ВЕРА И ВЕРНОСТЬ
В статье «Семейная тайна» (сентябрьский выпуск газеты «Вятский епархиальный вестник») воспоминаниями о своей матери Антонине Ивановне Вертелецкой делилась её дочь Евгения. О том, что в свидетельстве о рождении Антонины в графе «отец» записано «Шамов Евтихий Иванович», Евгения впервые узнала после маминой кончины. Родственников не осталось, не было и надежды получить ответы на возникшие вопросы, но после выхода газеты Н.М. Кононова из уржумской библиотеки сообщила, что авторов статьи разыскивает Владимир Дмитриевич Шамов из Уфы — прямой потомок и активный собиратель истории семьи Шамовых. Завязавшаяся интернет-переписка принесла неожиданные, но приятные потрясения.
СОГЛАСНО ПРЕДАНИЮ
Старообрядцы, недовольные богослужебными реформами Патриарха Никона, появились на уржумской земле в конце XVII века. Тогда, согласно преданию, в марийской деревне Турек поселились первые староверы. Поначалу жили они обособленно, их поселение было обнесено забором. Со временем численность старообрядцев сильно выросла. Они занимали и осушали новые участки болотистого берега Вятки, строили дома, а марийцы в конце концов переселились в другую местность.
В XIX веке Русский Турек был признанным центром вятских старообрядцев-беспоповцев (поморцев), которые делились на согласия и толки, придерживающиеся той или иной разновидности вероучительной и обрядовой практики. Своих детей грамоте, чтению старопечатных книг и пению старообрядцы учили сами.
Молельная, где проходили службы, существовала в Туреке долгие годы и не раз перестраивалась. Новое прекрасное здание выстроили в 1890-х годах лесопромышленники-старообрядцы Бушковы. При этом для людей из различных толков были оборудованы три разных входа. В двух залах были устроены иконостасы с богатыми иконами, привезёнными из Москвы и Казани. Пели на службе сёстры из женского скита, располагавшегося в красивом двухэтажном деревянном доме с балконом и металлической изгородью. Содержала его Екатерина Степановна Бушкова. Скит существовал до 1917 года. Молельню, закрытую в 1930 году, окончательно разорили в 1940-м: сбросили колокол, уничтожили иконы и книги, какая-то активистка даже печь ими топила.
ДЕЛОВЫЕ ИНТЕРЕСЫ
Кто такие купцы Шамовы? Сохраняя старую веру, Шамовы поколениями жили в починке Паутово. Согласно ревизской сказке Вятской губернии Уржумского уезда Петровской волости за 1858 год у крестьянина Дмитрия Софроновича Шамова было три сына: Никита (1830 г.р.), Родион (1833 г.р.) и Савва (1837 г.р.). Первым покинул Паутово Никита Шамов и обосновался в Туреке. Савва Дмитриевич начинал торговые дела в Паутово, а потом, основав лесопильный завод, организовал сплав и продажу вятского леса по Волге до Астрахани. В 1900-е годы он был уже известным купцом, о нём сохранились воспоминания современников. Огромный шамовский особняк, построенный по образцу московских старинных домов, был добротно обставлен, в особой комнате — большая библиотека. Дом и сегодня украшает главную улицу Уржума.
Шамов Родион Дмитриевич жил в Русском Туреке, там же — его сын Василий Родионович. Второй сын Иван Родионович поселился в Уржуме. Все они известные купцы, в документах тех лет указаны их должности в Земской управе, в Общественном банке Уржума, в Санкт-Петербургском страховом обществе.
После открытия церкви в 1885 году деревня Русский Турек перешла в разряд сёл. Из 160 домов 130 принадлежали староверам. Поселение, расположенное на правом берегу реки Вятки, отличалось прекрасными каменными домами, причём каждый имел своё лицо, даже свой цвет. Улица выглядела праздничной и нарядной. Дом Никиты Дмитриевича Шамова был сложен из красивого розового кирпича, богато украшен, имел двое ворот: хозяйственные деревянные в заборе и каменные парадные. Дом без всякой надобности в конце 1930-х годов разобрали на кирпич.
Дом Никиты Шамова в Русском Туреке
Братья Никита Дмитриевич и Савва Дмитриевич содержали лесопильное производство, торговали лесом, зерном, мукой, мануфактурой и галантереей, «колониальными» и гастрономическими товарами и даже фруктами. Со временем в торговлю входили дети и племянники. География их деловых интересов выходила далеко за пределы Вятской губернии: в поволжские города, Оренбургскую, Уфимскую губернии, Донской округ. Во время войны 1914 года заводчики Шамовы поставляли чугун и железо для винтовок, а их рабочие имели бронь, в армию не призывались. На своё производство купцы-промышленники нанимали рабочих независимо от их вероисповедания.
ПРАВИЛА ЖИЗНИ
Все события жизни Уржума конца XIX — начала XX веков связаны с купцами Шамовыми. На их средства сооружён в конце 1900-х годов кирпичный молитвенный дом старообрядческой поморской общины. Они рассылали старообрядцам уезда богослужебные книги, брошюры. На Воскресенской улице вместо деревянных лавок торговая компания «Братья Шамовы» в сообществе с другими купцами выстроила около собора каменные здания больших магазинов и складов, которые по сей день служат уржумцам. На освящении Троицкого собора 8 октября 1899 года в первых рядах среди благотворителей стояли купцы Шамовы. Огромную лепту вносили они и на содержание приютов, богаделен, обустройство школ и больниц, оказывали помощь сиротам и нуждающимся.
Династия многочисленных купцов Шамовых вышла из крестьян и добилась успехов, известности, достатка благодаря упорному труду, честности, трезвости, а также обязательности в делах, умеренности в расходах на собственные нужды. Таковы были правила жизни и ведения дел купцов-староверов.
С приходом советской власти в 1918 году всё имущество было конфисковано, многие из купцов подверглись репрессиям и были высланы, некоторые расстреляны, кто-то смог уехать, и следы их потерялись. Русский Турек в июле 1918 года оказался на острие классовой борьбы. Отряд под командованием бывшего царского офицера Степанова занял волостное правление, арестовав его членов. Противостояла степановцам сформированная в волости добровольная дружина. В этот период из хозяйств забрали ценности, скот, а в домах разместили штаб красной дружины, штаб конного запаса РККА, волисполком. Купеческий особняк взяли под детский дом. События тех лет разбросали большую семью Шамовых так, что проследить судьбу каждого сейчас уже невозможно.
ТАЙНОЕ СТАЛО ЯВНЫМ
Каковы родственные связи между купцами Шамовыми и Антониной Вертелецкой? В списках старообрядцев Уржумского уезда за 1903 год числится Никита Дмитриевич Шамов, сын Иван Никитович с женой Парасковьей Александровной, их дети Евтихий, Фёдор, Григорий, Ольга, Никита. Нас интересует один из сыновей — Евтихий Иванович (1878 г.р.), прапорщик в отставке, в сборнике «Фабрично-заводские предприятия Российской Империи» (1914 г.) указан как управляющий Загизинским чугунолитейным заводом Уфимского горного округа. После 1914 года уехал в Варшаву. Других сведений о нём нет.
Иван Никитович, Парасковья Александровна,
сыновья Евтихий, Фёдор, Никита Шамовы
Многое удалось выяснить благодаря уфимскому архиву Владимира Дмитриевича Шамова, и факты свидетельствуют о следующем. Мать Антонины Вертелецкой — Зубарева Анисья Егоровна, родилась в семье староверов и до 14 лет жила в Русском Туреке. После смерти жены отец определил дочь в услужение в Уржум (1893 г.) в дом Саввы Дмитриевича Шамова. Девушку в семье приняли очень хорошо, всему научили. Там Анисья приобрела привычки удивительного трудолюбия, тщательности и аккуратности во всех делах, навыки в рукоделии и кулинарии, выучилась читать. Внучка Евгения вспоминала, что бабушка с большим интересом читала газеты, а вот писать совершенно не умела.
Тонечка Вертелецкая
Когда и при каких обстоятельствах Анисья переехала из Уржума в Уфу, неизвестно, но её красивая фотография отмечена уфимским штампом. По-видимому, в Уфе она жила в семье Ивана Никитовича Шамова. Его фото с надписью «мой дед» и привело к ошибочной надписи «Евтихий Иванович Шамов» в сентябрьской газете. На самом деле это отец Евтихия и дед Антонины Вертелецкой Иван Шамов. На фотографии с пометкой «моя бабушка» — Парасковья Александровна, мать Евтихия. Эти старинные фотографии были безымянными, хранились в укромном месте, в семье не обсуждались.
Тайной останутся личные отношения Анисьи и Евтихия. Согласно свидетельству о рождении их дочь Антонина родилась в июле 1915 года в Уржуме. Значит, Анисья вернулась в дом Саввы Шамова. Причинами её возвращения могли быть отъезд Евтихия за границу или болезнь Саввы Дмитриевича, который в 1915 году умер.
Дом и всё имущество С.Д. Шамова забрали в 1918 году. Его семья переселилась на другую улицу в крохотный флигель, Анисья же с маленькой дочкой вообще осталась на улице. Выжить помогла вера и верность, тихие ежедневные молитвы за Евтихия, за сосланных и погибших. На иконах, перед которыми, стоя на коленях, молилась Анисья, имеется штамп «Иконописная мастерская поморского братства согл. Василия Матвеича Чиркова». Рядом с образами гвоздиком к стене была прибита фотография Ивана Никитовича. Эти иконы, несколько отдельных предметов из сервизов, тончайшие работы рукодельниц, вероятней всего, из Русского Турека — всё, что осталось на память о жизни в семьях Шамовых.
Антонина Евтихиевна Вертелецкая, не знавшая отца в жизни, вероятно, никогда не видела и его фотографии. Её дочь Евгения, будучи уже сама бабушкой взрослых внуков, считала, что из старшего поколения она осталась одна-одинёшенька и никогда не сможет узнать своих корней, но неожиданно обрела родственников. Дед Владимира Шамова из Уфы Фёдор Иванович и дед Евгении Евтихий Иванович — родные братья. Евгения впервые увидела на фото из архива Владимира Дмитриевича своего совсем ещё юного деда. Большим сюрпризом стало обретение фотографии Никиты Дмитриевича Шамова, прапрадеда Евгении. Мы можем только порадоваться за потомков Шамовых, которым помогла встретиться газета «Вятский епархиальный вестник».
Подготовила ЛЮДМИЛА Татаринова
Источник: ВЯТСКИЙ ЕПАРХИАЛЬНЫЙ ВЕСТНИК, № 12 (350) 2016 |