Уржумская Земля
прошлое и настоящее
Меню сайта
Категории раздела
Агропром, сельское хозяйство [82]
Археология [7]
Великая Отечественная война [76]
Военная служба [9]
Военные истории [12]
Возвращение имён [20]
Генеалогия [4]
Георгиевские кавалеры [1]
Герои Советского Союза [19]
Годы революции и гражданской войны [32]
Горячие точки [15]
Госслужба [8]
Депутаты Государственной Думы [5]
Иностранцы в Уржуме [14]
Интересные люди [31]
Исторические, заповедные и памятные места [2]
Исторические справки [21]
История, легенды народов, вера [16]
Комсомольская жизнь [5]
Краеведение и краеведы [23]
Культура и искусство [208]
Лесное хозяйство [18]
Люди науки [42]
Медицина [46]
Монастыри, церкви, часовни [29]
Музеи [16]
Некрополь, некрополистика [4]
Образование [105]
Правопорядок, спецслужбы [46]
Православная страница [91]
Политика [11]
Политические лидеры [82]
Почётные граждане Уржума [32]
Почётные граждане Уржумского района [12]
Почта, марки, открытки [8]
Промыслы, ремёсла [32]
Промышленность, производство, передовики [59]
Революционеры [11]
Реки, озёра, пруды и родники [12]
Сельские поселения [167]
Список лиц, погребенных при церкви [32]
Спорт, туризм [53]
Топонимика, ономастика [7]
Торговля, ярмарки [8]
Транспорт, дороги [9]
Удивительные судьбы [182]
Уржум в прошлом [26]
Уржум в настоящем [18]
Уржум - улицы и дома [1]
Уржумский уезд [36]
Флора и фауна, природа [7]
Разное [1]
[0]
[0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » История, легенды народов, вера

Шурминские марийцы о своей жизни

Шурминские марийцы о своей жизни

(вторая половина XVIII век)

Данная публикация имеет целью познакомить читателей с живыми голосами шурминских марийцев второй половины XVIII века. Для этого предоставляется возможность прочитать крестьянское прошение, данное Сенатской комиссии А. И. Свечина 1763 года. Документ интересен тем, что непосредственно исходит от самих марийских крестьян, отражает их интересы, нужды и чаяния, свидетельствует о вопиющих грабежах, насилиях, взятках и истязаниях марийцев чиновниками царской администрации и их сподручными, некоторых методах массовой христианизации, проводившейся в 40—60-х годах XVIII века. Одновременно содержит требования марийских крестьян положить предел безудержному произволу и беззаконию, социальному и национальному гнету.

Следует отметить, что в рассматриваемое время шурминская волость Уржумского уезда вплоть до 1780 года входила в состав Казанской провинции Казанской губернии. По реформе императрицы Екатерины II, Уржумский уезд был передан в состав Вятской губернии. По данным третьей ревизии 1762— 1764 годов в Шурминской волости числилось 5 деревень и 2 починка. Так, в деревне Большая Шурма проживало 112 душ мужского пола марийцев. Соответственно в деревне Тюм-Тюм — 54, деревне Васкины — 28, деревне Яшпаевы — 25, деревне Игнашевы — 35. В двух поселениях проживали русские государственные крестьяне: починке Ешееве — 32 души мужского пола, «в новопоселенном починке Чекалин близ починка Ешеева» — 9 душ мужского пола. С учетом того, что соотношение мужчин и женщин приблизительно было равным, можно утверждать, что в Шурминской волости в это время проживало 500 с небольшим марийцев и около 100 человек русских крестьян.

Документ интересен еще и тем, что дает информацию и по некоторым, на первый взгляд, незначительным фактам. Так, например, в прошении 1763 года впервые упоминается использование пилы марийским населением. Как известно, основным орудием на тяжелых лесных работах долгое время был топор. Предписания петровских указов первой четверти XVIII века долгое время не могли претворяться в жизнь. Я имею в виду заготовку «пильного теса» вместо «топорного теса», когда плотники из одного бревна могли расщепить лишь две доски. И в остальном многие факты в этом документе отражают действительное положение дел в Шурминской волости.

Публикуемый документ хранится в делах Сената Центрального государственного архива древних актов в Москве. Содержание прошения марийских крестьян показывает, что очень тягостными для них были ежегодно взимаемые с них подушные платежи, когда независимо от возраста и трудоспособности с каждой ревизской души мужского пола взималось по 1 рублю 70 копеек. Между тем, цена 1 лошади равнялась 4—10 руб., 1 коровы — 2—4 руб., пуда ржи — 4—5 копеек, овса — 2—3 копейки. Обременительны были рекрутская повинность, оброчные платежи, постойная, подводная повинности. Денежные сборы и многочисленные повинности в пользу феодального государства зачастую сопровождались взятками и истязаниями со стороны чиновников воеводской администрации, лесными смотрителями (вальдмейстерами) и другими притеснителями. Марийские крестьяне не желали мириться со своим бесправным положением, о чем в частности, свидетельствует явочное прошение выборных людей Шурминской волости данное Сенатской комиссии А. И. Свечина, находившейся в то время в Казанской губернии для осмотра состояния корабельных лесов.

Документ публикуется исходя из требований «Правила издания исторических документов в СССР».

«1763 году декабря 21 дня к определенным по высочайшему ея императорского величества имянному соизволению ко осмотру и описи подчищенных дубовых рощь и лесов и протчаго разсмотрения подполковнику Свечину, флота капитану Назимову и капитан-лейтенанту Пазухину Уржумского уезду ис черемис новокрещен Шурминской волости волостной сотник деревни Васкины Трофим Иванов, выборной деревни Шурмы Алексей Андреев явились и сказали:

Во оной волости деревни Тюмдюм ис черемис новокрещен же Василей Матвеев по имеющемуся у них всей оной волости, кроме объявленной деревни Тюмдюм, общие крепостные рыбные ловли отдал оному воеводе Веригину во владение. А со оных рыбных ловель получали они сверх платежа оброчных денег прибытку в каждой год по 25 рублев. И от того он, новокрещен, причинил им немалые обиды. И по продаже тех рыбных ловель, они, новокрещены, объявленного продавца при мирских людях, призвав, спрашивали: «Чего ради он те рыбные ловли, не имея на то крепостей, отдал, ибо они точно их, новокрещен». На что они им объявил, что до тех рыбных ловель им дела нет. И после того подал в Уржумской воеводской канцелярии челобитную, якобы они, новокрещены, при том призыве его били и отнели денег 10 рублев, которого они никогда не бивали и денег не бирывали. И по той данной челобитной вышеписанной воевода Веригин по взятии у него, новокрещена, рыбных ловель, дружа и норовя, присылал за ними сотником и выборными двоекратно и принуждал итти безвинно в суд, отчего они, новокрещены, принуждены, оставя свои домы, итти в Казань и просить о том защищения у определенного командира надворного советника Зеленого, почему был послан нарочной солдат. Точию в доме ево не получил, а объявил, что имеется в заводе, что на реке Шурме тульскаго купца Мосалова. А с того заводу он, Мосалов, по имеющейся дружбе с объявленным воеводою Веригиным не отдал, отчего они, невокрещены, живучи в Казане недель с 7, проедаются напрасно и приходят в раззорение. А в домы ехать имеют немалое опасение по той притчине, что объявленной воевода Веригин по данной от него, новокрещена, челобитной уграживает, захватя их, содержать под караулом безвинно. И принуждены жить без всякого удовольствия в Казани без выезду. А от того в домех их работа без всякого управления.

Сверх же того они, новокрещены, объявили, что по желанию их восприняли закон греческого исповедания назад тому лет с 17, в которой закон приводил протопоп, а как зовут не знают. А за восприятие как они, так и другие той их волости новокрещены, жены их и дети по силе указов денежного награждения ни по 1 копейке, также платья и обуви и крестов, ничего не получали. Но только в домов 6 дано по иконе и за то брали денег по 3 копейки. Да при том объявили, что чинятся им обиды и раззорения от нижеследующего:

1. Досылающийся за разными делами из Уржумской воеводской канцелярии и ис протчих мест солдаты и розсыльщики берут подводы бес платежа прогонов.

2. От них же, новокрещен, подаются в той Уржумской канцелярии скаски о урожае хлеба в год однажды о ворах и разбойниках по дважды. И на оную подачу збирается с них, новокрещен, в каждой год по 2 копенки з души, которые употребляются воеводе Веригину и канцеляристу Степану Карташову. Также и прежде Сызи им воеводам збиралось по толикому же числу.

3. Посылающияся от той канцелярии приказные служители и салдаты для объявления о состоявшихся о разных исполнениях указов берут с них, новокрещен, якобы за какую работу по 50 копеек и больше с волости.

4. Во время подушного платежа берут с них, новокрещен, сверх указного числа излишних в каждую половину года, а именно, воевода Веригин по копейке з души, канцеляристу Карташову со всей волости з 200 душ 70 копеек, щетчику 2 рубли. Да сверх того определенным в той канцелярии салдатом и розсыльщиком и за написание о платеже тех подушных денег, доношение пищикам, а как зовут, не знают, по 1 рублю и больше. А посылаемые для повестки платежа подушных денег берут с их волости по 10 и по 15 копеек.

5. Назат тому года с три дана от объявленной канцелярии для пилования сосноваго лесу во оную их волость 1 пила, за которую собрано с них бывшим волостным сотником Васильем Матвеевым, которой продал вышеписанные рыбные ловли, по 6 копеек с каждой души. А куды оные употреблял, того они не знают. А после того, что тою пилою пилование происходит ли, берутся повсягодно скаски, за которые берут объявленной воевода и приказные служители по 1 копейке з души.

6. Определенной для смотрения заповедных лесов валтмейстер, а как зовут, не знают, по нему Уржумскому уезду имеет розъезд в год по 2 раза и, учредя станцыю в лутчей деревне и чрез посланных от себя салдат, збирает в каждой приезд по 2, а в год по 4 копейке з души. И сверх того берет подвод по 10 и больше бес платежа прогонов, также и съестной припас безденежно. А для смотрения лесов не точию в леса, но и в жительства не въезжает. Также и прежде бывшие валтмейстеры, а как зовут, не знают, збирали по вышеписанному ж числу, а в лесах для смотрения по тому ж не бывали. А в их дачах дубовые леса имеются, за которыми смотрение имеют выбранные из них, новокрещен, особые сотники и десятники. А в других местах, где дубовые места имеются ль и в каком хранении, также и к посеву желутков порожних мест они не знают».

 

Пояснения устаревших слов:

Черемиса новокрещены— марийцы.

Крепостные рыбные ловли — рыбные ловли, владеемые на основе, документа.

Оброчные деньги — деньги, взимаемые за аренду, рыбных ловель, пахотных и сенокосных участков, владение мельницами и т. д.

Мирские люди - крестьяне, марийцы.

Челобитная — прошение, жалоба.

Воевода — царский чиновник, стоявший во главе города и уезда. Свои административно-полицейские, судебные, фискальные и другие функции осуществлял через воеводскую канцелярию.

Сотник — выборной от волости представитель крестьян, утверждаемый воеводой и обязанный обеспечить проведение в жизнь требования царских властей в крестьянских общинах.

Десятник — выборный крестьянин, подчинявшийся сотнику.

Надворный советник — чин VII класса в гражданской службе по «Табели о рангах».

Определенный командир — офицер Команды защищения новокрещеных при Сенате, призванный защитить новокрещенных от злоупотреблений местных чиновников.

Удовольствие — здесь, в значении положительное решение.

Закон греческаго исповедания — православная вера.

Протопоп - священнослужитель.

Точию - только.

Прогоны — установленная законом плата за проезд или провоз груза.

Прогонные деньги — деньги, выдаваемые на проезд по казенным надобностям.

Волость — административно-фискальная единица, поземельный союз крестьян-общинников.

Рассыльщик - служитель канцелярии, доставлявший приказания из воеводской канцелярии в крестьянские общины.

Приказной служитель — служители канцелярии (канцеляристы, подканцеляристы, писчики, рассыльщики).

Заповедные леса — охраняемые казённые корабельные леса.

Валтмейстер — смотритель лесов.

Сказка — показание.

Подушные деньги, подушные платежи — ежегодно взимались с податного населения (душ мужского пола) в казну. Введены в 1724 г.

Станция — остановка.

Крепость — здесь, документ на владение.

 

А. ИВАНОВ.

Ананий Герасимович Иванов — заведующий кафедрой истории СССР Марийского государственного университета, доцент, кандидат исторических наук.

Источник: “Уржумская старина”, № 5, сентябрь-октябрь 1991 года, с. 38-41.

Категория: История, легенды народов, вера | Добавил: Георгич (10.09.2017)
Просмотров: 299 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Сайт Свято-Троицкого 
Собора