Поверия, обычаи и обряды мари
То, о чем пойдет речь в этом материале, относится к концу XIX — началу XX веков. Сравнивая, имеющиеся у меня записи рассказов старожилов Лопьяла и Вичмари с описаниями поверий и обрядов, встречающимися в литературе, я нашла много общего. Об этом и пойдет речь.
...Жили мари в полуземлянках, которые имели два входа-выхода, направленных в сторону соседних жилищ. Посуда состояла из сосудов с ямочным узором, форма их была полуяйцевидная и горшочки.
Жили марийцы общиной. Авторитет общины был очень велик. Деревенский сход назначал день моления, какую жертву принести и каким богам, где купить нужный скот. Определял сход в какой день быть скачке и изгнанию шайтана.
Обычно в общине договаривались о том, чтобы одна-две деревни отдавали одного крупного животного в жертвоприношение.
Были у марийцев свои поверия. Во время цветения хлебов запрещалось рыть землю, рубить дрова, косить древу. Запрет этот связан с представлением о беременности Земли во время цветения ржи. Крестьяне не беспокоили в этот период почву из боязни, что она утеряет способность к плодородию.
Община обращала внимание и на заключение браков. Отец невесты, перед тем как благословить ее в путь, спрашивал: «Любя ли ты выходишь замуж?». Невеста отвечала: «Народу ладно, так и мне ладно». Тот же ответ давал и жених. Для несогласных марийских супругов существовал развод, который заявлялся местному сельскому начальству при шести свидетелях, по марийскому выражению, при шести глазах. Обряд развода таков: связывают несогласных супругов сзади поясом, который потом развязывают, отчего разведенные разбегаются в разные стороны, при этом бойкий из них старается иногда ударить другого ногой, приговаривая, «... и когда я тебе не хорош, так ищи лучше меня».
После вступления в брак женщина переходила в дом мужа. Она не имела своей доли в семейной собственности. Личное имущество складывалось из приданого, личных вещей, если наступала преждевременная смерть, то личные вещи женщины переходили детям. Особую роль в личной собственности, играла та часть, которая состояла из скота. «Кузык» — мог состоять из лошади, коровы, нескольких овец и птицы. Пользовалась этим вся семья, но продавать или резать этот скот без согласия снохи не разрешалось. Сноха пользовалась шерстью с овец.
Снохе приходилось выполнять все работы в доме. Подчеркивая тяжелую жизнь снохи в прошлом, марийцы говорили: «Девичья жизнь — мед, замужество — собачья жизнь».
Одежда марийцев — один из ярких элементов культуры марийского народа. Женский костюм по сравнению с мужским более устойчив и ярче сохраняет национальные особенности.
Для изготовления одежды в дореволюционное время использовали домотканину: холст и сукно. Изготовление полотна было долгим и трудоемким процессом и целиком приходилось на долю женщины. Холст изготавливали из конопляной кудели, льна, позднее прибавляли хлопчатобумажную нить. Для женских головных уборов ткали специально узкое полотно из самой лучшей конопляной пряжи.
Для украшения костюма марийские женщины использовали и используют ленту, кружева, блестки, бисер. Верхнюю одежду (зимние и летние кафтаны) шили местные и приезжие портные, они ходили по деревням, способствуя распространению одинаковых фасонов одежды. В марийском костюме широко использовались яркие пояса, длина которых обычно 2 метра, а ширина 6-8 сантиметров, а также передники.
Основная масса марийцев в прошлом носила лапти из липового лыка.
Пищу варили в котлах. Растительная пища включала в себя продукты земледелия, огородничества и собирательства. Сюда входили продукты в виде муки, крупы, овощи, ягоды и плоды. Неправильно думают те, кто считает, что марийцы плохо питались. Из муки пекли хлеб, пироги, ватрушки, баранки, делали сочни для пирогов и слоеных блинов, клецки для супа. Из овсяной, ячменной муки пекли блины. Из гороховой — делали кисель. Широко в прошлом использовали конопляное семя. Из него выжимали масло. Толчеными семенами заправляли суп. Использовали толченое семя для начинки в пироги, слоеные блины. Хлеб считался главным продуктом питания. Говорили: «Выше, важнее хлеба не будешь». Форма хлебного каравая была круглой, подавался хлеб на специальной деревянной тарелочке.
Одним из распространенных кушаний были блины из различной муки. Жениху и невесте подавались блины перед тем, как войти в дом жениха. На другой день свадьбы невеста должна была испечь блины из муки, приготовленной ее родной матерью.
Важная роль отводилась блинам и оладьям во время похоронно-поминального обряда. Запах блинов, смазанных маслом, должен был привлекать души умерших на поминки.
Особенно оригинальным кушанием являлись слоеные блины. Пекли и пироги с различной начинкой на праздники. Ели кашу, кисели. Мясо для длительного хранения солили в кадку или вялили на солнце.
К традиционной праздничной и обрядовой пище марийцев относятся блюда из домашней птицы. Это, во-первых, суп-бульон из курицы, утки или гуся. Сваренная курица подавалась на стол в качестве второго блюда после бульона.
Если был похоронный обряд, то в момент выноса покойника курице рубили голову, ее кровью мазали лицо покойника. После похорон бульоном и мясом этой курицы кормили участников траурной церемонии. Второе распространенное кушание из домашней птицы - пирожки из рубленого мяса уток или гуся.
Употребляли в пищу мясо дичи: зайца, медведя, дикой утки, куропатки, рябчика. Рыба употреблялась во всех видах: вареном, жареном, сушеном, соленом.
Еще немного расскажу о погребении умерших. Обряды погребения у марийцев подразделялись на три группы: связанные с удалением трупа; направленные на уничтожение и изгнание смерти; способствующие благополучной жизни покойного в загробном мире.
Марийцы считали мертвеца способным возвратиться к жизни. Существовало у них представление о семи мирах, в пределах которых душа человека могла переходить из одного состояния в другое до семи раз.
Больному человеку выставляли угощения и призывали душу, так как верили в нее. Когда мариец заболевал, то причину болезни приписывали зависти и злобе своего соседа и злому кереметю, порче. Приближение смерти люди видели в сновидениях и приметах. Если человек видел во сне падение сосны или березы, пахоту, строительство нового дома, если во сне тонул в воде, падал в яму, принимал участие в свадьбе, терял одежду, коренной зуб и т. д. — это предвещало смерть ближнего или собственную.
Умирающий говорил, кому обмыть его после смерти, какую одежду одеть. По прекращении дыхания определяли смерть человека, давали умирающему попить воды. После смерти сразу же резали в жертву курицу или петуха, считали, что это принесет искупление крови покойного. Одетого покойника доставляли на кладбище, уложив в лубок, могилу обкладывали досками. В гроб клали предметы первой необходимости: еду, деньги, мужчине - табаку, нож и кочедык, а женщине - нитки, иголки. Клали в могилу мешочек с ногтями (считая, что покойному легче будет взбираться в гору). Вдоль тела покойного протягивали нитки, покойник будет с их помощью устраивать качели для подъема на небо. Клали покойному лепешку из муки, масла и меда.
На могиле покойного проводились поминки, выкладывали еду, питье и зажигали свечи. В могилу клали монеты, чтобы покойный мог в случае неудачи откупиться. Ложили топоры, серпы, косы, наконечники стрел. Рассказ этот можно продолжить еще о поминальных обрядах и других обычаях и традициях этого малого, но интересного и умного, щедрого душой народа.
Л. КУЛИНИЧ
Людмила Ивановна Кулинич — научный сотрудник Уржумского краеведческого музея. Издатель надеется, что Людмила Ивановна продолжит свои разыскания по обычаям и обрядам мари.
Источник: “Уржумская старина”, № 4, июль-август 1991 года, с. 10-12. |