Сигизмунд Александрович Леваневский
(1902-1937)
Полярный летчик, участник спасения челюскинцев, выпускник Качинской авиационной школы в Севастополе,
Герой Советского Союза
Сигизмунд Александрович Леваневский родился 2 мая 1902 года в Петербурге, куда переехали его родители в поисках работы. Раньше они жили в польской деревне Сокулка Гродненской губернии, недалеко от Беловежской пущи. Отец работал кузнецом. В Петербурге смог устроиться дворником и несказанно обрадовался тому, что семья получила квартиру из двух комнат. В 1910 году Александр Петрович Леваневский умер, когда старшему сыну Владиславу было 12 лет, Юзефу - 10, Сигизмунду - восемь, а младшей Софье - 3 года.
В 1916 году, окончив три класса уездного училища, вынужден был бросить ученье. Денег не было. Семья - пять человек. Одна мать работает. Трудно было ей прокормить семью. Пошел я на завод чернорабочим.
Мать часто говорила, что Сигизмунд похож на отца. Широкоплечий и высокий юноша выглядел гораздо старше своих лет. На заводе акционерного общества "Рессора" он таскал катушечные валики в ящике с нижнего этажа на четвертый - тяжелая и однообразная работа. Но он понимал, что его небольшая получка хоть отчасти облегчает жизнь семьи. Юноша остро чувствовал нужду, несправедливость и тянулся к тем рабочим, которые открыто критиковали хозяев завода, мастеров. А те политикой "кнута и пряника" всегда поддерживали послушных, разобщали рабочих. С первых трудовых лет Сигизмунд возненавидел угодничество, и это осталось на всю жизнь.
В октябрьские дни 1917 года Сигизмунд не появлялся дома целыми сутками: он был вместе с красногвардейцами завода.
Стали закрываться заводы - не было сырья, топлива. Закрылась и "Рессора". Пятнадцатилетний Сигизмунд оказался на улице, без работы. Зима еще больше обострила трудности. Но самое страшное испытание - голод. Участились перебои в снабжении. Красногвардейский отряд, в котором состоял Сигизмунд, участвовал в проведении массовых обысков в городе, а также разыскивал продовольственные запасы на товарных станциях.
...На семейном совете Сигизмунд сказал, что несколько человек с его завода собираются ехать в Вятскую губернию за хлебом. Каждый может купить и привезти для своей семьи два пуда зерна.
Внимательно следивший за разговором Юзеф сказал, что он поедет вместе с Сигизмундом в Вятку. На том и порешили... Заводской комитет выдал мандаты и разрешение на провоз хлеба. Питерские рабочие составляли ядро продотрядов и организованных групп, которые отправляли хлеб в Петроград и Москву.
Братья Леваневские приехали в Вятку, оттуда их отправили в Уржум. Сигизмунда поставили работать весовщиком на ссыпном пункте - ему, не по годам серьезному юноше, оказали большое доверие. Юзефу такая однообразная работа показалась неинтересной, и он вскоре уехал домой, захватив положенное количество хлеба.
Сигизмунд споро делал свое дело и строго соблюдал законы: ведь по работе весовщика крестьяне судили о Советской власти. Он помогал крестьянам ставить мешки на весы, тщательно взвешивал зерно и аккуратно оформлял документы. Бывали дни, когда хлеб не подвозили, и тогда Сигизмунд вместе с бойцами продотряда выезжал в села реквизировать излишки. Опасное это было дело: кулаки устраивали засады, обстреливали продотрядовцев, настраивали против них середняков. Сколько же нужно иметь энергии, смелости и классового чутья, чтобы изъять хлебные излишки у кулаков и не обидеть середняков! Деревенская беднота активно включалась в борьбу и, почувствовав мощную поддержку рабочих отрядов, создавала в деревнях комитеты бедноты. Они и помогали произвести справедливое изъятие хлебных излишков. Вскоре Сигизмунд стал бойцом продотряда. Ему выдали военную форму... Через два месяца после отъезда брата Сигизмунд получил письмо из дома. Брат писал: "Приезжай домой. Мы уедем в Польшу. Нам дано право репатриироваться. Мы решили выехать всей семьей..."
"Выехать не могу, - ответил Леваневский, - я здесь очень нужен".
С 1919 года Сигизмунд – командир роты и батальона, начальник штаба и командир стрелкового полка (Восточный фронт). В 1921 году участвовал в ликвидации бандформирований в Дагестане.
После контузии и тифа юному красному командиру удалось за два года пройти такую жизненную "академию", которая заложила основу на все последующие годы. Ему трижды повезло: в продотряде не подстрелили кулаки, на фронте не убили белые и даже тиф его не скосил.
В 1921 году Леваневский женился на Наталье Дегтяревой, которая работала в военкомате. После бракосочетания молодые переехали в Петроград. Впоследствии у пары родились сын Владислав и дочь Элеонора. Сигизмунд устроился в хозяйственную часть аэропорта, где впервые увидел в непосредственной близости самолет.
С 1921 года – завхоз 4-го воздухоплавательного отряда (город Петроград).
Осенью 1923 года направлен на учёбу в Севастопольскую военную авиационную школу морских лётчиков (Кача), но опоздал к началу занятий.
Временно работал завхозом Севастопольской военной школы морских лётчиков (ВШМЛ).
С 1924 года – курсант Севастопольской ВШМЛ, окончил её в 1925 году.

Служил в строевых частях ВВС Красной Армии. Затем – лётчик-инструктор Севастопольской ВШМЛ.
С 1928 года С.А. Леваневский – в запасе.
В 1928-1929 годах – лётчик-инструктор Николаевской лётной школы Осоавиахима.
В 1929-1933 годах – начальник Всеукраинской лётной школы Осоавиахима (город Полтава).
С весны 1933 года – в Полярной авиации.
Летом 1933 года перегнал летающую лодку «Дорнье-Валь» из Севастополя в Хабаровск.
13 июля 1933 года вылетел на Чукотку для оказания помощи потерпевшему аварию при выполнении кругосветного перелёта американскому лётчику Дж. Маттерну.
20 июля 1933 года доставил американца в город Ном (Аляска).
Осенью 1933 года совершил ряд агитперелётов по Украине.
13 февраля 1934 года находившийся в экспедиции пароход "Челюскин" затерло льдинами в Чукотском море. Судно буквально сплющило с разных сторон, и в течение двух часов оно ушло под воду. В результате катастрофы 104 человека оказались на льду. Одного члена экипажа завалило грузами, и он так и остался на затонувшем судне. Ситуация требовала решительных действий, иначе все выжившие могли погибнуть.
В Москве создали специальную Правительственную комиссию во главе с Валерианом Куйбышевым. Ее первое решение гласило: необходимо эвакуировать людей при помощи авиации. 5 марта полярный летчик Анатолий Ляпидевский смог приземлиться у лагеря и снять со льдины десять женщин и двоих детей. Всего до 13 апреля летчики совершили 23 рейса, постепенно перевозя людей в чукотское становище Ванкарем, находящееся в 140–160 км от места ледовой стоянки. За судьбой пассажиров "Челюскина" следил весь мир.
Шесть летчиков, снявших людей со льдины, стали первыми Героями Советского Союза. Седьмым это звание присвоили Сигизмунду Леваневскому, хотя он не вывез из ледового лагеря челюскинцев ни одного человека. С началом операции его командировали в США для приобретения двух современных и пригодных для эксплуатации в Арктике самолетов. Сигизмунда выбрали потому, что именно он годом раньше доставил на родину американского пилота Джеймса Маттерна.
Пилот Сигизмунд Леваневский был «звездой» Советского Союза, любимцем Иосифа Сталина и почетным гостем в Кремле. Его фото печатали на марках, а остальные летчики хотели быть похожими на него.

С 1934 года учился в Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского. В начале 1935 года прервал учёбу для подготовки трансарктического перелёта в США через Северный полюс, идею которого он выдвинул на страницах газеты «Правда».
В апреле-мае 1937 года испытал в Севастополе, а затем перегнал в Москву закупленные в США амфибию S-43 и летающую лодку «Дуглас» DF.
Мало кто знает, что именно Леваневскому принадлежала идея перелета из Советского Союза в США через Северный полюс.
Иосиф Сталин отправил Леваневского последним, чтобы, скорее всего, предыдущих два экипажа как следует испытали все сложности маршрута.
12 августа 1937 года в 18.15 на четырёхмоторном самолёте ДБ-А (бортовой номер Н-209) (второй пилот – Н.Г. Кастанаев, штурман – В.И. Левченко, бортрадист – Н.Я. Галковский, бортмеханики – Г.Т. Побежимов и Н.Н. Годовиков) С.А. Леваневский стартовал по маршруту Москва – Северный полюс – Фэрбенкс (США).
Из Фэрбенкса самолёт, после дозаправки, должен был перелететь в Нью-Йорк. Полёт проходил в сложных метеоусловиях. 13 августа 1937 года в 13.40 самолёт прошёл Северный полюс. В 14.32 с борта самолёта поступила радиограмма с сообщением, что остановился крайний правый мотор. На этом связь оборвалась. Несмотря на поиски, продолжавшиеся около года, самолёт так и не был найден. По одной из наиболее аргументированных версий, Н-209 потерпел катастрофу недалеко от берегов Аляски.
Больше о судьбе самолёта и экипажа достоверно ничего не известно, кроме неподтверждённых радиограмм, принятых радиолюбителем Ф.М. Пилясовым на советском Крайнем Севере около 22:00 13 августа («Идём на трёх, снизились, вижу ледяные горы») и теплоходом «Батум» 30 сентября в 17.32 московского времени («лат 83-Норд лонг 179 вест РЛ»). После пропажи самолёта были организованы поиски, как в СССР, так и в США, но результатов они не дали.
Одним из первых был награжден Золотой Звездой Героя Советского Союза (1934 год) сразу после учреждения этого звания. Награжден также орденом Ленина, орденами Трудового Красного Знамени и Красной Звезды.
Источники:
- Сальников Ю.Н. Жизнь, отданная Арктике: О Герое Сов. Союза С.А. Леваневском / Ю.П. Сальников. - Москва: Политиздат, 1984. - 208 с.: 4 л. ил.; 16 см.
- ForPost-sevastopol.SU https://sevastopol.su/faces/levanevskiy-sigizmund-aleksandrovich
|