Уржумская Земля
прошлое и настоящее
Меню сайта
Категории раздела
Агропром, сельское хозяйство [117]
Археология [19]
Великая Отечественная война [138]
Военачальники, генералы [38]
Военная служба [17]
Военные истории [16]
Возвращение имён [27]
Генеалогия [6]
Георгиевские кавалеры [2]
Герои Советского Союза [31]
Герои Социалистического Труда [2]
Годы жизни Кировской искры [33]
Годы революции и гражданской войны [60]
Горячие точки [22]
Госслужба [45]
День в истории [0]
Депутаты Государственной Думы [5]
Дети войны [47]
Иностранцы в Уржуме [20]
Интересные люди, увлечения [70]
Исторические, заповедные и памятные места [0]
Исторические справки [46]
История, легенды народов, вера [23]
Комсомольская жизнь [6]
Краеведение и краеведы [41]
Культура и искусство [314]
Лесное хозяйство [25]
Медицина [78]
Монастыри, церкви, часовни [52]
Музеи [46]
Некрополь, некрополистика [5]
Образование [205]
Правопорядок, спецслужбы [96]
Православная страница [127]
Политика [10]
Политические лидеры [233]
Почётные граждане Уржума [43]
Почётные граждане Уржумского района [15]
Почта, марки, открытки [18]
Приют, Детские дома [4]
Промыслы, ремёсла [40]
Промышленность, производство, передовики [89]
Революционеры [20]
Реки, озёра, пруды и родники [23]
Сельские поселения [226]
Список лиц, погребенных при церкви [32]
Спорт, туризм [68]
Судьбы [218]
Топонимика, ономастика [9]
Торговля, ярмарки [12]
Транспорт, дороги [13]
Уржум в прошлом [47]
Уржум в настоящем [24]
Уржум - улицы и дома [11]
Уржумские корни [5]
Уржумский уезд [45]
Учёные, инженеры, конструктора [101]
Флора и фауна, природа [11]
Разное [0]
[0]
[0]
Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0

Из истории марийского народа
Из истории марийского народа
 
Живший в VI веке нашей эры готский историк Иордан упоминает о существовании народа «меря». Упоминание о мере имеется и в начальной русской летописи, которая даже точно указывает места пребывания мери – в районе озер Неро и Плещеево (Ярославская область). В первой новгородской летописи за 860 г. повествуется: «и въсташа словене и кривичи и мери и чудь и варягы и изгнаша их за море». Позднее дружинники из мери принимали участие в морских походах киевских князей на Константинополь.
В поздних письменных источниках упоминаются «мерские станы» в глухих окраинах бывшей Костромской губернии.
Созвучие имен летописной мери и современных мари наводило ученых на мысль об их родстве или даже тождестве. Так, знаменитый финский ученый М. Кастрен полагал, что «меря» – просто славянское видоизменение «мари», что означает «люди».
В то же время в «Повести временных лет» и в других письменных источниках Х-ХI вв. мари упоминается под именем черемис («цармис»). Интересно отметить, что летописец не смешивал в языковом отношении мерю с черемисами, что, очевидно, имело какие-то реальные основания.
К сожалению, как считает советский ученый В. А. Серебренников, «проблема языковой принадлежности летописной мери до сих пор остается загадкой, которая вряд ли когда-либо будет разрешена».
С Х-ХI вв. среди марийцев происходит интенсивное разложение родового строя и зарождение феодальных отношений. (Так, вятские мари сохранили предание о своих князьях, столицей которых был Уржум). Родовая знать устанавливает контакт с феодалами Волжской Булгарии, затем Казанского ханства. Взаимоотношения же с Золотой Ордой имели характер отношений между завоевателями и покоренными.
Именно в это время начинает проявляться различие между горными и луговыми, вернее, между юго-западными и северо-восточными племенами. Первые ближе находились к русскому феодализму и к мордве, которая в это время была уже под сильным влиянием русской культуры. (Интересно упоминание о черемисах в «Слове о погибели Русской земли» – памятнике XIII в., – которые платили дань медом Владимиру Мономаху).
Северо-восточные же племена входят в орбиту тюрских государств. Здесь и феодалы часто являлись выходцами из татар.
После взятия Казани в 1552 году марийцы присягнули русскому царю Ивану Грозному (в народном летоисчислении «Иван кугыжа годым» – во времена Ивана Грозного), но часто восставали против русских. Так, в 1553 году для их усмирения был послан князь Андрей Курбский, который в своих сообщениях впервые упоминает Уржум, до которого доходили его отряды.
Курбский пишет о многочисленности марийского народа: «бо тот черемисский язык не мал есть и… обирается их, глаголют, вящей (более) двадесять тысячей войска».
В XVII веке основная масса марийцев была расселена в Царевококшайском, Царевосанчурском, Кокшайском, Яранском, Казанском и Уржумском уездах. Уржумский уезд входил тогда в состав Понизового края, центром которого была Казань. Уезд делился на так называемые «дороги». («Даруга» – слово монгольское, что означает «управитель». Как справедливо считал Д. А. Корсаков, даруга «при русском владычестве стало отождествляться с дорогой, то есть путем, который вел от Казани в тот или иной округ»).
Уезды и дороги делились на волости, которые во времена Казанского ханства были известны под названием «улусы». Царская администрация сохранила и использовала традиционные формы внутреннего управления, существовавшие у марийцев до их присоединения к Русскому государству. (Под 1553-1555 гг. летописцы упоминают в числе других марийскую волость Мазары).
Марийцы Уржумского уезда в XVII веке проживали в следующих волостях: Малмыжская дорога – Билямори, Большие Ноли, Рой, Рошку, Сабинская (Сабы), Шурма; Кукарская дорога; Байса, Чам; Казанская дорога: Вичмори, Малый Билямор.
В. Столбов.
Кировская искра. – 1979. – 27 февр. (№ 25). – С. 4.
Категория: История, легенды народов, вера | Добавил: Георгич (09.11.2015)
Просмотров: 870 | Теги: Мари | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта