О жилищах и быте мари
В древние времена дома, или по-марийски — кудо, располагались там, где хозяин рода облюбовал место для себя и своих родичей. Поэтому дома были разбросаны по селению.
Печей в домах не было. Дым от очага выходил в отверстия, проделанные в потолке кудо, в стене, через двери и окна. Пол в таком жилище был земляной. Для сна были широкие лавки-полати. Древнее жилище, по преданию, имело две двери. Одна входная, вторая — запасная, на случай побега из кудо в лес от неприятеля, врывающегося в избу. Это было обусловлено тем, что время тогда было неспокойное и тревожное.
Марийцы были скотоводами, охотниками, пчеловодами и земледельцами. Кругом шумели леса, где они охотились за пушным и другим зверем, занимались бортевым и колодным пчеловодством, разводили крупнорогатый скот, овец, свиней. Кони были основой жизни марийца и у каждого марийца было самодельное седло, лук, стрела, копье и нож на ремне (ремень поясной с ножом назывался — кузан ушто). Рубахи были холщовые, длинные и вышитые, как у женщин. Летом, как и женщины, древние марийцы носили белый халат — шобур.
Марийцы возделывали коноплю, из волокон которой женщины пряли нитки и ткали полотно, шили и вышивали.
После реформы 1861 года каждому крестьянину стали нарезать усадьбу или ободворицу по плану. Каждой деревне отмеряли плановые земельные угодья — поля, леса. За этими землями закрепляли земельные общества крестьян.
В это время начали строиться хозяйственные здания крестьян. Каждый мариец строился уже по плану. Дома начали строить по-русскому образу: с полом, потолком, окнами со стеклом, с печами, дымоходными трубами. Но богатые по-прежнему сооружали во дворе кудо—очаг для варки пищи. Но и они потом перестали это делать.
Стали строить печи в избе с так называемым «войзаком», или, по-русски, горнушкой. Там ставился котел, в котором варили пищу. Подтапливали углями, выгребаемыми из печи, или дровами. А у русских этого не было, они готовили пищу в горшках или чугунах.
Строили богатые мари, как и русские, свои постройки комплексно. Дом, сени, клеть, амбар, сараи, хлевы. Каждый двор имел передние и задние калитки. На три, четыре хозяйства по признакам родства строились гумно и овин для сушки и молотьбы хлеба.
В конце XIX—начале XX века старые постройки начали приходить в упадок, да и нарушались новыми хозяевами.
С. СОЛОВЬЕВ.
Сергей Ионович Соловьев в свое время работал учителем в Байсе, краевед. Им написана «История села Байсы—шопкер», главы из которой мы начнем публиковать в последующих выпусках альманаха.
Источник: “Уржумская старина”, № 1, январь-февраль 1991 года, с.14-15. |