Уржумская Земля
прошлое и настоящее
Меню сайта
Категории раздела
Агропром, сельское хозяйство [117]
Археология [19]
Великая Отечественная война [135]
Военачальники, генералы [38]
Военная служба [16]
Военные истории [16]
Возвращение имён [27]
Генеалогия [6]
Георгиевские кавалеры [1]
Герои Советского Союза [31]
Герои Социалистического Труда [2]
Годы жизни Кировской искры [32]
Годы революции и гражданской войны [60]
Горячие точки [22]
Госслужба [42]
День в истории [0]
Депутаты Государственной Думы [5]
Дети войны [44]
Иностранцы в Уржуме [20]
Интересные люди, увлечения [70]
Исторические, заповедные и памятные места [0]
Исторические справки [46]
История, легенды народов, вера [22]
Комсомольская жизнь [6]
Краеведение и краеведы [40]
Культура и искусство [308]
Лесное хозяйство [25]
Медицина [77]
Монастыри, церкви, часовни [46]
Музеи [41]
Некрополь, некрополистика [5]
Образование [195]
Правопорядок, спецслужбы [90]
Православная страница [127]
Политика [10]
Политические лидеры [232]
Почётные граждане Уржума [38]
Почётные граждане Уржумского района [13]
Почта, марки, открытки [18]
Приют, Детские дома [4]
Промыслы, ремёсла [40]
Промышленность, производство, передовики [87]
Революционеры [20]
Реки, озёра, пруды и родники [23]
Сельские поселения [225]
Список лиц, погребенных при церкви [32]
Спорт, туризм [63]
Судьбы [214]
Топонимика, ономастика [9]
Торговля, ярмарки [10]
Транспорт, дороги [13]
Уржум в прошлом [42]
Уржум в настоящем [23]
Уржум - улицы и дома [11]
Уржумские корни [5]
Уржумский уезд [45]
Учёные, инженеры, конструктора [99]
Флора и фауна, природа [11]
Разное [0]
[0]
[0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

О жилищах и быте мари

О жилищах и быте мари

 

В древние времена дома, или по-марийски — кудо, располагались там, где хозяин рода облюбовал место для себя и своих родичей. Поэтому дома были разбросаны по селению.

Печей в домах не было. Дым от очага выходил в отверстия, проделанные в потолке кудо, в стене, через двери и окна. Пол в таком жилище был земляной. Для сна были широкие лавки-полати. Древнее жилище, по преданию, имело две двери. Одна входная, вторая — запасная, на случай побега из кудо в лес от неприятеля, врывающегося в избу. Это было обусловлено тем, что время тогда было неспокойное и тревожное.

Марийцы были скотоводами, охотниками, пчеловодами и земледельцами. Кругом шумели леса, где они охотились за пушным и другим зверем, занимались бортевым и колодным пчеловодством, разводили крупнорогатый скот, овец, свиней. Кони были основой жизни марийца и у каждого марийца было самодельное седло, лук, стрела, копье и нож на ремне (ремень поясной с ножом назывался — кузан ушто). Рубахи были холщовые, длинные и вышитые, как у женщин. Летом, как и женщины, древние марийцы носили белый халат — шобур.

Марийцы возделывали коноплю, из волокон которой женщины пряли нитки и ткали полотно, шили и вышивали.

После реформы 1861 года каждому крестьянину стали нарезать усадьбу или ободворицу по плану. Каждой деревне отмеряли плановые земельные угодья — поля, леса. За этими землями закрепляли земельные общества крестьян.

В это время начали строиться хозяйственные здания крестьян. Каждый мариец строился уже по плану. Дома начали строить по-русскому образу: с полом, потолком, окнами со стеклом, с печами, дымоходными трубами. Но богатые по-прежнему сооружали во дворе кудо—очаг для варки пищи. Но и они потом перестали это делать.

Стали строить печи в избе с так называемым «войзаком», или, по-русски, горнушкой. Там ставился котел, в котором варили пищу. Подтапливали углями, выгребаемыми из печи, или дровами. А у русских этого не было, они готовили пищу в горшках или чугунах.

Строили богатые мари, как и русские, свои постройки комплексно. Дом, сени, клеть, амбар, сараи, хлевы. Каждый двор имел передние и задние калитки. На три, четыре хозяйства по признакам родства строились гумно и овин для сушки и молотьбы хлеба.

В конце XIX—начале XX века старые постройки начали приходить в упадок, да и нарушались новыми хозяевами.

С. СОЛОВЬЕВ.

Сергей Ионович Соловьев в свое время работал учителем в Байсе, краевед. Им написана «История села Байсы—шопкер», главы из которой мы начнем публиковать в последующих выпусках альманаха.

Источник: “Уржумская старина”, № 1, январь-февраль 1991 года, с.14-15.

Категория: История, легенды народов, вера | Добавил: Георгич (14.08.2017)
Просмотров: 576 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта