Уржумская Земля
прошлое и настоящее
Меню сайта
Категории раздела
Агропром, сельское хозяйство [117]
Археология [19]
Великая Отечественная война [138]
Военачальники, генералы [38]
Военная служба [17]
Военные истории [16]
Возвращение имён [27]
Генеалогия [6]
Георгиевские кавалеры [2]
Герои Советского Союза [31]
Герои Социалистического Труда [2]
Годы жизни Кировской искры [33]
Годы революции и гражданской войны [60]
Горячие точки [22]
Госслужба [45]
День в истории [0]
Депутаты Государственной Думы [5]
Дети войны [47]
Иностранцы в Уржуме [20]
Интересные люди, увлечения [70]
Исторические, заповедные и памятные места [0]
Исторические справки [46]
История, легенды народов, вера [23]
Комсомольская жизнь [6]
Краеведение и краеведы [41]
Культура и искусство [314]
Лесное хозяйство [25]
Медицина [78]
Монастыри, церкви, часовни [52]
Музеи [46]
Некрополь, некрополистика [5]
Образование [205]
Правопорядок, спецслужбы [96]
Православная страница [127]
Политика [10]
Политические лидеры [233]
Почётные граждане Уржума [43]
Почётные граждане Уржумского района [15]
Почта, марки, открытки [18]
Приют, Детские дома [4]
Промыслы, ремёсла [40]
Промышленность, производство, передовики [89]
Революционеры [20]
Реки, озёра, пруды и родники [23]
Сельские поселения [226]
Список лиц, погребенных при церкви [32]
Спорт, туризм [68]
Судьбы [218]
Топонимика, ономастика [9]
Торговля, ярмарки [12]
Транспорт, дороги [13]
Уржум в прошлом [47]
Уржум в настоящем [24]
Уржум - улицы и дома [11]
Уржумские корни [5]
Уржумский уезд [45]
Учёные, инженеры, конструктора [101]
Флора и фауна, природа [11]
Разное [0]
[0]
[0]
Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0

Из истории марийского этноса
Из истории марийского этноса
 
Появился первый человек на территории нашего Уржум­ского района. Это была эпоха неолита и бронзы.
 


Экспонаты Уржумского краеведческого музея.
Эпоха неолита и бронзы.
 
Примерно четыре тысячи лет назад. Поселение Юртиф. В эпоху неолита и бронзы чело­век научился обрабатывать камень. Он обрабатывал камень. Научился даже делать подвески камнем. Часто встречается посуда с орнамен­том.
Ананьинцы, по преданию, предки марийцев современных и удмуртов. Ананьинцы, азелинцы - предки марийцев. Ананьинская культура сменяется азелинской.
Основным содержанием ананьинской эпохи является появление и внедрение, наряду с бронзовыми, железных орудий труда и оружия. Широкое распространение в лесной полосе железных руд болотного типа сделало этот процесс стабильным и постоянно нарастающим. Использование орудий труда из железа произвело революцию в производстве - появилась возможность расчищать лес на больших площадях, лучше обрабатывать почву и быстрее справляться с урожаем, строить более качественные жилые, хозяйственные и фортификационные сооружения. Оружие, сделанное из железа, стало более разнообразным и совершенным: появились железные длинные мечи, боевые топоры, улучшенные варианты наконечников копий и стрел. Стали более разнообразными и защитные средства: панцири, кольчуги, щиты, шлемы, поножи и др. Не удивительно, что ранний железный век -время широкого распространения войны как средства быстрого обогащения.
Изделия из кости и рога с ананьинских городищ и могильников составляют весьма многочисленную категорию материалов, отложившихся, начиная с XIX в. во многих музейных коллекциях Урало-Поволжья и центральных учреждений Москвы и Санкт-Петербурга. Но, исследователей до сих пор привлекала не его многочисленность, что, безусловно представляет значительную ценность, а, прежде всего, отдельные предметы резной кости, несущие информацию художественного порядка.
По объему и разнообразию коллекции ананьинской кости трудно сравнивать с чем-либо. Они включают сами изделия, изготовленные древними обитателями Прикамья, заготовки и обломки целых предметов, а также само сырье, в виде костей и рогов животных. Не случайно, ананьинские городища с момента первого знакомства с ними заслужили название "костеносных".  
С азелинской культурой пред­ставлен у нас Сабуровский могильник, Тюмтюмский могильник и Азелинский могильник.
 

Экспонаты Уржумского краеведческого музея.
Ананьинская культура.
 
При строительстве пищекомбината было обнаружено богатейшее захоронение марийской княжны. Бусы из халцедона, халцедоновые диски, подвески различные, монетообразные застежки. Существовал такой обычай. В знак скорби, если человек умирал, раскалывали этот халцедоновый диск: половину как бы оставляли себе на память о человеке, а половину диска бросали в могилу на захоронение. 
Ошкинский могильник. Во время грозы вырвало с корнем дерево и вот под этим корнем нашли сундук вот с такими вещами, как брон­зовая застёжка также толстообразная, диски различные, которые при­шивались на грудь. И, видимо, в то время существовал культ живот­ных, и часто очень, например, в подвесках утиные лапки.

 


Экспонаты Уржумского краеведческого музея.
Тюм-Тюмский могильник.
Ошкинский могильник.
 
Марийцы как бы они делят себя на две этнические группы (так же, как удмурты делят себя на ватто и там калмеш, калмесь). Они делят себя на горных и луговых. Вот в числе луговых марийцев наша группа марийцев, вичеви тюрлак мари. Это наши вятские береговые марийцы, уржумские марийцы, то есть они живут только в Уржумс­ком районе. Это район Тюм-Тюм, Большой Рой, Собакино и Лопьял.
Ещё у нас есть другие марийцы. В числе луговых наши ви­чеви тюрлак мари, вятские береговые марийцы. А марийцы ещё на­зываются и по головным уборам. Допустим, саракан-мари, вот ши-макшан-мари, там допустим, и тюрюкан-мари.
И ещё марийцы делят­ся по месту их некогда проживания, то есть пу-мари, буйские марий­цы, пиля-мари, пилинские марийцы, кук-мари, допустим, вютля-мари.
 
Источник:
1. История Вятского края в преданиях, легендах и песнях. 
2. Предания и легенды из истории вятских мари, марийские богатыри. 
3. Костяные изделия населения Вятского края в ананьинскую эпоху 
 
Категория: История, легенды народов, вера | Добавил: Георгич (09.11.2015)
Просмотров: 1065 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта