Легенда рассказывает
О заселении древними марийцами Малмыжского. Шурминского и Советского районов области говорит предание, записанное со слов колхозника Семена Ивановича Еликова. Он называет трех родоначальников: Шуран-Шур-Мари — первый из них, он расселил свой род в Шурминском района; Болтуш — в Малмыжском районе; Кугу Рака.
По преданию Шуран-Шур-Мари имел рог (Шур Мари—рогатый мари). Объяснением происхождения имени князя служит другая легенда...
Давным-давно, жил в марийском племени шурмари бедный-пребедный мариец, по имени Пиштай (по-русски добрый). Много добра он сделал, но самое большое добро у него было впереди...
Все племя работало на князя Шурмари, но ему было все мало и мало. И решил он заставить работать на себя маленькую речушку Шур, возвести на ней плотину для мельницы. Все племя трудилось на постройке, но вешние воды прорвали плотину, унесли труд людей в большую реку Каунрад Быд (марийское название Вятки). Долго думал князь Шурмари — можно построить второй раз плотину, но весенняя вода снова ее унесут. Стало быть строить надо по-другому, но как — этого он не знал. Тогда позвал к себе князь старого марийца своего племени, накормил его, напоил и спросил:
— Скажи, как построить плотину, чтобы ее не унесла вода?
— Этого я не знаю, спроси у Тюм-Тюма, он старше меня и мудрее.
Тюм-Тюм жил на берегу Каунрад Быд под большим дубом. Привезли дряхлого Тюм-Тюма к князю Шурмари. Напоил его, накормил князь, а потом спросил:
— Доволен ли ты едой и питьем?
— Доволен, — прошамкал Тюм-Тюм.
— Помоги, посоветуй, как построить крепкую плотину?
Долго молчал Тюм-Тюм, сказать или утаить? Утаю — тайна уйдет со мною в могилу, скажу — людям польза будет.
— Для того, чтобы плотина была крепкой, — старик закашлялся, как будто чем-то подавился, потом торопливо досказал: — Только кости живого человека укрепят ее навечно.
Понял князь, что нужно делать. В одну из дождливых и грязных ночей позвал он к себе Пиштая, накормил, напоил его и спросил:
— Доволен ли ты едой и питьем?
— Доволен, — ответил ему Пиштай и заулыбался.
— Много ты делаешь добра людям, сделай еще одно доброе дело для всего рода.
И тут князь рассказал Пиштаю то, что посоветовал мудрый Тюм-Тюм, пообещав, что никогда с его илема не будет брать никакой дани и накажет об этом своим детям и внукам, всем князьям своего рода.
Пиштай долго не думал, ответил сразу:
— Жить мне осталось недолго, скоро закопают в землю мертвого, так пусть закопают живого.
Тут он немного задумался, когда снова заговорил, его чистые голубые глаза уставились пристально на князя:
— Ты знаешь, князь, татарского лешего Шурале?
- Знаю, — ответил князь.
— Если ты или другой князь из твоего рода забудут свое обещание, на голове у него вырастет такой же рог. Запомни это князь!
Князь сам увел Пиштая к плотине, указав место, где нужно лечь, сам завалил его глиной, камнями и землей, затоптал ногами…
Много ли, мало ли времени прошло с тех пор, но один из князей забыл наказ предка, пришёл однажды в илем к Пиштаям и взял дань. За ночь у князя вырос рог. Так появился рогатый князь Тукан-Мари. А плотина стояла триста лет и три года…
Вот такая легенда записана со слов шурминского старожила С. И. Еликова.
К. Зайцева
От издателя: Клавдия Ивановна Зайцева — шурминский краевед, в настоящее время живет в Свердловске. Она собрала большой материал по истории села Шурмы ее публикации по краеведческой тематике часто можно увидеть на страницах рамочной газеты. Вот и эта легенда была опубликовано в «Кировской искре» 30 июня 1990 года.
Легенда эта подкрепляется сегодня известными фактами. К примеру, деревня Акмазики имеет еще одно название — Шурмари — так называют это селение марийцы (также как Ешполдино-Товарна). Возле Акмазиков сохранились до сих пор остатки большого вала—запруды на речке Шурме (Шурминке). Быть может это и есть та самая плотина, о которой идет речь в легенде? Стало быть, местом жительства своего рода резиденцией марийского князя, и была деревня Акмазики.
Кроме того летом прошлого года проходили археологические раскопки могильника, ориентировочно датируемого XV—XVII веками, что расположен невдалеке от деревни Акмазики. Находки металлического топора, наконечников стрел, перстней-печаток, многочисленных украшений из меди, ножей — все это в какой-то мере служит доказательством версии о том, что где-то поблизости было крупное Поселение, причем племени неоднородного по социальному составу.
О том, что марийский князь жил в Акмазиках, рассказывает и другая легенда, которая хранится в роду Акмазиковых. Ю. С. Акмазиков, проживающий ныне в Федосимове, помнит ее со слов отца С. Д. Акмазикова. Речь в ней идет о том, что Шурмари был последним князем некрещенных мари, а первым новокрещенным марийским князем стал Акмазик.
Источник: “Уржумская старина”, № 1, январь-февраль 1991 года, стр. 13-14. |