Елена Алексеевна Садовень родилась в 1894 году в Казани.
Дочь Алексея Андреевича Садовеня и Екатерины Александровны Садовени.
Внучка Садовеня Андрея Алексеевича владельца Андреевских винокуренного и пивомедоваренного заводов в Уржумском уезде Вятской губернии.
Имя певицы Елены Садовень сегодня мало известно, а сто лет назад ей пророчили будущее звезды русской оперы. В 22 года она уже была солисткой императорских театров, обладавшей красивым голосом широкого диапазона и немалым драматическим дарованием. Для Елены Садовень сочиняли свои музыкальные произведения композиторы Александр Константинович Глазунов и Александр Тихонович Гречанинов (два романса на стихи М. Лермонтова: «Ангел» («По небу полуночи») и «Когда волнуется желтеющая нива», 1927), ей подарил свои четыре романса в собственной нотной записи венесуэльский композитор Хоакино Сильва-Диас.
Елена Садовень происходила из среды русской провинциальной интеллигенции. Её отец был ректором Киевского университета, и хотя Елена Садовень родилась в Казани, детство свое она провела на Украине в Киеве, куда отец получил назначение, и свои первые музыкальные шаги делала там же. С отличием закончив Киевскую музыкальную школу и получив похвалу от самого Сергея Рахманинова, она поступила в Киевское музыкальное училище, а затем в 1912—1917 гг. была студенткой Петербургской консерватории, класс Н. А. Ирецкой. В 1916 году она, еще студентка, за год до окончания Петербургской консерватории, получила приглашение на оперную сцену московского императорского Большого театра. А в следующий сезон 1917—1918 гг. она перешла в петербургский императорский Мариинский театр.
Было ясно: российская опера получала выдающуюся певицу.
Все смешала Октябрьская революция. Какое-то время Е. Садовень выступала в Петроградском Народном доме, потом в Одессе, а сезон 1919—1920 пела в Киевской опере. В 1920 году певица покинула Россию. Поначалу оказалась в Финляндии, затем удалось перебраться в Париж, где постепенно оседала русская эмиграция. Зарубежную карьеру певица начала в антрепризе С. Дягилева, принимала участие в оперных постановках парижских театров Гранд-Опера (1922: Амнерис — опера «Аида» Дж. Верди; 1923: Марина Мнишек — опера «Борис Годунов» М. Мусоргского, заглавная партия в опере «Иродиада» Ж. Массне; 1924: Далила — «Самсон и Далила» К. Сен-Санса) и Опера-комик.
С 1926/1927 г. в Париже открыл оперную труппу опытный оперный импресарио Алексей Акакиевич Церетели, тоже бежавший из революционной России. Алексей Церетели был сыном выдающегося грузинского поэта Акакия Церетели, но родившийся и выросший в Петербурге, он получал такое же воспитание и образование, как и его сверстники из русских аристократических семей. Петербургская оперная труппа Алексея Церетели была одной из самых лучших в России и соперничала с императорским Мариинским театром. Оказавшись за границей, он решил вернуться к своей работе и заново начал создавать оперную труппу. К этому времени в Париже собралось немало знаменитых русских певцов. Елена Садовень оказалась в его труппе одной из первых. А в 1929 году труппа Церетели соединилась с другой труппой русской оперы, которую открыли бывшая петербургская певица Мария Кузнецова-Бенуа с ее последним мужем-миллионером Альфредом Массне (племянником композитора Жюля Массне). Партнерами Елены Садовень стали выдающиеся русские певцы Федор Шаляпин, Дмитрий Смирнов, Александр Мозжухин, Наталия Ермоленко-Южина, Марианна Черкасская, Нина Кошиц, Александра (Сандра) Яковлева, Капитон Запорожец, Яков Горский, Мария Давыдова, Георгий Поземковский и другие. Успех новой русской оперной антрепризы был феноменальным. Своего помещения труппа не имела, но зато были выступления на самых крупных и знаменитых европейских сценах: в Милане (театр «Ла Скала»), Лондоне (театр «Лисеум»), Амстердаме, Монте-Карло, Барселоне, Вене, Берлине, Лейпциге, Мадриде, Женеве, Лионе, Южной Америке, Каире, Стокгольме, Белграде, Бухаресте, в Польше. Труппа объездила весь мир.
Среди оперных партий Елены Садовень: Иокаста («Царь Эдип» И. Стравинского), Любаша («Царская невеста» Н. Римского-Корсакова), Нежата («Садко» Н. Римского-Корсакова), Марина Мнишек («Борис Годунов» М. Мусоргского), Эболи («Дон Карлос» Дж. Верди), Кончаковна («Князь Игорь» А. Бородина), Отрок («Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. Римского-Корсакова), Весна-красна («Снегурочка» Н. Римского-Корсакова), Графиня и Полина («Пиковая дама» П. Чайковского), Зибель («Фауст» Ш. Гуно), Кармен («Кармен» Ж. Бизе), Дульцинея («Дон Кихот» Ж. Массне), Шарлотта («Вертер» Ж. Массне), Далила («Самсон и Далила» К. Сен-Санса), Панталис («Мефистофель» А. Бойто).
Но в середине 1930-х годов в труппе наметился кризис. Это было связано не с творческими успехами, которые постоянно сопутствовали Русской опере, а с материальными трудностями — сказались ошибки в ведении бизнеса и разногласия владельцев. Труппа прекратила свое совместное существование и снова разделилась на две: антреприза Церетели и Кузнецовой-Массне. Но порознь уже ни та, ни другая такого успеха не имели.
Какое-то время Елена Садовень еще выходила на сцену с концертами, записывала пластинки, известны ее выступления в Парижском зале Гаво с исполнением произведений А. Глазунова в его же музыкальном сопровождении. Было немного и других концертов.
В последние годы она безвестно жила в Париже. В России ее имя оставалось мало знакомо — ведь она тогда была еще только начинающей певицей.
Долгое время точная дата ее смерти была неизвестна. О том, что она умерла в Париже в 1978 году, удалось узнать певцу и автору словаря «Отечественные певцы. 1750—1917» Аркадию Михайловича Пружанскому.
САДОВЕНЬ Елена Алексеевна умерла 13 сент. 1978 в Париже (Франция). Оперная певица. Почетный профессор Консерватории им. С. Рахманинова. Похоронена в Париже на кладбище Тие. О ее кончине сообщило Русское музыкальное общество: - Возрождение. — Париж, 1928, 10 июля, № 1134: фото. - Иллюстрированная Россия. — Париж, 1926, № 38: фото. - Русская мысль. — Париж, 1978, 21 сент., № 3222; 19 окт., № 3226; 7 дек., № 3233. Авт. некр. А. Коренева. - Русское время. — Париж, 1928, 1 апр., № 563: фото.
Кладбище это входит в список двадцати парижских кладбищ, но оно из находящихся «за городской стеной». Это пригород.