Из истории марийского этноса
Появился первый человек на территории нашего Уржумского района. Это была эпоха неолита и бронзы.
Экспонаты Уржумского краеведческого музея.
Эпоха неолита и бронзы.
Примерно четыре тысячи лет назад. Поселение Юртиф. В эпоху неолита и бронзы человек научился обрабатывать камень. Он обрабатывал камень. Научился даже делать подвески камнем. Часто встречается посуда с орнаментом.
Ананьинцы, по преданию, предки марийцев современных и удмуртов. Ананьинцы, азелинцы - предки марийцев. Ананьинская культура сменяется азелинской.
Основным содержанием ананьинской эпохи является появление и внедрение, наряду с бронзовыми, железных орудий труда и оружия. Широкое распространение в лесной полосе железных руд болотного типа сделало этот процесс стабильным и постоянно нарастающим. Использование орудий труда из железа произвело революцию в производстве - появилась возможность расчищать лес на больших площадях, лучше обрабатывать почву и быстрее справляться с урожаем, строить более качественные жилые, хозяйственные и фортификационные сооружения. Оружие, сделанное из железа, стало более разнообразным и совершенным: появились железные длинные мечи, боевые топоры, улучшенные варианты наконечников копий и стрел. Стали более разнообразными и защитные средства: панцири, кольчуги, щиты, шлемы, поножи и др. Не удивительно, что ранний железный век -время широкого распространения войны как средства быстрого обогащения.
Изделия из кости и рога с ананьинских городищ и могильников составляют весьма многочисленную категорию материалов, отложившихся, начиная с XIX в. во многих музейных коллекциях Урало-Поволжья и центральных учреждений Москвы и Санкт-Петербурга. Но, исследователей до сих пор привлекала не его многочисленность, что, безусловно представляет значительную ценность, а, прежде всего, отдельные предметы резной кости, несущие информацию художественного порядка.
По объему и разнообразию коллекции ананьинской кости трудно сравнивать с чем-либо. Они включают сами изделия, изготовленные древними обитателями Прикамья, заготовки и обломки целых предметов, а также само сырье, в виде костей и рогов животных. Не случайно, ананьинские городища с момента первого знакомства с ними заслужили название "костеносных".
С азелинской культурой представлен у нас Сабуровский могильник, Тюмтюмский могильник и Азелинский могильник.
Экспонаты Уржумского краеведческого музея.
Ананьинская культура.
При строительстве пищекомбината было обнаружено богатейшее захоронение марийской княжны. Бусы из халцедона, халцедоновые диски, подвески различные, монетообразные застежки. Существовал такой обычай. В знак скорби, если человек умирал, раскалывали этот халцедоновый диск: половину как бы оставляли себе на память о человеке, а половину диска бросали в могилу на захоронение.
Ошкинский могильник. Во время грозы вырвало с корнем дерево и вот под этим корнем нашли сундук вот с такими вещами, как бронзовая застёжка также толстообразная, диски различные, которые пришивались на грудь. И, видимо, в то время существовал культ животных, и часто очень, например, в подвесках утиные лапки.
Экспонаты Уржумского краеведческого музея.
Тюм-Тюмский могильник.
Ошкинский могильник.
Марийцы как бы они делят себя на две этнические группы (так же, как удмурты делят себя на ватто и там калмеш, калмесь). Они делят себя на горных и луговых. Вот в числе луговых марийцев наша группа марийцев, вичеви тюрлак мари. Это наши вятские береговые марийцы, уржумские марийцы, то есть они живут только в Уржумском районе. Это район Тюм-Тюм, Большой Рой, Собакино и Лопьял.
Ещё у нас есть другие марийцы. В числе луговых наши вичеви тюрлак мари, вятские береговые марийцы. А марийцы ещё называются и по головным уборам. Допустим, саракан-мари, вот ши-макшан-мари, там допустим, и тюрюкан-мари.
И ещё марийцы делятся по месту их некогда проживания, то есть пу-мари, буйские марийцы, пиля-мари, пилинские марийцы, кук-мари, допустим, вютля-мари.
Источник:
1. История Вятского края в преданиях, легендах и песнях.
2. Предания и легенды из истории вятских мари, марийские богатыри.
3. Костяные изделия населения Вятского края в ананьинскую эпоху
|