Уржумская Земля
прошлое и настоящее
Меню сайта
Категории раздела
Агропром, сельское хозяйство [117]
Археология [19]
Великая Отечественная война [138]
Военачальники, генералы [38]
Военная служба [17]
Военные истории [16]
Возвращение имён [27]
Генеалогия [6]
Георгиевские кавалеры [2]
Герои Советского Союза [31]
Герои Социалистического Труда [2]
Годы жизни Кировской искры [33]
Годы революции и гражданской войны [60]
Горячие точки [22]
Госслужба [46]
День в истории [0]
Депутаты Государственной Думы [5]
Дети войны [47]
Иностранцы в Уржуме [21]
Интересные люди, увлечения [70]
Исторические, заповедные и памятные места [0]
Исторические справки [46]
История, легенды народов, вера [23]
Комсомольская жизнь [6]
Краеведение и краеведы [41]
Культура и искусство [314]
Лесное хозяйство [25]
Медицина [78]
Монастыри, церкви, часовни [52]
Музеи [47]
Некрополь, некрополистика [5]
Образование [205]
Правопорядок, спецслужбы [96]
Православная страница [127]
Политика [10]
Политические лидеры [233]
Почётные граждане Уржума [43]
Почётные граждане Уржумского района [16]
Почта, марки, открытки [18]
Приют, Детские дома [4]
Промыслы, ремёсла [40]
Промышленность, производство, передовики [89]
Революционеры [20]
Реки, озёра, пруды и родники [23]
Сельские поселения [226]
Список лиц, погребенных при церкви [32]
Спорт, туризм [68]
Судьбы [219]
Топонимика, ономастика [9]
Торговля, ярмарки [12]
Транспорт, дороги [13]
Уржум в прошлом [47]
Уржум в настоящем [24]
Уржум - улицы и дома [11]
Уржумские корни [5]
Уржумский уезд [45]
Учёные, инженеры, конструктора [101]
Флора и фауна, природа [11]
Разное [0]
[0]
[0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Фонд № Р-4. РОНО Уржумского района
Фонд № Р-4. Районное управление образования администрации Уржумского района,
г. Уржум, Кировская область
(РОНО Уржумского района)
 
Уржумский уездный отдел народного образования /УОНО/ был образован в 1918 году и относился к Уржумскому уезду Вятской губернии, с 1929 года Уржумского района Нижегородского края, с 1932 года Горьковского края, с 1934 года Кировского края, с 1936 года Кировской области.
В ведении УОНО в г.Уржуме в 1923 году было:
4 школы 1 ступени /им.Некрасова, им.Тургенева, им.Песталоцци, им.Луночарского 1школа 2 ступени /им.В.И.Ленина/
Профшкола, выпускающая мастеров-ремесленников
Педтехникум
5 детских домов /им.Ленина, им.Луночарского, им.Розы Люксембург, для больных детей
и Уздрава/
2 библиотеки / центральная, образованная в 1918 году, в дальнейшем значится как
городская и детская/
Пролетарский клуб
Гортеатр, кинотеатр
1 детский садсесоюзный

По волостям было:
80 начальных школ
Школа семилетка в с.Буйское, школа 2 ступени в с.Шурма
16 библиотек
Детские дома в Буйской, Кичминской, Пилинской волости, 2 детских дома в Р-Турекской волости /им.Герцена и им.3 Интернационала/
Пролеткружки и пролетклубы 1)

В аппарате УОНО были:
Заведующий УОНО и уполитпросветработы
Заместитель Соцвоса
Заместитель уполитпросветработы
2 инспектора
Инспектор по ликбезу
Детский инспектор
Председатель КОМОНЕС/комиссия по делам несовершеннолетних/
Консультант по плановым вопросам
Делопроизводитель,машинистка,секретарь,бухгалтер,счетовод-кладовщик.
По социальному составу в школах обучались дети крестьян, рабочих, красноармейцев, ремесленников,служащих, торговцев, духовного сословия, из детских домов и прочие, но не все дети были охвачены всеобучем,причина-бедность, болезни, нежелание учиться.
За правоучение своих детей в школах 1 и 2 ступени не трудовой элемент, а также лица, имевшие патенты, платили соответственно узаконенные суммы, а служащие, получающие свыше 45 рублей имели процент отчисления.
Кроме того работали Комитеты содействия школам, которые в порядке добровольности производили самообложение родителей учащихся и расходовали эти средства на нужды школ, в школах организовывались горячие завтраки, с каждого ученика собирали по 30 копеек в месяц, привлекались средства населения, колхозов, использовался урожай с пришкольных участков, средства выделял и Уздрав.
Школы укомплектовывались работниками в полной согласованности с Упросом, преподаватели проходили курсы переподготовки. В основу работы школ 1 ступени были положены программы Гус"а и учебные планы Губсоцвоса, программы прорабатывались методами: трудовыми,экскурсионно-исследовательскими, лабораторно-исследовательскими, иллюстративными, словесно-книжными.
Общественно-политическое воспитание являлось одним из основных моментов и заключалось:
1.организации школьной и внешкольной работы учащихся на коллективных началах.
2.углубленной проработке материала, в особенности в части вопросов политического и обществоведческого характера.
3.построения работы в целях воспитания материалистического миропонимания.
4.связи с местными партийными, советскими и общественными организациями.
5.участие школ в проведении революционных праздников и событий.
6. в издании стенгазет.
7.черезсвязь пионерорганизации, через усиление работы всех ученических организаций.
Связь школы с населением осуществлялось через представительство от населения в органах управления школы, через непосредственную работу учащихся, через экскурсии, отчетность школы перед населением /родительские собрания, посещение школ родителями и т.д./.
В школах многие дети состояли в пионерских организациях и вели кроме школьной и внешкольную работу.
Например, в школе 2 ступени им.В.И.Ленина в 1924/1925 уч.гг. работало 32 кружка, секции и обществ, которые руководились и управлялись полностью силами учащихся, общественно-политическое воспитание велось главным образом в ученических самоорганизациях, имелась ячейка РЛКСМ-из 37 человек, воспитательная работа велась через ученические организации, во главе стоял ученический старостат, избираемый из групповых коллективов, постоянным органом старостата являлось Бюро. Старостат собирался еженедельно и работал по заданиям общего коллектива, при старостате работали секции: культурно-просветительная, хозяйственная и редколлегия.
Культурно-просветительная секция руководила всеми кружками, а их было не мало: сельскохозяйственный,метеорологический, краеведческий, художественный, хоровой, любителей природы, техник и радиолюбителей, учкоров и др., издавались стенгазеты, журналы,бюллетени и т.д.
Художественное воспитание проводилось в форме графического, драматического, декоративного искусства, музыки, пения. Физическое воспитание проводилось в форме различных видов спорта на открытом воздухе, посещении спортклуба, выполнения обычаев пионеров.
Все вопросы педагогического характера разрешались на общих собраниях педагогической секции школьного Совета. Учебные занятия велись по программам Гус"а и Вятских курсов, велись путем бесед, лекций, заданий учащимся самостоятельных работ на определенные темы в виде докладов, задач, графиков, зарисовок и т.д. и путем лабораторно-исследовательского метода, проводились экскурсии в крестьянские хозяйства, промышленные предприятия, в общественные организации, на природу.
Учреждений профобра в городе было 2: педтехникум и профшкола. Основной задачей педтехникума являлась подготовка школьных работников для школ 1 ступени в сельских местностях и политпросветработников. При техникуме работали кружки: антирелигиозный, краеведческий, смычки с деревней, драматический, хоровой. Преподаватели впервые в 1924/1925 уч.гг. работали по определенным плановым учебным программам, на основе схематического изображения плана Гус"а, в двух младших основных группах преобладал иллюстративно-лекционный метод с приближением к Дельтон-плану, работа в старших группах переведена полностью на Дэльтон-план. Учащимися велась общественная политическая работа в подшефных деревнях при содействии женотделов, укомов, общества смычки города с деревней, проводилась практическая педагогическая работа в опытной школе и в учхозе.
Педтехникумом организовано свое учебное хозяйство, а также имелись другие вспомогательные учреждения: опытная школа, кабинеты, столярная мастерская, на земельном участке в 33 десятины садили картофель, овес, гречу, клевер. Техникум находился на двойном снабжении: НКП Главпрофобра и Губисполкома. Обучались учащиеся из города и волостей Уржумского уезда,Яранского,Нолинского, и из Маробласти.
Профтехническая школа выпускала мастеров по кузнечно-слесарному делу, школа выполняла не только программные минимумы, но летом свою производственную практику переносила в деревню. Несколько отрядов учащихся были направлены по селениям Уржумского уезда для ремонта домашнего и сельхозинвентаря крестьянских хозяйств, производя работу бесплатно, проходили производственную практику и в Аркульских ремонтных мастерских, на местной электростанции. 2)
К политпросвету относились учреждения: музей,гортеатр,кинотеатр, центральная библиотека и пролетклуб.
Музей был основан в ноябре 1924 года, в музее были отделы:
культурно-экономический, кустарно-промышленный, сельскохозяйственный, историко- археологический, палеонтологический, флора, фауна, геология,художественный, имелась лаборатория для изготовления и монтировки экспонатов, проводились выезды в уезд, были обследованы городища, курганы, речки, усадьбы помещиков, кроме того обследованы места нахождения костей мамонтов, носорога, первобытных быков и других ископаемых животных.
Центральная библиотека снабжала методической литературой работников волостных библиотек и изб-читален, принимали участие во всевозможных компаниях.
Деская библиотека имела сеть детских передвижек, которые обслуживали школы 1 ступени, детдома, работниками проводились беседы, выставки,громкие читки проводились в школах и читальном зале, вместе с пионерклубом показывались туманные картины, проводились вечера в виде вопросов и ответов, в январе 1926 года открылась новая библиотека им. Елкина в нижней части города.
Работа гортеатра выражалась в платных и бесплатных постановках спектаклей.
Репертуар кинотеатра был разнообразный революционный, агитационный, художественный,трюковой. На ученические сеансы делалась скидка 50%.
Ставились бесплатные сеансы для крестьянского населения, экскурсий школьников, пионеров, для городских и сельских сходов, курсов. Кроме того в дни отдыха /понедельник/ ставились постановки в пользу английских рабочих, кино работало в пользу беспризорных детей.
В пролетклубе проводились вечера, в летнее время в горсаду на открытой сцене ставились постановки, работали кружки, уголки.
Работа по ликбезу выражалась в проведении докладов по месткомам союзов и вербовке неграмотных, были организованы ликпункты, групповые и индивидуальные обучения.
В городе пионерский клуб обслуживал до 400 человек пионеров и неорганизованных детей и являлся центром организации пионерской работы, проводились общие, отрядные, звеньевые собрания, доклады и беседы, издавались газеты. При самом активном участии пионеров и членов РЛКСМ школами повышенного типа было взято шефство над деревнями, в которых велась систематическая работа.
В январе 1926 года в городе открылся первый детский сад, детей было 50 человек, детский сад поддерживал связь со школой им.Некрасова и детским домом Уздрава, путем взаимного посещения и ознакомления с программами и работой детского сада и взаимно с работой школы и детдома.
31 августа 1925 года Совет народных комиссаров издал декрет о порядке введения всеобщего обязательного обучения детей школьного возраста в РСФСР.
В районе была проведена большая подготовительная работа по выполнению декрета, было решено открыть новые школьные комплекты/ расширить школу им. Песталоцци, открыть 1 четырехкомплектную школу в городе и 4 в деревнях Шуране, Богатырях, Богданове, Н.Берсенихе/. 3)
С 1928 года в районе введено всеобщее обязательное обучение детей 8 летнего возраста, в 1927 году в школах 1 ступени обучалось всего 420 человек, в новом 1928 году на 122 человека больше, во всех школах введены горячие завтраки, учебными пособиями и канцелярскими принадлежностями школы были снабжены удовлетворительно, на одного учащегося приходилось писчей бумаги 42 листа, 2 карандаша, 1 чернильный порошок на 4 человека, 1 ручка на 2-х человек, детям оказывалась посильная материальная помощь, их снабжали одеждой и обувью. 4)
В 1924 году количество детских домов было сокращено, остались 3 детских дома: 1 детский дом УЗДРАВА /он стал называться Дом ребенка/ и 2 детских дома УОНО- детский дом № 1 с приемником для мальчиков на 40 человек и детский дом № 2 больных детей на 25 человек.
В 1928 году летом прибыли в г. Уржум 2 детских дома из Вятки, 1 детский дом из г. Нолинска и 2 детских дома из с. Р-Турек, в конце года была проведена реорганизация всех детских домов в один детский дом. Большая работа проведена по отдаче воспитанников в крестьянские хозяйства и кусторям для обучения труду на определенный срок или усыновление.
На 1 декабря 1928 года таких детей передано 30 человек. Лицам, которые брали воспитанников, предоставляли ряд льгот, давали землю, снижали налоги, воспитанникам, обучавшимся в школах повышенного типа, предоставляли общежитие.
Часть детей умственно-отсталых перевели в школу Интернат, а социально распущенных в Вятский Институт Социального перевоспитания.
В сентябре 1928 г. в г. Уржум была переведена из г. Вятки школа интернат им. Пирогова для умственно-отсталых детей, при интернате была своя школа и 2 мастерские- столярная и швейная. 5)
На районном съезде Советов от 22 января 1931 года заслушивался доклад о всеобщем начальном обучении и ликвидации неграмотности в районе. В Уржумском районе введено всеобщее обучение с 1930 года. Учтено детей в возрасте от 8 до 12 лет 6103 человека, из них 2149 человек дети батрачества и бедноты. Для охвата их школами открыто 45 новых школьных комплектов, помещениями все школы обеспечены за счет использования купеческих и частнонаемных зданий, проведен ремонт школ, для снабжения детей бедняков было получено кожобуви 900 пар, валенок 215 пар, галош 160 пар, мануфактуры 5000 метров.
Наряду с положительными сторонами съезд отметил и недочеты в работе: нет полного охвата подростков от 12-15 лет, вовлечены в учебу 84%, недостаточная сеть общежитий, плохое снабжение школ и общежитии мебелью, инвентарем, топливом, учебниками, не хватает тетрадей, карандашей, чернил, географических карт, на 4-5 человек 1 учебник, отсутствие обуви и одежды являлось основной причиной не охвата детей всеобучем, недостаточно осуществлялось политехнизация школ, слабо шло прикрепление школ к производству и пропаганда политехнизма среди населения, отсутствие инструментарий по труду.
Проведение всеобуча и ликбеза являлось одной из первостепенных задач всех районных учреждений. На заседаниях президиума райисполкома, городского Совета, сельсоветов неоднократно ставились вопросы о ходе ликвидации неграмотности в районе, особое внимание уделялось на ликвидацию неграмотности среди допризывников, нацмен /марийцы,татары и др./, а также среди ударников стахановского движения.
Ликвидация неграмотности в районе проводилась через школы повышенного типа/ педтехникум, школы колхозной молодежи, профтехникум, медтехникум, столярную школу/, где отдельные учащиеся были прикреплены к малограмотным и неграмотным, создавались ликпункты, кружки, группы малограмотности. 6)
В помощь школе проводились субботники и месячники, проводился добровольный сбор денежных средств, а также сбор средств в порядке отчисления от субботников, сбор продуктов для горячих завтраков, заготовляли топливо, пилили и кололи дрова, производили ремонт школ и общежитий, все собранные средства вносились на текущий счет районного штаба по проведению субботников помощи школе при Уржумском отделении Госбанка. 6)
С 1 сентября 1931 года в районе было введено всеобщее обязательное 7-ми летнее образование / протокол РИКА от 10 июля 1931 г./. 7)
По постановлению Президиума Крайисполкома от 25 октября 1931 г. № 1297 при Уржумском Райисполкоме был создан отдел народного образования. 8)
Во исполнении постановления ЦКВКПб и СНК СССР от 15 мая 1934 г.
"О структуре школ" и постановления президиума Уржумского Райисполкома в июле 1935 года образцовая школа им. Некрасова объединилась с образцовой школой им.Ленина, 6-7 классы были выделены из состава школы и организована новая средняя школа, в 1936 году ей было присвоено имя С.М. Кирова. В июне из НСШ им.Кирова выделены 4 класса начальных и по 2 класса 5 и 6 в самостоятельную неполную среднюю школу № 2. 9)
В феврале 1935 года из Уржумского района был выделен Шурминский район, на 1 января 1936 года в районе осталось:
53 начальные школы
6 неполных средних школ /Буйская, Шевнинская, Байсинская, Лопьяльская, Петровская, Уржумская/.
2 средние школы/ Образцовая школа им.В.И.Ленина, Аркульская Затона "Память Кирова"/
Районная колхозная школа /РКШ/- школа готовила руководителей колхозов,ей было подготовлено 500 специалистов/.
Уржумская детская техническая станция.
Педучилище, существовало до 1955 года.
Гортеатр, в 1935 году передан в ведение народного образования.
Звуковой кинотеатр.
Государственный колхозный театр.
Дом культуры в городе и с. Буйском.
6 станционных кинотеатров.
В ведении музыкальных предприятий были свои оркестры, духовой и струнные.
Музей краеведения.
Музей С.М.Кирова- открыт 1 декабря 1935 года.
3 детских дома /дошкольный,им.Пирогова,им.С.М.Кирова/.
3 детских сада в городе, 1 в затоне "Память Кирова" и 2 в районе, всего детские сады посещали 430 человек, работали сезонные детплощадки.
3 библиотеки в городе, 7 сельских и 3 профсоюзных, увеличилась колхозных клубов, красных уголков, работали на селе 10 изб-читален. 10)
На 6 -ом Уржумском черезвычайном районном съезде Советов от 15 октября 1936 года было принято решение улучшить хозяйственно-санитарное состояние школ, обеспечить школы топливом, инвентарем, учебным оборудованием , учебниками, тетрадями. Приступить к работе по ликвидации неграмотности и малограмотности, наладить организацию горячих завтраков и транспорт для подвозки детей в школы. Съезд считал необходимым постройку новых школ в городе и районе. Отмечая слабое состояние культурно-массовой работы в районе, съезд предлагал улучшить работу домов соцкультуры, клубов, библиотек и красных уголков, всемерно содействовать развитию художественной самодеятельности в колхозах, предприятиях, учреждениях.
Организовать в колхозах кружки по изучению агротехники, наладить систематический выпуск стенных газет и усилить продвижение печати в массы.
Начавшаяся война поставила новые проблемы, в первый же год в г.Уржум и район из прифронтовой полосы были эвакуированы тысячи взрослых и детей, много различных учреждений из Ленинградской и Новгородской области:
Пионергородок № 127
Детский интернат № 128
Детский дом им.Розы Люксембург
Детский дом им.Калинина
Дом малютки из г.Боровичи
Детский дом № 75
Эвакуированные детские дома и интернаты располагались в большей степени в школах, техникумах, учащимся приходилось учиться в 3 смены. Детские дома по мере возможности обеспечивались овощами, теплой одеждой, обувью, им выделялись участки для подсобного хозяйства, вне очереди подвозились дрова, проводился ремонт зданий, школьной мебели.
Райисполком на заседании от 12.08.1944 года обязал отдел народного образования систематически контролировать учебно-воспитательную работу в детских домах и интернатах, добиваться укрепления дисциплины и порядка, развернуть массово-физкультурную работу среди детей и трудовое обучение воспитанников, укрепить пионерские и комсомольские органы, усилить работу с кадрами, путем вовлечения на заочное отделение лиц, не имеющих педобразования.
В свою очередь пионеры и школьники проводили сбор подарков для Красной Армии, для госпиталей собирали тарелки, стаканы, ложки, собирали ягоды шиповника и рябины, школы города, детские дома, интернаты прикреплялись к заготовительным организациям /райпищекомбинат, многопромысловые артели, горпо/ , заключали с ними договора на заготовку ягод и грибов.
В военные годы на заседаниях райисполкома неоднократно рассматривались вопросы: о полготовке детских учреждений к учебному году, о работе с эвакуированными детскими домами и школьными интернатами, о готовности эвакуированных и других детских учреждений к зиме, об улучшении работы детских домов района, об организации вечерних школ сельской молодежи и многие другие вопросы.
Даже во время войны, когда все внимание страны было направлено на усиление мощи Красной Армии финансирование народного образования возрастало. В 1944 году на дело народного просвещения ассигнуется 4055900 рублей с перевыполнением против фактических расходов прошлого года на 890900 рублей, из общей суммы ассигнований на детские сады будет израсходовано 470700 рублей, на школы всеобуча 324970 рублей, на мероприятия по борьбе с детской безпризорностью по 51000 рублей, на избы-читальни и сельские клубы, библиотеки 133900 рублей. Такой большой рост бюджетных ассигнований на просвещение обьясняется повышением зарплаты учителям, увеличением числа учащихся в школах всеобуча. 11)
В марте 1945 года из Уржумского района выделился Буйский район, который существовал до октября 1955 года. При разделе В Буйский район отошли 15 начальных школ, 2 семилетние, 1 средняя школа, Буйский детский дом, 2 детских сада, 3 сельские библиотеки, 6 изб читален, 2 Дома культуры, 1 сельский клуб, 2 школы сельской молодежи. 12)
В июле 1945 года учреждения культпросветработы были выделены из отдела народного образования, это районный дом культуры, сельские клубы, избы-читальни, сельские, районная, городская, детская библиотеки, музей краеведения, музей
С.М.Кирова. 13)
В ноябре 1959 года в состав Уржумского района вошел Шурминский район, передано 36 школ/ 4 средних,8семилетних,24 начальных/ и 8 детсадов. 14)
1959/1960 учебный год стал первым годом перестройки школы в свете закона " Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования". Закон определил конкретные пути воспитания и обучения подрастающего поколения в новых условиях.
Перед отделом народного образования, школами района были поставлены большие задачи по выполнению закона о всеобуче, по дальнейшему улучшению учебно- воспитательной работы, производственной ориентации, укреплени. ученических бригад.
Организованный общественно-полезный труд принимает самые разнообразные формы, начиная от самообслуживания, работы в школьных мастерских и на пришкольных участках и кончая производительным трудом на предприятиях и в сельском хозяйстве. Школьники оказывают большую помощь колхозам и совхозам в проведении сельскохозяйственных работ, в уборке зерновых, заготовке веточного корма, привлечены к сбору металлолома, золы, макулатуры, лекарственного сырья, семян дикорастущих трав, по восстановлению лесов и озеленению населенных пунктов.
В школах сложилась определенная система внеклассной воспитательной работы, которая находит отражение в таких массовых мероприятиях, как смотры художественной самодеятельности, предметные олимпиады, выставки технического творчества, туристические слеты, спартакиады и другие.
Внеклассные мероприятия, экскурсии, диспуты, лекции проводятся через Советы дружин, учкомы, комитеты ВЛКСМ, работают предметные кружки, физкультурные секции, хоровые,художественные, радиотехнические, авиамодельные,конструкторские кружки, кружки киномеханников, выпускаются школьные газеты, проводиться краеведческая и туристическая работа, проводятся встречи учащиеся с передовиками производства.
В мае 1959 года проводилась первая олимпиада математиков и физиков и в декабре 1960 года учащиеся района участвовали в первой Всероссийской математической олимпиаде юных математиков школ РСФСР.
Проводились выставки детского технического изобразительного творчества и наглядных пособий, например , в школе № 1 г.Уржума работали 2 фотокружка, физико-технический, радиотехнический, токарный, авиамодельный и другие, на выставке представлялись аэросани, электрогитара, автомат, угадывающий загаданное число, электрообогреватель.
В Доме пионеров работали кружки судомодельный, авиамодельный, радиоконструкторский,фотокино, к смотру были сделаны миноносец,прогулочный катер, скоростная модель по льду, яхты и другие. К большинству действующих моделей использовались элементы техники, автоматика,телемеханика. 15)
Занятия учащихся техникой, конструированием приборов и аппаратов, нагладных пособий и действующих моделей имеют исключительно большое общественно- полезное значение для школьников, помогают им приобрести ценные экспериментальные навыки, усиливают интерес к физике и техническим применениям.
На 23 октября 1961 года в районе значилось 135 школ, в них обучалось 18666 учащихся:
6 одиннадцатилетних школ с производственным обучением
7 средних
21 восьмилетняя школа
13 семилетних
88 начальных
3 школы рабочей молодежи
4 школы сельской молодежи, вовлечено в систему заочного обучения 82 человека.

3 детских дома, в них 386 детей
28 детских садов, из них Минпроса 12, ведомственных 16.
В 1961/1962 уч.году 14 семилетних школ реорганизовано в восьмилетние, 4 средние школы переведены на 11-летний срок обучения, оставшиеся 13 семилетних школ будут подготовлены к переводу в восьмилетнее в 1962/1963 уч.году. 16)
Создание и совершенствование системы просвещения, важнейшими этапами котрого являлись сначала введение всеобщего обязательного начального образования, а затем переход к семилетнему и восьмилетнему образованию, дали возможность накопить богатый опыт, опираясь на этот в стране развернулась огромная работа по претворению в жизнь постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР " О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы". 17)
В 1967 году прошел Всесоюзный учительский съезд, делегатами которого были лучшие из лучших педагогов. Внимание участников съезда было сосредоточено на такой проблеме ,как переход к всеобщему среднему образованию молодежи. Введение всеобщего среднего образования выдвигает перед учителями ряд сложных вопросов. Прежде всего, необходимо поднять уровень учебно-воспитательного процесса в школе, повысить качество знаний. Долг школы и учителей разъяснять и развивать в молодежи стремление получить среднее образование, прививать любовь к знаниям, наукам. В этом важном деле должны сыграть большую роль факультативные, предметные курсы, в 1967/1968 уч.году впервые были введены эти курсы, в них занимались 2219 учащихся, всего было скомплектовано 103 группы.
Многие средние школы в течении последних лет переходят на кабинетную систему знаний. Наличие кабинетной системы позволяет значительно активизировать учебный процесс, эффективнее использовать технические средства обучения и другие наглядные пособия, оживить внеклассную работу по предмету.
В 1969 году в школах оборудуются 106 кабинетов, из технических средств имеются киноаппаратура, телевизоры,магнитофоны,радиоузлы,проигрыватели,эпидиаскопы, фильмоскомы. Значительную помощь в укреплении учебно-материальной базы оказывают школам некоторые предприятьия, колхозы, совхозы.
Совхоз "Шурминский" выделил более 2000 рублей Шурминской средней школе для приобретения спортинвентаря и духового оркестра, технику для обучения механизаторов и оборудование для кабинета машиноведения. Откормсовхоз "Ройский" передал школе для учебных целей 3 трактора. Уржумская птицефабрика передала средней школе № 1 токарный станок по металлу. Выделили средства на учебное оборудование колхозы им.Коминтерна, им.Калинина и другие.
В средней школе № 3, №1, Пиляндышевской и других школах учащиеся старших классов под руководством учителей оборудуют лаборатории, кабинеты, изготовляют прекрасные приборы, пособия, ремонтируют книги, оборудование, оформляют классы, коридоры.
Такие школы, как Шурминская,Лазаревская,Байсинская,Р-Турекская, Луночарская за счет доходов полученных от пришкольных участков приобретают учебно- наглядные пособия, инвентарь. Школы Уржумского района имеют неплохую материальную базу: учебных мастерских-36
комбинированных -14
столярных -15
слесарных- 7
В последние годы осуществляется плановый переход школ на новые научно-обоснованные учебные планы, программы и учебники, в 1969 году по новым программам будут работать 1 классы, учителя должны вооружить учащихся прочными знаниями, умениями и навыками чтения, письма, начальной математики, чтобы опираясь на эти знания дети могли самостоятельно решать посильные текстовые задачи, учителя должны добиться максимального развития наблюдательности, мышления, памяти, воли у ребенка.
С 1970/1971 уч.года на новые программы предметного обучения должны перейти учащиеся с 4 класса.
В связи с перестройкой начальных классов, школ на трехлетний срок обучения и переход на новые программы и дошкольное воспитание приобретает огромное значение в подготовке детей к школе, в нашем районе в 1969 году функционировало 25 детских садов, все дошкольные учреждения были полностью обеспечены мягким и твердым инвентарем, игрушками, учебно-наглядными пособиями, методической и художественной литературой. 18)
Районный отдел народного образования провел значительную работу по подготовке учителей для занятий по новым программам, 218 учителей в 1970 году повышали научно-теоритический и методический уровень на курсах при районном методкабинете и в областном институте усовершенствования учителей.
В условиях осуществления среднего всеобуча основная масса молодежи проходит через среднюю школу и от того, как организована профориентационная работа с учащимися, во многом зависит будущее района. Исполком районного Совета 2 апреля 1974 года принял решение, в котором для каждой школы определил производственные профили на ближайшие годы и наметил меры по укреплению материально-технической базы ученических производственных бригад, при этом школы руководствовались следующими принципами:
1. Профориентационная работа начинается с младших классов и тесно и тесно увязывается с жизнью района, его развитием.
2. Приобщение учащихся к общественно полезному труду и овладение нужными для района профессиями.
3. Разъяснительная работа с учащимися и их родителями по укреплению молодежи на селе района.
Учащиеся изучали трактора, сельхозмашины, основные механизации животноводческих ферм и основы животноводства, автодело, лесничество, швейное дело, навыки агротехнической,опытнической работы с сельхозкультурами.
Настоящей кузницей кадров механизаторов можно назвать Шурминскую производственную бригаду, бессменным руководителем является заслуженный учитель школы РСФСР Сорокин Иван Сергеевич, ученическая бригада лучшая в районе, области и в Российской Федерации, ей присвоено звание лауреата премии Ленинского Комсомола. Это структурное подразделение совхоза "Шурминский". Бригада на полном хозрасчете, она рентабельна. Школьники знают нормы выработки и расценки, сами ведут учет и начисление зарплаты, управляет ей Совет бригады, в котором знают свои обязанности бригадир и звеньевые. Работа поставлена на уровне требования реформы. 19)
Внедрению хозяйственного расчета ведущих его элементов уделяется большое значение в Б-РойскойЮСавиновской,Буйской,Адовской,Байсинской ученических производственных бригад, в районе традиционным и обязательным стало проведение юных пахарей, юных полеводов, мастеров машинного доения, многие учащиеся школ стали победителями районного и областного конкурсов Всероссийского конкурса по Волгл-Вятской зоне.
Учащиеся школ района обучаются профессиям штукатура- маляра, автослесаря, механизатора-сантехника, лесовода, швей, повара, мастеров машинного доения. 20)
В 1985/1986 уч.году вводятся Правила для учащихся, в основу которых положены требования реформы школы об усилении ответственности школьников, за качество учебы, соблюдение учебной и трудовой дисциплины, повышение их обшщественной активности на основе развития самоуправления в ученических коллективах, ученические комитеты в школах должны быть настоящими помощниками руководителей школ и учителей в решении всез дел.
Коллективы детских садов работают над выполнением постановления
"О дальнейшем улучшении общественного дошкольноо воспитания и подготовки детей к обучению в школе". Руководители школ и детских садов составляют планы совместной работы, в которых предусмотрено знакомство с программой и детского сада и начальной школы, взаимопосещение уроков и занятий, совместное проведение педсоветов, консультаций. Учителя начальных школ регулярно посещают все виды занятий в детских садах, бывают на праздничных утренниках, родительских собраниях. Совместная работа лучше помогает готовить детей к школе, почти все выпускники детских садов успешно осваивают программу 1 класса, имеют правильное представление о школе. 21)
Органы народного образования, руководители школ вот уже ряд лет ведут подготовку к изменению структуры школы.
В 1986/1987 учебных годах в школу впервые придут 6-ти летние первоклассники. На одинацитилетнее образование переходят школы № 1 , № 2,Байсинская,Пиляндышевская,Донауровская,Петровская средние школы, обучение шестилеток будет проводиться в Вершинятской начальной школе, в Байсинской уже не первый год шестилетки 1 сентября садятся за парты, с 1985 года школьники изучают новые предметы " Основы информатики и ЭВМ", "Этика и психология семейной жизни".
Уже не первый год в школах района ведется углубленное изучение предметов, так в средней школе № 1 углубленное изучение химиии, в средней школе № 2- углубленное изучение биологии, в Лопьяльской школе-физика, В Б.Ройской-химии и биологии, в районе оборудовано 2 компьютерных класса в школе №3 и Р-Турекской средней школе.
В школах № 1 им.В.И.Ленина, Шурминской, Лопьяльской ведется преподавание иностранных языков со 2 класса.
Шурминская школа с 1991 года работает как школа- коледж по подготовке фермеров, средняя школа № 1 им.В.И.Ленина планирует работу как школа- гимназия. Они берут 2 направления: гуманитарное и естественно-математическое.
В мае 1989 г. и июне 1990 г. Министерство образования предложило экспериментальные учебные планы,выбор варианта учебного плана осуществляется педагогическим Советом школы, экспериментальные планы открывают широкий простор творческой инициативы каждого учителя и всего коллектива школы. 22)
Современная школа нуждается в учителе нового типа-интеллектуале, новаторе, способном искать творческие пути решения задач обучения и воспитания, учителя проходят курсовые подготовки, в межкурсовой период занимаются самообразовательной работой, с этой целью в каждой школе, в районе проводится диагностирование: отчеты учителей, итоги этой работы подводятся на метсоветах. Основной единицей структуры в повышении квалификации учителей попрежнему являются районные методические объединения, в 1993 году их в районе было 16.
Руководители РМО- это люди профессионально зрелые, успешно овладевающие передовой методикой, способные к самостоятельному поиску нетрадиционных решений задач обучения и воспитания. Они ищут новые формы в работе, усиливают внимание к практической работе: открытым урокам, практикумам, семинарам, проблемным дискуссиям, обсуждению техили иных программ, анализам паралельных учебников и т.д., вот уже 3-й год в районе проходит конкурс "учитель года", проходят творческие отчеты учителей.
В районе сложилась определенная система методической работы, созданы и работают внутришкольные, кустовые и районные методические объединения и кабинеты, деятельность их координирует и направляет районный методический кабинет. Целенаправлено работают объединения и кабинеты средних школ № 1 и № 2 города, Буйская, Савиновская, школа передового опыта учителей начальных классов.
Основные формы методической работы в этих школах: семинары- практикумы, посещение и анализ открытых уроков, опережающее рассмотрение трудных тем, сообщения об опыте работы, обзор научно-методической литературы, защита рефератов, методические кнференции, творческие отчеты учителей. Методические кабинеты школ оказывают конкретную помощь учителям через групповые и индивидуальные консультации, открытые уроки на основе показа лучшего опыта непосредственно в учебном процессе, из методического кабинета можно получить не только консультацию , но и практический материал к уроку и к воспитательному мероприятию.
Районный Дом пионеров совместно с райметодкабинетом организует методичнскую помощь, работу и семинары с организаторами по внеклассной работе, с пионервожатыми, с классными руководителями.
В 1989/1990 учебном году в районе работало 11 районных методических объединений на базе СШ № 1,7 кустовых объединений на методических объединений на базе Шурминской школы. 23)
Апрельский /1984 г./ Пленум ЦК КПСС стал крупным событием в жизни всей страны, на пленуме были рассмотрены основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы. В постановлении пленума указано: "Необходимо уже в текущем году сделать реальные шаги по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, трудового обучения и профессиональной ориентации школьников".
Школьная реформа определила новую структуру:
начальная школа 1-4 классы,
неполная средняя школа /девятилетняя/ 1-9 классы,
средняя школа 10-11 классы.
Начальная школа призвана заложить основы всестороннего развития детей, обеспечить формирование прочных навыков чтения, счета, грамотного письма, развитой речи, культурного поведения, она должна воспитывать добросовестное отношение к учению и к общественно полезному труду,любовь к Родине.
Неполная средняя школа должна вооружить учащихся систематическими знаниями основ наук, знакомить школьников с основами современного производства и ведущими профессиями, прививать навыки и умения самостоятельной работы, школа является базой для получения общего среднего и профессионального образования.
Средняя школа завершает общее среднее образование молодежи, расширяет возможности для углубленных занятий по отдельным предметам, овладения трудовыми умениями и навыками, получения первоначальной квалификации по одной из массовых профессий.
Чтобы выполнить поставленные цели и задачи, каждая школа должна иметь соответствующую материальную базу с достаточным количеством классных комнат и учебных кабинетов, мастерских спортзалов, столовых.
С переходом на обучение шестилеток и созданием для них особых условий /игровых и спальных комнат/ и всвязи с уменьшением наполняемости классов, потребуется дополнительное количество классных комнат. Сессией районнного Совета от 08.06.1984 г. утверждено новое строительство, строительство пристроев, указаны сроки и исполнители.
Обучение детей в условиях школьной реформы не возможно без дополнительной сети дошкольных учреждений-детских садов. В настоящий период функционирует 42 детских сада.
Необходимо улучшить работу с учащимися по месту жительства, обратить особое внимание на развитие сетей клубов по интересам, кружков технического и художественного творчества, спортивных секций, укрепить материально-техническую базу внешкольных учреждений.
В этом случае в школах готовятся методические выставки, образцы тематического планирования, списки методической литературы, серии конспектов, уроков по темам, творческие отчеты проходят в каждой школе района.
В школах района большое внимание уделяется пропоганде и применению на практике методики коллективного творческого воспитания, одной из первых в районе включилась в освоение коммунарской методики Шурминская школа-колледж. Нетрадиционно и творчески строят свою работу, стремятся к сотрудничеству с учащимися, немало внимания уделяют совершенствованию самоуправления в средней школе № 2, находит своих сторонников методика коллективного творческого воспитания школа-гимназия.
В Центре внешкольного воспитания работает 22 объединения, их посещает 2269 человек от дошкольного до старшего школьного возраста, в том числе ученики ПТУ и техникумов, 4 объединения работают по авторским программам- это этика, природа и фантазия, фотостудия, макраме.
По итогам года работа по программе "Наследие" была проведена районная научно-практическая конференция, этой работе была дана высокая оценка.
Детская юношеская спортивная школа является центром оздоровительной работы района. В школе 2 отделения: лыжные гонки и волейбол, а также группы по настольному теннису и кик-боксингу.
Сборные команды школ участвуют во всех областных соревнованиях. В летние каникулы дети отдыхают и занимаются в спортивном оздоровительном лагере "Юность". Не пустует и стадион "Школьник", здесь работают 8 кружков и объединений. Стадион представляется для учебных занятий, учебным заведениям города, на них проходят районные мероприятия.
Уржумский отдел народного образования стремится направить свою работу на развитие демократических начал в управлении учреждениями народного образования, повышение ответственности руководителей за качество учебно-воспитательного процесса, совершенствование инспектирования школ, продумывает меры оказания помощи школам в работе по устранению недостатков. Школам, детсадам и внешкольным учреждениям предоставляется право самостоятельно решать вопросы организации учебно-воспитательного процесса, финансово-хозяйственной деятельности и работы с кадрами. Любое проявление творческой инициативы находит понимание и поддержку сотрудников РОНО, буть то открытие школы -гимназии в г.Уржуме, работа школ по разным вариантам учебных планов или углубленное изучение отдельных предметов в школах.
В феврале 1992 года отдел народного образования был реорганизован в управление образования. Районное управление образования является стрктурно-функционным подразделением районной администрации, образуется в соответствии с Законом РФ "Об образовании" по решению органов местного самоуправления. РУО возглавляет начальник управления, назначаемый Главой районной администрации, по согласованию с Главой Департамента образования.
Районное управление образования осуществляет непосредственное управление деятельностью образовательных учреждений административного района, обеспечивая проведение единой государственной политики по области.
Задачи, возложенные на районное управление:
Обеспечение образовательных прав населения района в соответствии с Конституцией РФ, Законом "Об образовании" и реализация основных образовательных запросов граждан.
Создание условий для функционирования и развития всех типов образовательных учреждений в области дошкольного, школьного, профессионального и внешкольного образования.
Организация подготовки и переподготовки, повышения квалификации и профессионального уровня педагогических работников и управленческих кадров в сфере образования в пределах своей компетенции.
Практическое осуществление программ государственной образовательной политики с учетом специфики и особенностей района , координация деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от их ведомственной принадлежности, по вопросам развития и обеспечения деятельности образовательной сферы района, города.
Проведение анализа состояния и прогнозирование развития системы образования в районе, сбалансированной социально-образовательной политики с учетом областной стратегии и особенности района.
Координация деятельности образовательных учреждений, социальных сфер по развитию образовательных услуг, содействие их самостоятельности и ответственности.
Осуществление мер по социальной защите детства: координация деятельности служб и организаций района по этим вопросам. 24)
На 1995 год в Уржумском районе имеется:
31 дошкольное учреждение с контингентом 1197 детей,
53 общеобразовательные школы с 6169 детей,
Центр внешкольного воспитания,
Детская юношеская спортивная школа,
1 детский дом по семейному типу /в 1958 году детский дом № 2 им.Кирова и детский дом № 3 им.Калинина объединились в один детдом им.Калинина, в 1977 году он расформирован, в 1989 году закрыт дошкольный детский дом, в районе остался один детский дом./,
Стадион "Школьник",
Дом ремесел, соучредителем которого является РУО.
Несмотря на сложную социально-экономическую ситуацию, в организации деятельности РУО и образовательных учреждений идут глубокие перемены:
-обновляется содержание образования,
-вводится вариантное обучение.
Реализуя 5-летнюю программу развития образования РУО и школы района с 1991 года планомерно и последовательно осуществляется переход к вариантному обучению по следующим направлениям:
- создание инновационных учреждений /гимназия и колледж/
-открытие программных классов и групп.
-организация различных форм педагогической поддержки учащихся
-классы компенсирующего обучения /СШ № 2,Лазаревская СШ , Лопьяльская СШ, Андреевская СШ, Р-Турекская СШ/
-введение новых предметов и спец.кружков школьного компонента
-использование авторских программ
-работа по альтернативным учебникам
-применение новых методик и технологий.
Все школы работают по Базисному учебному плану. Главная цель его введения: это не только обновление содержания образования, но и развитие ребенка , его творческих способностей, самостоятельной инициативы, стремление к самообразованию. Базисный учебный план дает возможность каждой школе обрести свое лицо, сконструировать свой учебный план, приспособленный к особенностям и потребностям, запросам учителей и учащихся.
Вариантность содержания прослеживается в работе школ: учителя гимназии работают с использованием дидактической системы Занкова. На факультативной основе вводится курс иностранного языка в гимназии, СШ № 2, СШ № 3, Андреевской, Шевнинской, Савиновской средних школах, шахматы в гимназии, ритмика в Буйской, Донауровской СШ, гимназии, этика, культура общения-СШ № 2, Лазаревской, Шевнинской, Донауровской, Петровской, Орешниковской школах и др.
В области естественно-математического образования учителя района работают с использованием вариантных комплектов учебников по математике, физике, географии, химии, разрабатываются формы диференциации от групп коррекции до программ, расчитанных на средних и сильных детей.
Гуманитарное образование находится в стадии коренного обновления содержания: появились новые предметы "Человек и общество"," Граждановедение", "Познай себя","Мировая художественная литература","Этика".
Учащиеся школ района осваивают базовые знания и умения по основам прикладной экономики, менеджмента, получают допрофессиональную и начальную профессиональную подготовку.
Организация работы классов компенсирующего обучения стала одной из главных форм помощи значительной группе учащихся. Большое внимание организации компенсирующего обучения уделяется в СШ № 2, СШ № 3, СШ № 4, Лазаревской СШ, Андреевской СШ, Р-Турекской СШ.
Ведется работа по внедрению районного компонента- таковым стало краеведение и народные промыслы.
Широкое распространение в районе получили школьные курсы по психологии, этике, компьютерной грамотности и др.
В РМК / районный методический кабинет/ и гимназии установилось тесное сотрудничество с учеными кафедр педагогики и пед.мастерства Государственного педагогического института Кировского института усовершенствования учителей.
Дифференциация обучения играет большую роль в организации в школах начальной профессиональной подготовки школьников в 8-11 классах. в 1994/1995 уч.году профильное и профессиональное обучение получили 1819 школьников 8-11 классов на базе своих школ, а в городе еще и на базе 4 учреждений: Центра внешкольного воспитания, медицинского училища, управления культуры и центральной библиотеки. Учащиеся учились по 14 профессиям, таким как : тракторист-машинист категории "А,В,Г,", фермер, столяр, токарь, пчеловод, швея, оператор машинного доения, хозяйка сельского дома, повар-кулинар, младшая медицинская сестра по уходу за больными и др.
2 год школьники 10-11 классов гимназии учатся по новым профессиям: "Работник малого бизнеса" и "Помощник социального педагога" на базе Центра внешкольного воспитания.
Школьники успешно осваивают не только учебный материал , но и познают наши народные промыслы, согласно программы "Наследие". С каждым годом растет количество учащихся и педагогов, участвующих в районной выставке изделий и прикладного искусства. В этом году к традиционным изделиям из тканей, дерева, ниток прибавились изделия из металла ,глины, роспись по дереву, различные виды резьбы по дереву, вышивка, авиамодели и др.
Благодаря такой целенаправленной работе педагогов растет количество школьников, поступающих учиться по профессии "учитель трудового воспитания".

В фонде № 4 отдела народного образования Уржумского района по учетным документам значится 871 дело /528 дел за 1918-1995 гг. постоянного хранения и 343 дела за 1931-1951 гг. по личному составу/.
Документы поступили на хранение в архив:
1 поступление 10.11.1966 г. за 1918, 1939-1952 гг. 71 дело
-"- 1931-1950 гг. 349 дел Л/С
2 поступление 28.10.1964 г. 1945-1960 гг. 176 дел
3 поступление 03.06.1966 г. 1959-1963 гг. 72 дела
4 поступление 08.09.1971 г. 1964-1966 гг. 37 дел
5 поступление 10.11.1973 г. 1967-1970 гг. 17 дел
6 поступление 14.12.1977 г. 1971-1973 гг. 17 дел
7 поступление 13.03.1980 г. 1973-1975 гг. 46 дел
8 поступление 21.04.1981 г. 1975-1976 гг. 16 дел
9 поступление 17.06.1983 г. 4 дела
10 поступление 09.01.1985 г. 1977-1980 гг. 48 дел
11 поступление 21.11.1986 г. 1980 г. 6 дел
12 поступление 02.06.1988 г. 1981-1982 гг. 21 дело
13 поступление 20.07.1991 г. 1983-1986 гг. 36 дел
14 поступление 23.08.1999 г. 1987-1995 гг. 100 дел
15 поступление 10.01.2000 г. 1990-1995 гг. 42 дела

26 августа 1974 г. проведена проверка наличия, в описи 722 дела.
1 апреля 1980 г. проведена переработка фонда, в фонде 288 дел постоянного хранения.
4 апреля 1986 года проведена проверка наличия ,в описи 356 дел постоянного хранения и 349 дел по личному составу.
3 февраля 1994 г. проведена проверка наличия, в описи 428 дел постоянного хранения за 1918-1986 гг. и 397 дел по личному составу, по дополнительной описи проходили 15 дел постоянного хранения и 48 дел по личному составу.
20 августа 1993 года проведена переработка описи по личному составу , выделено к уничтожению 14 дел, объединено с другими делами 40 дел, осталось в описи 343 дела.
20 марта 2000 г. проведено усовершенствование описи постоянного хранения за 1918-1922,1938-1995 гг., составлено новое предисловие, изменена нумерация дел, опись перепечатана, в описи 570 дел.

Источник: Архивный отдел (муниципальный архив) администрации Уржумского района Кировской области. Фонд Р- 4.
Категория: Исторические справки | Добавил: Георгич (23.01.2018)
Просмотров: 708 | Теги: Уржум, архив, Кировская область, образование, РОНО, историческая справка | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта