядке. Вот выстроились кринки, чугуны и берестяные туеса. В уголке разложены весы и гирьки к ним, осветительные приборы, приспособления для изготовления обуви и обработки древесины, ловли рыбы и стирки белья. Даже старая люлька для малыша пригодилась в музее. На стенах — марийская национальная одежда. Много чего здесь есть, а некоторые старинные предметы не знакомы даже людям в возрасте. Для того и собирает, хранит Александр Федотович все эти вещи, чтобы молодёжи рассказывать, как жили, чем работали, как наряжались и отдыхали их предки. Каждый посетитель музея может не только посмотреть, но и потрогать, попробовать в деле любой экспонат. Ведь всё здесь для людей, для того чтобы больше узнали о марийцах, коренном народе уржумской земли. С этого, по мнению краеведа, и начинается любовь к родине, её истории, ко всей России.

Одна из реликвий музея — старинный деревянный крест, с которым в прошлые века местные жители ходили в крестный ход на девятую после Пасхи пятницу. Молились о благополучии деревни, об укреплении семей, о скотине и посевах. Батюшка, которого привозили из Шурмы, окроплял святой водой жилища, хозяйственные постройки и поля. Неизвестно, когда этот крест изготовлен, уже и краска облезла, да и сам обветшал, но проглядывают на нём святые лики, как бы спрашивая: чтите ли вы заповеди Божии и живы ли ещё древние традиции?

Примерно с того же времени, как пришёл работать в школу, Александр Федотович публикует небольшие заметки и серьёзные статьи-исследования в районной газете «Кировская искра». За 35 лет материалов набралось так много, что Петрушин, член Союза журналистов России, задумал издать книгу. С подготовкой к выпуску помогли друзья и знакомые из Республики Марий Эл. Там же он и напечатал в 2010 году книгу «Тюм-Тюм — певучий родник», рассказывающую об истории деревни, её традициях и жителях, о национальном творчестве. Александр Федотович и не предполагал, что это только «первая ласточка» его издательской деятельности. Второй том стал гораздо объёмней: с каждым годом краевед находил всё новые сведения о своей малой родине и её жителях, а потом и сами земляки стали приносить ему различные материалы, рассказывать о предках, о национальных праздниках, которые проводились на уржумской земле. Готова к выпуску и третья книга, но её издание пока откладывается: Александру Федотовичу хочется включить в неё новую интересную информацию, которая всё поступает и поступает.

Изучение прошлого малой родины потребовало углубления знаний по истории народа мари и по национальной культуре. Необходимую информацию Петрушин находил в интернете, часами просиживал в научных библиотеках Вятки и Йошкар-Олы, выписывал нужные книги и журналы, общался с учёными и специалистами, посещая съезды народа мари, различные конференции и симпозиумы. Представители финно-угров живут не только в соседних республиках России — Марийской, Татарской, Башкирской, Удмуртской, Коми, но, например, в Эстонии и Финляндии. И везде из публикаций А.Ф. Петрушина в различных газетах и журналах с интересом узнают о небольшой марийской деревушке Тюм-Тюм, куда Александр Федотович приглашает гостей.

Особенно многолюдно бывает здесь на Девятую пятницу. В этот день жители готовят национальные кушанья, а затем в марийских костюмах, украшенных старинными монетками, бисером, разноцветными лентами и вышивкой, ходят в гости к знакомым, а игры, танцы, конкурсы и стародавние песни на марийском языке продолжаются почти до утра. Не случайно в своих книгах Петрушин назвал деревню певучим родником.

Сейчас этот праздник утратил религиозный смысл, присущий ему ещё несколько десятилетий назад, и сохраняется как марийская национальная традиция, становясь похожим на Дни деревни, которые в последнее время всё чаще проводятся в населённых пунктах Уржумского района. Во время торжественной части праздника выступают представители районной и сельской администраций, старожилы Тюм-Тюма и именитые гости деревни, награждают лучших работников, а затем все участвуют в большом концерте. Стало традицией проводить в этот день и различные спортивные состязания. Одно из них — пробег по маршруту Тюм-Тюм – Шурма – Тюм-Тюм. Инициатором этого девятикилометрового «марафона» стал Александр Федотович, который бежит его вместе со всеми.

Собранные А.Ф. Петрушиным сведения используют студенты, преподаватели и аспиранты при написании научных статей и кандидатских диссертаций. Александр Федотович очень рад, что его скромный труд пригодился другим. Вот так и не пересыхает тюм-тюмский родник памяти. Возможно, именно благодаря трудам энтузиаста-общественника Петрушина, который отстаивал права местных жителей как депутат районной Думы, как председатель общественной организации «Местная национально-культурная автономия марийцев Уржумского района», сохраняется марийская культура и не спешат жители Тюм-Тюма покидать родные места, уезжая в города. Сейчас до деревни построена дорога. В праздник Девятой пятницы 2017 года рядом с поклонным крестом было освящено место под строительство часовни в честь мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Надеемся, что со временем она будет встречать всех, кто посетит эту прекрасную деревню на берегу реки Вятки.

ВЛАДИМИР Шеин

Источник: ВЯТСКИЙ ЕПАРХИАЛЬНЫЙ ВЕСТНИК, № 1 (375) 2019 г.

Категория: Краеведение и краеведы | Добавил: Георгич (17.02.2019)
Просмотров: 202 | Теги: краеведение, Уржум, Петрушин, Тюм-Тюм | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Сайт Свято-Троицкого 
Собора